«Путешествие в муравейник»
материал по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Тема занятия: «путешествие в муравейник»
Возрастная группа: старшая группа
Цель занятия: Формирование представлений детей о муравьях.
Задачи занятия:
Образовательная: расширять представления детей о муравьях.
Развивающая: развивать диалогическую речь.
Воспитательная: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Дополнительные задачи: формировать умения выполнять движения в соответствии с текстом. Настроить детей на предстоящую деятельность. Формировать желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо. Учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений. Воспитывать отзывчивость, желание быть справедливым.
Словарная работа: муравейник.
Планируемый результат занятия: расширить знания о повседневной жизни муравья.
Подготовительная работа: прочесть сказку «гномик в муравейнике»
Материалы и оборудование: дидактическая игра
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно – мотивационный этап | Настроить детей на предстоящую деятельность. | Ребята, подойдите ко мне, давайте с вами поздороваемся. «Встанем рядышком, по кругу | Художественное слово, показ. | Выполняют движения за воспитателем. | Собрать детей на общую деятельность. |
2. | Основной этап | |||||
Этап постановки проблемы | Формировать желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо. | Ребята к нам в группу пришёл необычный гость. Вы хотите узнать, кто к нам пришёл? Но для этого нужно отгадать загадку. Слушайте внимательно. «Он носит вместо шапки Весёлый колпачок. И ростом он всего лишь с ребячий башмачок. С фонариком и с песней Идёт в лесу ночном. Не ошибёшься, если Ты скажешь: это- … (гном)» Да, ребята, это гном. А кто помнит, как называется сказка, где есть гном? Мы вчера с вами эту сказку читали. Правильно, это сказка называется «Гномик в муравейнике» А вы помните, как зовут гномика? Всё верно, его зовут гномик Цветуля. Гномик Цветуля узнал, что мы с вами прочитали сказку про его путешествие в муравейник. И хочет предложить вам отправиться в необычный муравейник. А почему он необычный, потому что туда могут попасть люди. Вы хотите отправится в путешествие? Тогда закрываем глаза. «Раз, два, три, в чудесной стране появись» | Беседа, вопросы. | Отвечают на вопросы. | Заинтересовать детей на предстоящую деятельность Дети вместе с воспитателем отправляются в путешествие. | |
Этап ознакомления с материалом | Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений. Формировать умения выполнять движения в соответветсвии с текстом. | Расскажу я вам, ребята, интересную историю. Когда я была такой же, как вы, мы гуляли с папой в лесу и увидели странное зрелище. Около трех березок, муравьями был сооружен муравейник, по которому прыгала большая птица. Я хотела спугнуть ее, но папа не разрешил. Птица сидела, вытянув в стороны свои крылья, и не шевелилась минут несколько. Оказывается, муравьи быстро «вычесывают» все, что накопилось под крыльями. Многие птицы принимают такие ванны. Я стала наблюдать за муравьями. Как вы думаете и что же они делали? (Ответ детей). Дидактическая игра. Мне понравился один муравей, но вдруг поднялся сильный ветер и сорвал моего муравьишку с листочка и куда - то унес его. Я стала волноваться за него, а хотите посмотреть каким он был? У меня где-то есть его картинка, сейчас покажу. Но вот беда, у меня рассыпалась картинка… Ребята, мы можем что-нибудь сделать с этим? (собрать картинку муравья) Но для начала разомнём наши пальчики. Пальчиковая гимнастика.Кто-то бегает в траве, (ладошки с растопыренными пальцами – «травка») У кого-то ножки! (указательными пальцами обеих рук показать «ножки») Кто-то взял и побежал по моей ладошке. (пальчики одной руки, как ножки, «бегают» по ладошке другой руки) Сам он маленький такой (показать размер большим и указательным пальцами) Шевелит усами, (показать указательными пальцами усы, поставив кулачки на голову) Я накрыл его рукой - Поглядите сами! (хлопнуть в ладоши) Кто же здесь? Гляди скорей! (показать открытые ладошки) Это крошка муравей! Хотелось бы вам вернуть муравьишку в его домик и понаблюдать за ним? (Ответ детей). Тогда обозначьте каждый своего муравья цветной точкой (любого цвета), сложите в нашу волшебную коробку, и посмотрим, какой муравей у нас получиться. Закройте глаза, вспомните что-нибудь смешное и посмейтесь. (Дети выполняют). - Как мы назовем нашего друга? (Дети называют). - Я предлагаю нести муравья к себе в домик всем по очереди. | Показ, беседа, вопросы. Игра Показ | Отвечают на вопросы. Собирают картинку муравья Выполняют движения за воспитателем Дети называют своего муравья и несут его в домик, шагают по тропинке. | Узнать о муравьях. | |
Этап практического решения проблемы | Развивать диалогическую речь. Формировать умения выполнять движения в соответствии с текстом. | Гномик Цветуля не знает, как будут вести себя муравьи, если им сделать преграду или насыпать чего-нибудь сладкого. Что мы можем сделать? Видео На тропинке, где проходят муравьи, насыпать тонким слоем песок. Муравьи обязательно обогнут его и вернуться на проторенную тропинку. Затем можно посыпать крупинки сахара и понаблюдать как отреагируют муравьи. У муравья хорошая память. Муравьи – дружная семья, заботятся друг о друге. Вот и мы и посмотрели, как ведут себя муравьи. А теперь давайте отдохнём и сделаем физминутку. Физминутка: Теперь мы можем отправится в нашу группу «Раз, два, три в детском саду появись». | Показ, беседа, эксперимент Показ | Проводят эксперимент Выполняют движения в соответствии с текстом | Узнать, как поведут себя муравьи в таких ситуациях | |
3. | Заключительный этап | Воспитывать отзывчивость, желание быть справедливым. Развивать диалогическую речь. | Ребята, вот мы и вернулись с нашего путешествия. Как ваше настроение? Кто к нам приходил сегодня? Что вам понравилось больше всего? А что показалось трудным? Вы хотите ещё путешествовать? Если вам всё понравилось, то похлопайте; а если вам что-то не понравилось, то потопайте. | Анализ, похвала. | Дети отвечают на вопросы, анализируют свою деятельность. | Анализ деятельности. |
Оценка ______________ Подпись______________
______________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Муравейник
Физкультурное занятие для детей подготовительной группы...
Муравейник
Возвращение муравьишкис использованием ТРИЗ-технологии Цель:1.обобщить представления детей о многообразии насекомых (в лесу, в поле, вокруг озера); упражнять в различении и назывании часто ...
Конспект занятия НОД в подготовительной группе "Муравьишки в муравейнике"
Познакомить детей с новой техникой создания образов – папье-маше (лепкой из бумажной массы). Учить лепить мелких животных (насекомых), передавать характерные особенности строения и окраски. Пока...
«Муравьи и муравейники»
Познакомить с муравьями как представителями насекомых, дать понятия о пользе приносимой муравьями, их образе жизни. Развивать познавательный интерес к насекомым, воспитывать бережное отношение к приро...
Занятие по экологии для детей старшего дошкольного возраста "Муравьи и муравейники"
Цель: закрепить знания о приметах лета, о лесе, как сообществе растений и животных, познакомить с муравьями, как представителями насекомых, дать знания о пользе приносимой муравьями, об их образе...