конспект ООД по познавательному развитию "Знакомство с русской избой"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Гончарова Анна Михайловна

конспект занятия для подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe.docx22.72 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 582, г. Санкт-Петербург

Конспект образовательной деятельности

в подготовительной группе

По теме: «Знакомство с русской избой»

Воспитатель: Гончарова А.М.

2023г.


Цель: познакомить детей с жизнью, бытом русского народа.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи и предметами быта : печь, ухват, кочерга, самовар, чугунок, прялка

Развивающие: обогатить словарный запас детей, познакомить с новыми пословицами и загадками

Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к истории и традициям русского народа.

Материал: предметы домашнего обихода: печь, ухват, кочерга, чугунок, скатерть, самовар, деревянная и глиняная посуда, сундучок с загадками, прялка, косоворотка на печи, пучок засушенных трав; презентация, музыка.

Ход:

Дети заходят в видеокласс.

Слайд 1: Фотография детского сада.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! (Дети отвечают)

А вы знаете, почему мы при встрече говорим «здравствуйте»? Это слово произошло от слова «здравие», «здоровье», то есть мы желаем друг другу здоровья, не болеть. Оно появилось давным-давно, когда еще не было ваших пап, мам и даже бабушек и дедушек. А вы хотите посмотреть, как жили люди на Руси в далеком прошлом?

Дети: Да!
Воспитатель: Тогда предлагаю вам отправиться в путешествие на машине времени.

Слайд 2:  Машина времени

Воспитатель: Давайте встанем, возьмёмся за руки и закроем глаза.

Звук  работы «машины времени».

Слайд 3: Деревня в старину

Воспитатель: Ребята, куда мы с вами попали? (Ответы детей) Совершенно верно, в русскую деревню. В старину люди жили в деревнях. Сейчас в деревне можно увидеть и деревянные, и кирпичные дома, но раньше дома строили только из дерева. Как назывался деревянный деревенский дом?

Дети: Изба!

Воспитатель: Правильно, изба. А давайте заглянем в одну избу?

Проходим в мини-музей «русская изба»

Воспитатель: Проходите, ребята. Похоже этой избе никто не живет. Чтобы в избе стало и теплее, и светлее, давайте растопим печь. Тут как раз и дрова есть. А что это за предмет? Дети: Это кочерга.

Воспитатель: Верно. А для чего нужна кочерга?

Дети: Чтобы переворачивать дрова в печи и разгребать угли.

Воспитатель: Вот и печь растопили! А теперь давайте сядем рядком, да поговорим ладком.

Дети садятся на лавочку.

Воспитатель: А ведь в старину печь не только обогревала избу. В печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. Как вкусны и полезны щи, каши, пироги, приготовленные в русской печи!  

Словесная игра «Какая каша»

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем: я вам буду называть крупу, из которой будет каша, а вы ответите, какая получится каша.
Из манки?
(манная)
Из овса? (овсяная)
Из риса?
(рисовая)
Из перловки?
(перловая)

Из гречки? (гречневая)
Из пшена?
(пшенная).

Воспитатель: На печи можно было и спать. Для этого там устраивалась специальная лежанка. Поскольку печь – самое теплое место в избе, там обычно спали старики – бабушки и дедушки.

На печи сушили одежду, валенки, грибы, ягоды. Вот смотрите, у нас тут русская народная рубашка сушится – косоворотка. Ой, а это что за обувь? (Ответы детей) Да, действительно, это лапти.

У простого народа к печи было особое, почтительное отношение. Нельзя было, например, ссориться, ругаться в доме, «а то печь услышит». Складывали о печи пословицы и поговорки: «Без печи и изба не изба», «Печь нам – мать родная».

Дидактическая игра «Вспомни сказку»

Воспитатель: В русских народных сказках печь наделяется волшебными свойствами.

В какой сказке герой ездил на печи? (По щучьему велению)

В какой сказке печь уговаривает поесть ее пирожков? («Гуси-лебеди»)

В каких еще русских народных сказках упоминается печь? («Царевна-лягушка», «Лиса и заяц», «Финист – ясный сокол», «Лисичка со скалочкой», все сказки с участием Бабы Яги)

Воспитатель: Ребята, а почему в русских избах были такие длинные столы и длинные лавочки? (Ответы детей)

Семьи на Руси были большие: родители, дети, бабушки, дедушки. Чтобы все поместились за столом, люди ставили деревянные лавки.  На них же и спали. Стульев еще не было. И кровать была только в богатых семьях. На ней спали отец и мать.

За столом встречали гостей, угощали их, потчевали и решали самые важные семейные вопросы. Русь всегда была хлебосольной и доброжелательной. Нигде так не умели встречать гостей так, как это было на Руси.

Воспитатель: Как вы думаете, какой главный предмет на столе?

Дети: Самовар.

Воспитатель: Да, самовар! Раньше самовар подогревали углями, а на его вершине было предусмотрено место для заварочного чайника. Но заваривали в самоварах не чай, в старину на Руси не было чая, его позже стали завозить из Китая и он был дорогим. В самоваре готовили сбитень – это напиток из меда и воды, с добавлением разных полезных трав. Травы хозяева дома собирали в определенные месяцы и бережно сушили над печью. Вот, посмотрите, и в этой избе пучок трав над теплой печью сушится! (Воспитатель показывает пучок трав). Сбитень – полезный и очень ароматный напиток!

Физминутка «Самовар»

Посидеть за самоваром              (Пружинка, ладонь под подбородком чередуем)

Рады все наверняка

Ярким солнечным пожаром       (Сжимаем-разжимаем пальцы)

У него горят бока.                      

Самовар поет-гудит,                   (Наклоны, руки на пояс)

Только с виду он сердит             (Грозим пальчиком)

К потолку пускает пар                (Руки от плеча вверх-вниз)

Наш красавец самовар!               (Повороты, руки на пояс)

Воспитатель: Ребята, из каких материалов посуда есть у вас дома?

Дети: Дома есть посуда из металла, стекла, фарфора.

Воспитатель: Раньше у людей была простая посуда. Горшки для приготовления пищи, миски, чашки делали из глины, также ложки, миски вырезали из дерева. Вот в таком глиняном горшочке можно было сварить кашу в печи. Но скажите, ребята: прочная ли фарфоровая посуда?

Дети: Непрочная, при ударе легко бьётся.

Воспитатель: Да, фарфор действительно очень хрупкий. Но фарфор – это тоже глина, которая обжигается в печи. Так и старинный глиняный горшок был довольно хрупким, при падении на пол мог разбиться. (Предложить одному из детей легонько постучать по горшку, услышать звук)

Ребята, а какую еще посуду можно поставить в печь?

Дети: Чугунную.

Воспитатель: Верно. В давние времена в печи готовили в глиняных горшках или чугунках. Чугунки были сделаны из чугуна. Чугунок не боится высокой температуры. (Предложить одному ребенку постучать по чугунку, другому сравнить по весу горшок и чугунок, совместно с детьми сделать вывод, что чугунок прочный и тяжелый.)

Ставили и вынимали чугунок или горшок ухватом (Демонстрация ухвата). Его название легко запомнить: оно происходит от слова «хватать».

Чугунок очень рад,
Что его схватил 
…(ухват)

(Предложить одному из детей поднять ухватом чугунный горшок)

Воспитатель: А вот деревянную посуду в печь поставить нельзя: дерево от нагревания трескается. Но в русских избах она обязательно была. Ребята, чем вам нравится деревянная посуда?

Дети: она легкая, удобная, не бьется, красивая.

 (Предложить одному ребенку постучать ложкой по деревянной миске, другому сравнить по весу горшок и миску)

Воспитатель: А ели так: на стол ставили один на всех чугун со щами, с кашей. Тарелок не было, а уж если у кого и были глиняные, то ставили их только по большим праздникам. Каждому давали ложку, кусок хлеба. Первым в чугун опускал ложку дед. Попробует, потом скажет остальным, что можно есть. Если кто-то вперёд него ложку опустит – тому ложкой по лбу или вообще из-за стола выгонит, и он голодным останется.

Воспитатель: Вечерами люди собирались в большой избе, где пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, рукодельничали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины, изготавливали деревянную посуду. Такие вечера назывались посиделками. Для того чтобы сшить или связать себе какую-нибудь одежду, русский народ прял пряжу. Для этого использовали прялки (Попросить ребенка помочь продемонстрировать другим прялку). 

А ещё на посиделках и загадки сочиняли. Хотите послушать? (воспитатель достаёт из сундучка загадки).

Летом спит, зимой горит.

Пасть открывает,

Что дают – глотает. (печь)

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает.

Что схватит – отдаёт

А сам в угол идёт. (ухват)

У нас в печурочке,

Золотые чурочки. (дрова в печи)

Выпускает жаркий пар,

Старинный чайник (самовар)

Сама не ест,

А людей кормит. (ложка)

Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит... 
(чугунок).

Воспитатель: Хорошо мы с вами, ребята погостили в русской избе, но пора и назад возвращаться. Пройдемте в нашу машину времени.

Дети проходят в видеокласс.
Воспитатель: Давайте снова встанем в круг и возьмемся за руки.
Звук работы «машины времени».

Слайд 1: Фотография детского сада.

Воспитатель: Вот мы и снова в детском саду, ребята. Что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии?

(Ответы детей)

Воспитатель: Машина времени оставила нам несколько заданий. Сможем ли мы с ними справиться? (Презентация)

Ребята, вы молодцы, очень хорошо поработали!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий проект "Русская изба" мини-музей.

Создавая атмосферу национального быта в ДОУ, используя фольклор, знакомя с традиционными праздниками, с народным искусством русского народа, с народными играми и т.д мы получим возможность приоб...

Конспект зянятия "Экскурсия по мини-музею"Русская изба""

Экскурсия по мини-музею "Русская изба"...

конспект непосредственно образовательной деятельности "Знакомство с русской избой"

Конспект совместной деятельности с детьми от 3 до 4 лет по социокультурным истокам....

Познавательно-информационный, творческий "Русская изба"

Познавательно-информационный, творческий  "Русская изба"...