Проект «Берегите природу» (моделирование природных процессов)
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Проект «Берегите природу»
(моделирование природных процессов)
Подготовительная группа
Тип проекта: проектно – исследовательский.
Характер проекта: информационно- практико-ориентированный,
исследовательский.
По характеру контактов: дети, родители, воспитатели.
По количеству участников: групповой, дети и родители подготовительной группы МБДОУ «Детский сад «Радуга».
Возраст детей:6-7 лет.
По продолжительности: краткосрочный, 1 неделя.
Цель: показать детям явления, недоступные для наблюдения в природе; помочь детям понять, что загрязнение природы представляет серьезную опасность для живой природы.
Задачи:
1.Подготовка и сбор материала к моделированию природных процессов, в экспериментальном уголке.
2.Моделирование природных процессов, через экспериментальную деятельность.
3.Развивать умение делать самостоятельные выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
4.Обобщение результатов в различных формах: детские проекты, запрещающие знаки, дневники наблюдений, алгоритмы, рисунки, рассказы, ребусы.
5.Оформление стенда для родителей о результатах проектной деятельности. 6.Воспитывать у детей бережное отношение к родной природе.
7.Выводы.
«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру. Государство РФ одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и заботливое отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Интерес к данной теме в подготовительной группе МБДОУ «Детский сад «Радуга» был вызван следующими факторами: был создан центр детской экспериментальной деятельности «Умники и умницы»; детей заинтересовала тема «Вода», значение воды в жизни всего живого на планете Земля, загрязнение воды и последствия для окружающего мира, рассмотрены энциклопедии, проведены беседы, игры по вопросам экологического воспитания детей.
Актуальность
Наш Октябрьский район богат природными ресурсами, особенно нефтью. Работает несколько месторождений нефти и газа. В связи с этим
используя моделирование природных процессов необходимо показать детям, что загрязнение природы представляет серьезную опасность для окружающего мира.
В процессе детского исследования у детей будут развиваться познавательные способности и навыки, они научатся наблюдать, рассуждать, планировать работу, прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Мы выдвинули гипотезу: наше исследование привлечет внимание взрослых и детей к данной проблеме, используя моделирование природных процессов, мы докажем что загрязнение природы представляет серьезную опасность для живой природы.
Методы и приемы исследования
В данном проекте реализуются задачи воспитания и развития ребенка, поставленные в ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования) по следующим образовательным областям:
-социально-коммуникативное развитие:
направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
-познавательное развитие:
предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий;
–речевое развитие:
владение речью как средством общения и культуры;
-художественно-эстетическое развитие:
предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру;
Физическое развитие включает становление ценностей здорового образа жизни.
С детьми проводились наблюдение, экскурсия в парк, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование,
реализация проектной деятельности, игры с правилами.
Этапы проекта:
1-й — подготовительный:
постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов в центре детского экспериментирования «Умники и умницы»; подготовка и сбор материала к моделированию природных процессов.
2-й — исследовательский:
поиск ответов на поставленные вопросы через моделирование природных процессов;
3-й — обобщающий (заключительный):
обобщение результатов работы, анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. Обобщение результатов в различных формах: детские проекты, запрещающие знаки, дневники наблюдений, алгоритмы, рисунки, рассказы, ребусы. Оформление стенда для родителей о результатах проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_eksperimentirovaniyu_s_fotografiyami.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Берегите природу»
(моделирование природных процессов)
Тип проекта: проектно – исследовательский.
Характер проекта: информационно- практико-ориентированный,
исследовательский.
По характеру контактов: дети, родители, воспитатели.
По количеству участников: групповой, дети и родители подготовительной группы МБДОУ «Детский сад «Радуга».
Возраст детей:6-7 лет.
По продолжительности: краткосрочный, 1 неделя.
Цель: показать детям явления, недоступные для наблюдения в природе; помочь детям понять, что загрязнение природы представляет серьезную опасность для живой природы.
Задачи:
1.Подготовка и сбор материала к моделированию природных процессов, в экспериментальном уголке.
2.Моделирование природных процессов, через экспериментальную деятельность.
3.Развивать умение делать самостоятельные выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
4.Обобщение результатов в различных формах: детские проекты, запрещающие знаки, дневники наблюдений, алгоритмы, рисунки, рассказы, ребусы.
5.Оформление стенда для родителей о результатах проектной деятельности. 6.Воспитывать у детей бережное отношение к родной природе.
7.Выводы.
«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру. Государство РФ одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и заботливое отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Интерес к данной теме в подготовительной группе МБДОУ «Детский сад «Радуга» был вызван следующими факторами: был создан центр детской экспериментальной деятельности «Умники и умницы»; детей заинтересовала тема «Вода», значение воды в жизни всего живого на планете Земля, загрязнение воды и последствия для окружающего мира, рассмотрены энциклопедии, проведены беседы, игры по вопросам экологического воспитания детей.
Актуальность
Наш Октябрьский район богат природными ресурсами, особенно нефтью. Работает несколько месторождений нефти и газа. В связи с этим
используя моделирование природных процессов необходимо показать детям, что загрязнение природы представляет серьезную опасность для окружающего мира.
В процессе детского исследования у детей будут развиваться познавательные способности и навыки, они научатся наблюдать, рассуждать, планировать работу, прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Мы выдвинули гипотезу: наше исследование привлечет внимание взрослых и детей к данной проблеме, используя моделирование природных процессов, мы докажем что загрязнение природы представляет серьезную опасность для живой природы.
Методы и приемы исследования
В данном проекте реализуются задачи воспитания и развития ребенка, поставленные в ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования) по следующим образовательным областям:
-социально-коммуникативное развитие:
направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
-познавательное развитие:
предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий;
–речевое развитие:
владение речью как средством общения и культуры;
-художественно-эстетическое развитие:
предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру;
Физическое развитие включает становление ценностей здорового образа жизни.
С детьми проводились наблюдение, экскурсия в парк, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование,
реализация проектной деятельности, игры с правилами.
Этапы проекта:
1-й — подготовительный:
постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов в центре детского экспериментирования «Умники и умницы»; подготовка и сбор материала к моделированию природных процессов.
2-й — исследовательский:
поиск ответов на поставленные вопросы через моделирование природных процессов;
3-й — обобщающий (заключительный):
обобщение результатов работы, анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. Обобщение результатов в различных формах: детские проекты, запрещающие знаки, дневники наблюдений, алгоритмы, рисунки, рассказы, ребусы. Оформление стенда для родителей о результатах проектной деятельности. Выводы.
Ход проекта:
1-й — подготовительный:
Были поставлены цели и задачи, определены направления, объектов и методов исследования. Была проведена предварительная работа с детьми и их родителями.
Для подготовки материала к моделированию природных процессов привлекали родителей. Был изготовлен контейнер с трубочкой, приобретено необходимое оборудование и материалы в центре детского экспериментирования «Умники и умницы».
2-й — исследовательский:
Большое внимание уделялось моделирование природных процессов - это особая группа экспериментов, которые позволяли наглядно показать детям явления, недоступные для наблюдения в природе.
«Птицы и нефть»
Цель: помочь детям понять, как загрязнение водоемов нефтью влияет на водоплавающих птиц.
Оборудование: пуховые птичьи перья и любое жидкое (растительное масло).
Алгоритм эксперимента:
1.Подбросим перышко, внимательно проследим за его плавным полетом.
2.Обмакнем перо в растительное масло – избыток масла можно снять, прижав перо к краям банки
3.Подбросим вверх перо, обращаем внимание детей на то, как оно быстро падает камнем вниз.
Объясняем, что строение перьев позволяет птицам летать, «отталкивая» крыльями воздух вниз, сами же они при этом поднимаются вверх.
Вывод:
Когда птица садится на воду, покрытую нефтяной пленкой, она не может взлететь из-за того, что ее перья загрязняются. Птица погибает.
«Нефтяная речка»
Цель: помочь детям увидеть, насколько сложно удалить нефтяную пленку с поверхности воды.
Оборудование: пластиковый контейнер, пластиковая трубочка, прищепка, банка, вода, растительное масло.
Алгоритм эксперимента:
1.В специальный контейнер с трубочкой наливаем воду- это и будет наша речка. Добавляем масло-«нефть, попавшую в реку из танкера».
2. Предлагается детям самостоятельно придумать и назвать варианты очистки воды. Дети предложили вычерпать ложкой, затем предложили открыть трубочку и слить воду. В тот момент, когда у отверстия появился масляный слой, быстро зажимаем конец трубочки прищепкой. В результате в банке оказывается чистая вода, а масло остается в контейнере. Можно ли так слить реку? Сколько человек этим занимались? Сколько понадобиться времени и сил, чтобы очистить реку, ведь она во много раз больше этого контейнера?
Вывод:
Нефтяная пленка, не пропускает воздух, поэтому все рыбы и другие обитатели, живущие, в воде погибают. Разливы нефти представляют серьезную опасность для живой природы.
«Свалка и дождь»
Цель: показать, как загрязняющие вещества со свалки проникают, в почву и как долго она остается загрязненной.
Оборудование: емкость с прозрачными стенками, песок, губки, пипетка, шприц, лейка с водой, чернила, подставка под емкость.
Алгоритм эксперимента:
1.В наклоненный контейнер, заполненный наполовину песком, кладем губки.
2. Набрав несколько капель краски или чернил, капаем на губку. Представим, что на свалку попало вредное, ядовитое вещество.
3. «Пошел дождь» (полили из лейки). Очистились ли губки (так же и почва остается загрязненной).
4. Предлагается шприцем откачать воду из песка в опущенной части контейнера. Какого цвета вода? Представим, что рядом растут ягоды и грибы, можно ли их есть?
5. Снова пошел дождь (ребенок поливает из лейки), делаем это до тех пор, пока вода не станет чистой. Когда вода стала чистой, значит очистилась и почва.
Вывод: предприятия, которые сбрасывают на почву ядовитые вещества, наносят вред природе и здоровью человека. Опасные, вредные вещества нужно сдавать в специальные места, где их перерабатывают и обезвреживают. На свалке может быть много вредных веществ, которые просачиваются в почву.
«Кораблекрушение»
Цель: выявить экспериментальным путем уровень растворимости различных веществ в воде, о вреде вредных веществ, для обитателей воды.
Оборудование: игрушечный корабль, таз с водой, 6 мешочков, наполненных солью, сахаром, акварельными красками, глиной, коробочки в которых находятся данные вещества, пустая миска или прозрачные стаканы.
Алгоритм эксперимента:
- Корабль, перевозящий груз, мешки с веществами, терпит крушение в шторм.
- «Спасатели спасли людей и достали все мешки, но некоторые мешки были пустые или полупустые». Достаем мешки и рассматриваем, что в них осталось.
Вывод: дети делают самостоятельное умозаключение, о том, что многие вещества растворяются в воде, и если растворятся вредные вещества (на примере растворения красок), то произойдет гибель обитателей живущих в воде.
3-й — обобщающий (заключительный):
В экспериментировании дети проявляли интерес и активность к определенным проблемам, учились выдвигать предположения, гипотезы. Дети активно стремились найти способ решения проблемы, в том числе с помощью комбинаторного перебора вариантов способов решения. Дети анализировали и оценивали результаты экспериментирования, вносили свои коррективы в исследовании. В ходе проекта использовались элементы технологии ТРИЗ. Игровые ситуации «Хорошо-плохо», «Ученый совет», где рассматривались положительные и отрицательные стороны, достоинства и недостатки решения проблемы. «Ученый совет решал, как можно усовершенствовать те или иные проблемы или предметы. Для поддержания интереса к экспериментированию всегда присутствовал игровой персонаж «Белочка затейница», так как наша группа называется «Белочка –затейница»
Вся работа по познавательно - исследовательской деятельности проводилась в совместной деятельности взрослого и детей, в которую, входили не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и в НОД. Организовав соответствующую развивающую среду- центр экспериментирования «Умники и умницы», способствовали заинтересованности детей, и самостоятельной поисковой деятельности. В ходе проекта была организована групповая, подгрупповая и индивидуальная работа по познавательно-исследовательской деятельности.
Результаты деятельности дети фиксировали в дневниках наблюдений, составляли алгоритмы экспериментов. Дети заинтересованные экспериментальной деятельностью, сделав выводы, обобщили результаты в продуктивной деятельности: рисунках, плакатах, придумывали запрещающие знаки. Несколько детей с родителями составили проекты о значении в жизни всего живого на земле воды и воздуха.
Для родителей была оформлена стенгазета о проектной деятельности и консультация.
Что подтвердило выдвинутую нами гипотезу: наше исследование привлекло внимание к данной проблеме, используя моделирование природных процессов, мы доказали, что загрязнение природы представляет серьезную опасность для живой природы.
Вывод:
1.Был подготовлен и собран материал к моделированию природных процессов, оформлен центр детского экспериментирования «Умники и умницы».
2.Проведен цикл экспериментов - моделирование природных процессов. В процессе исследования дети наблюдали, рассуждали, научились планировать работу, прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать обобщения.
3.Дети научились делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
4. Результаты экспериментальной деятельности были обобщены в различных формах: детские проекты, запрещающие знаки, дневники наблюдений, алгоритмы, рисунки, рассказы, ребусы, плакаты.
5.Был оформлен стенд для родителей с фотографиями о результатах проектной деятельности по экспериментированию «Берегите природу»
(моделирование природных процессов).
6. Воспитывать у детей бережное отношение к родной природе.
7.Выводы.
Мы узнали много нового и интересного об экспериментах, активно работали в центре детского экспериментирования «Любознайки», наше исследование привлекло внимание к данной проблеме всех детей группы, родителей. Мы поняли, что загрязнение природы представляет серьезную опасность для живой природы и решили, что обязательно будем заботиться о природе родного края.
Использованная литература:
1.ПООПДО «Детство» /Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова2011г.
2.Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие, 2011г.
3.Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста/Тугушева Г.И., Чистякова А.Е., 2008г.
4.Журнал «Обруч» (дошкольное и начальное образование), 2000г.,№4.
И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир методическое пособие «Детское экспериментирование» 2003г.
5.В.А.Зебзеева «Развитие элементарных естественно - научных представлений и экологической культуры детей -обзор программ дошкольного образования», 2009г.
6.Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. Ярославль: Академия развития, 2009 – 112с.
7.Дыбина О.В., Поддъяков Н.Н., Рохманова Н.П., Щетинина В.В. Ребенок в мире поиска / Под ред.О.В. Дыбиной – М.ТЦ Сфера, 2005 – 64с.
8.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О.В.Дыбиной – М.,ТЦ Сфера, 2004 – 64с.
9.Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для сред.пед.учеб.заведений – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
10.Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. 2003 – № 3, 4, 5; 2002 – №1.
11.Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие – М. Педагогическое общество России, 2005 – 80с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско – родительский экологический проект « Береги природу!»
Формирование экологической культуры детей, расширять представления о природе родного края, о взаимосвязях в ней и о способах ее сохранения. Прививать навыки культурного пове...
Экологический проект «Берегите природу»
Формирование элементарных экологических представлений детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края и воспитание гуманного отношения к объектам приро...
Экологический проект «Берегите природу»
Формирование элементарных экологических представлений детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края и воспитание гуманного отношения к объектам приро...
Экологический проект «Берегите природу!»
Как известно, сущность экологического образования и воспитания заключается в понимании того, что природа есть основа всего живого на Земле. Природа – это источник здоровья, эстетического наслажд...
Проект "Берегите природу"
Проект "Берегите природу"...
Консультация для родителей "Посильный вклад в охрану природы" - в рамках проекта "Берегите природу"
Консультация для родителей Посильный вклад в охрану природыУчёные прогнозируют глобальную экологическую катастрофу. Сидя в своих уютных квартирах, люди даже и не подозревают, что где-то там, дале...
Опросник для родителей «Мой вклад в охрану природы» в рамках проекта "Берегите природу"
Опросник для родителей «Мой вклад в охрану природы»...