«Муравьи и муравейники»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Кашкарева Любовь Михайловна.

Познакомить с муравьями как представителями насекомых, дать понятия о пользе приносимой муравьями, их образе жизни. Развивать познавательный интерес к насекомым, воспитывать бережное отношение к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Муравьи и муравейники»

Цель: познакомить с муравьями, как представителями насекомых, дать знания о пользе приносимой муравьями, об их образе жизни: распределении обязанностей в муравьиной семье, постройке муравейника, развивать познавательный интерес к насекомым, воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: картина «В лесу», картинки с изображением насекомых. Муравьи – поделки, пенёк, природный материал (веточки, сухие листья, хвоя).

Ход игры: Предложить детям отгадать загадку:

Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает,

Когда это бывает? (лето)

Спросить, какие приметы лета они ещё могут назвать? Предложить ещё одну загадку:

Есть у ребят.

Зелёный друг,

Весёлый друг.

Хороший,

Он им протянет

Сотни рук, и тысячи ладошек. (Лес)

А хотите побывать в лесу? Хорошо, а отнесёт вас туда волшебный ветерок. Закройте глаза.

Ветрено, ветрено,

Вся земля проветрена.

Ветер, деток подхвати –

В лесу прохладном опусти.

Откройте глаза. Что вы видите? Какие деревья растут в лесу? Что ещё растёт в лесу? А теперь давайте погуляем по лесу. А я постараюсь, глядя на вас, угадать, что делает в лесу каждый из вас.

Дети имитируют: любуются красотой леса, слушают пение птиц, кормят белку, нюхают цветы, собирают ягоды.

Давайте ещё раз посмотрим на наш лес. Увидеть всё могут только внимательные и зоркие ребята. Возьмите бинокли (дети подносят кулачки к глазам). Кто там прячется за деревьями, кустами, камнями? (Дети называют животных, насекомых.) Некоторые насекомые спрятались под этим пеньком. Угадайте, какие?

Имя взял у кузнеца,

Цвет у огурца,

Крылья – у мошки,

Ножки – у блошки. (Кузнечик)

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет. (Бабочка)

Сок из цветов она берёт

И в сотах копит сладкий мёд. (Пчела)

Летом в болоте.

Вы её найдёте,

Зелёная квакушка.

Кто это? (Лягушка)

Дети говорят, что лягушка – это не насекомое, объясняют, что у неё не шесть лап и не три части, как у насекомых.

Я хочу познакомить вас с ещё одним лесным жителем. А кто это, вы узнаете, сложив картинку. (Дети собирают разрезную картинку с изображением муравья.) Верно, это муравей. Кто он? Почему муравей – насекомое? Как вы думаете, муравьи полезные или вредные? Что бы вы хотели о них узнать? Где они живут? Кто видел муравейник? Из чего он построен? Муравьи строят свой дом из веточек, соломинок, песка, хвои. Давайте и мы превратимся в муравьишек и построим себе муравейник. Не забывайте, каждый муравьишка очень маленький и не сможет тащить несколько веток. Носите по одной веточке, соломинке. Дети строят «муравейник»

Рассказ воспитателя о жизни муравьёв: Жилище муравьёв – это сложный многоэтажный дом, где много различных ходов и комнат. Этот дом очень прочный, спасает от ветра и холода. Как-то в солнечный день я гуляла по лесу и заметила, что все муравьишки бегут в одном направлении, спешат к себе в муравейник. Я удивилась, зачем? И вдруг пошёл дождь. После дождя все муравьишки выползли и разбежались по своим делам. Почему они так себя вели? (Дети строят предположения.) Муравьи очень трудолюбивы. Недаром о человеке, который хорошо работает, говорят: трудолюбивый, как муравей. Они трудятся с утра до вечера. У каждого свои обязанности, профессии.

В семье муравьиной есть мамы и папы.

Не носят они украшенья и шляпы,

Немало в семье дочерей и сынишек,

Растут они в норах, средь хвои и шишек,

Их с раннего детства к труду приучают,

Нотации долго и нудно читают,

Что должен трудиться любой муравей.

нас и пословицы есть у людей

Кому не известна такая работа,

Когда, задыхаясь от горького пота,

Несёт муравей свою ношу домой,

Ногами, толкая её за спиной.

Один муравьишка немногого стоит.

Все вместе – жилище огромное строят!

И каждому с детства дела поручают,

И каждый, конечно, за них отвечает.

Воспитатель показывает муравьёв из пластилина и продолжает рассказ:

Я – охранник-муравей.

От врагов, зверей, людей.

Защищаю общий дом.

Открываю двери днём.

А как солнышко уйдёт.

В дом никто уж не войдёт.

На посту мы не едим,

За порядком мы следим!

Будем входы сторожить,

Чтобы всем спокойно жить!

А есть муравьи, которые следят за личинками, яйцами муравьёв, т.е. детишками. Как бы вы их назвали? Это няньки.

Мы личинок бережём,

От врагов их стережём,

Им создать комфорт сумеем:

Если холодно – согреем,

Их на солнце выставляем,

С ними часто мы гуляем,

Если слишком жарко будет,

Наш подвал её остудит.

Есть рабочие муравьи, они строят муравейник. Как можно их назвать? Другие «рабочие» таскают корм для всей огромной семьи – вредных насекомых. Муравьи – защитники леса. Они сохраняют лес от опасных насекомых, которые питаются листвой, корой деревьев. Поэтому муравьёв и их муравейники надо оберегать, не разорять.

После занятия, в совместной деятельности, предложить детям сделать муравейник, слепить или нарисовать муравьёв.

«Подводное путешествие»

Цель: Учить называть слова с определенным звуком, подбирать слова с этим звуком, определять место звука в слове, называть гласные и согласные звуки, совершенствовать диалогическую форму речи; закреплять составление предложений по схеме, порядковый и обратный счёт; развивать мелкую моторику рук; воспитывать чувство сопереживания, ответственность за команду.

Методы и приёмы: Организационный момент, психогимнастика, сюрпризный момент, указания, создание проблемной ситуации, дидактическая игра, штриховка.

Материал: Сундук, письмо, 2 карты-схемы группы, магнитофон, диск с записью классической музыки, схемы к игре «Какая буква спряталась», 3 сумки, листы белой бумаги на каждого ребёнка, трафареты «Жители водоёма», цветные карандаши, буквы для составления слов, маркеры.

Подготовительная работа: Беседа об обитателях водоёмов, работа с планом группы, составление слов, предложений с помощью схем, рисование штрихом.

Ход игры: Ребята, сегодня к нам пришли гости - воспитатели из других детских садов, а гостям мы всегда рады. Они пришли посмотреть, как мы с вами занимаемся. Давайте поприветствуем их. (Доброе утро!) Сейчас, все внимание на меня.

Психогимнастика: Ребята, изобразите, пожалуйста, весёлую лягушку, сердитую акулу, испуганную рыбку, быстрого морского конька. (Дети выполняют задание.)

Скажите, пожалуйста, где живут эти животные? (В море, в реке, в океан, подводой)

Правильно, все эти животные живут в разных видах водоёмов, например, лягушка – в болоте, в пруду, акула в океане, рыба в реке и т.е. в подводном царстве. Я предлагаю вам отправиться в путешествие в подводное царство. Вы согласны? (Да)

Тогда, предлагаю вам надеть волшебные водолазные костюмы и маски, которые нам помогут дышать под водой. Возьмите друг друга крепко за руки. Делаем глубокий вдох, ныряем.

Ребята, смотрите, что это? (Обращаю внимание детей на сундук!)

Наверно, что-то там лежит? Давайте откроем его. (Открываем, находим 2 карты – схемы и письмо.)

Здесь лежат карты, а вот и письмо. Прочтём. О-хо-хо! (Вы обнаружили наш тайник, где мы спрятали карты. Эти карты показывают, где можно найти наши сокровища. Но их не просто найти. Надо пройти по трудным подводным тропам и выполнить все задания, которые указаны на карте. Здесь, в сундуке, есть жетоны, которые вам помогут. Желаю удачи, Джек Воробей).

Интересное письмо. Вы готовы к трудностям, которые могут нам встретиться? (Да!)

Нам надо разделиться на команды, для этого нам пригодятся жетоны. (Дети делятся на команды.)

Теперь нам надо дать название командам и выбрать капитана команды. Первая команда, название вашей команды – это обитатель водоёма начинающий на гласный звук, а у второй команды – это обитатель водоёма, который начинается с согласного звука. Помните, что капитан должен быть

находчивым, уметь выручать свою команду, выбирать правильные ответы, следить за тем, чтобы отвечали все дети.

А ребята должны заработать как можно больше фишек своими правильными ответами. (Дети выбирают капитанов и название команды.)

Итак, первая команда, как назвали свою команду? Кого вы выбрали капитаном? (Ответы детей.) Команду назвали «Акула». Хорошо, вторая команда, как назвали команду? Кого вы выбрали капитаном?

Команду назвали «Касатка». Капитаном у нас будет. Вот ваша карта. У команды «Акула» задания расположены по порядку, а у команды «Касатка» задания расположены наоборот, т.е. в обратном порядке. Итак, команды готовы, можно отправляться в путь.

Ребята, слушайте задание. Буквы решили поиграть с вами в прятки. Перед вами конверты, определите какой из конвертов ваш, откройте его, найдите спрятавшиеся буквы и назовите их. (Команды по очереди называют буквы.)

Молодцы, ребята. Идём дальше, смотрим на карту. Находим следующее задание. Слушайте, внимательно. Пришла пора проверить наших капитанов. (Капитаны выполняют задание.)

А чтобы проверить наших капитанов, правильно ли они отгадают слова, выполним следующее задание. Я вам загадаю загадки про жителей водоёма, эти отгадки и зашифрованы у капитанов.

Команда «Акулы», слушайте внимательно:

Вильнёт хвостом туда – сюда,

И нет её, и нет следа. (Рыба)

Команда «Касатки», ваша загадка, слушайте.

Ползёт наоборот, задом наперёд,

Всё под водой хватает клешнёй. (Краб)

Молодцы, а теперь вам надо составить ваши слова с помощью букв. (дети выполняют задание) Капитаны готовы? (Проверяем капитанов.)

Вот вам за правильные ответы – фишки. Пора идти дальше. Смотрим на карты. (Дети определяют место и № конвертов своей команды.)

Перед вами схемы предложений из 3 слов. Вам необходимо составить предложения по схемам. (Дети выполняют задание.)

Хорошо и с этим заданием вы справились. Получите фишки. Пора отправляться дальше. (Дети определяют место и № конвертов свое команды.)

Перед вами на листах виды водоёмов. Но там нет обитателей. Вам надо заселить. Водоём. Рядом лежат трафареты. Обведите их карандашом, дорисуйте и заштрихуйте. А виды штриховок, которые вы должны использовать лежат в конвертах. На это задание вам даётся время. Вот это песочные часы. Пока песок сыплется, вы должны выполнить задание.

Ребята, посмотрите на карты. Все ли задания мы выполнили? (Выполнили все задания).

Посмотрите, здесь на карте, кроме цифр, есть ещё какой – то знак, где он находится. Давайте отправимся туда.

Вот мы с вами и нашли настоящий клад. Вам понравилось наше подводное путешествие. (Да!)

Нам пора возвращаться обратно. Закрыли глаза. Сделали глубокий вздох. Выдох. Открыли глаза. Вот мы и дома. А теперь подведём итоги. Сколько фишек вы набрали? Давайте откроем наш клад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по экологии для детей старшего дошкольного возраста "Муравьи и муравейники"

Цель: закрепить знания о приметах лета, о лесе, как сообществе растений и животных, познакомить с муравьями, как представителями насекомых, дать знания о пользе приносимой муравьями, об их образе...

Муравьи и Муравейники для детей детского сада.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12291961","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 300px; height: 223px;"}}]]Муравьи – защитники леса. Они сохраняют ...

"Муравьи и муравейник"

Конспект занятия для подготовительной к школе группы...

"Муравьи и муравейники". Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Муравьи и муравейники"...

Презентация "Муравьи и муравейники". Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы.

Презентация к конспекту занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Муравьи и муравейники"...

Лепка.Презентация к занятию "Муравей и Муравейник"

Презентация к занятию по лепке« Муравьишки в муравейнике»...

Как муравьи строят муравейник

Как муравьи строят муравейник...