Проект "Подарки природы"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Татьяна Анатольевна Серова

Вода, земля, огонь, воздух... Четыре стихии, которые лежат по некоторым представлениям в основе и человека, и мироздания. Издавна люди считали, что ими руководят боги, которым необходимо поклоняться. Позже – почитали и уважали эти могучие явления. В настоящее время, в эпоху науки и прогресса, человечество сумело сделать массу открытий, но обуздать и понять до конца эти четыре составляющих мира пока не под силу никому.

Формирование в дошкольном возрасте элементарных представлений и понятий о воде, огне, земле и воздухе – основа для знаний в будущем. Умение ориентироваться в понятиях, осознание свойств явлений и отношений обогащают речь ребенка, делают ее более точной, конкретной, грамматически правильной. Знания о роли стихий в жизни человека расширяют кругозор, развивают познавательный интерес.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_podarki_prirody.docx932.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Дюймовочка»

города Балашова Саратовской области»

Проект

«Подарки природы»

                                                                                                  Подготовили:

                                                                                 воспитатели

группы «Росинка»

                                                                                 Серова Т.А.,

                                                                                 I квалификационная категория

                                                                                     Чеканова Д.С.

1. Актуальность проекта

Вода, земля, огонь, воздух... Четыре стихии, которые лежат по некоторым представлениям в основе и человека, и мироздания. Издавна люди считали, что ими руководят боги, которым необходимо поклоняться. Позже – почитали и уважали эти могучие явления. В настоящее время, в эпоху науки и прогресса, человечество сумело сделать массу открытий, но обуздать и понять до конца эти четыре составляющих мира пока не под силу никому.

Формирование в дошкольном возрасте элементарных представлений и понятий о воде, огне, земле и воздухе – основа для знаний в будущем. Умение ориентироваться в понятиях, осознание свойств явлений и отношений обогащают речь ребенка, делают ее более точной, конкретной, грамматически правильной. Знания о роли стихий в жизни человека расширяют кругозор, развивают познавательный интерес.

Постановка проблемы

Что имеем?  Любознательных детей, которые задают много вопросов о явлениях и процессах, происходящих в окружающем мире

Что хотим? Научить детей вести исследовательскую деятельность. Систематизировать знания детей о четырех стихиях: воде, земле, воздухе и огне в процессе совместной деятельности. Воспитывать  желание беречь и охранять их, как подарки природы для планеты Земля.

Что мешает? Недостаточный уровень овладения способами познания окружающего мира.

2. Цель:формирование исследовательских навыков и познавательной активности детей.

Задачи:

1. Систематизировать знания детей о четырех стихиях: воде, земле, воздухе и огне в процессе совместной деятельности.

2. Развивать коммуникативную компетентность детей, рассказывать о результатах исследования. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать.

  3. Рассмотреть четыре природные стихии в многообразии их                   проявлений и в связи с человеком.

3. Вид проекта: познавательно - исследовательский

4. Продолжительность проекта: Среднесрочный (3 недели: с 06.02.2023г. – 03.03.2023г.).

5. Состав участников: дети группы «Росинка» (5-7лет), воспитатели группы «Росинка», родители воспитанников, музыкальный руководитель.

6. Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

7.Сценарий совместной деятельности:

- довести до участников проектов важность данной проблемы;

- подобрать методическую, художественную литературу, иллюстративный материал по теме;

- подобрать материалы, пособия для игровой деятельности детей;

- подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.

8. Описание продукта, полученного в результате проекта:

- создание условий для организации совместной деятельности с родителями;

- появление у детей выраженного интереса к экспериментальной деятельности;

- формирование у детей представлений о четырех стихиях: воде, воздухе, земле и огне;

- консультация для родителей «Исследуем и экспериментируем вместе с детьми».

- Создание альбома «4 стихии в детском творчестве», «Вода в природе и в жизни человека», «Как выращивают хлеб», «Экспериментируем дома»

- Коллажи «Вода», «Воздух», «Огонь», «Земля».

- презентация проекта:квест – игра «4 стихии»

9. Направления по образовательным областям:

Названия образовательных областей

Задачи

Содержание

1.

Социально - коммуникативное развитие

Расширять знания и представления детей о воде, воздухе, земле и огне.

Беседы: по теме «Вода»: «Что мы знаем о воде?», «Вода – это жизнь», «Где можно встретить воду?», «Почему мы должны беречь воду?»

По теме«Воздух»: «Воздух. Для чего он нежен?», «Чистый воздух в городе», «Воздух и его роль в жизни человека».

По теме «Огонь»:«Как появился огонь», «Профессия – пожарный», «Где работает огонь».

По теме«Земля»: «Почва – живая земля», «Кладовая земли».

Наблюдения:за разными состояниями воды, за горящей спичкой, свечой, за ростом посаженного лука.

2.

Познавательное развитие

Развивать познавательную активность детей.

1. НОД «Жить нельзя нам без воды»

НОД «Круговорот воды в природе»

НОД «Путешествие в страну здоровья»

НОД «Огонь – друг или враг».

2. Рассматривание иллюстраций по теме.

3. Просмотр обучающих видеофильмов про воду, воздух, огонь и явления природы.

4. Дидактические игры: «Зачем нам вода?», «Состояние воды в природе», «Здесь есть вода?», «Какой бывает ветер?», «Солнце, воздух и вода», «Доскажи словечко», «Уроки безопасности», «Что где растет?».

3.

Речевое развитие

Развивать речь детей, наблюдательность, внимание детей.

1. Изучение энциклопедий «Большая детская энциклопедия»

2. Чтение художественной литературы:

про воду: А. Барто «Любитель - рыболов», Б. Житков «Наводнение», А. Толстой «Акула», русская народная сказка «Снегурочка»;

про воздух: Л. Николаенко«Бумажная вертушка», М. Карем «Мой змей», «Никто не видел ветер», Г. Остер «Эхо», А.С. Пушкин «Ветер, ветер ты могуч»;

про огонь: Л.Н. Толстой «Пожарные собаки», П. Бажов «Огневушка - поскакушка», Г.Х. Андерсен «Огниво», Б. Житков «Пожар в море»;

про землю:  П. Бажов «Хозяйка медной горы», А. Мусатов «Как хлеб пришёл на стол».

3. Словесные игры: «Какой бывает вода?», «Льдинки, снежинки, сосульки», «Какой бывает земля», «Четыре стихии».

4.

Художественно-эстетическое развитие

Совершенствовать технические навыки детей, воспитывать аккуратность при выполнении работ.

1. Рассматривание репродукций картин И. Айвазовского «Девятый вал», «Тишь на средиземном море».

2. НОД «Разноцветные снежинки» (аппликация).

НОД «Вода в природе» (рисование)

НОД «Горный пейзаж» (рисование)

3. Изготовление коллажей «Вода», «Воздух», «Огонь», «Земля».

4.Прослушивание музыкальных произведений и звуков природы: «Звуки дождя», «Ручейки» муз. Т. Ломовой.

5.

Физическое развитие

Развивать двигательную активность детей,

Подвижные игры:«Море волнуется», «Водяные жмурки», «Непоседа ветерок», «Гори, гори ясно…», «выше ноги от земли». Физкультминутки, пальчиковая гимнастика (в ходе НОД и разных видах деятельности).

6.

Работа с родителями

Донести до родителей важность проблемы. Привлекать родителей к активному участию в процессе реализации проекта.

Беседа с родителями об актуальности данной проблемы.

Участие в подборе художественной литературы и материалов к созданию коллажей по теме проекта.

Участие в организации фотовыставки «Экспериментируем дома».

10. Дополнительная информация,  необходимая для выполнения проекта: информация из интернета, художественная, методическая литература.

11. Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: картины, иллюстрации по теме, художественная литература с иллюстрациями, мультфильмы по теме.

12. Планируемое время на реализацию проекта по этапам:         

Этап

Содержание деятельности

Сроки

1.

Поисковый

Определение тематического поля и темы проекта.Анализ проблемы. Постановка цели проекта.

1 день

2.

Аналитический

Анализ имеющейся информации.

- Накопление материала;

- Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ.

-Включение в проект образовательной деятельности.         

- Составление плана работы с родителями.

2 дня

3.

Практический

 Беседы, чтение художественной литературы. НОД по разным видам деятельности. Беседы с родителями по теме проекта. Оформление альбома «4 стихии в детском творчестве», «Вода в природе и жизни человека», «Как выращивают хлеб»

14 дней

4.

Презентационный

Квест – игра «4 стихии»

1 день

5.

Контрольный

- Анализ результатов выполнения проекта.

- Оценка качества выполнения проекта.

- Вывод

1 день

13. Организационные формы работы над проектом:

Формы работы

Название

1.

Беседы

Беседы: по теме «Вода»: «Что мы знаем о воде?», «Вода – это жизнь», «Где можно встретить воду?», «Почему мы должны беречь воду?»

По теме«Воздух»: «Воздух. Для чего он нежен?», «Чистый воздух в городе», «Воздух и его роль в жизни человека».

По теме «Огонь»:«Как появился огонь», «Профессия – пожарный», «Где работает огонь».

По теме«Земля»: «Почва – живая земля», «Кладовая земли».

2.

НОД

«Жить нельзя нам без воды»

«Круговорот воды в природе»

«Путешествие в страну здоровья»

«Огонь – друг или враг».

 «Разноцветные снежинки» (аппликация).

«Вода в природе» (рисование)

«Горный пейзаж» (рисование)

3.

Опытно-экспериментальная деятельность

«Очищение воды», «Тонет – не тонет», наблюдение за разными состояниями воды, «Измерение объёма воздуха», «Можем ли мы обойтись без воздуха», «Различия глина и песок».

4.

Продуктивная деятельность

Изготовление коллажей «Вода», «Воздух», «Огонь», «Земля».

Создание альбомов «4 стихии в детском творчестве», «Вода в природе и жизни человека», «Как выращивают хлеб»

5.

Работа с родителями

Беседы, подбор необходимой литературы по теме, наглядного материала.

6.

Групповое обсуждение

Подведение итогов проекта

14. Форма проведения презентации: квест – игра «4 стихии»

15. Результат проекта:в ходе проекта у детей сформировалось представление о воздухе, воде, земле и огне, их свойствах и значении для жизни живых организмов (человека, животных, растений), сформированы знания о пользе и вреде, которые могут принести стихии людям. Многочисленные опыты вызвали у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

Список используемой литературы:

1. «Огонь – друг и огонь – враг» Ребенок в детском саду. 2003. № 6.

2. «Только смелым покоряются моря» Дошкольное воспитание. 2005. № 1

3. Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 6 -7 лет»

4. Волосникова Т.В. «Основы экологического воспитания дошкольников» Дошкольная педагогика. 2005. № 6.

5.Латынова Н. «Сказки Земли».

6.Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте».

7.Попова Т.И. «Мир вокруг нас»

8.Рыжова Н.А. «Я и природа».

9. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом. Занимательные опытыи эксперименты для дошкольников. Издательство: ТЦ «Сфера»Москва , 2002

10. Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1979г.

11. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»

Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.

Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...

Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!

Знакомим ребенка с природой.Природа – источник  познания. Сбережем родную природу!          Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...