Конспект занятия по познавательному развитию № 17 в средней группе Тема: «Зима в городе»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Зима в городе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
17_zima_v_gorode.docx | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию № 17
в средней группе
Тема: «Зима в городе»
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Деятельность детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная, изобразительная.
Цель: сформировать представление о зиме, труде людей, убирающих город зимой, о необходимости их труда.
Программное содержание: расширить представление детей о характерных признаках зимы, учить находить эти признаки самостоятельно; учить анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать способность к наблюдению; развивать речь; подвести детей к пониманию необходимости бережно относиться к своему здоровью.
Предварительная работа: чтение: Н.Носова «Горка», С.Маршак «Академик Иванов. Гололёд»
Материалы и оборудование: демонстрационный – иллюстрации с изображением лета, ранней и поздней осени, зимы; картинки с изображением людей, одетых в соответствии с разными временами года; маленькая машинка, веревка, кубики, ножницы; раздаточный – пособие по ознакомлению с окружающим миром для детей 4-5 лет, цветные карандаши.
Планируемые результаты: дети имеют представления о зиме.
Структура занятия
I | Вводная часть | Рассказ-загадка | 1 мин |
II | Основная часть | 16 мин | |
1 | Игра | «Времена года» | 3 мин |
2 | Физкультминутка | «Зима» | 1 мин |
3 | Работа с пособием | «Какую одежду выберут ребята для прогулки?» | 2 мин |
4 | Беседа | 1 мин | |
5 | Работа с пособием | «Раскрась машину, которая приводит город в порядок» | 3 мин |
6 | Опыт | 4 мин | |
7 | Работа с пособием | «На каком рисунке изображена зима? Расскажи» | 2 мин |
III | Заключительная часть | Работа с пособием | 3 мин |
Длительность 20 минут
Ход занятия
I. Вводная часть
Рассказ-загадка
- Сейчас вы услышите рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдёт речь.
Растянулись по небу серые тучи и ну давай покрывать землю белым пушистым одеялом.
Побелели дорожки, тонкой пленкой покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.
Сосны и ели оделись в тяжёлые шубы, до самых бровей нахлобучили белоснежные шапки. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.
А внизу под ними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их, словно детишек, тоже в белые шубки одели.
Солнце на небо вышло, заискрились искорки.
Дети затрудняются ответить. Воспитатель задаёт наводящие вопросы.
- О каком времени года рассказ?
- Как вы догадались?
- Что за шубы и шапки на деревьях?
Решение подсказываем воспитатель, продолжая рассказ.
- Давайте я продолжу. Дети выбежали на санках да на коньках кататься, в снежки играть, и такая тут потеха пошла, что мороз, не мороз. (Это зима. Шубы, одеяла и шапки – снег, а плёнка-лёд.)
II. Основная часть
1. Игра «Времена года»
Перед детьми картинки с изображением лета, ранней и поздней осени, зимы. Детей разделите на 4 группы и попросите каждую группу выбрать картинки с определенным временем года.
- Как вы догадались, что на картинке изображена ранняя осень?
- Жаркое лето?..
На другом столе – картинки с изображением по-разному одетых людей. Нужно соотнести одну группу картинок с другой. Свой выбор дети должны обосновать.
2. Физкультминутка «Зима»
Звучит музыка на тему «Зима». Дети ловят на ладошки падающие снежинки, а воспитатель читает стихотворение И. Сурикова «Зима».
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
- Нагулялись, замерзли, съежились, дрожим… Побежали домой, греться!
3. Работа с пособием (задание 2)
- Рассмотрите рисунок. Кто на нём изображен? (Ребята собираются на зимнюю прогулку.)
- Назовите и покажите одежду, находящуюся в шкафу.
- Назовите летнюю (зимнюю, осеннюю) одежду (обувь, головные уборы).
- Как вы считаете, достаточно ли одежды для того, чтобы можно было пойти гулять?
- Какую одежду детям выбрать для прогулки? Давайте им поможем.
4. Беседа
- Снега много везде: на деревьях, на домах, на земле. Мы видели с вами работу дворника. Где он убирает снег? (На тротуаре.)
- На проезжей части тоже снег. Как убрать его? (Снег с дороги уберёт специальная машина.)
- Как вы думаете, как она называется?
- Почему надо дороги очищать от снега?
5. Работа с пособием (задание 4)
- Раскрасьте машину, которая приводит город порядок.
- Что ещё делает дворник? (Посыпает дорожки песком.)
- Зачем? (На дорогах бывает гололёд.)
- Что это такое?
- Как получилось такое слово?
Не идётся и не едется
Потому, что гололедица.
Но зато прекрасно падается.
Почему никто не радуется?
- Гололёд очень опасен и для людей, и для машин. Проезжую часть посыпают песком специальные машины. В гололед надо быть особенно внимательным при переходе улиц.
6. Опыт
- Проведём опыт. Найдём в помещении группы то место, которое на ощупь было бы похоже на асфальт. Какой асфальт на ощупь? (Шершавый.)
Дети ходят по группе, трогая руками горизонтальные поверхности.
-А какой лёд? (Гладкий.)
«Асфальтом» может служить ковёр, а «льдом » линолеум или поверхность пластикового стола.
Небольшую машину прокатим сначала по ковру (асфальту). Отметим кубиками начало и конец пути. Затем эту же машину пустим по гладкой поверхности, например стола.
Путь машинки на столе получился значительно длиннее. Определяем это при помощи сравнения. Поскольку мы катаем машинку в разных местах и на глаз невозможно сравнить отрезки пути, надо предложить детям придумать способ сравнения. Если ребята затрудняются сделать это, надо показать им, как измерить путь на ковре (приложить один конец верёвки к началу пути, протянуть верёвку до второго кубика и отрезать). Второй путь (на столе) дети измеряют самостоятельно.
Потом верёвки сравнивают по длине и делают вывод о том, что на скользкой дороге машине труднее остановиться.
7. Работа с пособием (задание 1)
- Посмотрите внимательно и расскажите, на каком рисунке зима. Как вы догадались? Расскажите.
- Что мы можем увидеть на улице только зимой?
III. Заключительная часть
Работа с пособием (задание 3)
- Какое время года изображено на картинках?
- Почему вы так думаете?
- Расскажите, что делают дети, нарисованные на картинках.
- Зачем мальчик посыпает дорожку песком?
- Зачем девочка посыпает горку песком?
- Что бы вы сделали, если бы увидели, что кто-то посыпает горку песком?
- В какие игры можно играть зимой?
- Можно ли бросать снежки в окно?
- Отгадайте загадки. Объясните, по каким признакам вы догадались о чём идёт речь.
Покружилась звёздочка,
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка.)
По снегу покатите –
Я подрасту.
На костре нагреете –
Я пропаду. (Снежный ком.)
Лежало одеяло,
Мягкое, белое.
Солнце напекло –
Одеяло утекло. (Снег)
Превратилась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зимой.)
У избы побывал –
Всё окно разрисовал,
У реки погостил –
Во всю реку мост мостил. (Мороз.)
Рыбам зиму жить тепло,
Крыша – толстое стекло. (Лёд.)
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт –
Заплачет она и умрёт. (Сосулька.)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима.)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (Лёд.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: «Берегите и цените воду»
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: «Берегите и цените воду»...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: "Путешествие по волшебному лесу".
Цель: Обучать детей ориентировке на листе бумаги. Уметь устанавливать разнообразные по содержанию связи. Развивать у детей конкретные представления о признаках животных, умения различать явления приро...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: "Путешествие в зимний лес"
Задачи:1. Познакомить детей с некоторыми правилами поведения в лесу;2. Уточнить знания детей о диких животных;3. Развить у детей...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: « Цените и берегите воду»
: Познакомить детей со свойствами воды. Формировать естественные научные представления у дошкольников, путем проведения опытов...
Конспект занятия по познавательной деятельности в средней группе. Тема: «Зимующие птицы».
Занятие по познавательной деятельности для детей средней группы. Предназначено для закрепления материала по теме "Зимующие птицы"...
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе Тема: "Зимующие птицы"
Цель: создавать условия для формирования экологических представлений детей об окружающем мире, расширять представление детей о птицах, об их жизни в окружающем мире....
Конспект занятия по познавательному развитию для средней группы Тема: « Зима пришла!»
Цель: Формировать и закреплять признаки Зимы. Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, двигательная, коммуникативная.Задачи:закреплять знания детей о зимних природных явл...