Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа)

В настоящее время в системе дошкольного образования  успешно применяются новые разработки , методики и технологии. Одним из таких популярных методов является метод познания – исследование. Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: ребенок экспериментирует при помощи элементарных действий - роняет, кидает и т.д. Помимо исследовательской деятельности, также идет развитие психических процессов – обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений. Так как в дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, поэтому экспериментально –исследовательская деятельность им более интересна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский  сад № 8 комбинированного вида

муниципального образования Щербиновский район

станица Старощербиновская.

Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.

Автор:

                                                                                Воспитатель:

Е.С. Цветкова,

МБДОУ детский сад комбинированного вида № 8,

ст. Старощербиновская

                                                       2024г.

Аннотация:

В настоящее время в системе дошкольного образования  успешно применяются новые разработки , методики и технологии. Одним из таких популярных методов является метод познания – исследование. Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: ребенок экспериментирует при помощи элементарных действий - роняет, кидает и т.д. Помимо исследовательской деятельности, также идет развитие психических процессов – обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений. Так как в дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, поэтому экспериментально –исследовательская деятельность им более интересна.

Возраст воспитанников: первая младшая группа

Цель: Создание условий для развития познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению детей.

Программные  задачи:

  1. Вызвать интерес к поисковой деятельности.
  2. Обучить детей умениям навыка исследовательского поиска, учить видеть и выделять проблему эксперимента, учить пользоваться приборами и материалами.
  3. Стимулировать и поощрять исследовательскую инициативу, любознательность, творческую активность.
  4. Создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной информации.
  5. Приобщить родителей к экспериментальной деятельности детей.

Исследовательская деятельность включает в себя представления : о мире животных, насекомых, растений ( как звери зимуют; какие условия необходимы для рота и развития фруктов и овощей) и т.д.; о материалах ( глина, бумага, дерево, стекло и т.д.); о человеке (наши помощники глаза, уши, нос); о природных явлениях ( времена года, объекты живой и неживой природы); о предметном мире ( посуда, мебель, игрушки, обувь, транспорт);о геометрических фигурах (круг, прямоугольник и т.д.).

Словарная работа: сравнение, живая и неживая природа., геометрические фигуры, времена года, сезонные явления, животные., насекомые,  объекты, транспорт, игрушки.

Предварительная  работа: Для успешного процесса для данного вида деятельности в предметно – развивающей среде был создан центр экспериментально – исследовательской деятельности « Лаборатория Всезнайки». Которая соответствовала данным требованиям:

- безопасности для жизни и здоровья детей;

- доступности расположения материалов и оборудования;

Исследовательская деятельность в ДОУ  организуется в трех формах:

  1. Коллективная- когда занятия проводятся в групповой форме на принципах: доступности ( каждый воспитанник участвует в процессе исследования); структурности ( занятие делится на составлении проблемы, основной части и подведения итогов); непродолжительности ( избегать переутомления, вводить в ход занятия игровые элементы. Физминутки).
  2. Подгрупповая,  когда исследование осуществляется в подгруппах, где выводы делают после сравнительного результата);
  3. Индивидуальная, когда воспитатель формирует деятельность в индивидуальном порядке, если уровень знаний и умений отстает от общего уровня в группе.

Познавательно – исследовательская  деятельность характеризуется тем, что ее организует воспитатель, который выделяет элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий.

Основной формой деятельности являются опыты, которые зачастую напоминают детям фокусы. Воспитанники принимают активное участие и с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздушными шарами и т.д.

Познавательно – исследовательская деятельность тесно переплетается с развитием речи, с изобразительной деятельностью,  с формированием математических представлений, игровой , музыкальной деятельностями.

Применяя в работе  ИКТ  дети проявляют осознанное внимание и интерес к предмету исследования, задают много вопросов, проявляют активные и самостоятельные действия направленные на познание предмета. Все это способствует формированию и развитию у детей исследовательских умений.

Для положительной мотивации детей используется новизна, необычность объекта, тайна, сюрпризный момент.

Для проведения исследований создавались карточки – алгоритмы, схемы – картинки, рисунки – символы ( глаз, нос, рот) с помощью чего можно изучить предмет.

Чтобы поддержать у ребенка интерес к исследованию, стремлению узнать что-то новое, рекомендуем родителям проводить простейшие опыты и эксперименты в домашних условиях.

Взаимодействие с родителями:

  1. Консультации для родителей
  2. Мастер классы
  3. Тематическая подборка детской литературы, познавательные игры.

Заключение:

Познавательно-исследовательская деятельность повысила уровень развития любознательности, развитие исследовательских умений, делать выводы, обогащать словарный запас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование загадок при организации различных видов деятельности с детьми дошкольного возраста

Данный материал содержит методические рекомендации по использованию загадок в практике воспитателя ДОУ...

семинар-практикум "Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста"

Данный семинар-практикум предназначен для старших воспитателей. Предлагаемый материал структурирован, состоит и теоретической и практической частей. в ходе семинара раскрывается определение терминов, ...

Технологическая карта организации совместной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста "Все профессии важны"

       Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в ж...

Методика организации музыкально-игровой деятельности с детьми дошкольного возраста

Основной формой реализации задач музыкального воспитания выступают занятия. Смысл этих занятий в том, чтобы продвинуть вперед творческое и музыкальное развитие детей, реализовать потенциальные возможн...

Каримова Мария Ришатовна .ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации непрерывной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста на тему: «По следам сказок Шарля Перро»

Создание условий для формирования основ речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребенка в рамках интеграции образовательных областей....