Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе "Дома и здания"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шатилова Олеся Александровна

НОД по познавательному развитию в старшей группе "Дома и здания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_istorii_domov_i_zdaniy.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Закрепить у детей знания о понятии «дом».

Задачи:

Воспитательные: Воспитывать любовь, чувство привязанности к родному дому, городу.

Развивающие: Развивать связную речь через полные ответы на вопросы.

Развивать образное мышление и память. Развивать внимание, воображение, творческие способности.

Образовательные: Продолжать знакомить детей с историей жилища, с видами домов в других странах. Расширять знания детей о своей «малой родине»,улицах, жилых домах, общественных зданиях, их назначении. Закрепить умение называть свой адрес. Повторить жилища животных.

Орг.момент. Беседа по теме.

Сегодня мы поговорим о жилищах разных людей в разные времена.

Посмотрите на картинку.

- Как вы думаете, где жили первобытные люди? (В пещерах.)

- Почему люди сначала жили в пещерах? (Не умели строить настоящие дома, не было машин и инструментов)

- Древним людям надо было где-то спрятаться от ветра, дождя, хищных животных, поэтому они прятались в пещерах, учились разводить огонь, готовить на огне пищу. Но человек постоянно развивался, придумывал новые орудия труда, учился строить простые жилища.

- Следующий вид жилища, которое научился строить человек, называется землянка. Люди выкапывали в земле глубокую яму, уплотняли землю, чтобы она не осыпалась во внутрь. Крышу делали из веток и палок. Сверху укладывали дерн – верхний слой земли, переплетенный корнями деревьев и трав. В землянке было теплее, чем в пещере, можно было сделать отверстие для дыма.

- Когда человек научился обрабатывать дерево с помощью топора, пилы, рубанка появились первые деревянные дома – избы. Они били крепкие, теплые, удобные. Их можно было сделать любого размера с разным количеством комнат. В избах по сей день живут деревенские жители.

- Современные люди научились строить многоэтажные современные дома из камня, кирпича и бетона. В этом им помогают специальные машины: бульдозеры, экскаваторы, подъемные краны, поэтому дома получаются высокие, красивые в них много квартир, а в каждой квартире живет одна семья.

Во всем люди учились строить дома из тех материалов, которые были у них под рукой. Сейчас мы познакомимся с домами разных народов мира и узнаем, кто же строит самые удобные и красивые дома.

  1. Знакомство домами разных народов мира.
  • Чум – жилище народов севера. Строится из кольев и шкур животных. Колья вбиваются в землю наискосок и накрываются сверху шкурами. Вверху отверстие для дыма. Даже в самый сильный мороз в чуме тепло, можно готовить пищу, спать.
  • Иглу – ледяной дом. Строится из ледяных блоков в виде купола. Защищает от ветра и холода. Жить в иглу постоянно нельзя, но провести несколько дней можно.
  • Юрта – жилище кочевых народов. Строится из деревянных реек и выделанных шкур животных. Юрту можно быстро собрать и перевести на другое место, поставить заново. Для удобства внутри юрты расстилают большое количество ковров, на которых можно лежать и отдыхать.
  • Шалаш – временное жилище. Строится из веток на короткое время. В шалаше можно провести несколько дней на отдыхе, укрыться в нем от дождя и солнца.
  • Замок – постройка средних веков, когда люди постоянно воевали. За толстыми стенами, выложенными из больших камней можно было укрыться от врагов. В замках лило много народу и хранились большие запасы продовольствия.
  • Изба – деревянный дом с печным отоплением, состоит из нескольких комнат, рядом огороженный земельный участок – огород. Многие семьи живут сейчас в избах.
  • Коттедж – большой загородный дом, построенный из камня или кирпича. Обычно состоит из нескольких этажей, имеет много комнат.
  • Многоэтажный дом – современная постройка из бетона. Имеет большое количество этажей, и квартир, поэтому называется многоквартирный.

Какой дом вам понравился больше всего? В каком доме вы бы хотели жить? Почему?

  1. Физминутка.

Молотком стучу, стучу

Сто гвоздей заколочу.

Будем строить дом

Будем жить в нем.

Строим стены выше - выше,

Добрались уже до крыши!

На поляне дом стоит,

Ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем

В этот домик приглашаем!

А кто строит дома? (Строители.)

Как вы думаете, трудно быть строителем? (Да, это тяжелая профессия.)

  1. Игра «Строитель» . Сейчас я проверю хорошие ли из вас получатся строители, знаете ли вы материалы из которых строят дома.

Логопед показывает картинки с изображением строительного материала, дети называют его и говорят какой дом можно построить.

(Кирпич, бетон, дерево, стекло, лед, камень, глина, шкуры )

Образование относительных прилагательных. Давайте вспомним, из чего строятся дома и как они называются.

Дом из кирпича – кирпичный;

Дом из панелей – панельный;

Дом изо льда – ледяной;

Дом из глины – глиняный;

Дом из дерева – деревянный.

  1. Игра «Мой дом». Дети выкладывают из магнитного конструктора дом, параллельно составляя предложения:

В доме есть крыша.

В доме есть окно.

В доме есть стены.

В доме есть дверь.

В доме есть пол.

В доме есть потолок.

В доме есть труба и т. д.

  1. Игра «Один дома». Вы уже большие дети и часто остаетесь дома одни. Знаете ли вы чем можно заниматься одним дома, а чем нельзя?

Воспитатель раздает детям картинки. дети составляют по ним предложения.

- Дома нельзя зажигать спички.

- Дома нельзя отставлять воду включенную.

- Нельзя толкать в розетки различные предметы.

- Нельзя разбирать бытовые приборы.

- Нельзя забираться на высокие предметы.

- Нельзя впускать в дом чужих людей.

Дети должны объяснить, почему этого нельзя делать.

  1. Итог занятия. Что нового вы сегодня узнали на занятии? В каком доме хотели бы жить? Кто хотел бы стать в будущем строителем и строить красивые современные дома?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Соль на столе".

Программное содержание:1.     Дать первоначальные представления о соли, как о полезном ископаемом.2.     Развивать краеведческую любознательность; формиро...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе "В мире чувств"

Продолжаем знакомить детей с нашими органами чувств...

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Мастерами славится земля".

Знакомство детей с видами народно-прикладного искусства (Хохлома, Дымка, Гжель, Городец) на занятиях через наглядность, песни, пляски, игры, загадки. Изготовление дымковских игрушек....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

Конспект занятия по познавательному развитию.«Откуда к нам хлеб пришел?»(старшая группа) Программное содержаниеПознакомить детей с профессией агронома, хлебороба, тракториста, комбайнера, п...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Волшебный цветок» с учетом ФГОС ( старшая группа)

ЦЕЛЬ: Развитие у детей интереса к самостоятельному решению познавательных и творческих задач.ЗАДАЧИ:СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ• создать положительный настрой, желание взаимодействовать друг с ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...