Дидактическая игра как инструмент обучения дошкольников в ДОУ
учебно-методическое пособие по окружающему миру (средняя, старшая группа)
Дидактическая игра как инструмент обучения дошкольников в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дидактическая игра как инструмент обучения дошкольников в ДОУ | 1.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В.А.Сухомлинский говорил, что «игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». С помощью игры малыш познаёт окружающий мир. Играя, ребёнок осваивает такие виды деятельности как труд и учёба, развивается и формируется как личность. Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактической игре, как одной из наиболее приемлемых форм воспитания и обучения. Дидактическую игру легко отличить по следующим признакам: - её инициатором всегда будет взрослый (педагог); -игра направлена на решение учебной задачи; -для детей обучающий характер игры не должен быть очевидным. Дидактические игры разнообразны по содержанию, по форме организации, по виду обучающих задач. Игра учит целенаправленно и последовательно воспроизводить знания, реализовать их в игровых действиях, в правилах.
Дидактическая игра даёт возможность через доступную и привлекательную деятельность осуществить задачи воспитания и обучения. В процессе игры происходит совершенствование и закрепление знаний, а так же усвоение новых знаний различного содержания. Основа игры-игровые действия. «Задача взрослых состоит не в том, чтобы обучать, но и помогать ребёнку в его работе над своим развитием», - писала М.Монтессори в своей работе «Ребёнок по Монтессори ест всё подряд и не кусает». По содержанию дидактические игры можно разделить на: - математические -сенсорные -речевые -природоведческие -для ознакомления с окружающим миром -по изобразительной деятельности.
Дидактическая игра является эффективным средством формирования личности дошкольника . Благодаря дидактическим играм у ребёнка формируется самостоятельность, умение доводить начатое до конца, дети учатся взаимодействовать в команде, у них формируется чувство взаимопомощи. В частности этому способствуют игры «Собери картинку», « Пазлы ».
В своей группе , я вместе с коллегой создаю игры и дидактические пособия по разным образовательным областям. Формированию математических способностей старших дошкольников группы на основе полученных знаний, способствует дидактическая игра «Цифры-соседи», изготовленная из подручных материалов, созданная для закрепления у дошкольников навыков порядкового счёта, развития мелкой моторики. Игра «Крестики-нолики » создана для детей среднего дошкольного возраста в виде красочных картинок. Для закрепления умения детей различать и называть плоские фигуры (круг, треугольник, овал, квадрат, прямоугольник), для восприятия формы и цвета (большой-маленький; красный-синий и т.д .) в центре математики размещена игра «Рыбы».
Сенсорные игры направлены на обучение детей обследованию предметов. Для формирования первичных представлений об объектах окружающего мира, об их свойствах (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом и др.), а так же развития любознательности и познавательной мотивации у детей дошкольного возраста. Руками воспитателей создана дидактическая игра «Умные планшеты», представляющая собой доски, с наклеенными на них, материалами разных фактур (гладкие, шероховатые, металлические, деревяные).
Развитие речевых и коммуникативных способностей - является одной из важнейших задач развития дошкольника. Тому способствует дидактическая игра «Где спрятался звук?», созданная для развития и совершенствования фонематического слуха ребёнка, определения места звука в слове.
В дидактическом пособии «Природа родного края» подобран материал для экологического воспитания дошкольников. Пособие знакомит детей с одним из самых больших российских регионов – Красноярским краем, его фауной и рельефом, где присутствуют абсолютно все природные зоны - начиная от арктических пустынь на севере и заканчивая степями на юге.
Для грамотного экологического поведения детей в природе и гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны руками воспитателей группы создан макет «Красноярские столбы», дидактические игры «Найди тень животного», «Животные и их домики».
Дети с у удовольствием играют в настольно-печатные игры , разнообразные по содержанию, обучающим задачам, оформлению . «Собери корзины», «Ферма – лес», «Когда это бывает?», «Четвертый лишний», игра—лото «Наземный транспорт».
Для ознакомления дошкольников с окружающим миром в группе размещены следующие дидактические игры , сделанные своими руками: лэпбук «ПРО ЗИМУ». Дидактическое пособие позволяет закрепить и расширить лексику по теме «Зима»: название зимних месяцев (декабрь, январь, февраль), названия зимующих птиц (снегирь, дятел, синица, воробей, ворона, голубь, сова), названия диких животных и насекомых, которые уходят в зимнюю спячку (медведь, ёж, хомяк, змеи, лягушки).
Наглядное пособие в технологии лэпбук «Кто построил дом?» создано воспитателями группы для систематизации представления дошкольников о стройке, строительных профессиях. Представляет собой деревянную папку – с тремя разворотами, покрашенная акриловой краской и закреплена рояльной петлей. На страницах папки имеются желтые кармашки, карточки с заданиями, в которых собрана информация по теме.
Дидактическая игра с предметами - « Обитатели морских глубин» способствует расширению детского кругозора, познавательного развития ребёнка, активизации словаря. Благодаря игре дети могут познакомиться с обитателями подводного мира, при помощи загадок и стихов, а также поймать их на удочку (удочка-палочка c приклеенным на неё магнитом), что помогает развитию мелкой моторики и усидчивости детей.
Для воспитателя подручный материал - является незаменимым помощником (картон, картонные коробки от пиццы, крышки от пластмассовых бутылок и т.д ). Использование подручного материала способствует креативности и разнообразию игр для детей. Примеры использования подручного материалов в играх с детьми представлены ниже.
Дидактическая игра для воспитателя — результативный метод достижения образовательных целей. Дошкольники с увлечением выполняют игровые задания и в то же время развивают необходимые умения и навыки для дальнейшей успешной социализации. БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ С другими моими работами и полезной информацией вы можете ознакомится на моём официальном сайте https://nsportal.ru/tatyana-gaminyukova
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры в системе обучения дошкольников пространственным ориентировкам
Формирование ориентировки в пространстве - одна из важнейших сторон умственного развития ребенка -дошкольника. В современных психолого - педагогических исследованиях отм...
Дидактическая игра как средство обучение дошкольника (моя дипломная работа)
СодержаниеВведениеГлава I. Теоретические основы использования игры в процессе обучения1.1 История вопроса1.2 Психологические основы и особенности игры1.3 Технология игрыГлава II. Место и роль дидактич...
презентация на тему Дидактическая игра как форма обучения дошкольников
Дидактическая игра...
"Дидактическая игра как средство обучения дошкольников"
игра имеет важное значение в жизни ребенка в дошкольном возрасте...
Дидактическая игра как средство обучения дошкольников
Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу чем на занятии. Игра – это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с дру...
Дидактические игры, используемые при обучении дошкольников навыкам художественного творчества
закрепить знания детей об основных и составных цветах, о теплых и холодных цветах. Систематизировать знания детей о различных видах живописи, художниках, работающих в этих жанрах. Воспитывать интерес ...
Консультация на тему: "Дидактическая игра как средство обучения дошкольников"
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческо...