Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников
картотека по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Марина Александровна Долгая

Наличие экологических представлений у детей не гарантирует их готовности поступать экологически целесооб­разно. Предлагаемые дидактические игры направлены на развитие у дошкольников эмоционально-ценностного отношения к природе, ее эстетического восприятия и формирование нравственно-оценочного опыта поведения в природе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_v_ekologicheskom_vospitanii.docx26.46 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников

                                                

Наличие экологических представлений у детей не гарантирует их готовности поступать экологически целесообразно. Предлагаемые дидактические игры направлены на развитие у дошкольников эмоционально-ценностного отношения к природе, ее эстетического восприятия и формирование нравственно-оценочного опыта поведения в природе. Игры желательно проводить в естественной природной среде (за исключением игр с комнатными растениями, животными из уголка природы) с небольшой подгруппой детей (5-7 человек).

Дидактические игры для развития эстетического восприятия природы

В ходе игры дошкольники при контакте с природным объектом (наблюдении,                      прикосновении к растению, животному и т. д.) должны рассказать об особенностях его внешнего вида, развития или об уходе за ним, о случаях бережного (жестокого) отношения людей к растениям, животным.                                                            

«Беседа с деревьями»

Цель. Учить детей видеть и эмоционально откликаться на прекрасное в природе; воспитывать гуманное отношение к ней.

Предварительная работа. Чтение сказок и рассказов по теме.  

Ход игры

Воспитатель. Посмотрите, как много деревьев на нашем участке. Выберите дерево, которое вам нравится, подойдите к нему, обнимите и постойте так с закрытыми глазами. Послушайте, что оно вам «расскажет». По моему сигналу возвращайтесь.

Вернувшись, дети (по желанию) рассказывают о «своем» дереве. Можно провести «Беседу с цветами» (с использованием растений из цветника или уголка природы); «Беседу с животными» (с использованием животных из уголка природы).

«Встреча с растением»  

Цель. Формировать эмоциональное отношение к природе.

Материал. Картинки с изображением известных детям деревьев и цветов - на каждого ребенка.                                                                                                                                      

Ход игры                                                                                                                  

Воспитатель раздает детям картинки.

Воспитатель.  Посмотрите внимательно на свою картинку. Вам знакомо это растение? (Ответы детей.) Подумайте, что вы можете рассказать о нем.

Педагог задает наводящие вопросы, помогает на них отвечать (как бы дает образец рассказа).

Дидактические игры для формирования нравственно-оценочного опыта

В ходе игр обсуждаются последствия поступков участников определенных ситуаций. Дети учатся находить собственные решения, мотивировать их, делать выводы.

«Радости и огорчения»

Цель. Формировать собственное отношение к природе.

Материал. Старичок-лесовичок (кукла); фишки (желтого, зеленого, красного цвета; темные - серого, коричневого цвета).                                                        

Предварительная работа. Экскурсия в парк, на берег реки и т.п.  

Ход игры.

1 вариант. Игра проводится по типу «закончи предложение». Воспитатель начинает предложение, а дети по желанию его заканчивают.

Например: Самое красивое место в парке (сквере)...

                   Мне было радостно, когда...

            Я очень огорчился (ась), когда...

Мне стало грустно, когда... и т.п.                                                                                            

За каждый ответ дошкольники получают фишку: яркую - за продолжение первых двух предложений и темную - за продолжение двух последних. После игры подводится итог - каких фишек оказалось больше: если темных (например, в парке много мусора, сломаны ветки деревьев и т.п.), обсуждается, что могут сделать дети, чтобы исправить ситуацию.                                                                                                                        

2 вариант. Игра проводится по типу «вопрос-ответ».  Дедушка - Природовед задает детям вопросы.                                                                                                                        

Например: что тебя порадовало во время прогулки? Что тебя огорчило?

За каждый ответ дети получают фишку определенного цвета. После игры подводятся итоги (как в первом варианте).

«Что такое хорошо и что такое плохо»

Цель. Уточнить представления детей об экологически правильном поведении.

Материал. Сюжетные картинки (дети сажают деревья, поливают цветы; дети ломают ветки деревьев, рвут цветы; дети делают скворечник; дети разрушают птичье гнездо; мальчик стреляет в птиц из рогатки). Карточки темного и яркого цвета - на каждого ребенка.

Ход игры

Воспитатель показывает картинку. Дети рассказывают, что на ней изображено, затем по просьбе воспитателя оценивают действия персонажей - поднимают карточку светлого (если оценка положительная) или темного цвета.

«Путешествие»                                                                                                                                      

Цель. Воспитывать бережное отношение к природе.                                  

Материал. Картинки с изображением зайцев, кошки, цветов; фишки.                                            

Ход игры.

В разных местах групповой комнаты оборудованы остановки: расставлены картинки с изображением зайцев, кошки, цветов, воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие. На каждой остановке рассказывает об изображенном на картинке.

Остановка – «Дед Мазай и зайцы»

Однажды во время весеннего половодья речка вышла из берегов и затопила лес. Дед Мазай поехал на лодке за дровами, и вот он рассказывает:

«Вижу один островок небольшой – Зайцы на нем собрались гурьбой. С каждой минутой вода подбиралась к бедным зверькам; уж под ними осталось. Меньше аршина земли в ширину, меньше сажени в длину. Тут я подъехал: лопочут ушами, сами ни с места; я взял одного, прочим скомандовал: прыгайте сами - прыгнули зайцы мои, - ничего!»

Воспитатель задает детям вопросы пример:

Что мы узнали о деде Мазае?

Как люди могут помогать животным, попавшим в беду?

Дети отвечают.

Остановка – «Кошка».

На улице мяукала кошка. Мальчик (попросил маму дать для нее еды. Он вышел на улицу, дал кошке молока и смотрел, она ест. Кошка была рада, и Саша рад... Что можно сказать о Саше?

Остановка – «Цветы».

Весной вместе с мамой Лена посадила цветы на клумбе. Летом они выросли и зацвели. Однажды Лена подошла к клумбе, чтобы нарвать цветов, но потом подумала и решила: «Пусть лучше цветы растут здесь, дома все равно скоро завянут, и их придется выбросить».

Что можно сказать о Лене?  Как бы поступили вы?

«Экологический светофор»

Цель. Продолжать уточнять представления детей об экологически правильном поведении.                                                                                                                                      

Материал. Вырезанные из картона круги красного и зеленого цвета.                                      

Ход игры.                                                                                                                                    

Воспитатель дает каждому ребенку два картонных круга (зеленый и красный).              

Воспитатель. Я расскажу вам несколько историй. Если вы считаете, что герои рассказа ведут себя правильно, «зажигайте» зеленый свет, а если неправильно, - красный.

1. Вова с Ирой гуляли в саду. Вдруг они увидели: мальчики залезли на рябину и стали рвать зеленые ягоды. Под весом детей одна ветка сломалась. «Слезайте и уходите!» - сказали Вова с Ирой. В них полетела горсть зеленых ягод, но они снова повторили свои слова. Мальчики убежали. А вечером Вова с Ирой посоветовались с папой, как помочь сломанной рябине.

Как вы считаете, Ира с Вовой вели себя правильно?

2. Ане нравились разноцветные мотыльки. Она взяла сачок, поймала несколько насекомых, положила их в банку и закрыла банку крышкой. Утром она увидела на дне банки погибших мотыльков. Они были уже не такие красивые, как тогда, когда порхали на лугу. Аня выбросила банку с мотыльками в мусорное ведро.

Как вы оцените действия девочки?

3. Юля с папой шли через луг и увидели птичку, которая беспокойно перелетала с места на место. «Она так волнуется, потому что где-то рядом ее гнездо», - сказал папа.

«Давай поищем ее гнездо», - попросила Юля. «Птичке это не понравится, - сказал папа.                                                                                                              

- Когда придем домой, я тебе покажу книгу о птицах. Там есть фотографии их гнезд».              

Как вы считаете, папа правильно поступил?

4. Лена с родителями поехала за город на машине. Когда они подъехали   к лесу, папа спросил: «Где остановимся?» Можно было свернуть с дороги и проехать между деревьями в глубь леса. Кто-то уже так поступал, и следы от машин остались надолго. Поэтому здесь почти не росла трава. Родители Лены решили в лес не въезжать. Они оставили машину на дороге и отправились в лес пешком.

Как вы думаете, правильно поступили родители Лены?

Затем проводится игра «Фанты». Воспитатель подчеркивает, что задания, предлагаемые для выполнения, должны иметь отношение к теме игры: загадать загадку, спеть песенку, рассказать стихотворение о природе и т.п.

«Необычное путешествие»

         1 вариант. Воспитатель раскладывает на ковре в произвольном порядке картинки.
Дети переходят от одной картинки к другой (очередность определяется с помощью жребия), рассказывают, что на них нарисовано, оценивают поступки людей.

2 вариант. Все картинки выложены в ряд на полосе обоев. Две пары детей по команде идут навстречу друг другу и быстро собирают картинки с изображением, например, бережного отношения к природе. Выигрывает та пара, которая соберет больше картинок.

3 вариант. Дети рассматривают и анализируют картинки, изображающие бережное отношение к природе. Затем вместе с воспитателем обсуждают, в каких делах по охране природы они могли бы участвовать.                                                            

Цель. Учить детей правильно оценивать действия людей по отношению к природе.

Материал. Фишки (яркие и темные), Дедушка-Природовед (кукла).

Ход игры.

Игра проводится во время прогулки в лес, парк, сквер.  Дедушка - Природовед просит детей ответить на два вопроса:

За что природа могла бы сказать «спасибо»?

За что природа могла бы рассердить вас?

         Дошкольники получают фишки: за ответ на первый вопрос - яркие (красного, зеленого, желтого цвета) и темные (серого, коричневого цвета) - за ответы на второй вопрос.

В конце игры можно предложить темные фишки отдать воспитателю, а яркие оставить себе, подчеркивая, что природа никогда не рассердится, если к ней относиться бережно.

Литература:

С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».

В.Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Экология. Конспекты занятий».

О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию».

В.В. Маркевич «Игры на свежем воздухе».

         Л.Б. Фесюкова, О.О. Григорьева «Времена года» изд. ТЦ «Сфера».

С.И. Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей

дошкольников 4-5 лет», изд. ТЦ «Сфера».

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников

Наличие экологических представлений у детей не гарантирует их готовности поступать экологически целесооб­разно. Предлагаемые дидактические игры направлены на развитие у дошкольников эмоционально-ценно...

« Дидактические игры в экологическом воспитание дошкольников »

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованны...

Методические рекомендации для педагогов " Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников"

Методические рекомендации для педагогов  о роли дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников....

Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников

В статье представлен опыт работы по формированию экологической культуры дошкольников через организацию игровой деятельности....

Семинар - практикум для родителей "Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников"

Изучение и использование дидактических игр экологического назначения. Обучение родителей игровым приемам при использовании дидактических игр по экологии....