НОД Юные исследователи
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Ситниченко Людмила Анатольевна

Цель : Развитие любознательности и познавательного интереса у дошкольников

Программные задачи:

Обучающие:

- расширить представления детей о значимости воды в жизни человека;

- дать представление о свойствах магнита, о его особенности притягивать;

- познакомить детей с таким природным явлением, как вулкан, его строением;

- научить, в игровой форме проводить простые опыты и эксперименты из доступных средств;

- способствовать накоплению представлений об окружающем мире.

Развивающие:

- развивать у детей любознательность, познавательную активность в процессе выполнения опыта, коммуникативные навыки, развивать интерес к экспериментально-исследовательской деятельности;

Воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к окружающему миру, желание приходить на помощь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_yunye_issledovateli.docx35.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад №6»

пгт Лучегорск

Конспект образовательной деятельности

на тему: «Юные исследователи»

для детей среднего дошкольного возраста 4—5 лет

Образовательная область познавательное развитие ФЦКМ с элементами экспериментирования

Воспитатель: Ситниченко Людмила Анатольевна

пгт Лучегорск 2022г.

Конспект ОД для детей среднего дошкольного возраста

Тема«Юные исследователи»

Направление : познавательно-исследовательская деятельность.

Интеграция областей«Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

 Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Цель : Развитие любознательности и познавательного интереса у дошкольников

Программные задачи: 

Обучающие:

- расширить представления детей о значимости воды в жизни человека;

- дать представление о свойствах магнита, о его особенности притягивать;

- познакомить детей с таким природным явлением, как вулкан, его строением;

- научить, в игровой форме проводить простые опыты и эксперименты с использованием доступных средств;

- способствовать накоплению представлений об окружающем мире.

Развивающие:

- развивать у детей любознательность, познавательную активность в процессе выполнения опыта, коммуникативные навыки, развивать интерес к экспериментально-исследовательской деятельности;

Воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к окружающему миру, желание приходить на помощь.

Организационный момент. Оборудование и материалы: Картины с изображением вулканов, схемы: «Правила поведения в лаборатории», «Вода не имеет цвета», «Магнит притягивает только металлические предметы»;  игрушка «Капелька», два конверта, два стакана, сок, вода, канцелярские скрепки, мозаика, магниты, макеты вулканов (по количеству детей), ёмкость с водой, сухой красный краситель, пищевая сода, лимонная кислота.

Ход занятия:

1. Мотивационно - ориентировочный этап

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями, и поделимся своим хорошим настроением и своими улыбками. Молодцы!

Воспитатель: А сейчас давайте поиграем, встаньте в круг.

 Дыхательная гимнастика

Игра: Желтый шар
Кто-то утром, не спеша, (Ходьба на месте.)
Надувает желтый шар, (Дети дуют и разводят руки.)
А как выпустишь из рук — (Поднять руки вверх, хлопок.)
Станет вдруг светло вокруг. (Поворот.)
Что это за шар? (Дети хором: «Солнце».)

Воспитатель: Ребята когда я подходила к вашему детскому саду,  и встретила Почтальона   и он попросил передать для вас письмо, интересно кто его прислал? (на конверте нарисованы Фиксики)

Воспитатель: Ребята, как нам узнать, что там написано? (ответы детей)

Воспитатель: (Открывает конверт, достает  письмо, читает).

Дорогие ребята. Приглашаем вас на экскурсию в нашу волшебную лабораторию, там вы увидите необычные и удивительные опыты. Мы сейчас находимся на особом задании, а опыты и эксперименты с вами проведет Людмила Анатольевна.  Надеемся, что вам понравиться. С уважение Фиксики.  

Воспитатель: - Скажите-ка мне ребята, а вы любите опыты и эксперименты?

Но прежде чем нам попасть в лабораторию нам с вами необходимо надеть специальную одежду, фартуки, нарукавники и шапочки.

2. Поисковый этап

- Ну что, готовы отправиться в волшебную лабораторию? Тогда закрывайте глаза, вокруг себя повернись и в волшебной лаборатории очутись!

- Вот мы с вами и в лаборатории.

- А что такое лаборатория?

Дети: Лаборатория – это специальное помещение, необходимое для опытов и экспериментов.

- А что же такое эксперимент?

Дети: Эксперимент – это особый метод исследования, с помощью него мы можем многое узнать, что нам неизвестно.

- А вы знаете, кто работает в лаборатории?

Дети: в лаборатории работают учёные, исследователи и лаборанты

- Правильно ребята. В лаборатории всегда тихо и чисто.

Здесь работают в защитных костюмах, в халатах или фартуках. И мы с вами тоже как настоящие лаборанты и ученые оделись.

- А вы знаете как нужно вести себя в лаборатории? (Рассмотреть схему «Правила поведения в лаборатории»)

- Ничего нельзя трогать на столе без моего разрешения.

- Нельзя пробовать вещества на вкус и запах.

- А также в лаборатории нужно: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать на своём месте аккуратно и внимательно.

- Не забывайте после каждого опыта сделать вывод.

3. Практический этап.

- Итак, все готовы?

Загадка: «Меня пьют, меня льют, всем нужна я. Кто я такая?» (вода)

        Обратить внимание детей, что на стуле сидит капелька. Ребята, кто это?

Ответы детей: (капелька)

        Воспитатель: Капелька, что же с тобой приключилось? Как ты сюда попала? Ребята представляете, у капельки приключилась такая история, она совсем недавно появилась на свет, и ничего о себе не знает. Поэтому и пришла в лабораторию, где проводят опыты и эксперименты.

Воспитатель:  Ребята, правда плохо, когда ничего о себе не знаешь. Она пришла в волшебную лабораторию за помощью. Мы ребята сможем ей помочь?

Ответы детей: Да

Воспитатель: Капелька из чего состоит?

Ответы детей: Из воды

Воспитатель:  А где живет капелька?

Ответы детей: В кране, в туче, в речке, в ручье, в дожде, в снегу.

Воспитатель:  Ребята, нам нужна вода? Для чего?

Ответы детей: пить, мыть руки, купаться, стирать, мыть полы.

Воспитатель:  Вы слыхали о воде?

                Говорят она везде!

                В луже, в море, в океане

                И в водопроводном кране.

                Как сосулька замерзает,

                В лес туманом заползает,

                Ледником в горах зовётся,

                Лентой серебристой вьется.

                Мы привыкли, что вода –

                Наша спутница всегда!

Воспитатель: Вот капелька оказывается, ты очень важна для нас, еще с водой можно играть и проводить опыты и эксперименты. Ребята, капелька хочет узнать какого она цвета?

А сейчас мы вместе с капелькой будем проводить опыты.

Опыт №3 «У воды нет цвета – она прозрачная»

- А какого цвета ваш сок? (Оранжевый)

- А можно сказать про воду какого она цвета?

- А как можно проверить, какого цвета вода? (Ответы детей)

Предлагаю поиграть в прятки. У вас есть гайки, которые нам оставили Фиксики. Спрячьте гайку в стакане с соком. Получилось спрятать? (Да)

- А другую гайку спрячьте в стакане с водой. Получилось? (Нет) Почему? (Вода прозрачная, в ней всё видно) Молодцы!

(На доске  - картинка с изображением этого свойства воды)

Вывод: У воды нет цвета – она прозрачная.  

Физкультминутка:  «Капельки»

 Капля - раз, капля - два, (прыжки на носочках, руки на поясе).                                          Очень медленно сперва.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом (бег на месте на носочках).

Мы зонты свои раскрыли, (развести руки в стороны),

От дождя себя укрыли. (сомкнуть руки над головой полукругом). 

Ребята, давайте подойдем к следующему столу. Что это на нем стоит? (Ответы детей) коробка.

Давайте посмотрим, что в ней?

Посмотрите, что это? Какие - то камушки!

А вы знаете, как называются эти волшебные камушки? Правильно – магниты! А волшебными их называют потому, что они совершают волшебство! Смотрите – да здесь ещё и письмо! Давайте его прочитаем.

«Дорогие детки! Пишет вам Почтальон Печкин! Я рассыпал скрепки, и они перемешались с мелкой пластмассовой мозаикой. Что же делать? Как мне быть? Документы чем скрепить?»

Воспитатель: Да дети – вот это проблема! И как он умудрился их просыпать в мелкую пластмассовую мозаику?

Но Печкину нужно обязательно помочь!  

Воспитатель: Я беру магнит, провожу им над коробкой – только скрепки зашевелились и примагничиваются к магниту!

(Дети пробуют). Берут магниты и собирают скрепки магнитом и складывают их в коробочку. Обратить внимание детей, что магнит притягивает только металлические предметы, а пластмассовая мозаика и деревянные брусочки остаются в коробке.

Вывод: магнит притягивает только предметы из металла, у магнита есть магнитное поле (пространство вокруг магнита), которое и притянуло все скрепки! Теперь Печкин может спокойно работать!

Воспитатель: Ну что ребята, капельке и почтальону Печкину мы помогли, а теперь присядьте на стульчики.

Посмотрите на эти картинки, что на них изображено (вулканы)

Изучением вулканов занимаются специальные ученые.

Воспитатель: На что похож вулкан? На какое геометрическое тело?

Ответы детей: (на гору с крутыми склонами, конус, треугольник) .

Воспитатель: Что вы видите на вершине горы?

Дети: На вершине горы большая яма.

 Воспитатель: Эта огромная чаша с крутыми склонами называется кратер. Давайте все вместе повторим это новое слово. (Дети повторяют слово кратер)

Воспитатель: А эта дыра, уходящая глубоко в землю - жерло вулкана.

(Дети вместе повторяют слово жерло).

Воспитатель: На вид вулкан, это обычная гора, внутри которой находится очень горячая жидкость - лава, и пока лава живет в своем домике, вулкан считается спящим, а как только вулкан просыпается, то вулкан начинает извергаться, выбрасывая камни и пепел вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. Это называется сильное извержение. А бывает, горячая огненная лава вытекает спокойно. Такие вулканы называются действующими.  Есть вулканы, которые много лет могут спать, а потом неожиданно просыпаются. Такие вулканы называются спящими или уснувшими.

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, в нашей лаборатории тоже есть вулканы, и они пока спят, давайте попробуем их разбудить?

Посмотрите на  вулкан и скажите, на что похожа верхняя часть вулкана?

Дети: Верхняя часть похожа на большую яму.

Воспитатель: Верно, и называется она кратер вулкана. А внутри кратера находится лава, которая еще спит. И мы сейчас ее разбудим.

Наливаем в кратер воду, высыпаем лимонную кислоту с красной краской,  берем пищевую  соду, добавляем в наш вулкан! Что вы наблюдаете?

Дети: Вулкан начал извергаться.

Воспитатель: А чем он извергается?

Дети: Лавой!

Воспитатель: Молодцы ребята. Вот мы и разбудили наши спящие вулканы.

4. Рефлексивно-оценочный этап.

- Мои юные исследователи, пришло время возвращаться в группу. Что вас сегодня больше всего удивило? Что вы узнали нового? Что было трудным для вас?

- Все эти опыты вы легко сможете повторить дома и удивить своих родителей! Но мы еще обязательно вернетесь в волшебную лабораторию и увидите ещё много разных чудес! А сегодня вечером я предлагаю вам нарисовать извергающийся вулкан.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

Данная программа направлена  на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....

Юнный исследователь

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад  № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской  деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...

Проект "Юные исследователи"

Тип проекта:  Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта:  Групповой.Цель проекта:   Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...

Проект "Юный исследователь"

Цель проекта:развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию....

Конспект совместной деятельности с детьми «Юные исследователи». Игра - конкурс.

Игра - конкурс с детьми подготовительного к школе возраста....

ПРОЕКТ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» Опытно – исследовательская деятельность В старшей группе

Целью  проекта является развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию.   Задачи:Расширение пре...