Проект краткосрочный "Комнатные растения" в первой младшей группе
проект по окружающему миру (младшая группа)
Познавательно-исследовательский проект "Комнатные растения - наши друзья ".
Тип проекта: групповой, краткосрочный (1 неделя), познавательно-исследовательский.
Участники проекта: дети младшей группы, воспитатель, родители.
Актуальность проекта: Наличие комнатных растений в помещении детского сада имеет особое значение для детей и взрослых, пребывающих в нем достаточно длительное время. С помощью растений можно улучшить психологический климат и гигиеническую среду в группе. Трудно переоценить значение комнатных растений в решении основной задачи воспитания: формирование культурно-экологического сознания дошкольника, как базиса личностной культуры. Теоретические исследования М.М.Марковской, С.А.Веретенниковой, М.В.Лучич, А.М.Федотовой и др. доказывают, что активное, систематическое знакомство с растениями под руководством взрослого развивает у детей наблюдательность, умственные способности и познавательные интересы, закладывает основы реалистического понимания явлений природы, помогает формировать трудовые навыки и трудолюбие, бережное отношение ко всему живому.
Проблема– недостаточные знания детей о комнатных растениях, способах ухода за ними. « Почему в группе детского сада пожелтели некоторые комнатные растения? Что нужно сделать, чтобы растения радовали всех своим цветением?» - так сформулировали проблему дети.
Цель: Дать детям знания о комнатных растениях, правилах ухода за ними, их значении в жизни человека, о роли человека для растения.
Задачи проекта:
1.Обогащать знания детей о комнатных растениях.
2.Познакомить детей со строением растения, особенностью и назначением его частей.
3. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов; любознательность, активность в познавательной деятельности.
4.Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное отношение к комнатным цветам.
5. Изучить влияние деятельности человека на жизнь растений.
Образовательные области: коммуникативная, продуктивная, познавательная и экспериментально-исследовательская деятельность.
Планируемые результаты
1.У детей появится ярко выраженный интерес к живой природе, умение называть и различать комнатные растения.
2.Дети будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
3.У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научаться делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
4.Дети узнают значение воды, воздуха, тепла, света в жизни живых объектов природы и ее свойств.
Перспективное планирование на неделю ( 15.01.2024 - 19.01.2024 ).
Содержание работы | Цель, задачи | Участники проекта |
Понедельник 15.01
| ||
Наблюдение и труд в уголке природы | Закрепить название, строение комнатных растений, навыки по уходу за комнатными растениями. | Воспитатель, дети. |
Экспериментально-исследовательская деятельность: "Надо ли поливать растения?". Рассматривание образцов почвы. | Формирование у детей избирательного подхода к поливу растений: по осязанию (сырая земля-липкая, сухая-сыпучая). Развитие сенсорного опыта. | Воспитатель, дети. |
ООД "Комнатные растения - наши друзья" | Закрепить знания детей о комнатных растениях, учить находить сходство и различие во внешних признаках, дать представление о размножении комнатных растений. Развивать любознательность и наблюдательность. | Воспитатель, дети. |
Чтение экологической сказки "Как человек приручил растения" |
| Воспитатель, дети. |
Д.игра "Угадай по описанию" | Учить различать комнатные растения по внешним признакам, запоминать названия. | Воспитатель, дети. |
Вторник 16.01 | ||
Наблюдение в уголке природы: Рассмотреть листья комнатных растений. Какому растению трудно дышать? Почему? | Закрепление представлений о способах мытья комнатных растений: протирание листьев влажной тряпочкой, опрыскивание. | Воспитатель, дети. |
Экспериментально-исследовательская деятельность - опыт "Дыхание растений" | Помочь установить, что растение выделяет кислород; понять необходимость дыхания для растений.
| Воспитатель, дети. |
ООД Лепка "Фиалка и ее дружок-листок» (нанесение пластилина на поверхность) | Познакомить с комнатным растением - фиалкой, учить изображать цветок с помощью нанесения пластилина на картон, закреплять приемы лепки. | Воспитатель, дети. |
Чтение рассказа "Аленький цветочек" «Цветик - семицветик» | Учить делать самостоятельные умозаключения, отвечать на вопросы. | Воспитатель, дети. |
Д. игра "Собери целое из частей". | Учить узнавать по внешнему виду и называть комнатные растения. | Дети. |
Раскраски "Комнатные растения" (Фиалка, фикус). | Сравнение растений по внешнему виду, найти сходства и различия. | Воспитатель, дети. |
Среда 17.01 | ||
Нод по развитию речи "Мир комнатных растений" | Расширять представления о комнатных растениях, их назначении, правилах ухода за ними. | Воспитатель, дети. |
Д. игра "Узнай растение" | Учить находить комнатное растение по названию. | Воспитатель, дети. |
Чтение и заучивание стихотворения Е. Благининой "Цветок-огонек". | Познакомить с комнатным растением - бальзамином, помочь запомнить стихотворение. | Воспитатель, дети. |
Четверг 18.01 | ||
Нод по рисованию Коллективная работа «Цветы на мамином окне» | Познакомить ребят с комнатным растением – кактусом и другими цветами, учить изображать цветок. Учить дополнять изображение с помощью восковых мелков. | Воспитатель, дети. |
Д. игра "Спор растений" | Закреплять знания детей о комнатных растениях (название, внешний вид). Учить сравнивать растения по величине, высоте, размеру листьев. | Воспитатель, дети. |
Сюжетно-ролевая игра "Магазин цветов" | Вспомнить с детьми названия растений, их частей, отличительные признаки. | Воспитатель, дети. |
Слушание сказки на СД-диске "Дюймовочка" Г.Х. Андерсена |
| Воспитатель, дети. |
П. игра "Цветочная полянка" | Учить выкладывать цветок из крупных элементов мозайки, из Палочек Кьюзинера. | Воспитатель, дети. |
Пятница 19.01 | ||
ООД по аппликации. Коллективная аппликация «Зеленый сад в детском саду» | Вспомнить содержание стихотворения Е. Благининой "Цветок-огонек". | Воспитатель, дети. |
Д. игра "Где спряталась матрешка" | Закрепить названия комнатных растений. Подвести итоги по ранее проведенным опытам. | Воспитатель, дети. |
Чтение словацкой сказки "У солнышка в гостях". |
| Воспитатель, дети. |
Выставка детских работ на тему "Комнатные растения - наши друзья". |
| Воспитатель, дети, родители. |
Сотрудничество с родителями.
1. Изготовление фотоальбома "Многообразие комнатных растений" с участием родителей и детей.
2. Выставка детских работ на тему "Комнатные растения - наши друзья".
Список использованной литературы.
1.Н.А.Рыжова «Развивающая среда дошкольных учреждений», М., 2019 г.
2.О.В.Дыбина и другие «Неизведанное рядом», М., 2014 г.
3.В.И.Серпухова «Комнатные растения», М., 2015г.
4.В.А.Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» М., 2014 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Конспект занятия
Знакомство с комнатными растениями
Цель: Познакомить детей с комнатными растениями.
Задачи: Формировать у детей понимание, что у комнатных растений есть корень, стебель, листья, цветок, что они – живые существа. Рассказать о значении почвы и воды для растений. Воспитывать желание ухаживать за растениями.
ППРС: Комнатное растение, схема строения цветка, лейка, лопатка.
Ход занятия.
1. Сюрпризный момент
Дети сидят на стульчиках, воспитатель в центре, рядом с ним стоит маленький столик. Тут в дверь раздаётся стук: в гости пришла Цветочная Фея , в руках у неё цветочный горшок.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла Цветочная Фея, а что у тебя в руках?
2. Основная часть
Ц.Ф: - Здравствуйте ребята! Этот цветок мне подарили на праздник. Только вот разве бывают цветы в горшках! Цветы ведь растут на клумбе и на полянке.
Воспитатель: -Фея, ну конечно, это цветок. А твой цветок называется герань, он очень красиво цветёт и его листики вкусно пахнут. Ребята, давайте все вместе скажем, как называется цветок Кати.
На окне в такую рань
Распустилась герань.
Круглые листочки,
Пышные цветочки
Даже очень хороши,
Так решили малыши.
Дети отвечают, называют цветок.
Воспитатель: - Ну вот, запомнила, как называется твоё комнатное растение?
Ц.Ф: - Запомнила: герань! Это комнатное растение, которое называется герань. (показ картинки)
Посмотри у нас в группе много комнатных растений и некоторые из них ребята уже знают. Ребята, какие комнатные растения вы знаете?
Дети называют герань, фикус, бегонию и показывают их.
Воспитатель: - А почему эти растения называются комнатными?
Дети: - Потому что они растут дома. Они очищают воздух, создают уют в доме.
Воспитатель:Когда болит, у вас ушко, можно, оторвать листочек герани, скатать и положить в ушко, и боль прекратится. А если у вас, насморк, то сок алоэ или каланхое закапывают в нос и простуда проходит.
(Показываю, одновременно растение).
Воспитатель:Ребята, посмотрите, какое красивое комнатное растение, оно называется бегония. У бегонии красные большие и маленькие цветы, листья шероховатые, зеленого цвета.
Воспитатель: А это растение называется – фиалка, листья округлые, опущенные (рассказ сопровождаю показом). Подойдите, потрогайте, какие листья у фиалки. У фиалки, есть цветы, давайте понюхаем их, как они пахнут они маленькие круглые, с зубчиками.
Воспитатель: Поливать фиалку нужно, очень аккуратно, теплой водой, под корешок, следить, чтобы вода не попала на листья.
Воспитатель: А какого цвета листья у фиалки?
Дети: Зеленого.
Воспитатель: А сейчас, я вам предлагаю, встаньте в круг и представьте, что вы «Цветы».
Физкультминутка:
Растение начинает расти
(дети медленно поднимаются)
Листики поднимаются к свету
(руки поднимают вверх)
Распускаются цветы
(ладошки вверх поднимают)
Растение чувствует себя хорошо.
(Пальчиковое упражнение) Повторить 2-3 раза.
Воспитатель: А, что еще нужно растению для жизни?
Дети: Свет, вода, тепло, воздух.
Воспитатель: Ребята, а что есть у каждого растения (показываю карточки с изображением частей растение).
Дети: Корень, стебель, листья и цветок.
(Ребята, показывают, на живом растении, часть растения).
Воспитатель: -Фея, а у нас тоже есть герань.
3. Опытно-исследовательская деятельность
Воспитатель ставит на стол не цветуший цветок.
Фея: - Но это же совсем другое растение. На нём нет цветочков.
Воспитатель: - Ребята, давайте внимательно посмотрим на эти два растения. Посмотрите на их листики: одинаковые у них листочки или разные? Дети отвечают, что листочки одинаковые. Вот видишь, Фея, это тоже герань, просто на ней ещё не появились цветы.
Фея: - А они тоже будут цвести?
Воспитатель: - Ну, конечно, просто за ним надо правильно ухаживать. Сейчас наши ребята тебе расскажут, как они ухаживают за растениями в группе.
Дети отвечают, что растение надо поливать, рыхлить землю в горшке. Один ребёнок выходит и показывает, как надо правильно поливать и рыхлить землю. Воспитатель обращает внимание детей и Кати на то, что часто поливать растение нельзя, от лишней влаги оно может заболеть и погибнуть.
Фея: - Спасибо ребята, я буду хорошо ухаживать за своим цветочком, чтобы он всегда так красиво цвёл. Катенька прощается и уходит.
4. Рефлексия
Воспитатель: - Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили? Кто приходил к нам в гости? Что Цветочная фея нам принесла? Как назывался её цветок? Все вы просто молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Комнатные растения" в младшей группе
Проект "Комнатные растения" в младшей группе...
Экологический проект для первой младшей группы Проект для детей первой младшей группы "Огород для Чиполлино".
Экологический проект для первой младшей группыПроект для детей первой младшей группы "Огород для Чиполлино"....
Проект "Комнатные растения" в младшей группе
Проект " Комнатные растения" в младшей группеРабота по знакомству и уходу за комнатными растениями...
Проект для детей первой младшей группы "Первые шаги в математику"
Математическое развитие имеет большую ценность для интенсивного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности. Поэтому работа по математическому развитию начинается еще в ран...
Краткосрочный проект "Комнатные растения" для младшей группы
Тема проекта: Комнатные растенияГруппа: II младшая группа Тип проекта: краткосрочный – 1 неделя, познавательноисследовательский.Актуальность: Наличие комнатных растений в помещении детского...
Проект «Знакомство детей с зимующими птицами» (проект для детей первой младшей группы)
Проект «Знакомство детей с зимующими птицами» (проект для детей первой младшей группы)...