Проект совместно с детьми и родителями на тему « Времена года»
проект по окружающему миру (средняя группа)
Во все времена года природа своим многообразием, яркостью, динамичностью воздействует на чувства ребенка. Формирование представлений о временах года у дошкольников относится к особой группе представлений - о цикличности событий в природе и играет большую роль в построении у детей адекватной картины мира, которая позволит ему понять повторяемость изменений в окружающем мире, установить взаимосвязь между этими изменениями, прослеживать последовательность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vremena_goda.docx | 340.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект совместно с детьми и родителями на тему « Времена года»
Подготовил воспитатель: Куканова Екатерина Викторовна
Проект совместно с детьми « Времена года»
Тип проекта: творческий, познавательный.
Срок реализации: 1 год
Участники проекта: дети средней группы (4-5 лет), воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность:
Придумала мать дочерям имена,
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна - зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло – все под солнцем цветет,
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля,
Зимой отдыхает и дремлет земля.
Во все времена года природа своим многообразием, яркостью, динамичностью воздействует на чувства ребенка. Формирование представлений о временах года у дошкольников относится к особой группе представлений - о цикличности событий в природе и играет большую роль в построении у детей адекватной картины мира, которая позволит ему понять повторяемость изменений в окружающем мире, установить взаимосвязь между этими изменениями, прослеживать последовательность.
Процесс развития представлений о временах года способствует развитию у
ребенка важнейших операции мышления: анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают их строение), сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов), умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособления растений и животных к сезонам и к среде обитания), обобщение (дети учатся объединять объекты природы в группы на основе выделения существенных признаков). Актуальность проекта состоит в том, что он охватывает многие стороны образовательного процесса, разные виды детской деятельности, расширяет представления детей о живой и не живой природе и её изменениях в процессе смены времени года.
Проблема:
У детей не достаточно сформировано представление о временах года, их отличительных особенностях; дети не достаточно проявляют интерес к окружающей действительности; родители не достаточно уделяют внимание наблюдениям за объектами и явлениями природы.
Цель проекта:
Формирование у детей 4-5 лет представления о временах года, их отличительных особенностях через систему мероприятий.
Задачи:
· Продолжать знакомить детей с характерными особенностями каждого времени года.
· Развивать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной
природе.
· Развивать у детей и родителей умение наблюдать за объектами и явлениями
природы.
· Способствовать развитию творческих способностей детей и родителей, через различные виды деятельности.
· Вовлечь родителей в образовательный процесс через проектную деятельность.
· Воспитывать у детей чувство бережного отношения к природе, к ее красоте в разное время года.
Ожидаемые результаты проекта:
- дети умеют определять время года, как на картинке, так и в природе, знают
отличительные признаки каждого времени года;
- у детей развит познавательный интерес к миру природы;
- дети и родители уделяют внимание наблюдениям за объектами и явлениями
природы;
- у детей и родителей развиты творческие способности;
- родители являются активными участниками образовательного процесса;
- у участников проекта сформировано бережное отношение к природе.
Итоговые продукты:
Создание макета "Времена года", выставки поделок, выставки детских работ.
Формы работы:
- Наблюдения в природе на участке и близ лежащей территории детского сада
- Экскурсии по микрорайону "Сосенки"
- НОД
- Тематические беседы
- Чтение художественной литературы
- Рассматривание иллюстраций
- Подвижные и дидактические игры
- Продуктивная деятельность (лепка, изобразительная)
- Выставки
- Экспериментальная деятельность
Этапы работы над проектом:
1 этап: Подготовительный (сентябрь)
Цель: создание необходимых условий для реализации проекта.
- ввод участников проекта в проблемную ситуацию
- составление тематического планирования мероприятий
- подбор познавательной, художественной литературы
- подбор наглядного материала, литературы, пособий, дидактических игр.
2 этап: Практический (с 1 октября – по 15 мая)
Цель: реализация творческих и познавательных способностей всех участников проекта в совместной деятельности.
План мероприятий представлен в приложении 1
Содержание мероприятий представлено в приложении 2
3 этап. Заключительный (с 15 мая – 31 мая)
Цель: оценка полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами:
-защита проекта и обобщение опыта в педагогическом коллективе;
-ознакомление родителей с результатами проведения проекта;
-фото выставок поделок, подготовка благодарностей за поделки семьям;
- выставки детских работ по теме проекта;
- итоговое мероприятие по проекту.
| Мероприятия | Задачи | Работа с родителями | |
Октябрь
| ||||
1 неделя | Наблюдения за природой и погодой на улице (понижение температуры воздуха, стало больше пасмурных и дождливых дней)
Д/и «Овощи и фрукты», «Ягоды», «Грибы», «Чудесный мешочек», «От какого дерева лист», «В саду или в огороде», «Узнай на вкус»
Лепка «Овощи на грядке», «Яблоки на яблоне» | Формировать представления об осенних изменениях.
Расширять представления об овощах, фруктах, грибах, ягодах, деревьях и о месте их произрастания.
Закреплять знания об овощах и фруктах. Совершенствовать умения лепить круглые и овальные формы. | Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей» -
Проинформировать родителей о необходимости экологического воспитания. | |
2неделя | Изготовление дидактических игр по экологии.
Раскрашивание осенних листьев
Выставка поделок из природного материала "Лесное царство, огородное государство" | Пополнять развивающую среду играми по экологическому воспитанию.
Дать представление о разнообразии листьев по форме.
Развивать творческие способности участников проекта | Участие родителей совместно с детьми в выставке поделок из природного материала. | |
3 неделя | Целевая прогулка «Деревья нашего двора»
Просмотр мультфильма «Вершки и корешки»
Создание картотеки игр по экологии.
П/и "Ветерок", "Листопад" | Учить узнавать и называть несколько деревьев, отмечать их состояние осенью.
Формировать знания детей о съедобных и несъедобных частях растений.
Пополнить развивающую среду картотекой игр для познавательного развития детей
Учить выполнять движения согласно тексту. | Привлечение родителей к созданию части макета "Осень | |
4 неделя | Рассматривание календаря природы «Времена года»
Рассказ воспитателя «Чем занимаются люди осенью»
Проблемная ситуация «Найди картинки, где изображена осень и почему»
Работа с календарем погоды | Формировать представления о природных изменениях по сезонам.
Дать представления о жизни и особенностях труда в осенний период.
Формировать представления об осенних изменениях.
Учить замечать состояние погоды, отображать его схематично.
| Папка-передвижка на тему "Осень" | |
Ноябрь
| ||||
1неделя | Наблюдения за природой и погодой, за птицами в ноябре
Рисование «Осенние деревья»
Д/и «Оденем куклу на прогулку»
Чтение стихотворений "Заглянула осень в сад" В. Степанов, "Осень" М. Ходякова | Учить замечать и называть изменения в природе.
Учить отражать в рисунках собственные наблюдения.
Закреплять знания о последовательности одевания, о названии одежды. Устанавливать простейшие взаимосвязи между изменением погоды и одеждой людей.
Развивать интерес к художественному слову | Продолжение работы по макету "Осень" | |
2 неделя | Рассматривание картинок «Птицы» и рассказ воспитателя о перелётных птицах.
Изготовление кормушек для птиц к празднику Зиновий Синичник.
Загадывание загадок об осени, осенних явлениях. | Дать представления, что некоторые птицы улетают на юг (закрепить названия птиц)
Воспитывать бережное отношение к зимующим птицам.
Закреплять осенние признаки | Пополнение с помощью родителей уголка природы бросовым материалом. | |
3 неделя | Чтение стихотворений Е. Благинина «Улетают, улетели…», "Листопад" И. Бурсов.
Аппликация «Оденем детей на прогулку»
Просмотр презентации «Как животные в лесу готовятся к зиме»
Работа с календарем погоды | Развивать интерес к слову в литературном произведении.
Закрепить названия одежды и изменения одежды в связи с изменением времени года.
Знакомить с особенностями жизнедеятельности диких животных в осенний период
Учить замечать состояние погоды, отображать его схематично. | Закреплять с детьми названия осенних месяцев | |
4 неделя | Музыкальное развлечение «Праздник осени»
Лепка «Грибочки для белочки»
Квест на тему «Осень» | Обобщить представление детей о времени года осень, доставить радостное настроение. Закреплять приёмы лепки (раскатывание колбаски, шара, сплющивание, вдавливание). Закрепить знания детей по теме «Осень» |
| |
Декабрь
| ||||
1 неделя | Знакомство с искусством - рассматривание зимних пейзажей.
Сюжетно-ролевая игра "Прогулка в зимний лес"
Наблюдения за погодой и природой в декабре. | Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе и знание о жанре искусства - пейзаж
Расширять знания детей о зимнем лесе.
Учить замечать и называть изменения в природе, обратить внимание на "засыпание" природы с наступление зимы | Консультация для родителей «Наблюдения в природе зимой» - знакомить родителей о способах организации наблюдений с детьми в зимнее время | |
2неделя | Д/и "Бывает - не бывает?"
Д/и "Какой, какая, какое?"
Рисование "Первый снег"
Аппликация «Ёлка» оригами
Работа с календарем погоды | Закреплять особенности времен года.
Учить подбирать прилагательные к словам.
Закрепить умение передавать в рисунке снег приёмом (примакивание) кисти.
Формировать умение создавать объёмные игрушки из готовых полосок.
Учить замечать состояние погоды, отображать его схематично.
| Привлечение родителей к созданию макета "Зима" | |
3 неделя | Беседа с рассматриванием иллюстраций "Символы нового года"
Составление рассказов по картинкам «Праздник Новый год» Изготовление новогодних игрушек с детьми.
Подвижная игра "Снежинки", "Два мороза" | Дать представление о символах и атрибутах Нового года (елка, Дед Мороз, Снегурочка, подарки и т.д.)
Упражнять в умении составлять рассказ по картине.
Развивать творческие способности детей.
Развивать двигательную активность детей, ловкость, внимание, речь. | Предложить родителям стихотворение для заучивания с детьми дома "К нам опять пришла зима" М. Дружинина, "Зима" И. Суриков | |
4 неделя | Чтение художественной литературы Я. Аким «Первый снег», Г. Скребицкий «Четыре художника» (отрывок)
Экспериментальная деятельность "Цветные льдинки"
Рисование "Морозные узоры"
Новогодний утренник | Развивать интерес к слову в литературном произведении.
Развивать первичные навыки исследовательской деятельности.
Вызвать интерес к зимним явлениям природы.
Доставить детям радостное настроение | Помощь в подготовке к конкурсу на "Лучшее оформление группы к новому году" | |
Январь | ||||
2 неделя | Чтение художественной литературы Э.Успенский "Проказы старухи зимы"
Просмотр презентации «Зимние виды спорта».
Коллективная работа "Зимнее дерево"
Развлечение "Зимние забавы" | Развивать интерес к слову в литературном произведении.
Знакомить детей с зимними видами спорта.
Развивать творческие способности детей, коммуникативные навыки общения детей друг с другом.
Доставить детям радостное настроение, воспитывать доброжелательные отношения в коллективе. | Предложить родителям сделать вместе с детьми стенгазету «Зимние забавы» Ц:приобщать родителей к жизни группы и интересам детей | |
3 неделя | Д/и «Когда это бывает», «Времена года», «Найди ошибку»
Рисование «Мои волшебные снежинки»
Зимние постройки из снега.
Экспериментальная деятельность «Свойства снега | Закреплять знания признаков времён года и явления природы.
Познакомить со способом изображения снежинок с помощью восковой свечи и акварели. Вызвать желание оказывать посильную помощь. Продолжать формировать у детей представления о свойствах снега (холодный, белый, легкий, пушистый, тает) | Папка-передвижка «Зима» Помощь родителей в сооружении на участке д/с построек из снега. Закреплять с детьми названия зимних месяцев. | |
3 неделя | Наблюдения за погодой, за птицами, за людьми зимой
Подвижные игры "Белые снежинки", "Два Мороза"
Аппликация "Снеговик"
Беседа "Одежда людей зимой" | Учить замечать и называть изменения в природе, устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы Развивать координацию движения, ловкость. Закреплять умения детей вырезать детали для аппликации, развивать аккуратность в выполнении работы. Закрепить название зимней одежды людей, устанавливать взаимосвязь выбора одежды людей с сезоном.
| Предложить родителям в выходные прогуляться по зимнему лесу, понаблюдать за красотой природы зимнего леса | |
Февраль | ||||
1 неделя | Составление рассказа по картине «Зимние забавы» Наблюдения за погодой, за одеждой людей ,за играми детей.
Лепка сюжетной композиции «Зайчики катаются с горы» Д/и "Чем накормим птиц зимой?" | Упражнять в составлении рассказа по картине. Учить замечать и называть изменения в природе, устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Закреплять умения лепить предметы из нескольких частей . формировать у детей знания о зимующих птицах, и помощи человека природе | Предложить родителям пополнить демонстрационным материалом папки по временам года | |
2 неделя | Опыты по замораживанию воды в разных формах
Рисование «Заснеженные деревья»
Рассматривание стенгазеты «Зимние забавы»
Д/и "Что было бы, если..." | Подвести к понятию, что происходит с водой с понижением температуры.
Продолжать формировать умение рисовать сюжетные композиции , повторяя изображения одних и тех же предметов.
Совершенствовать диалогическую речь : учить участвовать в беседе.
Закреплять знания о взаимосвязи в природе, развивать логическое мышление, воображение | Продолжение работы по изготовлению макета "Зима | |
3 неделя | Чтение художественной литературы В. Калинина «Про снежный колобок», "Белокрылые метели" Т. Керстен. Рассматривание плаката "Времена года"
Работа с календарем погоды | Развивать интерес к слову в литературном произведении.
Формировать у детей представление о цикличности времен года.
Учить осуществлять наблюдение за погодой, схематично фиксировать данные в календаре. | Закреплять с детьми названия зимних месяцев | |
4 неделя | Чтение загадок о зиме
Экспериментальная деятельность "Тающий лед"
Беседа «Зима. Что ты о ней знаешь?»
П/и "Снежная баба" | Продолжать формировать представление детей о сезонных изменениях в природе, учить воспринимать описание предметов и явлений.
Выяснить , что лед в тепле тает и превращается в воду.
Уточнить знания о зимнем времени года.
Развивать двигательную активность. |
| |
Март
| ||||
1 неделя | Беседа о празднике "Масленица - проводы зимы". Составление рассказа по картине «Масленичные гулянья»
Наблюдения за погодой в марте (за солнцем, небом, продолжительностью дня и ночи и т. д.)
Просмотр мультфильма "Черепаха и времена года" | Дать представление детям о празднике, упражнять в рассказывании по картине
Учить замечать и называть изменения в природе, устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы
Развивать внимание, умение понимать смысл, активизировать речь детей. | Папка-передвижка "Весна" | |
2 неделя | Чтение художественной литературы "Весна" Е. Карганова, "Пришла весна" А. Леонтьев.
П/и «Перепрыгнем через ручеёк», «Гори, гори ясно»,
Аппликация "Тюльпан" к празднику 8 марта. | Учить внимательно слушать произведение, понимать его смысл.
Развивать организованность, инициативность, поддерживать дружеские взаимоотношения
Продолжать развивать творческие способности, моторику пальцев рук.
|
| |
3 неделя | Посадка семян цветов для клумбы
Д/и "Бывает - не бывает"
Беседа "Куда делся снег? | Поощрять желание детей помогать взрослым
Учить соотносить природные явления с временем года, развивать умение доказывать свое мнение, внимание, слуховое восприятие.
Продолжать знакомить со сменой времен года, сезонными изменениями в природе, учить делать выводы. | Помощь в оформлении уголка природы к весне. | |
4 неделя | Наблюдение за рассадой цветов в уголке природы
Чтение художественной литературы "Как весна пришла" Э. Лукьянова
Д/и "Что было бы, если..."
Прослушивание песни "Весенняя капель" | Развивать наблюдательность, активизировать речь детей.
Развивать интерес к художественной литературе, закреплять приметы весны.
Закреплять знания о взаимосвязи в природе, развивать логическое мышление, воображение.
Вызвать интерес к музыкальным произведениям, учить внимательно слушать, понимать смысл. |
| |
Апрель
| ||||
1 неделя | Наблюдения за погодой, объектами природы, птицами, одеждой людей и т. д.
Чтение художественной литературы и заучивание стих.-я "Весна" Е. Карганова
Д/и "Когда это бывает?" | Учить замечать и называть изменения в природе, устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы.
Развивать интерес к слову в литературном произведении.
Продолжать закреплять знания характерных признаков времен года.
| Предложить родителям стихотворение для заучивания с детьми "Весна" Е. Карганова | |
2 неделя | Конструирование из бумаги «Кораблик»
Беседа "Солнышко колоколнышко" (с потешками)
Рисование "Подснежники" | Упражнять конструированию из бумаги, приклеивать к основной форме детали
Уточнить значение солнца для всего живого на земле, развивать мышление, активизировать речь.
Развивать творческие способности, закреплять приемы рисования красками.
| Консультация для родителей «Наблюдения за природой весной» Ц: познакомить родителей как знакомить детей с природой | |
3 неделя | Уход за рассадой цветов для клумбы Чтение художественной литературы: Л. Аким «Апрель», Е. Изнаирская «Последняя льдинка». Беседа с детьми "Весна. Что ты знаешь о ней?" Рисование "Ветка вербы"
Труд в природе: уборка на участке мусора, опавших листьев | Поощрять желание детей помогать взрослым Развивать интерес к слову в литературном произведении.
Уточнять представления о явлениях весны Закреплять приемы рисования красками, закреплять характерные признаки прихода весны. Воспитывать трудолюбие, желание содержать свой участок в чистоте. | Предложить родителям оказать помощь в пополнении рассады цветов в группе. | |
4 неделя | Д/и "Угадай весенний цветок"
И. Беляков «Подснежник проснулся» Подвижная игра "Медведь проснулся"
Опыт с веточками березы с почками | Закреплять названия весенних цветов, учить внимательно слушать загадки до конца, развивать логическое мышление. Развивать интерес к литературному слову. Вызвать желание играть в совместные игры, развивать двигательную активность. Показать значение воды в жизни растений, воспитывать гуманное отношение к объектам природы. | Привлечь родителей к участию вместе с детьми в выставке рисунков первых цветов | |
Май | ||||
1 неделя | Наблюдения за погодой, растениями, деревьями, трудом взрослых, первыми насекомыми, цветами и т. д. в мае. Рассматривание альбома «Первоцветы» Чтение художественной литературы "Весной" Т. Шорыгина, Г. Скребицкий "Счастливый жучок" Лепка "Цветы" | Учить замечать и называть изменения в природе; устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Расширять представления о некоторых цветах Развивать интерес к слову в литературном произведении.
Упражнять в передаче строения цветка – формы, размера, цвета. | Предложить родителям закрепить с детьми названия весенних месяцев. | |
2 неделя | Уход за рассадой цветов для клумбы
Целевая прогулка по территории детского сада
Просмотр презентации "Мир насекомых" | Поощрять желания детей помогать взрослым ухаживать за растениями
Развивать наблюдательность путём выявления признаков весны
Расширять представление о насекомых.
| Консультация для родителей «Осторожно, насекомые» Ц: знакомить с профилактическими мерами от укусов насекомых» | |
3 неделя | Лепка "Насекомые"
Д/и "Придумай рассказ"
Рассказ о труде людей весной. | Учить передавать в лепке образ насекомого, закреплять приемы работы с пластилином. Закреплять знания о характерных признаках времен года; формировать умения подбирать предметные и сюжетные картинки; развивать связную речь.
Дать детям знания о труде взрослых в весенний период, воспитывать уважение к человеческому труду.
| Помощь в оформлении части макета "Лето" | |
4 неделя | Работа с макетом "Времена года"
Коллективная работа "Поляна с цветами"
Итоговое мероприятие по временам года - Викторина. | Закреплять знания о характерных признаках времен года; формировать умения работать с макетом; развивать связную речь.
Развивать творческие способности детей, коммуникативные навыки общения детей друг с другом.
Обобщить и закрепить знания детей о временах года, об их отличительных особенностях.
|
|
Список литературы:
1.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014.
2. Копцева Т.А. «Природа и художник», М., «Сфера», 2001 г.
3. Алябьева Е.А. «Природа. Сказки и игры для детей», М., «Сфера», 2012 г. 4. Григорьева О.А., Фесюкова Л.Б. «Весна. Лето. Демонстрационный материал», М., «Сфера», 2007 г.
5. Ёлкина Н.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать», Ярославль, «Акад. Развития», 1996 г.
6. Иванова А.И. «Мир растений», М., «Сфера», 2010 г.
7. Интернет - ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».
Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....
Беседа с детьми старшей группы на тему «Времена года»
Беседа с детьми старшей группы на тему «Времена года»...
Консультация для родителей на тему: «Время года - осень»
Для ребенка нет преград в виде осенней слякоти - его тянет на улицу, где он любит играть в любое время года и при любой погоде. Для нас же, для взрослых, осень ассоциируется с промокшими ногами, сопли...
Конспект проведения интегрированной совместной непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы по развитию речи Образовательная область «Речевое развитие» Тема: «Времена года»
Программное содержание: Образовательные задачи:-Обобщить знания детей о временах года; учить видеть характерные особенности разных времен года; учить воспринимать красоту природы, замечать выразительн...
Конспект НОД по экологическому воспитанию с детьми старшей группы на тему: «Времена года».
Конспект НОД занятия по экологии в старшей группе «Времена года». Тема: «Времена года» Цель: Формирование ответственного отношения к окружающей среде у дет...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми средней группы на тему «Времена года»
Цель: Создание условий для закрепления детей об основных признаках всех времен года. Задачи: закрепить представления детей об основных признаках времен года, умение самостоятельно находить их, им...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» (развитие речи) с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: « Времена года. Осень»
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» (развитие речи) с детьми старшего дошкольного возраста.Тема: « Времена года. О...