Конспект совместной исследовательской деятельности в группе компенсирующей направленности (ЗПР) с детьми среднего возраста по теме "Что такое снег?"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Литвинова Лариса Васильевна

Цель этой деятельности: формирование иследовательского и познавательного интереса детей через экспериментирование. Расширение их представления о снеге и его свойствах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №4 - детский сад комбинированного вида «Золотой гребешок»

Конспект совместной исследовательской деятельности в группе компенсирующей направленности (ЗПР) с детьми среднего возраста

по теме «Что такое снег?»

Подготовила: Литвинова Л. В.

Цель: формирование исследовательского и познавательного интереса детей через экспериментирование.

Задачи:

- Расширять представления детей о снеге и его свойствах: липкий, холодный, мягкий (рыхлый), тает в тепле, превращаясь в воду, можно красить;

- Расширять и активизировать словарь детей: холодный, рыхлый, липкий

- Способствовать развитию логического мышления через выявление причинно-следственных связей и практическую деятельность (делать вывод, с помощью воспитателя выдвигать простейшие гипотезы, проверять их с помощью воспитателя.)

- Воспитывать интерес к окружающему миру через исследовательскую деятельность.

- Воспитывать у детей желание помочь.

Оборудование: мягкая игрушка Сова, письмо, ведро со снегом, салфетка, клеёнка, деревянные палочки по количеству детей, формочки, лопатки, тарелочка, подносы, кисточки, гуашь.

                                        Ход СД

Воспитатель: ребята, сегодня наша Тетушка Сова прилетела с письмом. Давайте посмотрим от кого. (берёт письмо у Совы, открывает, читает).

Здравствуйте, ребята!

Мне Сова рассказывала, что вы любознательные, сообразительные, поэтому я решил кое – что узнать у вас.

Загадка

Пушистый, белый и летучий,

Порою мокрый и липучий,

Зимою он всегда бывает,

Детишки часто с ним играют. (Снег)

Я живу в джунглях, где всегда тепло и снега не бывает. Что такое снег? Малыши, помогите мне, пожалуйста, узнать об этом!

Слонёнок Дамбо

Беседа с детьми:

Воспитатель: ну, что, ребята, поможем слонёнку? (ответы детей)

- Когда бывает снег? (зимой)

- Где его можно увидеть? (на улице, во дворе, на крыльце, на деревьях, снег везде.)

Для того, чтобы помочь слонёнку ответить на вопрос: «Что такое снег?», мы с вами отправимся в небольшое путешествие в поисках снега!

Опыт 1. «Снег белый, холодный»

Воспитатель: Мы идем идём, идём

                       Много снега мы найдем. (Подходим к столу, где на столе стоит ведро, закрытое сверху салфеткой, под ней снег)

Воспитатель: Ребята, каким бывает снег на ощупь тёплый или холодный? (холодный)

- Давайте потрогаем, может это снег? (щупают, не снимая салфетки).

- Что чувствуете? (холодно рукам)

Воспитатель: (снимает салфетку). Что - же это? (снег) Какого он цвета? (белый)

Опыт 2. «Снег мягкий, рыхлый»

Воспитатель: Я предлагаю вам взять палочку и опустить ее в снег. (дети опускают палочку в снег и наблюдают). Наблюдайте, как палочка входит в снег. Легко или трудно вам это сделать? (легко). Значит снег какой? (мягкий)

- Ребята, мягкий снег правильно называть рыхлый.

Опыт 3. «Снег не имеет запаха»

Воспитатель: Дети, давайте понюхаем снег. Чем он пахнет? (снег не пахнет).

Значит он не имеет запаха.

Воспитатель: дети, на что похож снег? (мороженое, вата, сахар)

Опыт 4. «Снег липкий и может принимать разные формы»

              Воспитатель: Ребята, мы недавно были на прогулке, снег был рассыпчатый и мы не смогли из него ничего слепить. Как вы думаете, сейчас получится слепить? Давайте проверим. Дети берут формочки и лопатки. (лепим фигуры и рассуждаем: Снег лепиться? Легко ли лепить из снега? У кого что получилось?) Дети делают вывод, что снег липкий.

Опыт 5. «Снег можно красить!»

            Воспитатель: Ребята, как вы думаете, снег можно красить? Давайте попробуем покрасить снег гуашевыми красками. (Немного снега отложили в белую тарелку). Получается ли у нас красить снег? (да).

Какие красивые фигурки получились!

Сейчас приглашаю вас размяться… (дети встают в круг на физминутку)

Физминутка «Снежок»

Раз, два, три, четыре, (загибают пальчики, начиная с большого).
Мы с тобой снежок слепили («лепят», меняя положение ладоней).
Круглый, крепкий, (показывают круг),
очень гладкий (сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую).
И совсем-совсем не сладкий (грозят пальчиком).
Раз – подбросим (смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок).
Два – поймаем (приседают, ловят воображаемый снежок).
Три – уроним (встают, роняют воображаемый снежок).
И…сломаем (топают).

Опыт 6. «В тепле снег тает»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что произошло с нашими фигурами? (они растаяли, осталась цветная вода). Дети делают вывод: Снег тает в тепле и превращается в воду. 

- Давайте посмотрим в тарелочку. Что вы здесь увидели? (снег тоже превратился в воду, вода грязная)

- Как вы думаете, можно есть снег? (нет) Почему? (снег холодный, можно заболеть и грязный, значит там микробы)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Итак, что же мы напишем Слонёнку в письме о снеге?

Дети: Снег белый, не имеет запаха, рыхлый, очень холодный и в тепле он тает, превращаясь в воду. Снегу можно придать разнообразные формы, а также его можно покрасить. Снег кушать нельзя, потому что он грязный, а ещё можно заболеть.

Воспитатель: Ребята, вы подробно и верно описали снег. Предлагаю сделать рисунки о зиме для слонёнка и отправить ему в письме.

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествие? Что мы делали? Кому помогали? Что нового и интересного узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности детей группы компенсирующей направленности с помощью проектных технологий

Исследовательская деятельность позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу....

Конспект проведения образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР от 6 до 7 лет "Создание условий для ориентировочно – исследовательской деятельности детей"

   Ориентировочно – исследовательская деятельность – это деятельность, направленная на обследование окружающих предметов в целях получения информации, необходимой для реше...

Конспект непосредственно организованной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста «Увлекательное путешествие по заповедникам ЮГРЫ»

Данный конспект предназначен для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с заповедниками родного края - ХМАО-Югра. Занятие расширит и углубит знания детей об особо охраняемых территориях - за...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности старшего возраста

образовательная: показать знания детей о гласных звуках, умение определять  гласный звук в середине слова; выполнять слоговой анализ односложных, двусложных и трёхсложных слов; умение образовыват...

Конспект организованной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР в возрасте 5 – 6 лет на тему: «У лукоморья дуб зеленый»

Дети с речевыми нарушениями с неохотой разучивают стихи. Мнемотаблицы могут служить средством для запоминания, а также стимульным материалом для развития памяти. Предлагаю вашему вниманию конспект по ...

План-конспект совместной образовательной деятельности детей группы компенсирующей направленности ГБДОУ№54 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга «Страна игрушек» на стихи Агнии Барто

Развивать навыки общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками. Объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию. Развивать способность владения речью как средством об...