Конспект занятия по познавательному развитию № 15 в средней группе Тема: «Откуда хлеб пришёл»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Откуда хлеб пришёл»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
15_otkuda_hleb_prishyol.docx | 21.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию № 15
в средней группе
Тема: «Откуда хлеб пришёл»
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Деятельность детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.
Цель: рассказать детям, какое значение имеет хлеб, для людей, как много разных профессий трудятся, чтобы на столе появился хлеб.
Программное содержание: познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину; донести до их сознания, что хлеб – это итог большой работы многих людей; воспитывать бережное отношение к хлебу.
Предварительная работа: чтение сказки «Колосок».
Материалы и оборудование: демонстрационный – колосья пшеницы и ржи (или рисунки), мука, хлеб белый и чёрный, мучные изделия; иллюстрации с изображением пахаря, сеятеля, процесса жатвы и молотьбы в старину; раздаточный – пособие по ознакомлению с окружающим миром для детей 4-5 лет, цветные карандаши.
Планируемые результаты: дети имеют представления о том, как на наших столах появляется хлеб.
Структура занятия
I | Вводная часть | Сказка «Колосок» | 1 мин |
II | Основная часть | 16 мин | |
1 | Беседа | 3 мин | |
2 | Физкультминутка | «Зернышки» | 2 мин |
3 | Работа с пособием | «Расскажи сказку по картинкам» | 3 мин |
4 | Опыт | 5 мин | |
5 | Работа с пособием | Какие машины помогают выращивать хлеб» | 3 мин |
III | Заключительная часть | Работа с пособием | 3 мин |
Длительность 20 минут
Ход занятия
I. Вводная часть
- Ребята, давайте вспомним сказку «Колосок».
- С чего начинается сказка? (Петушок нашёл колосок.)
- А где же колосок вырос?
- Кто его посадил?
Дети в затруднении. (Об этом в сказке не рассказывается.)
II. Основная часть
1. Беседа
- А дело было так. В те далёкие времена на Русской земле лесов было больше, чем теперь. Но в лесу хлеб не вырастишь! И вот по весне в лесу начинали стучать топоры. Зачем?
- Как вы думаете, что делали со срубленными деревьями?
- Большие, мощные деревья шли на строительство, остальные – на дрова. Что оставалось на месте деревьев? (Пни.)
- Начиналась очень трудная работа – выкорчёвка пней. И вот на этом месте уже не лес, а…(поле).
- Теперь его надо вспахать. Лошадь запрягали в деревянную соху и несколько раз вспахивали поле. Земля после этого становилась мягкой, рыхлой.
В землю тёплую уйду,
К солнцу колосом взойду.
В нем таких, как я,
Будет целая семья. (Семя.)
- О чём эта загадка? (О семени.)
- Можно сеять. К этому событию готовились. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке семена пшеницы или ржи. Вот идёт сеятель по полю, набирает полную пригоршню семян и через каждые два шага разбрасывает их веером, слева направо. Давайте представим себе, что мы сеятели.
Дети изображают описанные действия.
- Как вы думаете, какая должна была быть погода в день посева? (Безветренная.)
- Почему?
- Что необходимо, для жизни и роста растений? (Солнце, дождей в меру.)
- Вот и надеялись люди на хорошую погоду и песенку пели.
Дождик, дождик, поливай,
Будет хлеба каравай,
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки.
2. Физкультминутка «Зернышки»
- Представьте себе, что вы зёрнышко.
Дети сворачиваются в клубочек на полу.
- Солнце пригрело, дождик прошёл, и на поле появились первые всходы.
Сжатые ладони потянулись вверх.
- И вот уже два листика тянутся к солнцу.
Ладони раскрытии, запястья сомкнуты.
- И вот выросли, наконец, хлебные колосья, в конце лета поспели. Пора убирать хлеб. Раньше это делали так. Мужчины брали косы, женщины – серпы и шли в поле. Колосья срезали и собирали в снопы. Вот тут-то и мог потеряться тот колосок, который нашёл Петушок.
3. Работа с пособием (задание 1)
- Посмотрите на картинки. Помните, что Петушок сделал с колоском дальше? (Обмолотил.)
- Взял цепу (это деревянная палка, подвешенная к деревянной ручке). Ею Петушок бил по колоску, и зёрна из него высыпались, зерно сгребал в кучу и просеивал. Ведь в нём – частички колоска и другой мусор. Делал он это так: подбрасывал зерно кверху, ветер весь мусор сдувал. Куда отнёс Петушок очищенное зерно? (На мельницу.)
- Как из него смололи муку?
- Рассмотрите муку.
-Что было потом? (Петушок замесил тесто, сделал пирог, поставил в печь.)
- Помните, чем закончилась сказка? (Петушок не пустил мышат за стол.)
- Почему?
- Потому, что «кто не работает, тот не ест». А петушок хорошо потрудился, нелегко ему пришлось, зато какой замечательный пирог на столе! Не зря в народе говорят: «Не трудиться – хлеба не добиться». И еще говорят: «Хочешь есть калачи, не сиди на печи».
4. Опыт
- Сегодня, мы тоже испечём баранки, бублики, блины, пирожки.
Воспитатель насыпает в миску муку, соль. Наливает воду и на глазах детей замешивает тесто. Каждый получает кусочек теста и лепит колобок, крендель и т.п.. Высушенные изделия можно использовать для игры в магазин.
5. Работа с пособием (задание 3)
- Какие машины нарисованы на картинке?
- Для чего нужен трактор? (комбайн)
- Как вы думаете, поможет ли самосвал, людям вырастить хлеб?
- Какая погода на картинке?
- Почему вы думаете, что очень жаркая?
- Почему поникли колоски?
- Чего больше всего хочется в жару?
- Нарисуйте тучку, которая закроет солнце и принесёт дождь.
III. Заключительная часть
Работа с пособием (задание 2)
- Ребята, рассмотрите картинки. Назовите то, что на них нарисовано.
- Расскажите, как делают хлеб (что было раньше, что потом).
- Вы видите, как много труда надо приложить, чтобы у людей в доме был хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное. Не бери больше хлеба, чем можешь съесть. Не кроши его за столом. Никогда не выбрасывай хлеб!
Хлеб ржаной,
Батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
(Я. Аким)
- В каком магазине покупают хлеб?
- Отгадайте загадки. Объясните, по каким признакам вы догадались, о чём идёт речь.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб.)
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном.
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном,
На столбе золотом. (Зерно.)
На соломинке дом,
Сто ребяток в нём.
Ты не клюй меня, дружок,
Голосистый петушок.
В землю тёплую уйду,
К солнцу колосом взойду.
В нём тогда таких как я,
Будет целая семья. (Зерно.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: «Берегите и цените воду»
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: «Берегите и цените воду»...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: "Путешествие по волшебному лесу".
Цель: Обучать детей ориентировке на листе бумаги. Уметь устанавливать разнообразные по содержанию связи. Развивать у детей конкретные представления о признаках животных, умения различать явления приро...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: "Путешествие в зимний лес"
Задачи:1. Познакомить детей с некоторыми правилами поведения в лесу;2. Уточнить знания детей о диких животных;3. Развить у детей...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: « Цените и берегите воду»
: Познакомить детей со свойствами воды. Формировать естественные научные представления у дошкольников, путем проведения опытов...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: «Вода и ее свойства»
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: «Вода и ее свойс...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: «Поможем зверятам»
Занятие ля детей4-5 лет....
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе. Тема: «Моя семья».
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе. Тема: «Моя семья».Программное содержание: -Формировать у детей представление о семье как о людях, которые...