«Путешествие в муравейник»
материал по окружающему миру (старшая группа)

Технологическая карта по экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muraveynik_ekologiya.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Тема занятия: «путешествие в муравейник»

Возрастная группа: старшая группа

Цель занятия: Формирование представлений детей о муравьях.

Задачи занятия:

Образовательная: расширять представления детей о муравьях.

Развивающая: развивать диалогическую речь.

Воспитательная: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Дополнительные задачи: формировать умения выполнять движения в соответствии с текстом. Настроить детей на предстоящую деятельность. Формировать желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо. Учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений. Воспитывать отзывчивость, желание быть справедливым.

Словарная работа: муравейник.

Планируемый результат занятия: расширить знания о повседневной жизни муравья.

Подготовительная работа: прочесть сказку «гномик в муравейнике»

Материалы и оборудование: дидактическая игра

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Настроить детей на предстоящую деятельность.

Ребята, подойдите ко мне, давайте с вами поздороваемся.

«Встанем рядышком, по кругу
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!» »

Художественное слово, показ.

Выполняют движения за воспитателем.

Собрать детей на общую деятельность.

2.

Основной этап

Этап постановки проблемы

Формировать желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо.

Ребята к нам в группу пришёл необычный гость. Вы хотите узнать, кто к нам пришёл? Но для этого нужно отгадать загадку. Слушайте внимательно.

«Он носит вместо шапки

Весёлый колпачок.

И ростом он всего лишь

с ребячий башмачок.

С фонариком и с песней

Идёт в лесу ночном.

Не ошибёшься, если

Ты скажешь: это- … (гном)»

Да, ребята, это гном. А кто помнит, как называется сказка, где есть гном? Мы вчера с вами эту сказку читали. Правильно, это сказка называется «Гномик в муравейнике»

А вы помните, как зовут гномика? Всё верно, его зовут гномик Цветуля.

Гномик Цветуля узнал, что мы с вами прочитали сказку про его путешествие в муравейник.

И хочет предложить вам отправиться в необычный муравейник. А почему он необычный, потому что туда могут попасть люди.

Вы хотите отправится в путешествие?

Тогда закрываем глаза. «Раз, два, три, в чудесной стране появись»
Открываем глаза, вот мы с вами в чудесной стране.

Беседа, вопросы.

Отвечают на вопросы.

Заинтересовать детей на предстоящую деятельность

Дети вместе с воспитателем отправляются в путешествие.

Этап ознакомления с материалом

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений.

Формировать умения выполнять движения в соответветсвии с текстом.

Расскажу я вам, ребята, интересную историю.

Когда я была такой же, как вы, мы гуляли с папой в лесу и увидели странное зрелище. Около трех березок, муравьями был сооружен муравейник, по которому прыгала большая птица. Я хотела спугнуть ее, но папа не разрешил. Птица сидела, вытянув в стороны свои крылья, и не шевелилась минут несколько. Оказывается, муравьи быстро «вычесывают» все, что накопилось под крыльями. Многие птицы принимают такие ванны. Я стала наблюдать за муравьями. Как вы думаете и что же они делали? (Ответ детей).

Дидактическая игра. Мне понравился один муравей, но вдруг поднялся сильный ветер и сорвал моего муравьишку с листочка и куда - то унес его. Я стала волноваться за него, а хотите посмотреть каким он был? У меня где-то есть его картинка, сейчас покажу. Но вот беда, у меня рассыпалась картинка… Ребята, мы можем что-нибудь сделать с этим? (собрать картинку муравья)

Но для начала разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.Кто-то бегает в траве, (ладошки с растопыренными пальцами – «травка»)

У кого-то ножки! (указательными пальцами обеих рук показать «ножки»)

Кто-то взял и побежал по моей ладошке. (пальчики одной руки, как ножки, «бегают» по ладошке другой руки)

Сам он маленький такой (показать размер большим и указательным пальцами)

Шевелит усами, (показать указательными пальцами усы, поставив кулачки на голову)

Я накрыл его рукой -

Поглядите сами! (хлопнуть в ладоши)

Кто же здесь?

Гляди скорей! (показать открытые ладошки)

Это крошка муравей!

Хотелось бы вам вернуть муравьишку в его домик и понаблюдать за ним? (Ответ детей).

Тогда обозначьте каждый своего муравья цветной точкой (любого цвета), сложите в нашу волшебную коробку, и посмотрим, какой муравей у нас получиться. Закройте глаза, вспомните что-нибудь смешное и посмейтесь. (Дети выполняют).

- Как мы назовем нашего друга? (Дети называют).

- Я предлагаю нести муравья к себе в домик всем по очереди.

Показ, беседа, вопросы.

Игра

Показ

Отвечают на вопросы.

Собирают картинку муравья

Выполняют движения за воспитателем

Дети называют своего муравья и несут его в домик, шагают по тропинке.

Узнать о муравьях.

Этап практического решения проблемы

Развивать диалогическую речь.

Формировать умения выполнять движения в соответствии с текстом.

Гномик Цветуля не знает, как будут вести себя муравьи, если им сделать преграду или насыпать чего-нибудь сладкого. Что мы можем сделать?

Видео

На тропинке, где проходят муравьи, насыпать тонким слоем песок. Муравьи обязательно обогнут его и вернуться на проторенную тропинку. Затем можно посыпать крупинки сахара и понаблюдать как отреагируют муравьи.

У муравья хорошая память. Муравьи – дружная семья, заботятся друг о друге.

Вот и мы и посмотрели, как ведут себя муравьи. А теперь давайте отдохнём и сделаем физминутку.

Физминутка:
Муравьишка потянулся,
Раз нагнулся
Два нагнулся.
Руки в стороны развёл.
Ветку, видно, не нашёл.
Чтобы ветку нам достать,
Нужно на носочки встать.

Теперь мы можем отправится в нашу группу «Раз, два, три в детском саду появись».

Показ, беседа, эксперимент

Показ

Проводят эксперимент

Выполняют движения в соответствии с текстом

Узнать, как поведут себя муравьи в таких ситуациях

3.

Заключительный этап

Воспитывать отзывчивость, желание быть справедливым.

Развивать диалогическую речь.

Ребята, вот мы и вернулись с нашего путешествия. Как ваше настроение? Кто к нам приходил сегодня? Что вам понравилось больше всего? А что показалось трудным? Вы хотите ещё путешествовать?

Если вам всё понравилось, то похлопайте; а если вам что-то не понравилось, то потопайте.

Анализ, похвала.

Дети отвечают на вопросы, анализируют свою деятельность.

Анализ деятельности.

Оценка ______________ Подпись______________

______________________




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Муравейник

Физкультурное занятие для детей подготовительной группы...

Муравейник

Возвращение муравьишкис использованием ТРИЗ-технологии Цель:1.обобщить представления детей о многообразии насекомых (в лесу, в поле, вокруг озера); упражнять в различении и назывании часто ...

Конспект занятия НОД в подготовительной группе "Муравьишки в муравейнике"

Познакомить детей с новой техникой создания образов – папье-маше (лепкой из бумажной массы). Учить лепить мелких животных (насекомых), передавать характерные особенности  строения и окраски. Пока...

«Муравьи и муравейники»

Познакомить с муравьями как представителями насекомых, дать понятия о пользе приносимой муравьями, их образе жизни. Развивать познавательный интерес к насекомым, воспитывать бережное отношение к приро...

Занятие по экологии для детей старшего дошкольного возраста "Муравьи и муравейники"

Цель: закрепить знания о приметах лета, о лесе, как сообществе растений и животных, познакомить с муравьями, как представителями насекомых, дать знания о пользе приносимой муравьями, об их образе...