Проект "Подарки природы"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Вода, земля, огонь, воздух... Четыре стихии, которые лежат по некоторым представлениям в основе и человека, и мироздания. Издавна люди считали, что ими руководят боги, которым необходимо поклоняться. Позже – почитали и уважали эти могучие явления. В настоящее время, в эпоху науки и прогресса, человечество сумело сделать массу открытий, но обуздать и понять до конца эти четыре составляющих мира пока не под силу никому.
Формирование в дошкольном возрасте элементарных представлений и понятий о воде, огне, земле и воздухе – основа для знаний в будущем. Умение ориентироваться в понятиях, осознание свойств явлений и отношений обогащают речь ребенка, делают ее более точной, конкретной, грамматически правильной. Знания о роли стихий в жизни человека расширяют кругозор, развивают познавательный интерес.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_podarki_prirody.docx | 932.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Дюймовочка»
города Балашова Саратовской области»
Проект
«Подарки природы»
Подготовили:
воспитатели
группы «Росинка»
Серова Т.А.,
I квалификационная категория
Чеканова Д.С.
1. Актуальность проекта
Вода, земля, огонь, воздух... Четыре стихии, которые лежат по некоторым представлениям в основе и человека, и мироздания. Издавна люди считали, что ими руководят боги, которым необходимо поклоняться. Позже – почитали и уважали эти могучие явления. В настоящее время, в эпоху науки и прогресса, человечество сумело сделать массу открытий, но обуздать и понять до конца эти четыре составляющих мира пока не под силу никому.
Формирование в дошкольном возрасте элементарных представлений и понятий о воде, огне, земле и воздухе – основа для знаний в будущем. Умение ориентироваться в понятиях, осознание свойств явлений и отношений обогащают речь ребенка, делают ее более точной, конкретной, грамматически правильной. Знания о роли стихий в жизни человека расширяют кругозор, развивают познавательный интерес.
Постановка проблемы
Что имеем? Любознательных детей, которые задают много вопросов о явлениях и процессах, происходящих в окружающем мире
Что хотим? Научить детей вести исследовательскую деятельность. Систематизировать знания детей о четырех стихиях: воде, земле, воздухе и огне в процессе совместной деятельности. Воспитывать желание беречь и охранять их, как подарки природы для планеты Земля.
Что мешает? Недостаточный уровень овладения способами познания окружающего мира.
2. Цель:формирование исследовательских навыков и познавательной активности детей.
Задачи:
1. Систематизировать знания детей о четырех стихиях: воде, земле, воздухе и огне в процессе совместной деятельности.
2. Развивать коммуникативную компетентность детей, рассказывать о результатах исследования. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать.
3. Рассмотреть четыре природные стихии в многообразии их проявлений и в связи с человеком.
3. Вид проекта: познавательно - исследовательский
4. Продолжительность проекта: Среднесрочный (3 недели: с 06.02.2023г. – 03.03.2023г.).
5. Состав участников: дети группы «Росинка» (5-7лет), воспитатели группы «Росинка», родители воспитанников, музыкальный руководитель.
6. Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
7.Сценарий совместной деятельности:
- довести до участников проектов важность данной проблемы;
- подобрать методическую, художественную литературу, иллюстративный материал по теме;
- подобрать материалы, пособия для игровой деятельности детей;
- подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.
8. Описание продукта, полученного в результате проекта:
- создание условий для организации совместной деятельности с родителями;
- появление у детей выраженного интереса к экспериментальной деятельности;
- формирование у детей представлений о четырех стихиях: воде, воздухе, земле и огне;
- консультация для родителей «Исследуем и экспериментируем вместе с детьми».
- Создание альбома «4 стихии в детском творчестве», «Вода в природе и в жизни человека», «Как выращивают хлеб», «Экспериментируем дома»
- Коллажи «Вода», «Воздух», «Огонь», «Земля».
- презентация проекта:квест – игра «4 стихии»
9. Направления по образовательным областям:
№ | Названия образовательных областей | Задачи | Содержание |
1. | Социально - коммуникативное развитие | Расширять знания и представления детей о воде, воздухе, земле и огне. | Беседы: по теме «Вода»: «Что мы знаем о воде?», «Вода – это жизнь», «Где можно встретить воду?», «Почему мы должны беречь воду?» По теме«Воздух»: «Воздух. Для чего он нежен?», «Чистый воздух в городе», «Воздух и его роль в жизни человека». По теме «Огонь»:«Как появился огонь», «Профессия – пожарный», «Где работает огонь». По теме«Земля»: «Почва – живая земля», «Кладовая земли». Наблюдения:за разными состояниями воды, за горящей спичкой, свечой, за ростом посаженного лука. |
2. | Познавательное развитие | Развивать познавательную активность детей. | 1. НОД «Жить нельзя нам без воды» НОД «Круговорот воды в природе» НОД «Путешествие в страну здоровья» НОД «Огонь – друг или враг». 2. Рассматривание иллюстраций по теме. 3. Просмотр обучающих видеофильмов про воду, воздух, огонь и явления природы. 4. Дидактические игры: «Зачем нам вода?», «Состояние воды в природе», «Здесь есть вода?», «Какой бывает ветер?», «Солнце, воздух и вода», «Доскажи словечко», «Уроки безопасности», «Что где растет?». |
3. | Речевое развитие | Развивать речь детей, наблюдательность, внимание детей. | 1. Изучение энциклопедий «Большая детская энциклопедия» 2. Чтение художественной литературы: про воду: А. Барто «Любитель - рыболов», Б. Житков «Наводнение», А. Толстой «Акула», русская народная сказка «Снегурочка»; про воздух: Л. Николаенко«Бумажная вертушка», М. Карем «Мой змей», «Никто не видел ветер», Г. Остер «Эхо», А.С. Пушкин «Ветер, ветер ты могуч»; про огонь: Л.Н. Толстой «Пожарные собаки», П. Бажов «Огневушка - поскакушка», Г.Х. Андерсен «Огниво», Б. Житков «Пожар в море»; про землю: П. Бажов «Хозяйка медной горы», А. Мусатов «Как хлеб пришёл на стол». 3. Словесные игры: «Какой бывает вода?», «Льдинки, снежинки, сосульки», «Какой бывает земля», «Четыре стихии». |
4. | Художественно-эстетическое развитие | Совершенствовать технические навыки детей, воспитывать аккуратность при выполнении работ. | 1. Рассматривание репродукций картин И. Айвазовского «Девятый вал», «Тишь на средиземном море». 2. НОД «Разноцветные снежинки» (аппликация). НОД «Вода в природе» (рисование) НОД «Горный пейзаж» (рисование) 3. Изготовление коллажей «Вода», «Воздух», «Огонь», «Земля». 4.Прослушивание музыкальных произведений и звуков природы: «Звуки дождя», «Ручейки» муз. Т. Ломовой. |
5. | Физическое развитие | Развивать двигательную активность детей, | Подвижные игры:«Море волнуется», «Водяные жмурки», «Непоседа ветерок», «Гори, гори ясно…», «выше ноги от земли». Физкультминутки, пальчиковая гимнастика (в ходе НОД и разных видах деятельности). |
6. | Работа с родителями | Донести до родителей важность проблемы. Привлекать родителей к активному участию в процессе реализации проекта. | Беседа с родителями об актуальности данной проблемы. Участие в подборе художественной литературы и материалов к созданию коллажей по теме проекта. Участие в организации фотовыставки «Экспериментируем дома». |
10. Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта: информация из интернета, художественная, методическая литература.
11. Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: картины, иллюстрации по теме, художественная литература с иллюстрациями, мультфильмы по теме.
12. Планируемое время на реализацию проекта по этапам:
№ | Этап | Содержание деятельности | Сроки |
1. | Поисковый | Определение тематического поля и темы проекта.Анализ проблемы. Постановка цели проекта. | 1 день |
2. | Аналитический | Анализ имеющейся информации. - Накопление материала; - Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ. -Включение в проект образовательной деятельности. - Составление плана работы с родителями. | 2 дня |
3. | Практический | Беседы, чтение художественной литературы. НОД по разным видам деятельности. Беседы с родителями по теме проекта. Оформление альбома «4 стихии в детском творчестве», «Вода в природе и жизни человека», «Как выращивают хлеб» | 14 дней |
4. | Презентационный | Квест – игра «4 стихии» | 1 день |
5. | Контрольный | - Анализ результатов выполнения проекта. - Оценка качества выполнения проекта. - Вывод | 1 день |
13. Организационные формы работы над проектом:
№ | Формы работы | Название |
1. | Беседы | Беседы: по теме «Вода»: «Что мы знаем о воде?», «Вода – это жизнь», «Где можно встретить воду?», «Почему мы должны беречь воду?» По теме«Воздух»: «Воздух. Для чего он нежен?», «Чистый воздух в городе», «Воздух и его роль в жизни человека». По теме «Огонь»:«Как появился огонь», «Профессия – пожарный», «Где работает огонь». По теме«Земля»: «Почва – живая земля», «Кладовая земли». |
2. | НОД | «Жить нельзя нам без воды» «Круговорот воды в природе» «Путешествие в страну здоровья» «Огонь – друг или враг». «Разноцветные снежинки» (аппликация). «Вода в природе» (рисование) «Горный пейзаж» (рисование) |
3. | Опытно-экспериментальная деятельность | «Очищение воды», «Тонет – не тонет», наблюдение за разными состояниями воды, «Измерение объёма воздуха», «Можем ли мы обойтись без воздуха», «Различия глина и песок». |
4. | Продуктивная деятельность | Изготовление коллажей «Вода», «Воздух», «Огонь», «Земля». Создание альбомов «4 стихии в детском творчестве», «Вода в природе и жизни человека», «Как выращивают хлеб» |
5. | Работа с родителями | Беседы, подбор необходимой литературы по теме, наглядного материала. |
6. | Групповое обсуждение | Подведение итогов проекта |
14. Форма проведения презентации: квест – игра «4 стихии»
15. Результат проекта:в ходе проекта у детей сформировалось представление о воздухе, воде, земле и огне, их свойствах и значении для жизни живых организмов (человека, животных, растений), сформированы знания о пользе и вреде, которые могут принести стихии людям. Многочисленные опыты вызвали у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
Список используемой литературы:
1. «Огонь – друг и огонь – враг» Ребенок в детском саду. 2003. № 6.
2. «Только смелым покоряются моря» Дошкольное воспитание. 2005. № 1
3. Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 6 -7 лет»
4. Волосникова Т.В. «Основы экологического воспитания дошкольников» Дошкольная педагогика. 2005. № 6.
5.Латынова Н. «Сказки Земли».
6.Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте».
7.Попова Т.И. «Мир вокруг нас»
8.Рыжова Н.А. «Я и природа».
9. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом. Занимательные опытыи эксперименты для дошкольников. Издательство: ТЦ «Сфера»Москва , 2002
10. Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1979г.
11. Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»
Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...
У природы нет плохой погоды «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышные природы увяданья, В багрец и в золото одетые леса…» А. С. Пушкин
Рекомендация для родителей...
Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой
Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...
Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.
Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...
Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!
Знакомим ребенка с природой.Природа – источник познания. Сбережем родную природу! Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...
Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм
Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...