Проект "Наш любимый город Дзержинск"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад № 62»
Проект « Наш родной город- Дзержинск»
Возраст детей 5-6 лет
Составил:
Воспитатель Куварина Татьяна Васильевна
МБДОУ «Детский сад № 62»
Нижегородская область, г. Дзержинск
2021-2022 г.
ПРОЕКТ «НАШ РОДНОЙ ГОРОД - ДЗЕРЖИНСК»
«Я узнал, что у меня
Есть огромная семья:
И тропинка, и лесок,
Речка, небо надомною-
Это все мое, родное!»
В.Орлов
Тип проекта: долгосрочный(1 год),внутригрупповой, исследовательский.
Осуществляется внутри старшей группы МБДОУ «Детский сад № 62» совместно с семьями воспитанников.
Участники проекта: педагоги, дети старшей группы, родители.
Цель проекта:
1. Формировать у детей любовь к Родине, к родному городу и его историческому прошлому;
2. Воспитывать чувство ответственности за судьбу города, желание трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства;
3. Приобщать детей к культуре и традициям нашего народа.
Основные задачи в старшей группе:
- познакомить с историческим прошлым нашего города;
- познакомить с географическим положением и природными ресурсами нашей области;
- познакомить с трудом жителей города (химиков), с основными профессиями в нашем городе;
- познакомить с традициями, бытом горожан, уточнить представления о традициях внутри семьи;
- воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили наш город, страну;
- воспитывать бережное отношение к культурному наследию нашего города;
- воспитывать чувство гордости за родной край;
- формировать желание сохранять чистоту и порядок в своем городе;
- развивать эмоционально-ценностное отношение к родному дому, своей семье, улице, городу
- формировать у родителей воспитанников желание прививать любовь к родному краю воспитывать патриотизм.
План работы над проектом:
- Постановка проблемы (Что мы знаем о нашем городе? Что хотим узнать?);
- Определение видов деятельности ( Как это сделать?);
- Планирование совместной деятельности, определение средств и способов реализации проекта;
- Выполнение проекта детьми и взрослыми;
- Обсуждение результатов проекта;
- Определение перспективы проектирования.
Этапы организации работы в ходе реализации проекта «Наш родной город - Дзержинск».
#1055;одготовительный
Знакомство с семьями воспитанников, проблемами в данном вопросе, отбор методов и приемов диагностики семьи, планирование работы с семьями на всех ступенях , составление перспективного плана работы.
II. Организационный
Формирование групп родителей по интересам, формирование базы данных по результатам анкет, опросов, создание условий для внедрения запланированного проекта, формирование установки на сотрудничество детского сада и семьи.
III. Практический
Работа педагогов по формированию у родителей специальных знаний, совместная деятельность по схеме педагог - ребенок, ребенок - родитель, родитель – педагог.
IV. Отслеживание результатов
Анкетирование, опрос, конкурс.
Тематическое планирование работы над проектом в старшей группе:
Сентябрь - Мой дом, моя семья
Октябрь - Путешествие по улицам нашего города
Ноябрь - Природные богатства нашего края (животные)
Декабрь - Природные богатства нашего края ( растения)- посещение дендрария им.Ильяшевича
Январь - Жизнь нашего города
Февраль - Защитники Отечества
Март - Кто работает в нашем городе (химики)
Апрель - Культурное наследие нашего города
Май - Наш город (обобщение)
Перспективный план работы над проектом в старшей группе
сентябрь «Мой дом, моя семья» | |||||||||||
ООД | ООД | «Я и мое имя, моя семья». «Кто мы, какие мы». | |||||||||
Режимные моменты | Беседы | Тема: «Опиши свою маму, папу»( алгоритм рассказа о своей семье); Беседа: «Имя, отчество, фамилия», сказка Сухомлинского « Семь дочек», «Любимые игры нашей семьи», «Как я дома помогаю маме и папе» Беседы по картинам серии «Семья» | |||||||||
ООД Режимные моменты | Художественная литература | Я. Аким « Кто кому кто?» , Р. Гамзатов « Мой дедушка» А. Толстой «Косточка», Сказка Г.Х. Андерсен « Дюймовочка», стих-е Н. Григорьевой « Общая игра», «Мама заболела». Составление рассказов из личного опыта «Как мы отдыхаем» | |||||||||
ООД Совм-я деят-ть. Режимные моменты. | Дидактические игры, опытная деятельность , труд, худ.-тв-кая деят-ть | Словесная игра « Перекличка - путаница» Д. И. « Назови свой адрес», «Найди свой дом» Опыт « Какой тряпкой нам нужно вытирать пыль» ( влажной или сухой) Труд: Дид.игра «Четвертый лишний», «Что нужно для уборки»… Рисование: « С кем я живу»; « Мой дом»; «Моя комната»; «Портрет мамы, папы» | |||||||||
Сам-ная деят-ть | Сюжетно-ролевые игры | «Семья» « Дочки - матери» | |||||||||
Работа с родителями | Работа с родителями | Диагностическая работа 1. Анкетирование «Какие мы родители», 2. Привлечь родителей к сбору познавательного и краеведческого материала, рекомендации по изготовлению книжки - самоделки «Транспорт в нашем городе». #1050;онсультация«Формирование начал патриотических чувств» 4. Сбор фотографий для совместного альбома 5. Творческая работа «Генеалогическое древо»
| |||||||||
| Целевые прогулки, экскурсии | Прогулки по улицам прилегающим к детскому саду. Целевая прогулка к БСМП, ТЦ «Юбилейный», ДКХ- « Где мы любим гуляем всей семьей» | |||||||||
Совм-ная деят-ть | Театрально- музыкальная деятельность | -слушание: «Песенка о труде» муз. Шумилова -театрализованные: игра-перевоплощение «Мы осенние листочки» | |||||||||
Режимные моменты | Физкультура и здоровье | Подвижные игры: «Мыши и кот», «Бездомный заяц» Безопасность: индивидуальные задания по теме «Один дома», « Хорошо-плохо» | |||||||||
октябрь « Путешествие по улицам нашего города» | |||||||||||
ООД | ООД | - «Путешествие в прошлое нашего города» - « Символы нашего города» - «Что интересного есть в нашем городе» | |||||||||
Режимные моменты | Беседы | - «Расскажи, что знаешь ты о своем городе» - «Где я живу» - « Мы - горожане» | |||||||||
ООД Режимные моменты | Художественная литература | - Игра на развитие творчества, фантазии «Когда я вырасту большим…» - Рассматривание фотографий, иллюстраций, презентаций, При составлении рассказов использование алгоритма рассказа о городе. | |||||||||
ООД Совм-ная деят-ть Режимные моменты | Дидактические игры, опытная деятельность, труд, худ.-тв-кая деят-ть | Словесная игра «Так ли это?» (вопросы, касающиеся города), « Назови ласково», « Один -Много» « Кто знает, пусть продолжает»,« Назови лишнее слово», Дид.игры «Разрезные картинки», « Узнай здание по силуэту» Опыт: из чего прочнее дом ( разные материалы) Труд: разные дома Конструирование « Наш город» | |||||||||
Сам-ная деят-ть | Сюжетно-ролевые игры | « Поездка по городу» , « Мы строим наш город», « Шоферы», « Поездка на автобусе» Игра-перевоплощение «Бездомному всегда плохо» | |||||||||
Работа с родителями | Работа с родителями | Конкурс рисунков «Мой любимый город» Рекомендация: экскурсия в краеведческий музей «Прошлое и настоящее города Дзержинска» Рекомендация по изготовлению книжки - самоделки « Поездка на реку Оку». | |||||||||
Режимные моменты | Целевые прогулки, экскурсии | К светофору, к Музыкальной школе, Общеобразовательной школе № 70 | |||||||||
Совм-ная деят-ть | Театрально- музыкальная деятельность | -Слушание «Наш край» (муз. Кабалевского) -Театрализованные игры: настольный театр «Репка» -Праздник « Праздник Осени» -Вечер досуга « Поздравим именинников» | |||||||||
Режимные моменты | Физкультура и здоровье | Подвижные игры: «Пугало», «Бездомный заяц.» Безопасность: беседа по теме « Как вести себя на улице», «Опасные предметы на улице», словесная игра « Можно-нельзя» | |||||||||
ноябрь «Природные богатства нашего края (животные)» | |||||||||||
ООД | ООД | « Животные наших лесов», « Как животные к зиме готовятся» | |||||||||
Режимные моменты | Беседы | Познавательно-этическая беседа «Ты – часть природы» Беседа «Природа рядом со мной», « Как я ухаживаю за моими животными» Беседа «Животные нашего края. | |||||||||
ООД Режимные моменты | Художественная литература | К.Чуковский«Доктор Айболит»: Рассказы о животных Е. Чарушина; В. Зотова; Мамин-Сибиряк «Серая - Шейка»; К.Ушинский « Еж и заяц»; Л.Толстой «Белка и еж». Знакомство с «Красной книгой» Нижегородской обл. | |||||||||
ООД Совместная деят-ть Режимные моменты | Дидактические игры, опытная деятельность, труд, худ-тв. деят-сть | Словесная игра «Кличка животных», « Что неверно», « Найди и назови нужное слово» ,« Кто летит в самолете» Дид.игра «Кто где живет», «Кто лишний?», « Дорожки -помощницы» « Кто спрятался» Опыт: зачем зверям шубку менять. Труд: изготовление и вывешивание кормушек для птиц Изготовление иллюстраций для книжек - самоделок. | |||||||||
Самост-я деят-ть | Сюжетно-ролевые игры | « Путешествие в лес», « Животноводы», «Зоопарк» | |||||||||
Работа с родителями | Работа с родителями | Рекомендации «Куда повести ребенка в выходной день?» Совместный труд родителей и детей(кормушки), Рекомендации по изготовлению книжки - самоделки « Айболит рядом с нами», «Путешествие в природу» ( животный мир наших лесов и парков) | |||||||||
Режимные моменты | Целевые прогулки, экскурсии | К ветлечебнице | |||||||||
Совместная деят-ть | Театрально-музыкальная деятельность | -Слушание «Звероловы и звери» (муз. Тиличеева), «Лиса и медведь» (муз. Соколовой) -Театрализованные игры: игра-перевоплощение «Представь себе, что ты паучок» -Вечер досуга «Лесные разговоры» | |||||||||
Режимные моменты | Физкультура и здоровье | -Подвижные игры: «Хитрая лиса», « Мышеловка» -Безопасность :беседа на тему «Как нужно вести себя в лесу», « Можно ли сорить в лесу» , « Чем опасно дикое животное», Проблемная ситуация « Что будет если взять лисенка домой?» | |||||||||
Декабрь «Природные богатства нашего края ( растения)» | |||||||||||
ООД | - « Растения нашего леса» - «Что растет на грядке и в саду» - «Охрана природы в нашей стране» | ||||||||||
Беседы | - «Все растения нужны, все растения важны», « Витамины вокруг нас» - «Лекарственные растения нашего края», «Дендрарий.», «Главный лесовод Дзержинска И.Н.Ильяшевич.» | ||||||||||
Художественная литература | Н. Егоров « Огород, капуста, помидор» , Тувим «Овощи», И. Токмакова «Осинка», С. Есенин « Белая береза» Иллюстрации,картины презентации«Растения, животные родного края » | ||||||||||
Дидактические игры; Опытнеческая деятельность; Труд, Худ- но-творческая деят-ть | Словесная игра « Съедобное - несъедобное», « Какой звук потерялся» Дидактическая игра «Что в лесу мы нашли?», «Где спрятался звук», «Замочная скважина» Опыты: что нужно для роста растений Труд: подготовка группы к Новому году Изготовление поздравительной открытки. | ||||||||||
Сюжетно-ролевые игры | «Магазин»,«В ботаническом саду», « Прогулка по парку» | ||||||||||
Работа с родителями | Рекомендации по изготовлению книжки-самоделки «Путешествие в природу» (растительный мир наших лесов и парков); «Кто поет у нас в лесу» ( птицы нашего леса) Посещение дендрария им.И.Н.Ильяшевича | ||||||||||
Целевые прогулки, экскурсии | - Деревья и растения на участке. - Переулок Ильяшевича | ||||||||||
Театрально- музыкальная деятельность | -Слушание «Пугало» (муз. Т. Бокач) -Театрализованные игры: теневой театр « Осторожно ядовито» -Праздник « Новый год» -Вечер досуга « Встречи в лесу» | ||||||||||
Режимные моменты | Физкультура и здоровье | -подвижные игры: Овощи, Мороз-красный нос -безопасность: беседы « Чем опасны немытые фрукты и овощи». | |||||||||
январь « Жизнь нашего города» | |||||||||||
ООД | ООД | « Праздники нашего города», « Какие бывают дома» | |||||||||
Реж. м-ты. | Беседы | Праздники: «Новый год иРождество» | |||||||||
ООД Режимные моменты | Художественная литература | Калядки, пес. « Как на масляной неделе», В. Катаев « Цветик - семицветик» Э. Мошковская « Какие бывают подарки», Б. Житков « Что я видел», Н. Носов «Горка», С. Маршак « Академик Иванов. Гололед». | |||||||||
ООД Сов. д-ть Реж. м-ты. | Дидактические игры, опытная деятельность, труд, худ-творческая деят-сть | словесные игры « Все ли верно, докажи», « Я начну, а ты продолжи» Д.И. « Путешествие по карте», « Разные дома», «Выложи из палочек», « Разложи предметы по домам»( где что нужно) опыт : таяние и замерзание снега труд : ремонт игрушек наряд для калядования рваная аппликация « Ночной город» | |||||||||
Сам-ная дея-ть | Сюжетно-ролевые игры | «Дискотека у животных», «Игра в волшебника», «Детский сад.» | |||||||||
Работа с родителями | Работа с родителями | Рекомендации по изготовлению книжки - самоделки «Творим, развиваемся, растем» | |||||||||
Режимные моменты | Целевые прогулки, экскурсии | Целевая прогулка : наблюдение « Машины - помощники дворника» | |||||||||
Совм-ная деят-ть | Театрально- музыкальная деятельность | -слушание «Святки» П.И. Чайковский, «Дед Мороз» Шумана -театрализованные игры кукольный театр «Дед Мороз» -праздник: калядки - вечер досуга: Незнайка на улицах нашего города. | |||||||||
Режимные моменты | Физкультура и здоровье | -Подвижные игры: «Где мы были», «Воробышки и кот» -Безопасность: беседа на тему « Чем опасны гирлянды», « Почему нельзя зажигать свечки на елке», « Как вести себя на праздниках» | |||||||||
ООД | ООД | « Кем работает мой папа, дедушка», « Знакомство со службой пограничника» | |||||||||
Режимные моменты | Беседы | Беседа «Кто такие богатыри?» , « Чем занимается мой папа», « Кто и как делает машины», « Кем я буду когда вырасту» Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря» Беседа «Защитники Отечества» ,« Как рос мой папа» « Мой папа – спортсмен» ( военный, пожарный,...) | |||||||||
ООД Режимные моменты | Художественная литература | Рассматривание картин о родах войск Л.А.Кондрыкинская«Дошкольникам о защитниках Отечества», А Барто « На заставе», С. Маршак « Почта», С. Алексеев « Первый ночной таран», Л.Коваль «Алый»,С. Баруздин « Каменщик, плотник, маляр», пословицы о труде. | |||||||||
ООД Совместная деят-ть Режимные моменты | Дидактические игры, опытная деятельность, труд,худ.-творческая деят-сть | Словесные игры « Кто что делает», « Кто чем управляет», « Вежливые слова», Д.И. « Что напутал фотограф», « Кому что нужно», « Почини здание» Опыт: что прочнее ( металл, бумага, пластмасса) Труд: помощь помощнику воспитателя в уборке группы. изготовление поздравительной открытки для пап, дедушек. | |||||||||
Самост-ная деят-ть | Сюжетно-ролевые игры | -Творческая игра «Мы защитники» -С.Р. игра «Пограничники», « Капитаны» , « Поликлиника» | |||||||||
Работа с родителями | Работа с родителями | Рекомендации по изготовлению книжки-самоделки «Дзержинск – город спортивный», Экскурсии к стадионам Дзержинска («Химик», «ФОК», «Капролактамовец»). | |||||||||
Режимные моменты | Целевые прогулки, экскурсии | «Парк зимой» | |||||||||
Совместная деят-ть | Театрально- музыкальная деятельность | -Слушание « Солдатский марш» Шумана -Театрализованные игры: игра-инсценировка стихотворения « На границе» -Праздник « Поздравляем наших мужчин» - Вечер досуга « Поздравление мальчикам» | |||||||||
Режимные моменты | Физкультура и здоровье | -Подвижные игры: Хоккеисты -Безопасность: беседы на тему « Как вызвать милицию, пожарных, скорую помощь», « Что нужно делать если позвонил незнакомый человек». | |||||||||
март « Кто работает в нашем городе?» | |||||||||||
ООД | ООД | « Какие бывают профессии», « Кто работает у нас в детском саду» «Заводы нашего города» « Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» | |||||||||
Режимные моменты | Беседы | « Как я помогал маме», « Праздник 8 марта в нашей семье» « Мой подарок бабушке», сит. « Мы пришли на почту» | |||||||||
ООД Режимные моменты | Художественная литература | В. Маяковский « Кем быть», Л. Пантелеев « Большая стирка», Турчин « Человек заболел», С. Михалков « А что у вас», Э. Успенский « Если был бы я девчонкой» М. Родина « Мамины руки», А. Кондрашова « Наш доктор» | |||||||||
ООД Совместная деят-ть Режимные моменты | Дидактические игры,опытная деятельность, труд, худ-творческая деят-сть | Словесные игры « Подскажи звук», « Кто подберет больше слов», Д.И.« Рассели гостей в городе», « Расшифруй слово» « Где спрятался звук» Опыты: рост растений весной Труд : изготовление праздничной книжки, подарка маме, посев семян, поставить веточки берёзы и тополя в воду. | |||||||||
Самост-ная деят-ть | Сюжетно-ролевые игры | «День рождение», « Почта» , « Магазин» , « Салон красоты» ,« Ателье» | |||||||||
Работа с родителями | Работа с родителями | Анкета по теме: « Традиции нашей семьи» Рекомендации по изготовлению книжки - самоделки «В гости к доктору» «Где работают наши папы и мамы» | |||||||||
Режимные моменты | Целевые прогулки, экскурсии | Экскурсия в магазин ( что можно купить в этом магазине, наблюдение за работой продавца) | |||||||||
Совместная деят-ть | Театрально- музыкальная деятельность | -Слушание Песенка мамонтенка про маму -театрализованные игры: кукольный театр « Крошечка Хаврошечка», пантомима «Как мама наряжается» -Праздник « Женский день 8 марта» ,« Масленница» - Вечер досуга « Поздравление девочкам» | |||||||||
Режимные моменты | Физкультура и здоровье | -Подвижные игры: «Хозяюшка» -Безопасность: беседа «Микробы и вирусы», «Как устроено тело человека», «Куда обратиться, если я заболел?» | |||||||||
апрель «Культурное наследие нашего города» | |||||||||||
ООД | ООД | « Зачем нам нужен театр, кинотеатр, музей, библиотека», «Что такое музей», «Памятники нашего города», « Откуда книга пришла» , « Красивые здания нашего города» « Первые космонавты» | |||||||||
Режимные моменты | Беседы | Рассматривание фотографий и иллюстраций об архитектуре и скульптуре в Дзержинске, просмотр презентации «Архитектура и скульптура в нашем городе» Выходные в нашей семье, ситуация « Я встречаю гостей», « Как вести себя в общественном месте» | |||||||||
ООД Режимные моменты | Художественная литература | С. Маршак « Ежели вы вежливы», ск. « Рукодельница и ленивица», С. Баруздин « Кто построил этот дом», книги с иллюстрациями В.Васнецова, Е.Чарушина, Б. Иванов « Русские крепости», А.С. Пушкин « Медный всадник» (отрывок) , сказки Пушкина и рассматривание иллюстраций в книге. | |||||||||
ООД Совместная деят-ть Режимные моменты | Дидактические игры,опытная деятельность, труд, худ-творческая деят-сть | Словесные игры « Угадай слово», « Так бывает» Д.И. «Расшифруй название», « Узнай по фрагменту», « Разноцветные картинки» « Путешествие с героями сказок» « Найди отличия» Опыт: как нужно ставить детали строителя, чтобы дом не развалился. Труд: ремонт книжек из книжного уголка, ручной труд на тему «Мы космонавты», пересаживание растений в уголке природы. рисование на тему : старинные терема, самое красивое здание на моей улице . | |||||||||
Самостоят-ная деят-ть | Сюжетно-ролевые игры | «Космонавты», «Полет на Луну» « Театр» « Мы в музее» | |||||||||
Работа с родителями | Работа с родителями | Папка - передвижка « Читаем вместе с детьми»; Рекомендации родителям по изготовлению книжки - самоделки « В гости к книжке». Рекомендация родителям : « Посетить Краеведческий музей» | |||||||||
Режимные моменты | Целевые прогулки, экскурсии | Целевая прогулка по теме: « Весенняя уборка города» по близлежащим улицам с рассматриванием зданий архитектуры(ТЦ «Юбилейный»). Экскурсия к памятнику Ф.Э.Дзержинскому, Вечный огонь… | |||||||||
Совместная деят-ть | Театрально- музыкальная деятельность | -Слушание классической музыки -Театрализованные игры: настольный театр « День рождения Чебурашки» -Праздник: Весна - красна - Вечер досуга: « В гостях у космонавтов» | |||||||||
Режимные моменты | Физкультура и здоровье | -Подвижные игры: «Горелки», «Третий лишний» -Безопасность: «Как вести себя в музее», «Чем может быть опасна речка» | |||||||||
май « Наш город в годы войны » | |||||||||||
ООД | ООД | «Никто не забыт. ничто не забыто» «Обелиск воинской славы в нашем городе»(Вечный огонь) | |||||||||
Режимные моменты | Беседы | « Этот День Победы», « Медали и ордена» | |||||||||
ООД Режимные моменты | Художественная литература | Л.Кассиль« Твои защитники» «Главное войско», А.Барто « На заставе», И. Панькин « Откуда у моряков взялась сила» Рассматривание картин о войне (Обратить внимание на выражение лиц людей: какие чувства они испытывают? Почему?) Заучивание стихотворений | |||||||||
ООД Совместная деят-ть Режимные моменты | Дидактические игры, опытная деятельность, труд,худ-творческая деят-сть | Словесные игры « Где находится памятник». Д.И. « Парные картинки», « Ребусы по улицам», « Круглый год в городе» Опыт: сравнение веток березы и тополя ( как распускаются) Труд: изготовление открыток для ветеранов, цветов для возложения. Рисование: «Салют ко Дню Победы» | |||||||||
Самост-ная деят-ть | Сюжетно-ролевые игры | Показ теневого театра: «Так начиналась война», «Моряки», «Военные», «Санитары»
| |||||||||
Работа с родителями | Работа с родителями | Сходить на парад посвящённый Дню победы», «Дню города /парад боевой техники/. Возложить цветы к Вечному огню/9 мая/. Конкурс рисунков «Этот День Победы!» | |||||||||
Режимные моменты | Целевые прогулки, экскурсии | Экскурсия к обелиску воинской славы- Вечному огню.(возложение цветов) | |||||||||
Совместная деят-ть | Театрально- музыкальная деятельность | -Слушание «Песня для ветеранов» муз. Бобковой, «День Победы». -Театрализованные игры: игра - инсценировка стих. Маршака - Вечер досуга « Не обижайте муравья» | |||||||||
Режимные моменты | Физкультура и здоровье | -Подвижные игры: «Жмурки», «Лесная эстафета». -Безопасность: беседа « Как вести себя на дороге ( правила катания на велосипеде, самокате, роликах) |
Контрольные вопросы для выявления знаний детей старшего дошкольного возраста о родном городе.
1. Как называется город, в котором мы живём?
2. Как называется наш детский сад?
3. На какой улице он находится?
4. Назови улицу, на которой ты живёшь.
5. Есть ли в нашем городе главная площадь (улица)? Как они называются?
6. На берегах какой реки расположен наш город?
7. Если бы к нам приехали гости из другого города, что интересного ты бы им показал в нашем городе?
8. Давай поиграем в игру: «Что это?» Я буду показывать картинки, а ты должен (а) угадать, что это.
За правильный ответ получишь фишку. Если наберёшь пять фишек, я подарю тебе картинку о нашем городе.
Диагностика
Контрольные задания для определения уровня сформированности знаний о родном городе у детей 5-6лет.
Задание 1. «Родной город»
Цель: Определить уровень знаний о родной городе, крае (знать название своего города, района, домашнего адреса. Называть достопримечательности города, площадей, скверов)
Предварительная работа: Беседы, занятия, экскурсии
Оборудование: Развивающая игра «Где находится памятник?» Карта-схема города, фотографии с достопримечательностями города, фишки.
Методы: Беседа, игра, запись ответов детей.
Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник и обозначить фишкой на карте его местонахождение.
Оценка результатов.
Высокий уровень (З балла) - Ребенок без особого труда называет название города, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4 - 5 улицы, площадь.
Средний уровень (2 балла) - Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
Низкий уровень (1 балл ) - Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.
Задание 2 «Символика родного города»
Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о гербе родного города.
Материалы: Герб города Дзержинска.
Методы: беседа
Ход проведения: Беседы и рассматривание герба города Дзержинска.
Оценка результатов.
Высокий уровень (3 балла). - Ребенок правильно называет цвета флага и знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе своего города. Может объяснить символику Дзержинского герба. Проявляет интерес.
Средний уровень (2 балла) - Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов и их значении.
Низкий уровень (1 балл) - Затрудняется рассказать о символах герба. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.
Задание 3 «История народной культуры и традиций»
Цель: Определить уровень сформированности знаний о культуре и традициях русского народа.
Предварительная работа: Беседы, занятия
Условия: Альбом «Люблю тебя, мой Нижегородский край». Д\игра «Ёлочныё игрушки»
Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть предметы русского быта, назвать их, рассказать для чего их использовали. Рассмотреть иллюстраций «В гостях у «Ёлочки»» рассмотреть этапы создания ёлочной игрушки.
Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла) - Рассматривая предметы быта, ребенок безошибочно называет их, рассказывает об их использовании в быту, Знает название народных праздников, их значение.
Средний уровень (2 балла) - Ребенок в основном правильно называет предметы быта. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить.
Низкий уровень (1 балл) - Ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно называет предметы быта. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они использовались. Часто обращается за помощью взрослого.
Задание 4. «Историко-географический и природный компоненты родного края»
Цель: Определить уровень сформированности знаний о природных богатствах нашего Пермского края; о историко-географическом расположении родного города.
Предварительная работа: Беседы, целевые прогулки. Д/игра «Обитатели реки Оки»
Ход проведения. Педагог предлагает рассказать о географическом расположении города, о растительности, животном мире родного края. Спрашивает: какая река протекает в нашем городе? Ее название? Какая рыба водится в реке? Какая растительность растет по берегам реки?
Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла) - Ребенок правильно называет растительность, животный мир нашего края, географическое расположение. Проявляет фантазию и творчество при ответах. Выражает эстетическое отношение к природе.
Средний уровень (2 балла) - Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос, или отвечает на вопрос однозначно. Иногда обращается за помощью к педагогу.
Низкий уровень (1 балл) - Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах. Не выражает эстетического отношения к природе.
Задание 5 «Личностное отношение к родному городу»
Цель: Определить отношения к родному краю. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.
Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
- Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в городе Дзержинске?
- Что интересного о родном городе ты запомнил, посещая музей нашего города?
Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла) - Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал из сказок. Ребёнок передает настроение, впечатление от знакомства с книгой.
Средний уровень (2 балла) - Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий уровень (1 балл) - Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.
Уровни сформированности знаний о родном городе у детей 5-6 лет.
Фамилия имя ребёнка | Контрольные задания | ||||
Родной город | Символика родного города | История народной культуры и традиций | Историко-географический и природный компоненты родного края | Личностное отношение к родному городу | |
Высокий уровень (13-15 баллов) - Знает название города, края, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны родного города, 4-5 улиц, площади; знает и узнает флаг, герб города Дзержинск, может объяснить символику Дзержинского герба; называет народные праздники, предметы быта; называет природные богатства родного края, передает настроение.
Средний уровень (8-12 баллов) - Знает название города, свой домашний адрес, герб города Дзержинск; затрудняется назвать достопримечательности, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, предметы быта. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий уровень (5-7 баллов) - Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия города, не может объяснить символику родного города. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.
Предполагаемые результаты:
Дети:
- Итоговым результатом будет являться диагностика, где дети покажут свои знания по теме.
- Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности
- Проявление самостоятельности и творческой активности в театрализованной деятельности
- Нравственно - патриотические чувства к истории, культуре, природе родного города Дзержинска, Нижегородского края;
- Развитие связной речи, обогащение словаря (ребёнок-экскурсовод рассказывает по альбому о своём городе).
Воспитатели:
- Разработка конспектов НОД
- Практический материал по всем видам детской деятельности
- Освоение инновационных технологий по патриотическому воспитанию дошкольников
- Разработка анкет для родителей
- Составление перспективного плана работы
- Разработка и изготовление дидактических игр по теме проекта
- Разработка конспектов занятий досугов и т. п.
- Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта
Родители:
-Повышение интереса к работе ДОУ
- Активное участие в конкурсах, выставках
- Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок
Предметно-развивающая среда:
- Альбом «Люблю тебя, мой Нижегородский край»
- Уголок по краеведению в группе.
Я уверена, что успех в патриотическом воспитании детей будет достигнут, только тогда, если сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего города. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своём городе, его структуре, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своего микрорайона, своей малой родины.
Игры для дошкольников о родном крае
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в обществе, одним из центральных направлений работы с дошкольниками становится нравственно-патриотическое воспитание.
Известно, что любовь к Родине начинается с любви к своему родному краю – месту, где родился человек. Академик Д.С. Лихачёв справедливо отмечал: «Любовь к родному краю, родной культуре ,родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.»
Задача педагогов и родителей как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, развивать интерес к истории своего края.
Для её решения, несомненно, во многом способствуют дидактические игры. Ведь игра, как известно, ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Кратко опишем некоторые игры, которые мы использовали в работе с детьми среднего дошкольного возраста.
Закрепить знания ребят о микрорайоне, где находится наш детский сад, и ближайших улицах помогла игра «Кто быстрее?».
Детям предлагался план – схема нашего микрорайона с маршрутом следования и изображёнными на нём «главными» объектами микрорайона (детский сад, школа, магазины, почта, аптека, парикмахерская и др.), кубик с числовыми фигурами от 0 до 6,фишки в виде человечков. Ребята по очереди бросают кубик: сколько числовых фигур выпадает, на столько делений продвигается фишка-человечек. Выигрывает тот, кто первый вернётся в детский сад, откуда и начинается маршрут следования. Причём, если ребёнок остановился напротив какого-то объекта, он должен рассказать для чего он нужен. Например: «Я зашёл в парикмахерскую, что бы меня подстригли».
Подобную игру можно проводить и с целью закрепления знаний детей о самых ярких достопримечательностях нашего города, где на плане-схеме могут быть отражены такие места и объекты Нижнего как, например, площадь Минина, Нижегородский кремль, главная улица нашего города, некоторые театры, парк, цирк, планетарий и т. д.
Расширить, закрепить, уточнить представления детей о достопримечательностях Нижегородской области помогут игры: лото «Дзержинск», «Заколдованный город», «Подбери такую же», «Сложи картинку», «Узнай и назови».
В лото «Дзержинск» детям раздаются игровые поля с изображением отдельных построек. Игроки должны полностью закрыть своё игровое поле карточками. Выигрывает тот, кто сделает это первым.
В игре «Заколдованный город» дошкольникам предлагаются контурные изображения зданий. Дети должны их «расколдовать», то есть найти фотографии с изображением этих же зданий и сооружений. Выигрывает тот, кто сделает это первым.
Более лёгкий вариант – это игра «Узнай и назови», когда детям предлагается фотография или открытка с изображением какого- либо известного места, здания нашего города, и они должны его назвать или игра «Найди такую же», где ребёнок из ряда предложенных ему картинок должен найти ту, на которой изображено то же место или здание как на картинке ведущего.
В игре «Сложи картинку» дошкольник должен из отдельных фрагментов собрать целостное изображение. Причём это можно сделать по образцу, по контуру или по памяти.
Расширять, закреплять знания детей о родном городе помогают и такие дидактические игр Д/И как «Да – нет», «Ты катись, катись, клубочек», «Где я был(а) не скажу, лишь об этом расскажу».
В игре «Да – нет» ребятам предлагается внимательно выслушать отдельные утверждения и оценить правда это или нет. При согласии с данным утверждением они произносят слово «да», при несогласии – «нет», называя правильный ответ. Например:
- Наш город называется Россия (Нет.Дзержинск)
- Дзержинск расположен на реке Ока (Да)
- На гербе Дзержинска изображены символы химической промышленности. (Верно)
- Главная площадь Дзержинска – пл. Ленина (Нет. Это пл.Дзержинского) и т. д.
Начиная игру «Ты катись, катись клубочек», ведущий вместе с детьми произносит слова:
«Ты катись, катись клубочек
Быстро, быстро по рукам.
У кого сейчас клубочек
Даст ответ скорее нам.».
Ребёнок, в руках которого оказался клубочек после произнесения последнего слова, должен ответить на вопрос ведущего о нашем городе. Например: Назови город, в котором мы живём или
Какие реки есть в нашем городе?
Назови улицу, где ты живёшь и т. д.
Естественно, сначала роль ведущего берёт на себя педагог, затем это может быть и ребёнок. . .
Детям нравится игра «Где я был(а) не скажу, лишь об этом расскажу». В ней дети по выбору «волшебной стрелки» должны, не называя места, где они побывали, рассказать, что там делали и что видели. Например : «Я с мамой в выходной ходила туда, где в клетках находятся разные животные. Особенно мне понравился тигр. Или. Я был на проспекте, где располагается здание ДКХ. Как он называется? И т.д. Конечно, детям среднего дошкольного возраста не просто придумывать и загадывать такие «загадки», поэтому сначала в роли ведущего выступает педагог.
Умение рассказывать требуется и в игре «Волшебный микрофон». Дети, передавая из рук в руки «волшебный микрофон», рассказывают, где они побывали, например, в праздничные или в выходные дни, что видели, что им запомнилось, понравилось. «Я с папой ходил в цирк. Там выступали разные животные. Особенно мне понравились медведи, которые ездили на велосипеде.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Мой любимый город - Дзержинск» для старшего дошкольного возраста.
Описание проекта: В своём проекте были закреплены знания об истории города Дзержинска, о достопримечательностях города, о труде жителей города (химиков), об основных профессиях в городе Дз...
конспект "Мой любимый город - Дзержинск"
Цель: пополнить знания детей об истории родного города, вспомнить достопримечательности города и называть их.Задачи: расширять и обогащать знания детей об истории своего города, познакомить с гербом Д...
ПРОЕКТ «Мой любимый город - Дзержинск»
В проекте закрепляются знания об истории города Дзержинска, о достопримечательностях города, о труде жителей города (химиков), об основных профессиях в городе Дзержинске....
Сценарий концерта «С днём рождения, любимый город Дзержинск
Сценарий концерта «С днём рождения, любимый город Дзержинск" , приуроченный ко дню города....
Презентация проекта "Любимый город дзержинск".
Воспитатель ГБДОУ «Детский сад № 3» - Рычагова Наталия Сергеевна Тема моего проекта: «Нравственно - патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления ...
Патриотический проект ДОУ "Наш родной, любимый город - Дзержинск"
Паспорт проекта содержит следующую информацию: проблема, актуальность, цель и задачи проекта, вид, участники, длительность проекта, этапы реализации мероприятий проекта, список разнообразных мероприят...