Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением в старшей группе (5-6 лет) Предметы, облегчающие труд человека в быту. Знакомство с телевизором
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Дудник Олеся Николаевна

Конспект  по ознакомлению с предметным и социальным окружением в старшей группе (5-6 лет)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №8 «Солнышко»

 Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением в старшей группе (5-6 лет): "Предметы, облегчающие труд человека в быту. Знакомство с телевизором"

                                                                         Воспитатель: Дудник О.Н.

                                                               г. Бердск 2021

Цель: Формировать представление детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение. Познакомить с телевизором.

Ход занятия:

Воспитатель:

Про бедную Золушку сказку читаю,

Но как ей помочь, к сожаленью, не знаю.

Не справиться девушке с тяжкой работой,

А ей на балу оказаться охота.

Никто не оценит бедняжки стараний!

Ей так не хватает машины стиральной;

Приходится Золушке дом убирать,

Но где пылесос, чтобы ей помогать?

Как трудно тарелок огромную груду

Помыть без машины, что моет посуду;

А надо еще приготовить обед...

Как жаль, что электроплиты в доме нет!

Присела бедняжка - всего не успеть...

Сейчас телевизор бы ей посмотреть!

Однако работает, сил не жалея,

Надеется только на Добрую Фею.

Но если она бы компьютер включила

И втайне от мачехи сайт свой открыла,

Тогда бы на бал ни за что не пошла,

А принца себе в интернете нашла!

Воспитатель:

- О каких предметах идет речь в стихотворении? (стиральная машина, пылесос, электроплита и т. д.)

Воспитатель:

- Как можно назвать эти предметы? (Бытовые электроприборы)

Воспитатель:

- Сегодня мы рассмотрим и вспомним удивительные предметы, которые

помогают нам в быту.

- Электроприборы окружают нас повсюду, они, как добрые волшебники,

помогают нам везде, где только можно. Однако, чтобы понять, что такое

бытовые электроприборы, для чего они нужны и какими бывают,

послушаем сказку.

2.Сказка о том, как электроприборы в магазине поссорились

Мы привыкли считать, что вещи не умеют разговаривать, думать и чувствовать, потому что они не живые. Но если бы появился волшебник и оживил их, то предметы могли бы рассказать о себе много интересного. Представим, что такой чародей посетил обыкновенный магазин бытовой электротехники. Он взмахнул волшебной палочкой, и все электроприборы обрели дар речи.

Первой заговорила Электроплита:

- Я - самый нужный людям электроприбор! Я главная на кухне: если бы меня не было, на чем бы человек готовил еду?

Микроволновая печь быстро перебила Электроплиту:

- Зато я разогреваю продукты в несколько раз быстрее!

На это Холодильник сердито пробурчал:

- Чтобы приготовить пищу, ее надо сохранить! Не будь меня, где бы люди хранили молоко, мясо, рыбу и другие скоропортящиеся продукты?

Услышав разговор, Стиральная машина зашумела:

- Что вы все о еде да, о еде! Я забочусь об одежде людей, стираю, полощу, отжимаю. Благодаря мне, хозяйка не устает от стирки.

- А я глажу белье! - зашипел Утюг, сердито выпуская пар.

Пылесос, вытянув свой длинный шланг, похожий на хобот слона, загудел:

- Я тоже забочусь о чистоте, без меня человеку нелегко было бы убрать пыль и грязь в квартире!

Красавица-люстра, надменно взглянув с высоты, промолвила:

- Больше всех нужна человеку я! Я освещаю комнаты!

Услышав ее, Вентилятор прострекотал:

- Да ты нужна только когда темно, а при ярком дневном свете без тебя вполне можно обойтись, а я в жару готов работать днем и ночью!

Зато, когда холодно, тебя не включают! - возразил ему Электрообогреватель. - А я согреваю людей в морозы!

- Вы оба не нужны, если человек купит меня! - важно сказал Кондиционер.

- Я регулирую температуру в помещении. Если жарко - я охлаждаю воздух, если холодно -согреваю!

Затем в спор вступили Радиоприемник и Телевизор:

- А мы передаем и показываем новости, передачи, фильмы, концерты, без нас человеку было бы скучно!

- А мы записываем то, что человек видит и слышит, - заговорили в один голос Магнитофон и Видеомагнитофон.

- А потом он может нас прослушать и просмотреть!

- Да что бы люди делали без меня! - воинственно зазвенел Телефон.

- Только благодаря мне люди могут разговаривать друг с другом за сотни и тысячи километров!

Электроприборы настолько разгорячились, доказывая друг другу, кто самый нужный, что некоторые из них даже начали дымиться. Видя это, мудрый Компьютер, который до этого молчал, качая своим монитором, как головой, наконец, заговорил твердым и спокойным голосом:

- А теперь, уважаемые электроприборы, замолчите и успокойтесь, а не то перегреетесь и не сможете работать - тогда вы точно не будете нужны людям! Зря вы затеяли этот глупый спор. Ведь нас называют приборами, а приборы - это сложные и умные устройства, сродни машинам. Из-за того, что мы питаемся электричеством, нас называют электроприборами. И каждый электроприбор выполняет свою работу. Одни освещают помещения и улицу, они называются осветительными приборами. К ним относятся уличные фонари, люстры, торшеры, настольные лампы и так далее. Другие приборы созданы для того, чтобы обогревать, очищать или охлаждать воздух, это электрообогреватель, вентилятор и кондиционер. Третьи нужны человеку для того, чтобы облегчить ему домашний труд, например, пылесос, стиральная машина, электроплита, кухонный комбайн и другие. А вот телевизор, радиоприемник, магнитофон, телефон или компьютер служат для того, чтобы нести, передавать и записывать информацию.

- Да-да! — воскликнул Пылесос. - Сложно определить, какой прибор важнее - все мы в той или иной степени нужны человеку!

- А почему нас называют бытовыми электроприборами, что значит «бытовые»?-спросила Стиральная машина, на что Компьютер ей ответил:

- Хороший вопрос! Слово «бытовые» происходит от слова «быт», что означает -«повседневная жизнь» .Мы помогаем человеку в его повседневной жизни, отсюда и название «бытовые электроприборы».

- Поняли, все поняли! - радостно затараторили в один голос Радиоприемник, Телевизор и Магнитофон.

- Что вы поняли? - пробурчал Холодильник.

- Поняли, что такое бытовые электроприборы!

- Ну и что же? - не унимался Холодильник.

- Бытовые электроприборы - это сложные устройства, которые питаются электричеством и помогают человеку в его повседневной жизни! - громко и четко ответил Радиоприемник, и с ним согласились остальные приборы.- Правильно! - одобрил Компьютер. - Теперь, я надеюсь, мы больше не будем ссориться. Главное, чтобы в розетках и батарейках всегда был электрический ток, потому что электричество - это наше питание, наша жизнь, а без него электроприборы - никому не нужная груда железа! Но стоит нас включить в сеть - и мы начинаем делать свою работу, полезную людям!

Воспитатель:

- Давайте рассмотрим эти предметы. Как они называются? Для чего

необходимы нам? (дети подходят к столу, где находятся бытовые приборы)

3.Знакомство с телевизором

Телевизор —это электроприбор, предназначенный для передачи на расстояние озвученного изображения. Слово «телевизор» происходит от двух слов: греческого «теле», что означает «далеко» и латинского «визо» —смотрю.

Я из школы прибегаю,

Телевизор наш включаю.

Там уже идет футбол,

Забивают нашим гол!

Я гляжу, а счет ноль-пять...

Как так можно проиграть!

Может, телевизор старый,

И работать плохо стал он?!

Телевизор говорит:

«На меня ты зря сердит,

Сам не рад я, что с утра

Не заладилась игра.

Но я честно показал

То, что видел целый зал,

И позорный счет ноль-пять

Не смогу переиграть!»

Для чего нужен телевизор?

Воспитатель:- Вы помните сказку о серебряном блюдечке и наливном яблочке?

Жил-был купец, и у него были три дочери. Стал он собираться в дальние страны и спрашивает своих дочерей, что им привезти. Старшая просит отца купить ей парчовое платье, средняя —золотые сережки. И лишь желание младшей дочери удивило отца: она попросила его привезти серебряное блюдечко и наливное яблочко. Вскоре купец вернулся и привез своим дочерям обещанные подарки. Старшей —платье, средней — серьги, а младшей дочери —серебряное блюдечко и наливное яблочко. Старшие сестры подняли ее на смех, А она села в уголке и приговаривает: «Катись-катись, яблочко, по серебряному блюдечку, покажи мне города и поля, леса и моря, гор высоту, и небес красоту!» Катится яблочко по блюдечку, катится наливное по серебряному. А на блюдечке все города один за другим видны, корабли на морях и войска на полях, гор высота и небес красота, солнышко на небе золотое сияет, звезды водят хороводы, и так все красиво, что ни в сказке сказать, ни пером описать!

Воспитатель:

- Как мы поняли, блюдечко с яблочком оказались не простыми, а волшебными, и младшая дочь с их помощью смогла увидеть то, что находилось от нее за тридевять земель: леса, моря и горы, где она никогда не бывала, другие земли, города и страны, корабли в море и даже сражения войск.

Но нам с вами не нужно, ни серебряного блюдечка, ни наливного яблочка, потому что у нас есть...телевизор! Этот замечательный прибор покажет нам столько интересного, что никакие сказочные предметы не смогут с ним сравниться. Телевизор не только показывает движущуюся картинку, но еще ее и озвучивает. Благодаря этому прибору, мы чувствуем себя так, словно находимся рядом с тем, что видим на экране, будь это мультфильм, приключенческий фильм, передача о животных, футбольный матч или новости.

Вот какой волшебный прибор стоит в нашем доме!

Как выглядит телевизор?

Телевизор представляет собой квадратный ящик, который мы включаем в розетку. Сторона «ящика», куда мы смотрим, называется экраном. Изображение на экране возникает благодаря телевизионной трубке и множеству микросхем, которые находятся внутри. У современных телевизоров есть пульт дистанционного управления, который похож на маленькую пластмассовую дощечку с кнопками. Благодаря пульту, нам не приходится подходить к телевизору, чтобы переключить программу или убавить громкость звука.

Как работает телевизор?

Информация, которая готовится в телецентрах или передается с места событий, превращается в электромагнитные волны, которые принимает антенна. Ее можно увидеть на крышах домов или на окнах. А уже с антенны электрический сигнал принимается телевизором, который превращает сигнал н озвученное изображение.

Какие бывают телевизоры?

Считается, что телевизор изобрел в 20-х годах двадцатого века Джон Лоурги Берг; экран у его аппарата был ярко-розовым и расплывчатым. Первые телевизоры могли передавать только черно-белое изображение, затем в 50-х годах появились цветные телевизоры. Сегодня телевизоры выпускаются всевозможных видов и размеров: от маленьких портативных с ладонь до огромных домашних кинотеатров, с плоскими экранами, телетекстом и различными играми.

Что нужно знать при обращении с телевизором?

1.Никогда не трогайте заднюю сторону телевизора, вас может ударить током!

2.Не прикасайтесь к работающему телевизору мокрыми руками или мокрой

тряпкой.

4. релаксация.

1.Что такое телевизор?

2.Для чего нужен телевизор?

3.Какими бывают телевизоры?

4.Для чего нужен пульт дистанционного управления?

5.Что нужно знать при обращении с телевизором?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением в старшей группе

Цель: формировать представления о том, что наша страна огромная, многонациональная страна называется Российская Федерация (Россия), в ней много городов и сёл. Познакомить с Москвой - главным городом, ...

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением для старшего дошкольного возраста /5-6 лет/ «Донские казаки»

Цель: Создание условий для познавательного развития старших дошкольников через ознакомление с историей Донского края.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «...

Методическая разработка занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в старшей группе " на тему Столовая посуда".

Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением " Столовая посуда".  В занятии представылены дидактические игры по развитию речи по данно...

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в старшей группе Тема: «В гостях у Федоры» Воспитатель: Мышанская Н.В.

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в старшей группеТема: «В гостях у Федоры» ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:Познавательное развитие, речевое ра...

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в старшей группе «Что предмет расскажет о себе»

Программное содержание. Побуждать детей выделять особенности предметов: размер, форму, цвет, материал, части, функции, назначение. Продолжать совершенствовать умение описывать предметы по их...

Конспект по ознакомлению с предметным и социальным окружением в старшей группе «Научим Золушку пользоваться электроприборами»

Конспект по ознакомлению с предметным и социальным окружением в старшей группе«Научим Золушку пользоваться электроприборами» Тема: «Что предмет расскажет о себе»...