Проект "Берегите природу"
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 25 «Теремок»
г. Вольска Саратовской области
Проект:
«Берегите природу»
Руководитель:
Шишкина Елена Михайловна
Воспитатель первой
квалификационной категории
Участники проекта:
дети II младшей группы
и их родители.
2013г.
Все хорошее в людях из - детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Н. Луконин.
Обоснование актуальности проекта:
«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача.
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.
Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. В нашем детском саду детские исследовательские проекты, исследовательские работы, развивающие исследовательские занятия практикуются не первый год. Педагоги считают, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Проблемное поле проекта:
1.Низкий уровень знаний у детей о природе.
2. Недопонимание детьми взаимосвязи живой и неживой природы.
3.Отсутствие у детей активно-действенного отношения к природе.
4.Возрастает необходимость накопления опыта в природоохранной деятельности со среднего возраста.
5. Недостаточность примера взрослых, а то и отсутствие его.
Идея проекта:
Формирование активно-действенного отношения к природе, личной ответственности за состояние окружающей среды со среднего возраста.
Цель проекта:
Гуманно - ценностные отношения к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботится о живом, создавать необходимые для жизни условия.
Задачи проекта:
- создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ для реализации приоритетного направления;
- формировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;
- развивать познавательные умения детей и родителей при овладении исследовательскими методами познания природы;
- организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей;
- реализовать одну из форм работы с родителями проектно-исследовательской деятельности «Экологическая тропа моей семьи»;
- развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры;
- развивать первоначальные географические представления, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности;
- воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе родного края.
- воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.
Сроки реализации проекта: один год.
Участники проекта: сотрудники ДОУ, дети младшей группы и их родители.
Этапы реализации проекта:
1 этап - аналитический (май – август). Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.
2 этап - организационный: планирование и прогнозирование предстоящей работы (август - сентябрь). Задачи этапа: экологизация всех разделов программы воспитания и обучения дошкольников; создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведения экологических акций.
3 этап - практическая деятельность (учебный год). Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведения экологических акций.
4 этап - итоговый, диагностический (апрель). Обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.
Ожидаемые результаты проекта:
- создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;
- совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта;
- у детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы;
- ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы;
- будут проявлять готовность оказывать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;
- дети будут пытаться контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.
- у ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно - следственные связи.
- у детей будет не только проявлять интерес к объектам окружающей среды, но и будет попытка оценить их состояние с позиции хорошо-плохо;
- в результате будет создана развивающая среда для организации экологических мероприятий;
- разработаны мероприятия по охране и улучшению природной среды;
- созданы условия для практической и исследовательской деятельности;
- создан живой уголок;
- организованы экскурсии, походы;
- привлечены к совместной работе родители, педагоги, люди, связанные с природоохранной деятельностью;
Формы работы по реализации проекта:
- наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе;
- познавательное чтение;
- конкурс загадок о природе;
- экологические беседы: 1) Мы - друзья природы. 2)Жалеть надо уметь.
3) Удивительное рядом. 4) Наш друг - лес. 5) Звери и птицы зимой. 6)Зелёная аптека. 7) Где живут наши меньшие братья. 8) Как мы помогаем природе? 9) О тех, кого мы не любим. 10) О культуре поведения в природе. 11) Природа - наш дом. 12) Учитесь доброте. 13) Птицы - наши друзья;
- “Уроки доброты”;
- конкурсы и викторины;
- продуктивная деятельность, защита плакатов;
- лаборатория (опыты и эксперименты): 1) Можно ли вырастить витамины на окне. 2) «Птичья столовая». Какая кормушка пользуется успехом. 3) Какой снег быстрее тает. 4) Можно ли дать жизнь срезанной веточке? 5) Волшебница-вода. 6) Растворяемые и не растворяемые вещества. 7) Исследование свойств воды, воздуха, почвы. 8).Тонущие и плавающие объекты. Промокающие и не промокающие материалы.
- выпуск экологический газеты,
- инсценировки и театрализации;
- экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.
- эколого - познавательные праздники и развлечения: «Золотая осень», «Мы рады Зимушке-зиме», «Лето звонкое запело», «Просыпается природа». Праздник птиц. Праздник цветов.
- природоохранительные и практические мероприятия:
1. Защита природной среды (подкормка животных, спасание животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц, установление табличек, в местах распространения охраняемых растений, сбор семян, их сушка).
3. Улучшение природной среды (посадка растений, Операция «Мой двор - моя забота» - озеленение территории МДОУ, близ лежащей территории; оформление клумб, уход за комнатными растениями).
4. Сохранение и использование эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала).
Содержание проекта включает в себя деятельность всех участников воспитательно - образовательного процесса в экологических акциях, которая проходит через четыре этапа:
- Экологическая тревога
- Экологические знаки
- Экологическая тропа
- Экологическая газета
- Итоговое мероприятие
Основные направления деятельности
План - карта действий по реализации проекта для детей 4-5 лет.
АКЦИЯ «Интересно, что у нас под ногами?» (август-сентябрь)
Цель: обучение детей основам поддержания чистоты в различных местах: дома, в детском саду, на природе.
№ п/п | Этапы акции | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Экологическая тревога: загрязнённый участок. | Сбор в поход (беседа, наблюдение, труд). Чтение О.Солопова «Приключение кота Леопольда и его друзей во дворе» | Трудовой десант «Посадка саженцев деревьев в чистом дворе». |
2. | Экологические знаки | Распределение знаков на участке детского сада. | Изготовление знака «Не сорите». |
3. | Экологическая тропа | Игра-путешествие «Собери и положи». Игра-любование на участке. | Составление карты-схемы экологической тропы моей семьи. |
4. | Экологическая газета | Раскрашивание листовок «Чистый двор» для составления газеты. Аппликация «Осенняя открытка». | Изготовление газеты «А у нас во дворе», «Фотогазета». |
АКЦИЯ «Птичье меню» (октябрь-ноябрь)
Цель: воспитывать чуткое отношение к птицам, желание помочь им зимой.
№ п/п | Этапы акции | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Экологическая тревога Птицам нет еды | Наблюдение, беседа. | Оформление коробки для корма птиц. |
2. | Экологические знаки | Аппликация «Птички в кормушке». | Составление слайдов, что едят птички. |
3. | Экологическая тропа | Экскурсии, п/и, д/и Раскладывание корма в кормушки. | Изготовление птичьих кормушек, развешивание по экологической тропе. |
4. | Экологическая газета | Разучивание стихов о птицах. | «Заботимся о птицах зимой» -плакат экологической направленности. |
АКЦИЯ: «Ёлочка-краса» (декабрь)
Цель: обучение общению с природой, бережному отношению к елям.
№ п/п | Этапы акции | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Экологическая тревога Вырубка елей к новогоднему празднику. | Инсценировка: «Встреча с ёлочкой» | Выпуск плакатов. |
2. | Экологические знаки | Изготовление альбома «Спасём ёлочку» | Изготовление табличек знаков «Не рубите ели» |
3. | Экологическая тропа | Цикл наблюдений за елью. Укрыть ёлочку снегом. | Установка знаков по экологической тропе. |
4. | Экологическая газета | «Кто дружит с елочкой?» | Оформление стенгазеты о пословицах и поговорках о сохранение ели. Фотовыставка новогодней ели на своей экологической тропе. |
АКЦИЯ «Капелька воды» (февраль-март)
Цель: Формирование представлений о значении воды в нашей жизни, обучение бережному отношению к ней.
№ п/п | Этапы акции | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Экологическая тревога: вода в опасности | Капитошка рассказывает… Опыты по изучению свойств воды. | Создание семейной лаборатории. |
2. | Экологические знаки | Рисование «Мир в капельке воды», «Радуга-дуга». | Выставка «Запрещающие знаки». |
3. | Экологическая тропа | Экскурсия «Кому нужна вода». Развлечение «Вода и птички». | Изготовление атрибутов к развлечению. |
4. | Экологическая газета | Составление книжки-раскраски «Вода и жизнь». | Разучивание стихов о воде в семейном кругу. |
Итоговый результат проекта для детей 4-5 лет и родителей - развлечение апрель посвящение в юных защитников природы с вручением почётного значка.
Приложение 1.
Предметно развивающая среда по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей:
Альбомы: «Животные и птицы средней полосы».
Трафареты и книги - раскраски, с изображением животных, растений, плодов.
Модели: «Правила обращения с животными и насекомыми».
Разрезные картинки, «Домино - животные».
Картинки из серии «Дикие животные».
Фланелеграф для обыгрывания «Кто как от дождя спасается».
Оборудование для экспериментов с водой.
Деревянные ложки, погремушки, металлофон, барабан для формирования умений подыгрывать простейшие мелодии.
Коллекция наборов открыток зверей, птиц, рыб, насекомых.
Иллюстрации с изображением насекомых.
Атрибуты с изображением животных в уголок ряженья и спортивный уголок.
Материалы и оборудование для рисования пальчиком на подносах с крупой.
Материалы и оборудование для свободного рисования, лепки, аппликации, строительный материал.
Рекомендации для родителей.
Рассматривать иллюстрации с изображением явлений природы, животных.
Рассматривать игрушки изображающие домашних и диких животных.
Приготовить блюда для детского питания из разнообразных продуктов: мед, яйца, молоко, сметана, творог.
Подготовить с ребенком рассказ о питомце.
Привлечь ребенка к уходу за домашним питомцем.
Подготовить фотографии питомцев для выставки.
Понаблюдать за животными, птицами на прогулке.
Прочитать народные сказки про животных
Изготовить маски для игры – драматизации.
Рассказать интересные истории с участием животных.
Приложение 2. Рисование «Радуга – дуга».
Программные задачи: продолжать учить детей отражать свои представления о красивом природном явлении – радуге, используя выразительные средства (цвет, форма, величина). Совершать свободные движения руки при рисовании. Развивать чувства цвета. Воспитывать эстетическое отношение к природе, аккуратность и использование гуаши и акварели.
Предварительная работа: Чтение литературы о природных явлениях, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций.
Ход занятия: в гости к детям приходит мокрый котенок. Воспитатель спрашивает его, что с ним произошло. Котенок рассказывает свою историю: «пошел я гулять, и попал под дождь, а дождь такой холодный, мокрый, да и кому он нужен». Воспитатель: «Зря ты так про дождик, он много кому нужен, ребята расскажите котенку, зачем нужен дождь» (ответы, детей).
Котенок: «Хорошо, убедили, дождь полезный, но он такой не красивый».
Воспитатель: «И здесь ты котенок не прав, зато после дождя бывает одно природное явление, которое очень красивое. Ребята, что это за явление?» (ответы детей).
Котенок: «А я ни когда не видел радугу. Вот бы и мне посмотреть на нее».
Воспитатель: «Не расстраивайся котенок, ребята сейчас тебе нарисуют радугу. Ребята нарисуете для котенка радугу?» (ответы детей).
Дети приступают к работе. Задача воспитателя совершенствовать движение руки при рисовании, использовать разноцветную палитру красок.
После окончания работы, котенок рассматривает рисунки детей, отмечает самые ярки. Просит устроить выставку.
Аппликация «Осенняя открытка».
Программные задачи: учить вырезать детей круг путем плавного закругление углов квадрата, разрезать круг по сгибу пополам; составлять из частей кругов, полукругов и узкой полосы – изображение нераспустившегося и распустившегося цветков; использовать в аппликации два оттенка одного цвета; закреплять приемы аккуратного наклеивания.
Материал: у воспитателя открытка с изображением цветов. Фланелеграф и части цветка, два полукруга светлого и два полукруга темного оттенка для распустившегося цветка и два кружка разной величины для бутона, несколько зеленых полукругов (листья), полоски (стебли), квадрат для показа вырезания. У одних детей квадраты 5х5 см и 4х4 см одного цвета, но разных оттенков, у других – квадраты 5х5 см и 2,5х2,5 см для бутонов; на двоих детей квадраты зеленого цвета для листьев 6х6 см, 4х4 см по несколько штук; узкие полоски 13х0,5 см; ножницы, клей, заготовка для открытки.
Ход занятия:
воспитатель предлагает детям сделать красивую открытку к празднику «Осень» и подарить ее папе или маме. Показывает открытку на которой изображены цветы и бутоны. Поясняет, что у распустившихся цветов видно все лепестки, а у бутонов лепестки еще свернуты и те которые внутри не видно. Предлагает детям тоже сделать открытки с цветами и бутонами. На заранее приготовленном фланелеграфе заранее прикреплены два зеленых стебля. Говорит что бутон можно изобразить из двух кружков – большого и маленького. Лепестки его свернуты, а те которые в нутрии бутона, только начинают показываться (прикладывает маленький кружок так, чтобы он наполовину находил на большой). Спрашивает детей, какого цвета большой и маленький кружки, из которого составили бутон.
«Чего не хватает у нашего нераспустившегося цветка? – спрашивает воспитатель – листья можно сделать из полукругов». Вызывает ребенка и просит его прикрепить полукруги зеленого цвета.
Затем воспитатель выкладывает распустившиеся цветок. С начало верхние лепестки, которые немного раздвинуты, потом - нижние. Обращает внимание детей на то, что листья можно приложить к стеблю по другому.
Затем объясняет и показывает приемы вырезывания из квадрата круг. Круг нужно вырезать начинать с середины стороны квадрата и закруглять уголок до середины другой стороны квадрата, так чтобы он отпал.
Во время работы необходимо следить, чтобы дети использовали всю поверхность квадрата, левой рукой плавно поворачивать квадрат навстречу ножницам.
После завершения работы, воспитатель предлагает подарить открытку, кому они захотят и пожелать хорошего настроения.
Приложение работа с родителями.
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, человека, который будет жить в XXI в. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Наша задача - показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. Что включает в себя понятие «экологическая культура»? Экологическая культура - это знания, практические навыки, эстетические переживания - эмоциональное отношение и практические поступки и поведение детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т. д.).
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции), так и нетрадиционные (деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях:
педагог - родитель;
педагог - ребенок - родитель.
Прежде чем выстраивать работу, надо понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат). Значит, важно проводить работу дифференцировано, объединив родителей в подгруппы.
Необходимость индивидуального подхода определяется также следующим. Традиционные формы работы, рассчитанные на большое количество людей, не всегда достигают целей, которые мы перед собой ставим.
При выборе форм общения с родителями надо помнить: намследует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Например, при организации родительского собрания на тему «Задачи экологического воспитания» воспитатель может провести предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем (анкета 1). Родительское собрание можно начать с викторины между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировать вместе с родителями данное мероприятие, сделать выводы: основы экологического воспитания направлены на формирование ответственного отношения к окружающей среде; одно дошкольное учреждение без помощи семьи ничего не сможет сделать: общеизвестно, что 80 % черт характера ребенка закладывается в семье.
Для формирования экологической культуры нужно дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызывать эстетические переживания (живое прекрасно), сопереживать живым существам (мы не имеем права уничтожать то, что создала эволюция, природа, а не мы). Одним словом, мы должны закладывать в сознании детей ощущение окружающего мира как дома. Поэтому можно предложить родителям серию наблюдений в природе и специальных заданий типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката... И если подобное предлагать детям и родителям регулярно, то они научатся слушать музыку «лугов и полей, любоваться травами, насекомыми, птицами - одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь».
Чувство природы является основой экологического - и эстетического - сознания человека. Для этого детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблица умножения. Можно предложить родителям совместно с педагогами составить правила поведения в природе. Например: Лекарственные растения - это общее достояние, это наше богатство, которое надо бережно использовать и охранять. Собирать растения нужно грамотно, со знанием дела. Не разрешайте детям бесцельно их рвать.
Насекомые опыляют растения, создают красоту нашему лугу. Ловля их - браконьерство. Без бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел наш луг - не луг. Не ловите бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел.
Ягоды - источник пищи не только человека, но и животных. Сборы ягод в букетики дорого обходятся растениям: они долго болеют и даже могут погибнуть. Ягоды, орехи собирайте так, чтобы не повредить веточки.
Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например, не затушенным кострам, оставленному мусору. Им целесообразно противопоставить правильные практические действия: уборку мусора, расчистку родников и т. д. Особое внимание надо уделить искоренению в некоторых детях стремления мучить животных, убивать их. Для приобретения опыта поведения в природной среде можно использовать экологические ситуации. Например. Дети нашли в лесу ежика и принесли его домой. Хорошо ли это для ежа? (В чужой среде он погибнет: человек не сможет обеспечить ему необходимые для жизни условия. Дикое животное должно жить на воле; значит, ежа надо вернуть в лес. Животные в природе не потерянные и не брошенные: они живут своей жизнью.)
Можно использовать и словесные ситуации, которые хорошо предложить родителям обсудить дома с детьми. Например. На ваших глазах малыш подбежал к стае голубей и разогнал их.
Дайте оценку этому поступку.
Как бы Вы поступили?
Что надо делать, когда встречаете птиц?
Знаете ли Вы, чем нельзя кормить птиц зимой?
Надо ли помогать птицам? Как?
Нужно ли срывать несъедобные ягоды калины, крушины, рябины без необходимости?
В итоге вместе с родителями надо сделать вывод: показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка.
Эффективной формой работы с родителями является, например, круглый стол «Воспитание доброты к природе».
Начать можно с прослушивания магнитофонной записи рассказов детей о своих питомцах. Для родителей, дети которых проявляют жестокость к животным, цель беседы - не навреди. Для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель - заинтересовать. Поэтому для каждой подгруппы родителей целесообразно организовать отдельную беседу.
Вопросы к родителям, чьи дети проявляют жестокость по отношению к животным.
1. Имеются ли дома птицы, рыбы, растения?
2. Как относится ребенок к ним в семье, на улице?
3. Проявляет ли сострадание, сочувствие?
4. Как Вы сами относитесь к животным?
5. Какие виды совместной деятельности в общении с природой практикуются в Вашем доме? (Книги, прогулки, ТСО, труд, уход.)
Вопросы к родителям, чьи дети равнодушны к животным.
1. Имеются ли дома объекты природы?
2. Проявляет ли ребенок к ним интерес?
3. Есть ли у него желание ухаживать за ними? Проявляет ли самостоятельность в оказании помощи?
4. Задумывались ли Вы над тем, как привлечь внимание ребенка, вызвать интерес к природе? Что бы Вы предложили для поддержания интереса к природе?
5. Как считаете, влияет ли Ваше поведение на формирование отношения ребенка к природе?
Советы родителям, чьи дети проявляют жестокость по отношению к животным.
1. Прочитать книги о природе Бианки, Пришвина, Чарушина, Паустовского.
2. Предложить, если дома нет объекта природы, его завести и вместе ухаживать.
3. Оказывать вместе с ребенком помощь животным на улице.
Советы родителям, чьи дети равнодушны к животным.
1. Вырастить в семье комнатное растение и зарисовать его (ребенок должен знать цель - подарить кому-то, украсить комнату).
2. Приобрести игрушку - образ животного, обыграть ее.
Еще одна форма работы с семьей - педагогические ширмы, в которых родителям необходимо давать четкие, конкретные, практические советы по узкой теме. При этом родители должны получать ответы на интересующие их вопросы. Например: что рассказать ребенку, чему научить его, на что обратить внимание. Здесь же воспитатель может предлагать родителям серию вопросов, которые они будут решать вместе с ребенком дома, на природе. В ширме хорошо помещать и логические задачи, решать которые дети могут самостоятельно или с помощью взрослого. Например. На асфальт после сильного дождя выползло много дождевых червей. Почему? Что ты будешь делать?
Через ширмы можно знакомить детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят? Например. Проверьте свои наблюдения и расскажите детям: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Объясните.
Такую форму работы, как консультации, например «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье» можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Здесь важно напомнить родителям: прежде чем читать книгу детям, необходимо, чтобы сами родители вначале прочитали ее. Можно на консультации показать родителям сценку, например «Лесные уроки вежливости», в которой сказочные персонажи (Каркуша, Гном-Гномыч и др.) расскажут о том, как надо вести себя в природе. После просмотра воспитатель может побеседовать с родителями, дать им конкретные советы, порекомендовать детям дома делать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации о природе, посмотреть какие-то телевизионные передачи и т. д.
А консультацию «Совместная деятельность родителей и детей по выращиванию комнатных растений» можно начать с викторины, задавая вопросы детям и взрослым. Например:
Отгадай по загадке растение и найди его (по три растения).
Назови растение и расскажи: какого ухода оно требует?
Придумай нежные слова своему растению.
После ухода детей воспитатель: рассказывает о видах работ по уходу за комнатными растениями дома и показывает их; дает советы по подбору, содержанию, уходу за растениями дома; напоминает родителям о том, что дети должны знать цель труда; советует родителям придумать имя своему комнатному растению, разговаривать с ним как с живым, замечать все изменения, которые с ним происходят, и зарисовывать их.
Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.
И в заключение. В старину был такой обычай: пришедшему в дом жениху подсовывали кошку. Если он гладил животное, играл с ним - добрый человек пришел; если обходился грубо - настораживались, так как по отношению к животному проверяется и отношение к человеку.
Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей»
ФИО______________________________________________________________
Возрастная группа__________________________________________________
1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается? ______________________________________________________
2. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение углубленно занимается вопросами экологического воспитания детей?___________________________
___________________________________
3. Интересует ли Вас лично данная проблема?___________________________
4. Ощущаете ли Вы по ребенку, что в ДОУ много внимания уделяется экологическому воспитанию?________________________________
___________________________________
В чем это проявляется?______________________________________________
Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т. д. (нужное подчеркнуть)
5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? __________________________________________________________________
Чем можете оказать помощь ДОУ по экологии?_________________________
__________________________________________________________________
6. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников?__________________________________________
В чем это проявляется?______________________________________________
Беседовали с ребенком о природе; оборудовали в семье уголок природы; приобрели животных; подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу; проводите наблюдения с детьми за природными объектами; сажаете деревья, охраняете природу (нужное подчеркнуть).
7. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? _____________
Нужно ли это делать? ___________________________________________
8. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми)._______________________________________________________________
9. Как оцениваете работу ДОУ по данному вопросу? _____________________
10. Ваши предложения, пожелания. ___________________________________
Анкета для родителей "Использование художественной литературы в семье". «Книга в семье».
ФИО____________________________________
Возрастная группа________________________
1. Какие книги для чтения детям есть у Вас дома? Перечислите их.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Есть среди них книги о природе? Назовите их.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Как Вы отбираете книги для чтения детям, чем руководствуетесь при покупке литературы детям?
Смотрю содержание, учитываю возраст, отбираю по иллюстрациям, покупаю случайно, если нет дома такой книги, то беру...(нужное подчеркнуть).
4. Как Вы читаете книги? (По просьбе ребенка, по своей инициативе, ребенок читает самостоятельно)
5. Обсуждаете ли Вы содержание прочитанного с ребенком?______________
_________________________________________________________________
Цель обсуждения. 1. Предлагаю просто пересказать. 2. Спрашиваю, что нового узнал из книги. 3. Обсуждаю поступки героев, их поведение (нужное подчеркнуть)
6. Как Вы считаете, оказывает ли влияние книга на поведение и отношение детей к природе?________________________________________________________
7. Имеется ли у Вас дома литература для взрослых по природе?__________________________________________________________
Используете ли Вы ее при общении с ребенком?_________________________
Как часто? При каких ситуациях?
Не знаю как ответить на вопрос ребенка; хочу рассказать что-то новое; не использую — ребенок не интересуется... (нужное подчеркнуть)
Примерная тематика бесед и консультаций с родителями по экологическому воспитанию
1. Не причиняя вреда природе. (Обговорить правила поведения в природе.)
2. Пусть цветут травы! (Познакомить с травянистыми растениями, рассказать об их пользе, о том, как их беречь.)
3. Поклонись ягодке. (Поговорить о ягодах Подмосковья, рассказать, какие знания можно дать детям, правила сбора ягод, их охрана.)
4. Крылатые доктора. (Познакомить с птицами, за которыми можно проводить
наблюдения; на что обращать внимание, какую помощь можем оказать им зимой; каким кормом можно кормить.)
5. Сокровища леса. (Роль леса в жизни человека; что человек получает от леса, как вести себя в лесу; помощь человека лесу.)
6. Ядовитые растения. (Познакомить с ними, каковы правила обращения с ними, охрана ядовитых растений.)
Примерная тематика ширм для родителей по экологическому воспитанию
1. Азбука поведения в природе.
2. Прогулки в природу.
3. Войди в природу другом!
4. Очей очарованье!
5. Зеленая аптека (о комнатных растениях).
6. В лес по грибы.
7. Поможем крылатым докторам (о птицах).
8. Наши друзья - насекомые.
9. Защитим друзей леса!
10. Пожар - это беда леса!
11. Сбережем нашу елочку.
12. Цветы - земной красы начало.
13. Первоцветы - вестники весны.
14. Давайте беречь воду!
Сбережем родную природу
Материал круглого стола для родителей
1. Предложить родителям обсудить следующие вопросы.
• Оказывает ли природная среда влияние на развитие общества?
• Оказывает ли общество влияние на природную среду?
• Может ли мораль (нравственность) быть регулятором отношений человека к природе?
2. Разобрать следующие ситуации.
• Находясь на прогулке в лесу, пятилетний Павлик увидел красивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну внимательно ее рассмотреть и запомнить внешний вид. «Дома мы посмотрим в книге и узнаем ее название».
Вопросы
Правильно ли поступила мать?
Следует ли всегда сразу отвечать на все вопросы детей?
Чему способствовала мать постановкой такой задачи?
Как Вы считаете, можно ли ловить бабочек и других насекомых? Что воспитывается в детях при этом?
Какие черты характера можно воспитать в детях, наблюдая за насекомыми?
• Саша, помогая бабушке ухаживать за земляникой в саду, заинтересовался тем, как из цветков получаются ягоды. Бабушка предложила мальчику понаблюдать за образованием плодов земляники. Она обратила внимание внука на то, как появилась завязь, как она стала расти, меняться по форме и окраске.
Данные наблюдения, направляемые бабушкой, обогатили знания ребенка о росте и развитии земляники. Опираясь на эти знания, Саша смог объяснить процесс образования из цветов ягод смородины, плодов огурцов. У него сложилось элементарное представление о росте и развитии растения, которое впоследствии помогло ему в изучении ботаники в школе.
Вопросы
Нужно ли предлагать маленьким детям наблюдения и уход за растениями сада и огорода? Что это дает?
Как Вы считаете, если ребенок будет принимать участие в трудовой деятельности вместе со взрослыми на огороде и цветнике, сможет ли он проявлять жестокость по отношению к растениям и животным, людям?
Принимают ли участие в уходе за растениями сада, огорода Ваши дети?
3. Обсуждение с родителями увиденного.
• Считают ли они, что такая работа с детьми будет способствовать воспитанию любви к природе родного края, стремлению беречь ее.
• Можно ли относиться к природе как средству воспитания в человеке прекрасного?
«Прекраснее всего сама природа. В нее-то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле... Все это произведения искусства величайшей художницы природы. Постарайтесь определить словами то, что вам в них нравится. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательнее относиться к нему при оценке, глубже вникать в его сущность... Обращайтесь... к исследованию всего, что попадается вам на глаза и что помогает вырабатывать хороший вкус и любовь к красивому». (К. Станиславский)
5. Предложить родителям подумать, что можно вместе с детьми делать по охране природы (конкретные дела в природе на даче, около дома, в детском саду).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»
Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...
У природы нет плохой погоды «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышные природы увяданья, В багрец и в золото одетые леса…» А. С. Пушкин
Рекомендация для родителей...
Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой
Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...
Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.
Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...
Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!
Знакомим ребенка с природой.Природа – источник познания. Сбережем родную природу! Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...
Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм
Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...