Конспект открытого занятия во 2 младшей группе на тему "Загадочная дымка"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Магадова Елена Николаевна

Цель статьи заключается в демонстрации особенностей ознакомления детей второй младшей группы с дымковской игрушкой. С помощью интегрированного метода работы удалось обогатить представления детей о народной игрушке через знакомство с внешним видом и росписью дымковской игрушки. Данный конспект имеет авторские разработки методического материала ("Украшение дымковской лошадки"), с помощью которого удалось создать условия для формирования навыков простых украшений на плоскостной основе, формирования патриотических отношений через эстетическое восприятия предметов народного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dymka._magadova_e.n.docx19.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного открытого занятия во второй младшей группе

Тема: «ЗАГАДОЧНАЯ  ДЫМКА»

 Елена  Николаевна  Магадова

Воспитатель ГБДОУ детский сад  № 50  

Фрунзенского  района Санкт-Петербурга

Цель: обогащение представлений детей о народной игрушке через знакомство с дымковской игрушкой: особенности внешнего вида и росписи.

Задачи: - формировать художественное восприятие народных промыслов;

- познакомить детей с особенностями дымковской игрушки: элементы росписи (колечки, круги, горошины), основные цвета, простой орнамент;

- создать условия для развития умения создавать простые украшения на плоскостной заготовке;

- активизировать словарный запас детей за счет введения в речь слов: ярмарка, узор, барышня;

- развивать познавательный интерес у детей к народному промыслу и бережное  отношение к дымковской игрушке;

- формировать патриотическое отношение через эстетическое восприятие предметов народного творчества.

Ход занятия:

Дети заходят в группу, здороваются с гостями и присаживаются на стульчики стоящие полукругом.

Воспитатель: Ребята, здравствуйте, посмотрите какой на мне сарафан. А я не просто так его надела. Такую одежду носили в старину. Я хочу вас пригласить сегодня отправиться в путешествие в далёкое – далёкое прошлое. А для этого вам крепко-крепко закрыть глазки, и не открывать, пока не скажу. Договорились? Закрываем глазки и не подсматриваем.

Звучит русская народная музыка  (дети оказываются в селе Дымково на ярмарке)

Воспитатель: Ребята, открываем глазки, мы с вами оказались в селе, которое называется Дымково. И сейчас здесь проходит ярмарка. На ярмарке всегда очень весело, шумно, продают разные товары, игрушки. Посмотрите, кто же нас встречает.

Он с бубенчиком в руке, в сине – красном колпаке.

Он весёлая игрушка, и зовут его…….? (Петрушка)

Петрушка: Здравствуйте ребятишки, девчонки  и мальчишки! Меня зовут Петрушка, я весёлая игрушка. Без меня ни одна ярмарка не обходится. Ребята, посмотрите какие у нас на ярмарке красивые игрушки: козлики, индюки, петушки, барышни, водоноски с вёдрами, няньки и детьми. Эти игрушки называются дымковскими. Потому, что их сделали мастера в селе Дымково. Когда – то очень давно, у деток были другие игрушки. У них не было машинок, красивых кукол, роботов, конструкторов. Сначала дети вместе со своими родителями делали из мягкой глины вот такие замечательные игрушки. Затем глину в печи высушивали. Она становилась твёрдой и коричневой.  Глиняные игрушки красили в белый цвет и давали краске высохнуть. А затем украшали игрушки простыми яркими узорами.

Петрушка: Ребята, подойдите к столу, давайте рассмотрим игрушки поближе, подержим их в руках. А ну-ка ребята, расскажите, какие игрушки? (красивые, цветные, яркие, разноцветные, твёрдые). А кто помнит, из чего их сделали? (из глины). Правильно из глины. Ребята, каким узором украшены игрушки, а лошадки? Посмотрите, какие цвета  использовали мастера для украшения игрушек.

На столе лежат круги разных цветов.

Воспитатель: ребята, посмотрите на столе лежат круги разных цветов. Выберите круг того цвета, который использовался в украшении дымковских игрушек и поднимите его в верх, назови цвет круга, который ты выбрал.

Петрушка: а я пришёл к вам не один, а с друзьями. Попробуйте отгадать с кем.

Быстрее ветра я скачу,

«Цок – цок», - копытами стучу,

Я громко «иго-го» кричу (лошадка)

Петрушка: - Какие вы молодцы, ребята, отгадали загадку. А я пришёл не с одной лошадкой, а с несколькими дымковскими лошадками. Ай, ай, ай, но случилась беда. Когда лошадки скакали к вам сюда, на ярмарку, то попали под дождик.  Вся краска с них смылась. И они очень грустные из-за этого.

Воспитатель: - Ребятки, что же делать? Как же помочь нашим гостям лошадкам? Ответы детей (украсить лошадок).

Воспитатель: - Ну, тогда давайте мы с вами поможем лошадкам, чтобы они вновь стали нарядными и весёлыми.

Звучит тихая музыка пока дети украшают лошадок

На трёх столах лежат лошадки и круги разных цветов и размеров для их украшения.

Петрушка: - Спасибо вам, ребята! Какие лошадки стали красивые, нарядные, весёлые! Лошадки вас приглашают немного повеселиться.

Песенка «Карусельные лошадки»

(ритмическая пауза)

Воспитатель: - Мы с вами немного повеселились с лошадками. А теперь подойдите к своим столам. На них лежат разрезанные картинки. Давайте мы с вами их соберём и узнаем, какие ещё дымковские игрушки прибыли на ярмарку.

Звучит тихая музыка, пока дети собирают картинки

Ребята, давайте рассмотрим, какие игрушки у нас получились. Похожи ли эти игрушки на те, что у нас на ярмарке? Петрушка прощается с нами, но оставляет вам раскраски, которые можно раскрасить и взять домой.

- И нам пора возвращаться в детский сад. Что нам для этого надо? Правильно. Закрываем крепко глазки и считаем: Раз! Два! Три!

Воспитатель: - Вот мы с вами и вернулись обратно! Ребята, скажите, как называется село, где мы с вами побывали? Какие игрушки вы запомнили на ярмарке в Дымково?  (ответы детей)  Какие вы молодцы!

Нам уже пора прощаться с нашими гостями. Скажем спасибо, что пришли к нам гости и до свидания!

Ребята, вы можете взять раскраски для самостоятельного раскрашивания.

Самостоятельная работа детей. (Индивидуальная помощь детям со стороны воспитателя).

Литература:

  1. Кулешова А.Г., Смолицкого В.Г., Менчиковой Н.Н., Мельникова Г.П. Традиционная глиняная игрушка Русского Севера. Раздел Ш. Вятская игрушка, М., 2009.
  2. Менчиковой Н.Н. «Игрушка Дымковской слободы», Русские художественные промыслы, самые красивые и знаменитые. М., Мир энциклопедий Аванта+, изд. Астрель,  2010. 
  3. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/авт.-сост. В.Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 166с.
  4. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-znakomstvo-s-dymkovskoi-igrushkoi-mladshaja-grupa.html Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей второй младшей группы  «Знакомство с дымковской игрушкой»  (дата обращения 10.08.2023)
  5. https://nsportal.ru/detskii-sad/hudozhestvennaya-literatura/2021/04/13/folklor-dymkovskaya-igrushka Фольклор «Дымковская игрушка» (дата обращения 10.08.2023)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в1 младшей группе "Петушок и его семья"

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим в1мл группе....

Конспект открытого занятия в младшей группе по теме: "Формирование представлений о воде детей младшего дошкольного возраста"

Главной целью данного занятия является формирования представления о воде и ее необходимости в жизни человека у детей младшего дошкольного возраста....

Конспект открытого занятия в средней группе Тема: «Чудо – дымка»

Увлекательное путешествие в мир  дымковской игрушки...

Конспект Конспект открытого занятия в младшей группе «Семья петушка»

Конспект открытого занятия в младшей группе «Семья петушка»...

Конспект открытого занятия в младшей группе "Наши любимые игрушки" в младшей группе

Цель данного занятия: формировать умения вслушиваться в речь воспитателя, договаривать слова и словосочетания...