Конспект опытно – экспериментальной деятельности «Свойства крахмала»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель:
Развитие познавательных способностей и познавательной активности детей путем обогащения опыта познавательно-исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentirovanie_na_temu_krahmal.docx | 27.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12»
Конспект опытно – экспериментальной деятельности
«Свойства крахмала».
Выполнил: воспитатель
Захарова Я.В.
Дивногорск, 2023
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Основная деятельность: познавательно-исследовательская.
Возраст: дети 5-7 лет
Цель:
Развитие познавательных способностей и познавательной активности детей путем обогащения опыта познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять и расширять знания детей о крахмале;
- формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
Развивающие:
-развивать у детей познавательный интерес, стремление к поисково-познавательной деятельности;
-развивать психические процессы, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, эмоциональную сферу ребенка;
-развивать речь в процессе решения проблемных вопросов.
Воспитательные:
-воспитывать творческую, самостоятельную личность ребенка;
-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность;
-совершенствовать умение работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка.
Предварительная работа:
Работа в рамках экспериментальной деятельности в системе, расширения знаний по теме, развития самостоятельного мышления, умения взаимодействовать со сверстниками.
- Введение в проблемную ситуацию, определение темы деятельности «Свойства крахмала», выдвижение гипотезы – крахмал есть в картофеле, с крахмалом можно провести интересные опыты.
- Проектирование (планирование) деятельности
- Работа над проектом – его практическая часть. Поисково-исследовательская деятельность детей (поиск информации, экспериментирование, творчество)
- Презентация проекта – итоговое мероприятие игры-эксперименты «чудо-крахмал»
Ход деятельности:
Здравствуйте ребята. Вы любите кисель, а вы, наверное, знаете, из чего его готовят, и откуда такое название? Как готовят кисель? Для чего в кисель добавляют крахмал? В каких продуктах есть крахмал?
-Так что же это за вещество – крахмал, и какие свойства есть у этого интересного продукта, о которых мы не знаем. Хотите в этом разобраться?
Опыт №1. Игра «Что на тарелке?»
-Я предлагаю вам рассмотреть 4 вещества (крахмал, соль, сахар и муку).
Для этого мы разделимся на 4 команды. (кому какая фишка выпадет по цвету). Я раздам каждой команде по тарелочке с веществами. Когда вы опознаете по запаху, цвету, ощущениям вещество, поднимайте руку.
-Что на 1, 2, 3, 4 тарелочке.
-Вы угадали все вещества. И сегодня мы поговорим о крахмале. Давайте разотрем крахмал между пальцами, что вы чувствуете? По внешнему виду крахмал очень похож на муку. Крахмал отличается от муки твердостью и поскрипыванием.
Вывод: Итак, мы выяснили, что крахмал – это сыпучий порошок белого цвета, без вкуса и запаха; в отличие от соли, сахара и муки, при трении скрипит.
- Ребята, а как вы думаете, сможем ли мы сами получить крахмал? Из чего мы можем его получить? Я предлагаю вам попробовать выделить крахмал из картофеля.
Опыт №2.
Для этого нам понадобится чищеный картофель, терка, марля.
Для начала нам необходимо, перетереть картофель, для этого мы используем терку. Терка довольно опасный предмет, при не осторожном обращении с ней можно получит травму. Поэтому разрешите сегодня мне выполнить эту работу. (Натереть одну картофелину, рассмотреть полученную массу).
Во что превратился клубень катофеля? (на столах заранее приготовленное для каждого ребенка оборудование: чистая салфетка, фартук для работы, кусок марли, чашка с натертым картофелем, ложка)
- Ребята, рассмотрите, пожалуйста, все предметы и подумайте, как с их помощью мы можем получить крахмал. (Выслушать предложения детей, если никто не ответит, то рассказать о процессе получения крахмала)
- А сейчас, чтобы выделить крахмал, возьмите несколько ложечек натертого картофеля и положите их на середину марлевого кусочка, сложите края марли и выдавите сок из картофеля.
- Сок картофеля мутный и на дне можно увидеть осадок белого цвета – это и есть крахмал.
Вывод: Ребята, мы вместе с вами доказали, что крахмал есть в картофеле и его можно получить в обычных условиях.
Опыт №3.
Чтобы убедиться, что мутный осадок - это и есть крахмал. Мы проведём с вами следующий эксперимент.
Для этого нам потребуется 3 стакана с водой, крахмал, йод, пипетка. В одном стакане мы растворим порошок крахмала. Также нам понадобится стакан с соком картофеля. А другой стакан оставим с чистой водой. Для начала растворим ложку крахмала в стакане воды и капнем туда йод – если жидкость станет синей, значит, в ней находится крахмал, в чистой воде йод имеет коричневый цвет.
Объяснение, если капелька йода встречается с крахмалом, то она изменит свой цвет на синий. Теперь с помощью пипетки капнем йод на маленький кусочек хлеба, картофель, в сок картофеля, таблетку и других подготовленных образцов и понаблюдайте, что происходит. Как вы думаете, почему на некоторых продуктах синий цвет ярче, чем на других? Обратить внимание, что от количества крахмала в продукте зависит выраженность (яркость) цвета капли йода попавшей на продукт.
Вывод: крахмал находится во многих продуктах (картофеле, хлебе, киселе), а также при изготовлении таблеток. Чем больше количество крахмала, тем ярче синий цвет от капли йода.
Физкультминутка: «Зайка»
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз.
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз.
(Движения выполняются по ходу текста стихотворения)
Вывод:
Крахмал очень интересный материал с его помощью можно изготовить необычную жидкость, которая называется ньютоновская. (Крахмал, вода, краситель.)
Неньютоновская жидкость – это субстанция, которая меняет свою вязкость в зависимости от скорости воздействия на неё. За этими изменениями очень интересно наблюдать.
Чтобы получить неньютоновскую жидкость, смешиваем воду и крахмал. Из полученной смеси можно полепить что-то, помять – она будет вести себя как пластилин. Но стоит на пару секунду остановиться, как смесь превращается в жидкость и стекает с ваших рук. Однако если опять начнете лепить – почувствуете, что материал вновь становится твёрже. Интересно попробовать переливать жидкость – если чашку со смесью резко перевернуть, то она не выльется, а вот если медленно, то вещество будет стекать.
В свободное время я предлагаю вам поиграть с мелкими игрушками. Они смогут без труда «бегать» по поверхности вещества, но если остановятся, то утонут как в болоте. Если вы попробует шлепать по смеси ладошкой, поверхность будет твёрдой, а если просто положите на нее ручку, то она погрузится в жидкость.
На память о нашей встрече я хочу подарить вам веселых человечков, которые тоже сделаны из крахмала. Кто знает как они называются? Веселому человечку можно придавать любую форму, сжимая его в руках и развивать ваши пальчики (капитошка).
Вывод: О каких свойствах крахмала мы сегодня с вами узнали? Какие свойства крахмала вы сегодня узнали впервые? Какой удивительный и интересный оказывается может быть крахмал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Свойства и качества предметов. Тонет - не тонет»
Цель: познакомить детей со свойством различных материалов («тонет», «не тонет») с помощью экспериментальных действий....
Конспект опытно-экспериментальной деятельности Свойства воды: Прозрачность. Три состояния воды
Цели: Формирование представлений об агрегатных состояниях воды: жидкое, газообразное, твёрдое...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности Свойства снега и льда. Где быстрее?
Цель: Расширить представления детей о физических свойствах снега и льда. Научить решать познавательные задачи и делать выводы....
Конспект опытно-экспериментальной деятельности Свойства и качества материалов. Родственники стекла
Цель: Знакомство детей со свойствами стекла....
Конспект опытно-экспериментальной деятельности Свойства и качества материалов «Приключение красок»
Цель: Формировать у детей интерес к экспериментированию....
Конспект опытно-экспериментальной деятельности Свойства воды. Откуда берется вода?
Цель: Формирование представления о значении воды в нашей жизни, где и в каком виде существует вода в окружающей среде....
Конспект опытно-экспериментальной деятельности Свойства воды. Почему не тонут айсберги?
Цель: Ознакомление детей со свойствами льда....