НОД Юные исследователи
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Цель : Развитие любознательности и познавательного интереса у дошкольников
Программные задачи:
Обучающие:
- расширить представления детей о значимости воды в жизни человека;
- дать представление о свойствах магнита, о его особенности притягивать;
- познакомить детей с таким природным явлением, как вулкан, его строением;
- научить, в игровой форме проводить простые опыты и эксперименты из доступных средств;
- способствовать накоплению представлений об окружающем мире.
Развивающие:
- развивать у детей любознательность, познавательную активность в процессе выполнения опыта, коммуникативные навыки, развивать интерес к экспериментально-исследовательской деятельности;
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к окружающему миру, желание приходить на помощь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_yunye_issledovateli.docx | 35.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад №6»
пгт Лучегорск
Конспект образовательной деятельности
на тему: «Юные исследователи»
для детей среднего дошкольного возраста 4—5 лет
Образовательная область познавательное развитие ФЦКМ с элементами экспериментирования
Воспитатель: Ситниченко Людмила Анатольевна
пгт Лучегорск 2022г.
Конспект ОД для детей среднего дошкольного возраста
Тема: «Юные исследователи»
Направление : познавательно-исследовательская деятельность.
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Цель : Развитие любознательности и познавательного интереса у дошкольников
Программные задачи:
Обучающие:
- расширить представления детей о значимости воды в жизни человека;
- дать представление о свойствах магнита, о его особенности притягивать;
- познакомить детей с таким природным явлением, как вулкан, его строением;
- научить, в игровой форме проводить простые опыты и эксперименты с использованием доступных средств;
- способствовать накоплению представлений об окружающем мире.
Развивающие:
- развивать у детей любознательность, познавательную активность в процессе выполнения опыта, коммуникативные навыки, развивать интерес к экспериментально-исследовательской деятельности;
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к окружающему миру, желание приходить на помощь.
Организационный момент. Оборудование и материалы: Картины с изображением вулканов, схемы: «Правила поведения в лаборатории», «Вода не имеет цвета», «Магнит притягивает только металлические предметы»; игрушка «Капелька», два конверта, два стакана, сок, вода, канцелярские скрепки, мозаика, магниты, макеты вулканов (по количеству детей), ёмкость с водой, сухой красный краситель, пищевая сода, лимонная кислота.
Ход занятия:
1. Мотивационно - ориентировочный этап
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями, и поделимся своим хорошим настроением и своими улыбками. Молодцы!
Воспитатель: А сейчас давайте поиграем, встаньте в круг.
Дыхательная гимнастика
Игра: Желтый шар
Кто-то утром, не спеша, (Ходьба на месте.)
Надувает желтый шар, (Дети дуют и разводят руки.)
А как выпустишь из рук — (Поднять руки вверх, хлопок.)
Станет вдруг светло вокруг. (Поворот.)
Что это за шар? (Дети хором: «Солнце».)
Воспитатель: Ребята когда я подходила к вашему детскому саду, и встретила Почтальона и он попросил передать для вас письмо, интересно кто его прислал? (на конверте нарисованы Фиксики)
Воспитатель: Ребята, как нам узнать, что там написано? (ответы детей)
Воспитатель: (Открывает конверт, достает письмо, читает).
Дорогие ребята. Приглашаем вас на экскурсию в нашу волшебную лабораторию, там вы увидите необычные и удивительные опыты. Мы сейчас находимся на особом задании, а опыты и эксперименты с вами проведет Людмила Анатольевна. Надеемся, что вам понравиться. С уважение Фиксики.
Воспитатель: - Скажите-ка мне ребята, а вы любите опыты и эксперименты?
Но прежде чем нам попасть в лабораторию нам с вами необходимо надеть специальную одежду, фартуки, нарукавники и шапочки.
2. Поисковый этап
- Ну что, готовы отправиться в волшебную лабораторию? Тогда закрывайте глаза, вокруг себя повернись и в волшебной лаборатории очутись!
- Вот мы с вами и в лаборатории.
- А что такое лаборатория?
Дети: Лаборатория – это специальное помещение, необходимое для опытов и экспериментов.
- А что же такое эксперимент?
Дети: Эксперимент – это особый метод исследования, с помощью него мы можем многое узнать, что нам неизвестно.
- А вы знаете, кто работает в лаборатории?
Дети: в лаборатории работают учёные, исследователи и лаборанты
- Правильно ребята. В лаборатории всегда тихо и чисто.
Здесь работают в защитных костюмах, в халатах или фартуках. И мы с вами тоже как настоящие лаборанты и ученые оделись.
- А вы знаете как нужно вести себя в лаборатории? (Рассмотреть схему «Правила поведения в лаборатории»)
- Ничего нельзя трогать на столе без моего разрешения.
- Нельзя пробовать вещества на вкус и запах.
- А также в лаборатории нужно: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать на своём месте аккуратно и внимательно.
- Не забывайте после каждого опыта сделать вывод.
3. Практический этап.
- Итак, все готовы?
Загадка: «Меня пьют, меня льют, всем нужна я. Кто я такая?» (вода)
Обратить внимание детей, что на стуле сидит капелька. Ребята, кто это?
Ответы детей: (капелька)
Воспитатель: Капелька, что же с тобой приключилось? Как ты сюда попала? Ребята представляете, у капельки приключилась такая история, она совсем недавно появилась на свет, и ничего о себе не знает. Поэтому и пришла в лабораторию, где проводят опыты и эксперименты.
Воспитатель: Ребята, правда плохо, когда ничего о себе не знаешь. Она пришла в волшебную лабораторию за помощью. Мы ребята сможем ей помочь?
Ответы детей: Да
Воспитатель: Капелька из чего состоит?
Ответы детей: Из воды
Воспитатель: А где живет капелька?
Ответы детей: В кране, в туче, в речке, в ручье, в дожде, в снегу.
Воспитатель: Ребята, нам нужна вода? Для чего?
Ответы детей: пить, мыть руки, купаться, стирать, мыть полы.
Воспитатель: Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьется.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Воспитатель: Вот капелька оказывается, ты очень важна для нас, еще с водой можно играть и проводить опыты и эксперименты. Ребята, капелька хочет узнать какого она цвета?
А сейчас мы вместе с капелькой будем проводить опыты.
Опыт №3 «У воды нет цвета – она прозрачная»
- А какого цвета ваш сок? (Оранжевый)
- А можно сказать про воду какого она цвета?
- А как можно проверить, какого цвета вода? (Ответы детей)
Предлагаю поиграть в прятки. У вас есть гайки, которые нам оставили Фиксики. Спрячьте гайку в стакане с соком. Получилось спрятать? (Да)
- А другую гайку спрячьте в стакане с водой. Получилось? (Нет) Почему? (Вода прозрачная, в ней всё видно) Молодцы!
(На доске - картинка с изображением этого свойства воды)
Вывод: У воды нет цвета – она прозрачная.
Физкультминутка: «Капельки»
Капля - раз, капля - два, (прыжки на носочках, руки на поясе). Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом (бег на месте на носочках).
Мы зонты свои раскрыли, (развести руки в стороны),
От дождя себя укрыли. (сомкнуть руки над головой полукругом).
Ребята, давайте подойдем к следующему столу. Что это на нем стоит? (Ответы детей) коробка.
Давайте посмотрим, что в ней?
Посмотрите, что это? Какие - то камушки!
А вы знаете, как называются эти волшебные камушки? Правильно – магниты! А волшебными их называют потому, что они совершают волшебство! Смотрите – да здесь ещё и письмо! Давайте его прочитаем.
«Дорогие детки! Пишет вам Почтальон Печкин! Я рассыпал скрепки, и они перемешались с мелкой пластмассовой мозаикой. Что же делать? Как мне быть? Документы чем скрепить?»
Воспитатель: Да дети – вот это проблема! И как он умудрился их просыпать в мелкую пластмассовую мозаику?
Но Печкину нужно обязательно помочь!
Воспитатель: Я беру магнит, провожу им над коробкой – только скрепки зашевелились и примагничиваются к магниту!
(Дети пробуют). Берут магниты и собирают скрепки магнитом и складывают их в коробочку. Обратить внимание детей, что магнит притягивает только металлические предметы, а пластмассовая мозаика и деревянные брусочки остаются в коробке.
Вывод: магнит притягивает только предметы из металла, у магнита есть магнитное поле (пространство вокруг магнита), которое и притянуло все скрепки! Теперь Печкин может спокойно работать!
Воспитатель: Ну что ребята, капельке и почтальону Печкину мы помогли, а теперь присядьте на стульчики.
Посмотрите на эти картинки, что на них изображено (вулканы)
Изучением вулканов занимаются специальные ученые.
Воспитатель: На что похож вулкан? На какое геометрическое тело?
Ответы детей: (на гору с крутыми склонами, конус, треугольник) .
Воспитатель: Что вы видите на вершине горы?
Дети: На вершине горы большая яма.
Воспитатель: Эта огромная чаша с крутыми склонами называется кратер. Давайте все вместе повторим это новое слово. (Дети повторяют слово кратер)
Воспитатель: А эта дыра, уходящая глубоко в землю - жерло вулкана.
(Дети вместе повторяют слово жерло).
Воспитатель: На вид вулкан, это обычная гора, внутри которой находится очень горячая жидкость - лава, и пока лава живет в своем домике, вулкан считается спящим, а как только вулкан просыпается, то вулкан начинает извергаться, выбрасывая камни и пепел вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. Это называется сильное извержение. А бывает, горячая огненная лава вытекает спокойно. Такие вулканы называются действующими. Есть вулканы, которые много лет могут спать, а потом неожиданно просыпаются. Такие вулканы называются спящими или уснувшими.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в нашей лаборатории тоже есть вулканы, и они пока спят, давайте попробуем их разбудить?
Посмотрите на вулкан и скажите, на что похожа верхняя часть вулкана?
Дети: Верхняя часть похожа на большую яму.
Воспитатель: Верно, и называется она кратер вулкана. А внутри кратера находится лава, которая еще спит. И мы сейчас ее разбудим.
Наливаем в кратер воду, высыпаем лимонную кислоту с красной краской, берем пищевую соду, добавляем в наш вулкан! Что вы наблюдаете?
Дети: Вулкан начал извергаться.
Воспитатель: А чем он извергается?
Дети: Лавой!
Воспитатель: Молодцы ребята. Вот мы и разбудили наши спящие вулканы.
4. Рефлексивно-оценочный этап.
- Мои юные исследователи, пришло время возвращаться в группу. Что вас сегодня больше всего удивило? Что вы узнали нового? Что было трудным для вас?
- Все эти опыты вы легко сможете повторить дома и удивить своих родителей! Но мы еще обязательно вернетесь в волшебную лабораторию и увидите ещё много разных чудес! А сегодня вечером я предлагаю вам нарисовать извергающийся вулкан.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"
Данная программа направлена на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....
Юнный исследователь
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...
Проект "Юные исследователи"
Тип проекта: Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта: Групповой.Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...
Проект "Юный исследователь"
Цель проекта:развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию....
Конспект Непосредственно – образовательной деятельности (НОД) Направления: познание (формирование элементарных математических представлений) и здоровье. «Юные исследователи» Старшая группа.
Конспект НОД по математике....
Конспект совместной деятельности с детьми «Юные исследователи». Игра - конкурс.
Игра - конкурс с детьми подготовительного к школе возраста....
ПРОЕКТ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» Опытно – исследовательская деятельность В старшей группе
Целью проекта является развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию. Задачи:Расширение пре...