Проект "Байкал - жемчужина Сибири"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Аналитическая справка.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Иркутского районного муниципального образования
«Детский сад «Берёзовый».
Кольцова Ирина Викторовна, воспитатель.
Методическая разработка: проект «Байкал – жемчужина Сибири».
Мною был разработан и реализован проект «Байкал – жемчужина Сибири» в подготовительной группе детского сада.
Актуальность проекта:
Мы живем в уникальном месте, на территории нашей Иркутской области расположен «Священный Байкал». Байкал – крупнейшее хранилище и фабрика высококачественной и чистой воды, которой можно напоить весь мир. В наше время остро стоит проблема с загрязнением водоемов исчезновением чистой воды и обитающей в ней рыб, проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, безответственное отношение к природе приводит к экологической катастрофе. Задача человечества сохранить чистоту воды, сберечь окружающую природу Байкала, разумно пользоваться ее недрами. С малых лет надо научить ребенка познавать природу, любить и оберегать ее.
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
Цель проекта:
Создание условий для развития представлений дошкольников об озере Байкал и природе Прибайкалья.
При подготовке проекта я определилась с целями, задачами, спрогнозировала результаты, подобрала программно-методическое обеспечение, наглядно-демонстрационный раздаточный материал, изучила и проанализировала научно-исследовательскую литературу, интернет ресурсы по данной проблеме, разработала перспективный план проектной деятельности.
Методы и формы работы, направленные на реализацию задач проекта:
Образовательные области | Совместная деятельность взрослого и детей |
Познавательное развитие | Беседы:«Байкал – жемчужина Сибири», «Растительный и животный мир Байкала»», «Подводный мир Байкала», «Нерпа», «Заповедники Байкала», «Сибирский кедр», «На страже Байкала». Просмотр видеофильмов, слайд-фильмов, видеороликов о Байкале. Рассматривание: иллюстраций «Природа Прибайкалья», «О негативных воздействиях человека на экологию»; энциклопедий о Байкале; журналов «Сибирячок», макетов Байкала. Рассказы о Красной книги Иркутской области, о коренных жителях Прибайкалья. Д/игра «Рыбы, птицы, звери», лото «Растительный и животный мир Байкала». Составление детской книги «Байкал – жемчужина Сибири». Серия опытов по очистке воды (методом фильтрования). Экспериментирование с камнями: - через лупу, кто, что увидел -закрой глаза, и на ощупь выбери самый гладкий, самый неровный камень. -взять в одну руку камень а в другую- пластилин, сжать обе ладони, сравнить, что произошло? |
Речевое развитие | Загадывание загадок о животном и растительном мире Байкала. Чтение и обсуждение легенды «Богатырь Байкала», стихотворения о Байкале, М. Сергеев «Байкал», В. Стародубов «Омулёвая бочка», «Ангарские бусы», журнал «Сибирячок». Составление рассказов из личного опыта «Моя поездка на Байкал». |
Социально-коммуникативное развитие
| Ситуативные разговоры: «Почему нужно бережно относиться к природе», «Как заботиться о диких животных», « Как помочь нерпе», «Для чего люди устраивают субботники на Байкале», «Кто засоряет Байкал», « Как защитить Байкал», «Почему нужно беречь воду», « Что было бы, если из леса исчезли…». |
Художественно-эстетическое развитие
| Объёмная аппликация «Нерпа», - Лепка «Нерпа», - Аппликация: «Нерпа нежится на солнышке» - Коллективная аппликация «Природа Байкала» -Прослушивание песни «Славное море, священный Байкал»; -Прослушивание видеозаписей «Звуки Байкала»; -Прослушивание записи: «Шум Байкала», «Шум леса», «Голоса птиц, зверей» |
Физическое развитие
| -Подвижная игра «Иголка, нитка и узелок» (бурятская); -Этюд «Волны на Байкале»; -Разучивание физкультминутки «Жемчужина Сибири» -Физминутка «Пять маленьких рыбок»
-П/и «Стадо и волк» -П/и «У оленя дом большой»
|
В результате проведенной работы у детей появилось желание побывать на Байкале. Естественно, сухое познание природы ни к чему не приведет. Ребенок не полюбит, пока не увидит красоту, пока не обрадуется ей, пока не удивится. И поэтому в конце проекта мы пожелали друг другу все-таки увидеть эту чудесную красоту.
Для каждого, кто приезжает на Байкал, встреча с озером это огромная радость и огромное наслаждение. Тот, кто хоть раз побывал на Байкале, непременно постарается сюда вернуться, а уж запомнит его навсегда – такова притягательная сила уникального творения природы.
Анализируя свою работу по теме « Воспитание любви к родному краю на примере озера Байкал» я поняла, что экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.
Как хорошо, что у нас есть Байкал – могучий, богатый, величественный, неповторимый! Как хорошо, что он у нас есть!
Я верю, что наши дети, когда вырастут, будут любить свою малую родину и беречь ее.
Для достижения данных результатов были использованы средства обучения:
-печатные (книги для чтения, раздаточный материал)
-аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеоролик на цифровом носителе)
наглядные плоскостные (плакаты, иллюстрации настенные, магнитные доски)
демонстрационные (стенды, модели демонстрационные)
Ресурсное обеспечение проекта:
Нормативно-правовое обеспечение:
-Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования.
-СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций».
-Устав МДОУ ИРМО «Детский сад «Березовый»
В реализации проекта принимали участие воспитатель, помощник воспитателя, дети и родители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_baykal-_zhemchuzhina_sibiri.docx | 16.54 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Детский сад «Березовый»
Проект: «Байкал – жемчужина Сибири».
Автор: Кольцова И.В.
Проект «Байкал – жемчужина Сибири».
Автор проекта: Кольцова Ирина Викторовна.
Продолжительность проекта: 2 недели.
Участники проекта: дети, родители, воспитатель.
Актуальность проблемы:
В нашем микрорайоне живут в основном приезжие жители. Многие из них никогда не были на Байкале и мало что знают об уникальном озере. Дети и их родители даже не задумываются о том, что будет с Байкалом через несколько десятков лет. В ходе реализации проекта дети получат знания: где находится Байкал, кто живет в Байкале и около него, начнут проявлять интерес к мировой проблеме – охране Байкала.
Экологический проект «Байкал - жемчужина Сибири» один из этапов ознакомления детей с родным краем и его достопримечательностями.
Цель проекта:
Создание условий для развития представлений дошкольников об озере Байкал и природе Прибайкалья.
Задачи проекта:
для детей:
-формировать первичные знания об озере Байкал, о заповедных местах (Байкальский, Баргузинский заповедники);
-расширять представления детей о животном и растительном мире Прибайкалья, о водных обитателях озера Байкал;
-углублять представления об охране животного и растительного мира Байкала;
-познакомить с народами Прибайкалья;
-воспитывать любовь к родному краю.
для педагога
-создать условия в предметно-пространственной среде группы для реализации проекта;
-реализовать цель и задачи проекта с детьми;
-создать информационную базу для родителей по теме «Озеро Байкал - жемчужина Сибири»;
-активизировать родителей для совместной проектной деятельности с детьми по теме « Байкал – жемчужина Сибири».
для родителей:
-расширить знания родителей о Байкале через различные формы партнёрства: (папка-передвижка «Озеро Байкал», консультация «Сохраним Байкал для потомков»;
-привлечь родителей к изготовлению макетов Байкала, принести фотографии для фотовыставки «Мы на Байкале»;
-заинтересовать родителей к бережному отношению к природе Байкала при посещении с детьми озера.
Ожидаемые результаты по проекту:
- Дети должны сами проявлять познавательный интерес к познанию об обитателях озера Байкал, его экологической безопасности, стать более наблюдательными; задавать интересующие вопросы; рассказывать о природе Прибайкалья; иметь простейшие представления о природоохранных действиях людей и желание самим участвовать в них.
- Могут прогнозировать негативные воздействия человека на окружающую среду.
- Проявляют чувства гордости и восхищения Байкалом - жемчужиной Сибири.
Этапы проекта | Действия педагога | Действия детей | Действия родителей | ||
Подготови- тельный этап | Постановка проблемы, цели, задач по теме «Байкал – жемчужина Сибири». Составление и обсуждение всеми участниками проекта поэтапного плана работы, банка идей и предложений. Выбор источников информации. | Ознакомление детей с темой проекта; Создание и формирование проблемного вопроса. | Ознакомление родителей с темой проекта, целью, задачами; С планом работы по проблеме; Участие родителей в создании развивающей предметно-пространственной среды по теме. | ||
Основной этап | Реализация поставленных цели и задач по теме «Байкал – жемчужина Сибири» при проведении индивидуальной и подгрупповой работы с детьми в совместной, самостоятельной с педагогом деятельности. Координация работы участников проекта. | Участие детей в индивидуальной и подгрупповой работе в совместной деятельности с педагогом при интеграции образовательных областей. | Привлечение родителей к изготовлению макетов Байкала. Участие родителей в работе проекта в соответствии с планом. | ||
Заключи- тельный этап | Анализ результатов. Подготовка презентации по теме «Байкал – жемчужина Сибири». | Представление результатов проекта, продуктивной деятельности, детской книги «Байкал – жемчужина Сибири». | Представление презентации проекта. Выставка макетов Байкала. |
Заключение:
При реализации данного проекта дети получили знания об озере Байкал: его флоре и фауне, о местонахождении озера Байкал (внешний вид, география, климат, вода), об уникальности озера, о позитивной и негативной деятельности человека на Байкале. Познакомились с эпосом народов Прибайкалья; приобрели навыки познавательно - исследовательской деятельности при проведении опытов по очистке (фильтровании грязной воды); создали продукт своего труда - книгу «Байкал-жемчужина Сибири»; расширился кругозор и мыслительная деятельность детей.
Благодаря проведенной работе, дети осознанно могут ответить на вопрос «Что вы знаете о Байкале? Какую пользу приносит озеро Байкал?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность с родителями "Тюмень - жемчужина Сибири".
Деятельность родителей в общеобразовательном проекте "Тюмень - жемчужина Сибири"....
Презентация недели "Байкал - жемчужина Сибири" в детском саду
Представляем Вашему вниманию презентацию семейной выставки - конкурса "Ластоногий символ Байкала" в детском саду № 68 города Братска Иркутской области. Которая проводилась между семьями воспитанников ...
Конспект НОД «Байкал – жемчужина Сибири»
В конспекте представлено занятие по празднованию дня Байкала...
Байкал "Жемчужина Сибири"
Знакомство детей с Байкалом....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе "Голубая жемчужина Сибири"
Знакомство детей с красотой и достопримечательностями озера Байкал....
Проект совместной деятельности педагога с детьми старшей и подготовительной группы: «Байкал – жемчужина Сибири»
Мы живем на территории уникальных мест, обладаем мировым сокровищем - озером Байкал. Проживая в непосредственной близости от него, многие никогда там не были, и мало знают о его флоре и фауне. Дети и ...
«Байкал – жемчужина Сибири»
Технологическая карта...