Экологический проект
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
План проекта направлен на формирование у детей 5-7 лет бережного отношения к природе и привлечение родителей воспитанников к совместной активной деятельности по воспитанию гумманного отношения к родному краю, к окружающей среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экологический проект | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Лакшинский детский сад»
Богородский район, с.Лакша, ул.Центральная,д.18
«Бережливый детский сад»
Экологический проект «Мусор нам не нужен – мы с природой дружим»
Паспорт проекта
Тема | «Чистый край» |
Вид | Творческий, практико-ориентированный, долгосрочный |
Автор-разработчик | Воспитатель Глухова В.В. |
Участники проекта | Воспитатель, дети 5-7 лет, родители (законные представители) |
Цель | Создание условий для привлечения внимания детей и их родителей к проблемам загрязнения родного края. |
Задачи | Развивать экологическую культуру воспитанников и их родителей. Формировать познавательную активность детей к проблемам загрязнения окружающей среды. Формировать формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни, атак же навыков исследовательской деятельности; Развивать эстетическое отношение к природе родного края. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с детским садом. |
Ожидаемые результаты | Повышен уровень экологической воспитанности детей и их родителей. |
Нормативно-правовая база | - Конституция Российской Федерации; |
Учебно-методическое обеспечение | 1. Аничев К. В. Проблемы окружающей среды, энергии и природных ресурсов. – М.: «Прогресс».- 1974. |
Актуальность
Чисто не там, где убирают,а там, где не мусорят.
Экологическое воспитание дошкольников - это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Напряженная экологическая обстановка на всем земном шаре требует, чтобы экологическое воспитание и образование на всех уровнях формировало у обучающихся представления об окружающем мире как о среде с очевидными пределами ресурсов и возможностей.
Интерес к экологической проблематике не случаен. Он обусловлен тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него. Загрязнение окружающей нас среды – масштабная проблема современности. На данный момент о ней известно многое – написано большое количество научных работ и книг, проведены многочисленные исследования. Но в решении проблемы человечество продвинулось совсем незначительно. Загрязнение природы по-прежнему остаётся важным и актуальным вопросом, откладывание которого в долгий ящик может обернуться трагично.
Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды.
Классификация загрязнений природы
Существует несколько классификаций загрязнений природы, основанных на их источнике, направленности, других факторах. Итак, выделяют следующие виды загрязнения окружающей среды:
Биологическое загрязнение – источником загрязнения являются живые организмы, оно может происходить по естественным причинам или в результате антропогенной деятельности.
Физическое загрязнение – приводит к изменению соответствующих характеристик окружающей среды. К физическому загрязнению относят тепловое, радиационное, шумовое и другие.
Химическое загрязнение – увеличение содержания веществ или их проникновение в окружающую среду. Приводит к изменению нормального химического состава ресурсов.
Механическое загрязнение – загрязнение биосферы мусором.
В действительности один вид загрязнения может сопровождаться другим или несколькими сразу.
Мусор, оставленный на земле, наносит вред не только почве. Его пары попадают в атмосферу, а ветер относит его к воде. Таким образом страдает большая часть экологического мира.
Во избежание экологической катастрофы борьба с физическим загрязнением должна быть первостепенной задачей. Проблема должна решатся на международном уровне, потому что у природы нет государственных границ. Для предупреждения загрязнения необходимо вводить санкции предприятиям, выбрасывающим отходы в окружающую среду, налагать крупные штрафы за размещение мусора в неположенном месте. Стимуляция к соблюдению норм экологической безопасности также может быть осуществлена финансовыми методами. Такой подход доказал свою эффективность в некоторых странах.
Каким же образом мы можем бороться с загрязнением своего родного края в рамках детского сада? Для того чтобы обратить внимание на проблему загрязнения нужно проводить с детьми разъяснительную работу, объяснять им какой вред природе наносят различные загрязнения, и что нужно делать, чтобы снизить этот вред.
Поэтому было решено составить подробное перспективное планирование работы, которая будет стимулировать маленьких жителей и их родных на сохранность окружающей среды.
Формы работы с детьми:
- групповая (фронтальная);
- подгрупповая (небольшими группами по интересам);
- индивидуальная.
Методы и приемы:
- наглядный (просмотр иллюстраций, фото, презентаций и обучающих познавательных фильмов, виртуальные экскурсии на мусороперерабатывающие заводы);
- словесный (беседа, рассказ, чтение художественной литературы);
- игровой;
- практический (трудовая деятельность, художественное творчество).
Принципы работы:
Принцип взаимосвязи всех направлений работы с дошкольниками (интеграция).
Принцип системности. Занятия проводятся систематически, с обязательным закреплением в самостоятельной деятельности.
Принцип личностно-ориентированного подхода.
Принцип наглядности. Весь подаваемый материал сопровождается показом иллюстраций, просмотром презентаций и видеофильмов.
Принцип доступности. Познавательный материал подается в понятном для дошкольников формате, все игровые материалы на изучаемую тему находятся в непосредственной доступности, на уровне глаз детей.
Создание РППС для экологического воспитания детей
Экологический уголок группы включает в себя следующие составляющие:
- учебно-наглядные пособия (познавательные видеофильмы и мультфильмы, коллекции, модели, картины, панно, макет, диараммы);
- литературные произведения (рассказы, стихи, пословицы, загадки, сказки);
- игры (дидактические, предметные, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, творческие);
Главная особенность экологического уголка – систематическое наполнение результатами детской деятельности: творческие работы, фотоотчеты, альбомы, газеты, поделки из вторичного сырья и т.д.
Уголок содержит так же полочку для экспериментирования, которая включает в себя картотеку опытов для детей и оборудование для опытнической деятельности. Опытно – экспериментальная деятельность, как форма работы с детьми, способствует активизации познавательной сферы дошкольников.
В театральном уголке подобраны различные маски (животных, насекомых, овощей и фруктов) и костюмы для разыгрывания экологических сказок и игр-инсценировок, способствующих познавательному и эколого-эстетическому развитию детей, формированию их нравственных качеств.
Не менее важной для экологического воспитания является развивающая среда и группового прогулочного участка, в создании которой активное участие принимают родители воспитанников.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный:
Изучение нормативно – правовой базы и методической литературы по проекту.
Определение цели и задач проекта.
Изучение литературы по теме.
Подбор методической литературы.
Обсуждение вопроса и анкетирование на родительском собрании.
Подготовка развивающей среды (дидактические и настольные игры, картотеки тематических физминуток, опытов; подбор иллюстраций, сказок, журналов, энциклопедий)
Разработка системы занятий.
Подбор литературных произведений по теме (стихи, пословицы, поговорки, загадки, сказки).
Подготовка познавательных презентаций, интерактивных игр, мультфильмов по теме проекта.
2 этап – основной:
Проведение познавательных занятий и бесед по теме проекта;
Чтение познавательной литературы, энциклопедий;
Работа по формированию у детей бережного отношения к объектам природы родного края.
Трудовая деятельность на территории детского сада и в близлежащих скверах.
Природоохранные акции.
Разработка авторских дидактических игр и пособий.
Привлечение в работу родителей воспитанников.
3 этап – заключительный:
Выставка творческих работ детей.
Экологический праздник «Мы с порядком дружим».
Выступление с результатами работы на родительском собрании, вручение благодарностей активным участникам проектной деятельности.
Выступление на итоговом педагогическом совете с результатами работы по теме проекта (презентация).
Перспективное планирование работы с детьми и родителями воспитанников
Познавательная деятельность | Практическая деятельность | Игровая деятельность | Чтение художественной литературы | ИКТ | Работа с родителями |
Июнь | |||||
ООД «Что мы знаем о загрязнении окружающей среды» | Рисование запрещающих экологических знаков | Д/и «Экологический поезд» | Сказка «Зайчик и медвежонок» Н.А. Рыжовой | Мультфильм «Крокодил гена и Чебурашка. Очистка реки от мусора» | Субботник на прогулочной площадке с созданием декора и игровых модулей |
Июль | |||||
ООД «Мусор без сомнения требует деления» | Лепка «Вазочка» из стеклянных бутылочек с использованием круп | Д/и «Сортировка мусора» | Сказка «Про Хламище-Окаянище» | «Виртуальная экскурсия на мусоро-перерабаты-вающий завод» | Папка-передвижка «Вторая жизнь мусора» |
Август | |||||
ООД «Зеленый город» | Платья для кукол из полиэтиленовых пакетов, использованных воздушных шариков, фольги. | Д/и «Вершки-корешки» | Сказка «Нет места мусору» | Презентация «Как Лесник заботится о лесе» | Мастер-класс «Поделки из пластиковой посуды» |
Сентябрь | |||||
ООД «Сортировка мусора» | Коллективная работа «Автопарк» - игрушки из пластиковых стаканчиков и спичечных коробков. | Д/и «Что лишнее» | Сказка «Про Мусорогрязку» | Презентация «История появления мусора на Земле» | Активное участие в сборе макулатуры |
Октябрь | |||||
ООД «Свойства бумаги» | Создание календаря «Наши экологические дела» | Д/и «Да – нет» | «История оранжевого Мусоровоза» | Видеофильм «Как создают бумагу» | Консультация «Экологическое воспитание дошкольников» |
Ноябрь | |||||
ООД «Наука о стекле» | Поделка «Настенные часы» из пластиковой посуды. | Лото «Время года» | Сказка «Маша и медведь» Н.А. Рыжовой | Презентация «Красная книга Московской области» | Рисование агитационных плакатов и стенгазет |
Декабрь | |||||
ООД «Экологические профессии» | Коллективное рисование плаката «Нам дана для всех одна – планета хрупкая Земля» | Д/и «Что наносит вред природе» | «Сказка о батарейке» | Мультфильм «Робокар Поли – Суета вокруг мусора» | Активное участие в сборе батареек. |
Январь | |||||
ООД «Смешарики наводят порядок» | Поделки «Кормушки» из пластиковых бутылок» | Д/и «Поле ненужных предметов» | «Почему у Земли платье зеленое» А. Лопатина | «Твой друг Бобби – Переработка мусора» | Буклет «Пути утилизации отходов» |
Февраль | |||||
ООД «Чистая вода – здоровая земля» | Поделки «Цветочные горшки» из пластиковых бутылок. | Настольная игра «Сортировка в баки» | «Могучая травинка» М. Скребцова | Познавательная передача «Галилео – Про мусор» (отрывок) | Помощь в создании зимнего городка на детской площадке, расчистке прогулочных площадок |
Март | |||||
ООД «Опасные отходы» | Коллективный коллаж «21 марта – день леса, 22 марта – день воды» с использованием фольги, ваты, гуаши. | Д/и «Рассортируй мусор в правильные контейнеры» | Сказка «История одной капли» | Презентационный фильм «Куда уходит мусор» | Участие родителей в акции «Древонасаждение», «Утилизация электроники» |
Апрель | |||||
ООД «Сжигание различных материалов» | «Горшочки для рассады» из втулок из-под туалетной бумаги | Экологический кроссворд | Сказка «Вторая жизнь» К.Н. Лысова | Мультфильм «Твой друг Бобби – Переработка мусора» | Экологическая акция «Чистый край» - уборка микрорайона « |
Май | |||||
Итоговое мероприятие – экологический праздник «Мы с порядком дружим» | Коллективное изготовление лэпбука «Берегите природу» | Д/и «Очистим озеро от мусора» | Сказка «Нет места мусору» А. Кривощекова | Интерактивная игра «Чистая планета» | Родительское собрание «Результаты работы по реализации экологического проекта» (вручение благодарностей) |
Литература
1. Гомарович Э.С. « Чем дышит город». М.: Химия, 1990 г.
2. Захлебный А.Н. «Книга для чтения по охране природы» М.: Просвещение, 1986г.
3. Комплексные занятия под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.- Волгоград Учитель 2012 г.
4. Коноплёва Н.П. «Вторая жизнь вещей», Москва: Просвещение, 1993 г.
5. Николаева С. Н. «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду.
6. Протасов В.Ф. «Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России», М.: Финансы и статистика, 2001 г.
7. Родионов С.К. и др. «Что такое мусор». М.: Химия, 1991 г.
8. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.
9. Хефлинг Г. «Тревога в 2000 году». М.: Мысль, 1990 г.
10. Хотунцев Ю. Л. «Человек, технологии, окружающая среда». М.: Устойчивый мир, 2001 г.
Интерактивные ресурсы
«Сказка-потешка про мусор» https://www.youtube.com/watch?v=wTcskGadMws
"Спроси у Альберта", серия "Мусор и отходы как бумеранг" https://www.youtube.com/watch?v=af4e1uzmjic
«Про мусор» https://www.youtube.com/watch?v=hV2RLGHyZDk
«Твой друг Бобби», серия 27 «Переработка мусора»
https://www.youtube.com/watch?v=bS4Wxc_RThI
«Робокар», серия 41«Суета вокруг мусора» https://www.youtube.com/watch?v=YUPmp8Eor6U
«Фиксики» Серии: «Бумага», «Экотестер», «Батарейки», «Чему учит экология», «Вовсе не мусор» https://www.youtube.com/watch?v=1mCOnXHO0TE
«Куда уходит мусор» https://www.youtube.com/watch?v=X9Fw28RlG7U
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект по теме "Экологическое воспитание в условиях ДОУ"
Мы-частичка природы.Наша цель беречь и пополнять ее богатства.Основной задачей моего проекта является всестороннее экологическое развитие ребенка в условиях дошкольного учреждения , поставл...
Экологический проект "Экологическая тропа в детском саду"
Данный проект проходил летом во время работы в детском саду. Целью проекта было развитие знаний об экологии, растениях и цветах, деревьях и кустарниках. На протяжении проекта дети трудились, наб...
экологический проект "Экологическая тропа "Здравствуй лето"
Данный проект разработан на летний период работы в детском саду. Цель: закрепление знаний о растениях и цветах, деревьях и кустарниках, природном явлении - радуга, экспериментировании и играми с ...
Экологический праздник "День Земли" (в рамках музыкально-экологического проекта)
Экологический праздник с элементами итгеграции (коллективная апликация),с использованием кукольного театра....
Экологическое воспитание дошкольников методом экологических проектов.
В настоящее время вопрос экологического воспитания дошкольников – важный, интересный и актуальный. Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу — значит творить добро, заставлять задумы...
Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево".
Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево"....