Конспект занятия по познавательному развитию № 17 в средней группе Тема: «Зима в городе»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Исеркепова Елена Владимировна

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Зима в городе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 17_zima_v_gorode.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию № 17

в средней группе

Тема: «Зима в городе»

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Деятельность детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная, изобразительная.

Цель: сформировать представление о зиме, труде людей, убирающих город зимой, о необходимости их труда.

Программное содержание: расширить представление детей о характерных признаках зимы, учить находить эти признаки самостоятельно; учить анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать способность к наблюдению; развивать речь; подвести детей к пониманию необходимости бережно относиться к своему здоровью.

Предварительная работа: чтение: Н.Носова «Горка», С.Маршак «Академик Иванов. Гололёд»

Материалы и оборудование: демонстрационный – иллюстрации с изображением лета, ранней и поздней осени, зимы; картинки с изображением людей, одетых в соответствии с разными временами года; маленькая машинка, веревка, кубики, ножницы; раздаточный – пособие по ознакомлению с окружающим миром для детей 4-5 лет, цветные карандаши.

Планируемые результаты: дети имеют представления о зиме.

Структура занятия

I

Вводная часть

 Рассказ-загадка

1 мин

II

Основная часть

16 мин

1

Игра

«Времена года»

3 мин

2

Физкультминутка

«Зима»

1 мин

3

Работа с пособием

«Какую одежду выберут ребята для прогулки?»

2 мин

4

Беседа

1 мин

5

Работа с пособием

«Раскрась машину, которая приводит город в порядок»

3 мин

6

Опыт

4 мин

7

Работа с пособием

«На каком рисунке изображена зима? Расскажи»

2 мин

III

Заключительная часть

Работа с пособием

3 мин

Длительность 20 минут

Ход занятия

I. Вводная часть

Рассказ-загадка

- Сейчас вы услышите рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдёт речь.

Растянулись по небу серые тучи и ну давай покрывать землю белым пушистым одеялом.

Побелели дорожки, тонкой пленкой покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.

Сосны и ели оделись в тяжёлые шубы, до самых бровей нахлобучили белоснежные шапки. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.

А внизу под ними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их, словно детишек, тоже в белые шубки одели.

Солнце на небо вышло, заискрились искорки.

Дети затрудняются ответить. Воспитатель задаёт наводящие вопросы.

- О каком времени года рассказ?

- Как вы догадались?

- Что за шубы и шапки на деревьях?

Решение подсказываем воспитатель, продолжая рассказ.

- Давайте я продолжу. Дети выбежали на санках да на коньках кататься, в снежки играть,  и такая тут потеха пошла, что мороз, не мороз. (Это зима. Шубы, одеяла и шапки – снег, а плёнка-лёд.)

II. Основная часть

1. Игра «Времена года»

Перед детьми картинки с изображением лета, ранней и поздней осени, зимы. Детей разделите на 4 группы и попросите каждую группу выбрать картинки с определенным временем года.

- Как вы догадались, что на картинке изображена ранняя осень?

- Жаркое лето?..

На другом столе – картинки с изображением по-разному одетых людей. Нужно соотнести одну группу картинок с другой. Свой выбор дети должны обосновать.

2. Физкультминутка «Зима»

Звучит музыка на тему «Зима». Дети ловят на ладошки падающие снежинки, а воспитатель читает стихотворение И. Сурикова «Зима».

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

- Нагулялись, замерзли, съежились, дрожим…  Побежали домой, греться!

3. Работа с пособием (задание 2)

- Рассмотрите рисунок. Кто на нём изображен? (Ребята собираются на зимнюю прогулку.)

- Назовите и покажите одежду, находящуюся в шкафу.

- Назовите летнюю (зимнюю, осеннюю) одежду (обувь, головные уборы).

- Как вы считаете, достаточно ли одежды для того, чтобы можно было пойти гулять?

- Какую одежду детям выбрать для прогулки? Давайте им поможем.

4. Беседа

- Снега много везде: на деревьях, на домах, на земле. Мы видели с вами работу дворника. Где он убирает снег? (На тротуаре.)

- На проезжей части тоже снег. Как убрать его? (Снег с дороги уберёт специальная машина.)

- Как вы думаете, как она называется?

- Почему надо дороги очищать от снега?

5. Работа с пособием (задание 4)

- Раскрасьте машину, которая приводит город  порядок.

- Что ещё делает дворник? (Посыпает дорожки песком.) 

- Зачем? (На дорогах бывает гололёд.)

- Что это такое?

- Как получилось такое слово?

Не идётся и не едется

Потому, что гололедица.

Но зато прекрасно падается.

Почему никто не радуется?

- Гололёд очень опасен и для людей, и для машин. Проезжую часть посыпают песком специальные машины. В гололед надо быть особенно внимательным при переходе улиц.

6. Опыт

- Проведём опыт. Найдём в помещении группы то место, которое на ощупь было бы похоже на асфальт. Какой асфальт на ощупь? (Шершавый.)

Дети ходят по группе, трогая руками горизонтальные поверхности.

-А какой лёд? (Гладкий.)

«Асфальтом» может служить ковёр, а «льдом » линолеум или поверхность пластикового стола.

Небольшую машину прокатим сначала по ковру (асфальту). Отметим кубиками начало и конец пути. Затем эту же машину пустим по гладкой поверхности, например стола.

Путь машинки на столе получился значительно длиннее. Определяем это при помощи сравнения. Поскольку мы катаем машинку в разных местах и на глаз невозможно сравнить отрезки пути, надо предложить детям придумать способ сравнения. Если ребята затрудняются сделать это, надо показать им, как измерить путь на ковре (приложить один конец верёвки к началу пути, протянуть верёвку до второго кубика и отрезать). Второй путь (на столе) дети измеряют самостоятельно.

Потом верёвки сравнивают по длине и делают вывод о том, что на скользкой дороге машине труднее остановиться.

7. Работа с пособием (задание 1)

- Посмотрите внимательно и расскажите, на каком рисунке зима. Как вы догадались? Расскажите.

- Что мы можем увидеть на улице только зимой?

III. Заключительная часть

Работа с пособием (задание 3)

- Какое время года изображено на картинках?

- Почему вы так думаете?

- Расскажите, что делают дети, нарисованные на картинках.

- Зачем мальчик посыпает дорожку песком?

- Зачем девочка посыпает горку песком?

- Что бы вы сделали, если бы увидели, что кто-то посыпает горку песком?

- В какие игры можно играть зимой?

- Можно ли бросать снежки в окно?

- Отгадайте загадки.  Объясните, по каким признакам вы догадались о чём идёт речь.

Покружилась звёздочка,

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка.)

По снегу покатите –

Я подрасту.

На костре нагреете –

Я пропаду. (Снежный ком.)

Лежало одеяло,

Мягкое, белое.

Солнце напекло –

Одеяло утекло. (Снег)

Превратилась в лёд вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Зимой.)

У избы побывал –

Всё окно разрисовал,

У реки погостил –

Во всю реку мост мостил. (Мороз.)

Рыбам  зиму жить тепло,

Крыша – толстое стекло. (Лёд.) 

Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт –

Заплачет она и умрёт. (Сосулька.)

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима.)

Прозрачен, как стекло,

 А не вставишь в окно. (Лёд.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: «Берегите и цените воду»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: «Берегите и цените воду»...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: "Путешествие по волшебному лесу".

Цель: Обучать детей ориентировке на листе бумаги. Уметь устанавливать разнообразные по содержанию связи. Развивать у детей конкретные представления о признаках животных, умения различать явления приро...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: "Путешествие в зимний лес"

Задачи:1.     Познакомить детей с некоторыми правилами поведения в лесу;2.     Уточнить знания детей о диких животных;3.     Развить у детей...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: « Цените и берегите воду»

: Познакомить детей со свойствами воды. Формировать естественные научные представления у дошкольников, путем проведения опытов...

Конспект занятия по познавательной деятельности в средней группе. Тема: «Зимующие птицы».

Занятие по познавательной деятельности для детей средней группы. Предназначено для  закрепления материала по теме "Зимующие птицы"...

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе Тема: "Зимующие птицы"

Цель: создавать условия для формирования экологических представлений детей об окружающем мире, расширять представление детей о птицах, об их жизни в окружающем мире....

Конспект занятия по познавательному развитию для средней группы Тема: « Зима пришла!»

Цель:  Формировать и закреплять признаки Зимы. Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, двигательная, коммуникативная.Задачи:закреплять знания детей о зимних природных явл...