Познавательное развитие
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Тема: Гостья из тайги
Представленный конспект НОД, развитие экологических представлений, по образовательной области познавательное развитие, разработан в соответствии с основной Образовательной программой дошкольного образования «Развитие» под редакцией А.И. Булычевой, соответствует ФГОС ДО и нормам СанПин.
Цель занятия: ознакомление с зоной лесов на примере тайги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gostya_iz_taygi.docx | 28.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности
Выполнил:
Анашкина Татьяна Алексеевна,
воспитатель МАДОУ г. Нягани
«Д/ сад №4 «Веснянка»
Пояснительная записка
Образовательная область «Познавательное развитие» ФГОС ДО раскрывает содержание работы, дающее дошкольникам возможность познания окружающей действительности и самого себя. Ребенок на протяжении дошкольного детства осваивает основные сферы действительности - природу, предметы, созданные руками человека, явления общественной жизни и деятельности. Воспитанники в рамках организованной образовательной деятельности получают представления: о живом и не живом, о причине и следствии, о пространстве и времени.
Представленный конспект НОД, развитие экологических представлений, по образовательной области познавательное развитие, разработан в соответствии с основной Образовательной программой дошкольного образования «Развитие» под редакцией А.И. Булычевой, соответствует ФГОС ДО и нормам СанПин.
Цель занятия: ознакомление с зоной лесов на примере тайги.
Занятие планируется в виде непрерывной образовательной деятельности, являющейся основной формой организации воспитанников в детском саду. НОД проводится в форме совместной партнерской деятельности взрослого и детей, что обеспечивает развитие активности, инициативности ребенка, формирует уважение и доверие к взрослому.
Занятие имеет четкую структуру, состоит из трех этапов, которые идут в логической последовательности, связаны общим содержанием и мотивацией.
Организационный этап способствует переключению внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, созданию проблемной ситуации, требующей разрешения. После просмотра фрагмента мультфильма дети с удовольствием соглашаются помочь белочке найти ее дом. Возникает необходимость в актуализации имеющихся знаний у детей. Повторив описание условий жизни в природной зоне «Север», используя модель, дети выяснили, что белочка не может жить в тундре.
Основной этап направлен на умственную и практическую деятельность, восприятие и освоение нового материала. Из рассказа белочки, который сопровождается презентацией, дети делают умозаключения и приходят к выводу, что белочка живет в природной зоне лесов, а именно в тайге.
В практической деятельности дети самостоятельно, в парах, составляют модель природной зоны леса, то есть устанавливают взаимосвязь жизни растений и животных в условиях тайги. На этом этапе оказывается помощь с учетом индивидуальных особенностей детей.
На заключительном этапе подведены итоги НОД. Обобщен полученный детьми опыт. Все поставленные задачи в процессе непосредственно образовательной деятельности решены, цель достигнута. Этапы занятия последовательны и взаимосвязаны. Умственная и физическая нагрузка чередуются. Использование игровой мотивации, проблемной ситуации позволяет заинтересовать и удерживать интерес детей в течение НОД и создает эмоциональное отношение к учебной информации.
Основная часть
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе (6-7 лет)
по разделу «Развитие экологических представлений»
Тема: «Гостья из тайги».
Цель: ознакомление с зоной лесов на примере тайги.
Образовательно-развивающие задачи:
- знакомить с тайгой и зоной лесов;
- знакомить детей с условиями жизни в тайге и в лесах на примере России;
- освоить действия составления модели, отражающей взаимосвязь растений, животных и условий жизни в природной зоне (на примере тайги);
- создать условия для развития у детей чувства единства с природой, экологического воспитания;
- формировать предпосылки универсальных учебных действий в соответствии ФГОС ДО.
Методы и приемы: наглядный (презентация смешанного леса и тайги); словесный (мотивация, беседа, вопросы, указания, объяснение); проблемная ситуация (помочь белочке вернуться домой); практический (самостоятельная деятельность детей, составление модели взаимосвязи растений и животных природной зоны (тайги), физкультминутка с белочкой).
Формы работы: фронтальная, групповая и индивидуальная.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская (моделирование), двигательная.
Педагогические технологии: информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии, личностно-ориентированные.
Оборудование к НОД: интерактивная доска, презентация, фрагмент мультфильма «Лесные путешественники».
Предварительная работа: подготовка презентации «Жизнь животных и растений в лесу»; проведение НОД природная зона «Север»; разучивание текста физминутки.
Словарная работа: ввести в словарный запас детей слова: смешанный лес, тайга.
Демонстрационный материал: карта природных зон, картинки с изображением смешанных лесов, тайги, животных и растений леса.
Раздаточный материал: карточки с обозначениями условий жизни: света, тепла, воды и почвы (по три карточки на каждое условие: много, достаточно, мало), стрелки, квадрат тёмно-зелёного цвета.
Хронометраж НОД и хронометраж этапов: (длительность НОД для детей подготовительной группы по СанПиН – 30 минут). Организационный этап (организация воспитанников, мотивация на включение в познавательную деятельность) – 3 минуты. Основной этап (практическая деятельность воспитанников) – 24 минуты. Организационно-заключительный этап (подведение итогов, интеллектуальная и рефлексивная деятельность) – 3 минуты.
Прогнозируемые результаты:
- у воспитанников будут развиты представления о разнообразии природы на планете Земля;
- воспитанники смогут самостоятельно устанавливать взаимосвязь растений, животных и условий жизни природной зоне (на примере тайги);
- сформированы предпосылки УУД;
- будет воспитано осознанное, бережное отношение к природе.
Этап, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Методы, приемы, возможные виды деятельности | Результат (предпосылки УУД) |
Вводная часть | |||||
Психологический настрой, 1 минута | Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка. | Педагог предлагает детям образовать круг и взяться за руки. - Собирайтесь дети в круг, Я твой друг и ты мой друг, Дружно за руки беритесь И друг другу улыбнитесь, Если каждый улыбнется - Утро доброе начнется. Доброе утро! | Дети образуют круг, берутся за руки и здороваются друг с другом. | Психологический этюд. | Психологическая готовность. |
Вводно-организационный, 2 минуты. | Формирование интереса к содержанию НОД: направление внимания детей; раскрытие образовательной задачи. Формирование умений слушать и руководствоваться указаниями взрослого. | Действие педагога. - Ребята! Вы слышите чей-то плач, давайте посмотрим, кто же это плачет? Педагог включает видеофрагмент мультфильма «Лесные путешественники». - Ребята, давайте спросим белочку почему она плачет? - Оказывается, кто-то унёс её из родного дома в город. Она убежала, но не знает, как и куда ей возвратиться. Вопрос: - Что же делать? Как же мы можем помочь белочке? | Дети участвуют в диалоге, высказывают свое мнение. Отвечают на вопросы. | Создание проблемной ситуации. Беседа. | Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания. |
Актуализация, 5 минут. | Актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений. | Действие педагога. - Мы можем помочь белочке вернуться домой. - Ребята, сначала нужно узнать, где она живёт. - Вспомним с какой природной зоной мы уже знакомы? Да, север. - А может она живет на севере? - Опишите природные условия зоны севера: мало света, заболоченная почва, много воды, низкая температура, сильные ветры, долгие полярные ночи, мало растительности, растут карликовые деревья. - Ребята, давайте спросим у белочки, подходят ли эти условия жизни для нее? | Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение. Основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают, ранее усвоенное. Отвечают и задают вопросы. Дети спрашивают белочку. | Наглядный показ образца, способа действия. Беседа. | Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового. |
Основная часть | |||||
Восприятие и освоение нового, 10 мин. | Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, способах действия и т.д. | - Белочка говорит, что не знает какая почва, но деревьев, кустов и травы очень много. Она запасла на зиму орехи и ягоды. - Значит почва богатая. - Белочка говорит, что летом у неё жарко, а зимой холодно, но все звери и птицы приспособились к этому. Кто в тёплые края улетает, кто в спячку впадает, кто на запасах живёт. Так что тепла у них не много и не мало, а достаточно. - Ребята подберите соответствующую карточку. - Летом светло, дни длинные, а ночи короткие, а вот зимой наоборот, ночь длиннее дня. Но света всем хватает, и растениям и животным. - Воды тоже всем хватает, осенью и весной дождей много, а летом - нет. Есть болотистые места, есть речки, а есть сухие пригорки, поляны. - Ребята, значит можно сделать вывод, что воды и не мало, а достаточно. - Ребята, я уже догадалась, где живёт белочка. А вы догадались? - Да, белочка живет в лесу. | Отвечают и задают вопросы. Составляют связные высказывания, делают выводы (с помощью педагога). Один ребенок выкладывает на доске карточки с обозначением – «богатая почва», «достаточно тепла», «достаточно света», «достаточно воды». Дети делают вывод, что белочка живет в лесу. | Беседа-рассказ воспитателя, объяснение с наглядной демонстрацией объектов. Моделирование. | Осознанные усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности, умения, навыки и т.д. овладение способами познавательной деятельности. Любознательность и активность. |
Динамическая пауза, 2 минуты. | Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости. | Педагог побуждает детей к динамической паузе с белочкой. Мы вошли все с вами в лес. Сколько здесь вокруг чудес! Посмотрели вправо, влево, Руки подняли и покачали - Это деревья в лесу! Руки согнули, кисти встряхнули - Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем - Это к нам птицы летят. Как они сядут, то же покажем - Крылья сложили назад. Наклонились и присели, Заниматься тихо сели. | Дети выполняют физические упражнения в соответствии с текстом. | Физминутка | Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. |
Практическая работа, 7 мин. | Овладение способами действия, самостоятельное применение знаний в практической деятельности. Расширение представлений о тайге | - Ребята, выложите у себя на столах волшебную картинку (модель) взаимосвязи растений и животных с условиями обитания в тайге и зоне лесов. -Леса у нас зелёные и будут обозначаться зелёным квадратом. - Ребята, посмотрим на экран нашла ли наша белочка свой дом в лесу? | Выполняют в парах практическую работу: выкладывают у себя на столах из карточек модель природной зоны, а именно «зону леса». Просмотр видео-презентации. | Моделирование. Индивидуальная работа. | Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. |
Заключительная часть | |||||
Заключительный этап. Рефлексия, 3 минуты. | Формирование элементарных навыков самооценки. | -Ребята, мы помогли белочке найти свой дом? - Белочка теперь не плачет, а радуется. - Что вы узнали сегодня нового? - Вы очень хорошие, добрые и отзывчивые ребята, я очень рада за вас. | Дети отвечают на вопросы, делают умозаключения | Беседа, обсуждение. | Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки |
Список использованных источников:
1. Образовательная программа дошкольного образования «Развитие»/Под ред. А.И. Булычевой – М.: Издательство «Ритм», 2016.
2. Образовательные ситуации к программе «Развитие» для подготовительной группы детского сада / под. ред. А.И. Булычевой. – М.: НОУ «УЦ им. Л.А. Венгера «Развитие», 2016.
3. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. – Воронеж: «Учитель», 2002.
4. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. – Волгоград: «Учитель», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности с игровыми ситуациями «Затерянный остров» по познавательно-математическому развитию в интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие и «Познавательное развитие» с детьми
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения. Д...
Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»
Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....
Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...
Конспект ООД в 1 младшей группе «Поможем построить теремок» . «Разноцветные стены». ОО «Познавательное развитие» (развитие познавательно - исследовательской деятельности);ОО « Речевое развитие (развитие речи)
Интегрированное ООД в 1 младшей группе "Поможем построить теремок". " Разноцветные стены". В данном занятии переплетаются сенсорика, речевое развитие и констрирование....
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...
Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности по познавательному развитию (интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие . «
Мероприятие с использованием палочек Кюизенера, направленное на развитие логического мышления и математических способностей детей 6-7 лет....