"Вода вокруг нас"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и экологией
«Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»
Цели: создать целостное представление у детей о воде как о природном явление.
Образовательные задачи: уточнить и расширить знание детей о воде; ее свойствах; роли в жизни человека, животных, растений; видах воды (родники, реки, моря, океаны, озера, осадки и т.д.). Познакомить детей с круговоротом воды в природе; дать представление об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.
Развивающие задачи: развивать доказательную речь, словесно-логическое мышление, любознательность.
Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу; умение любоваться красотой водоемов, обогащать чувственный опыт детей.
Оборудование: глобус, схема: «Круговорот воды в природе»; иллюстрации, изображающие использование воды человеком, оборудование для использования воды, ИКТ, ТСО.
Раздаточный материал: шапочки для игры «Мы капельки», стаканчики с водой, кисточки, акварельные краски.
Предварительная работа: чтение энциклопедии « Чудо повсюду» Т. Нуждиной; отгадывание загадок по теме; чтение стихов о воде, инее, льде, росе, дожде, снеге; совместная работа родителей- просмотр через интернет информацию о воде, игра «Ручеек», «Мы капельки», настольная игра «Времена года», рассматривание иллюстраций; тематические беседы.
Методические приемы: загадывание загадок; художественное слово; поисковые вопросы; рассматривание; пояснение; сравнение; напоминание; игра «Мы капельки», ТСО ( звуки ручья, дождя, океана), проведение опытов с водой, ИКТ.
Словарная работа: глобус - модель земли, суша, пресная вода, круговорот воды в природе, теплоход, баржа, суша, испарение.
Интеграция ОО:
«Социально – коммуникативное развитие»: формировать предпосылки экологического сознания;
способствовать самостоятельному построению игры на основе совместного со сверстниками сюжетосложения через построение новых творческих сюжетов.
«Познавательное развитие»: поддерживать стремление старших дошкольников использовать систему обследовательских действий(понюхать, попробовать на вкус и прочее.) при рассмотрении предметов для выявления их особенностей.
«Речевое развитие»: способствовать проявлению субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.
«Художественно – эстетическое развитие»: стимулировать самостоятельное проявление эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях.
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята хочу загадать вам загадку. Вы ее внимательно послушайте и постарайтесь отгадать:
На свете нет ее сильнее
На свете нет ее буйнее
В руках ее не удержать
И на коне не обогнать, (вода)
Дети: вода.
Воспитатель показывает картинки по теме и читает стихотворение Н.Рыжовой:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Воспитатель. Ребята, так ли это?
Дети показывают картинки и рассказывают, где нужна вода.
Воспитатель. Какой вывод мы можем сделать рассмотрев иллюстрации ?
Дети: мы каждый день пользуемся водой, она нам необходима.
Воспитатель. ( показывает глобус и спрашивает), Что это?
Дети: глобус. Глобус- это модель земли.
Воспитатель. Что изображено на глобусе зеленым цветом?
Дети: леса, поля.
Воспитатель. Желтым цветом?
Дети: песок.
Воспитатель. Коричневым цветом( горы), голубым и синим цветом?(дети отвечают-вода). Вода занимает большую часть поверхности нашей планеты (четыре океана , много морей, рек, озер и других водоемов). Посмотрим, что это значит на примере яблока: разрезаем яблоко на 4 части, показываю детям 3 части - это вода, 1 часть суша.
Воспитатель. Да, на земле очень много воды, мы можем открыть кран дома или в детском саду и лить воду сколько нам захочется, так ли это ребята? Дети: нет, воду надо экономить потому, что пресной, пригодной для питья воды на земле мало. В океанах и морях вода соленая, ее пить нельзя. Воспитатель показывает перечеркнутую картинку с изображением «кран с капающей каплей».
Воспитатель. Откуда же приходит вода которой. мы моем руки из под крана?
Дети: из реки. (дети рассматривают плакат и объясняют « Как и откуда вода попадает в наш дом»).
Воспитатель. Ребята, а как вода попадают обратно в реку, хотите узнать?
Дети: да.
( воспитатель показывает плакат «Круговорот воды в природе) и объясняет:
Облака по небу плывут. Легкие воздушные.
Ветерок их подгоняет.
Облака в тучку собираются.
Тучка дождик несет.
А как станет тяжело нести, на землю прольет.
Дождинки все польют и цветочки, и грибочки, а самые любопытные капельки сквозь землю просочатся.
В реки подземные попадут и потекут не спеша.
А как к земле пробьются, родником обернутся.
Ручейками по земле потекут.
А ручейки в озёра, реки впадают.
Солнышко греет, вода нагревается, из реки испаряется, паром вверх поднимается.
Погуляет капелька, попутешествует по кругу .
А путешествие такое круговоротом называется. Кружится капелька по кругу как белка в колесе.
Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Мы капельки» (малоподвижная игра), повертелись, покружились и в капельки все превратились. Воспитатель одевает корону с рисунком тучки, а дети с рисунком капелек.
Я- мама Тучка, а ребята - ее детки Капельки. Ребята окружают маму-тучку,
прыгают около нее. Затем она отпускает их погулять на землю, дает им
наставления вести себя хорошо, поливать растения, умыть землю и вернуться
обратно. Полетели капельки на землю... Попрыгали, поиграли. Скучно им
стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими
веселыми ручейками. ( Капельки составляют ручейки, взявшись за руки.)
Встретились ручейки и стали большой речкой (ручейки соединяются в одну
цепочку). Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла- текла
речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в хоровод и
двигаются по кругу). Плавали- плавали Капельки в океане, а потом
вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз
солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие
Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под
лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, Капельки, хорошо
себя вели, прохожим за воротники не лезли. Теперь с мамой побудьте, она
без вас соскучилась. Повертелись, покружились и в детей все превратились.
Воспитатель. Ребята пока мы с вами играли дождевая тучка нам в стаканчики воды
налила, давайте ее рассмотрим.( дети подходят к столам)
Опыт 1: предложить детям понюхать воду. Чем она пахнет?
Дети: совсем не пахнет. Вода не имеет запаха.
Опыт 2: предложить детям попробовать воду. Есть ли у воды
вкус? (соленая? кислая? сладкая? )
Дети: у воды нет вкуса.
Опыт 3: перед детьми стоит стакан с чистой водой, лежит кисточка, краски.
В стакан поместить кисточку. Мы видим кисточку?
Дети: да.
Воспитатель. Возьмем наберем на кисточку черный цвет, промоем ее в воде,
повторим еще раз. Опустим кисточку в воду. Что мы видим?
Дети: вода грязная, непрозрачная.
Воспитатель. Ребята, подумайте, если бы речная вода была непрозрачная, могли бы
рыбы, другие животные, растения в такой воде жить?
Дети: нет.
Презентация «Загрязнение водоемов»:
1слайд:
Многие водоемы загрязняются оттого, что в них попадают вредные
вещества с заводов и фабрик.
2 слайд:
Бросаем мусор в водоемы.
3 слайд:
При аварии нефтяного танкера, нефть попадает в воду и разливается большим пятном.
4 слайд:
Моем машины в водоемах.
Непрозрачная, грязная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках, озерах не могут жить растения. А не будет растений- не будет и других животных. Погибнут рыбы, птицы. Животным тоже нужна прозрачная, чистая вода. Значит нельзя загрязнять водоемы. 5,6,7 слайды:
Красивые картинки природы.
Все воды, как и земли, прекрасны. Тихие пруды, родники, ручьи, озёра реки ласкают взоры, умиротворяют душу, несут нам живительную прохладу. Моря, океаны вбирают в себя многоцветие неба, сверкание звёзд и сияние Луны. Можно часами любоваться их изменчивой живописной палитрой. Воды не только видимы, но и слышимы нами: в шуме дождя, журчании ручья, в мерных всплесках моря и штормовом гуле океана чудится музыка планеты.
Воспитатель. Ребята, про что мы сегодня с вами говорили? Чем занимались? Что запомнилось? Что понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологии -подготовительная группа-по теме: Вода вокруг нас.Круговорот воды в природе.
Познакомить детей с путешествием воды в природе,т.е. рассказать,что капельки дождя движутся по кругу....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!»АВТОРЫ ПРОЕКТА: дети, родители воспитатель – ИВАЩЕНКО ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА ГБОУ 762 общеразвивающего вида. ...
Визитная карточка и презентация исследовательского проекта "ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!"
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ:· «Физическая культура»,· «Здоровье»,·...
План - конспект на тему «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»
Значение воды для всего живого....
презентация на тему "Вода вокруг нас.Круговорот воды в природе"
обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать , где, в каком виде существует вода в окружающей среде, рассказать, что капельки воды в природе "ходят", движутся по кругу. Познакомить...
Конспект занятия "Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе"
конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и экологией....
Конспект занятия «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»
"Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе". Конспект организованной образовательной деятельности по формированию экологических представлений для подготовительной группы."Вода вокруг нас. Круговорот ...