Город мастеров» (народные промыслы России)
проект по окружающему миру (старшая группа)
Познавательно – творческий краткосрочный проект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_narodnye_promyslyy.docx | 117.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект в старшей группе на тему: «Город мастеров» (народные промыслы России)
Вид проекта: познавательно – творческий
Тип проекта: краткосрочный
Участники проекта: дети старшей группы, педагоги группы, родители воспитанников.
Сроки реализации проекта: 11.12.15.12.2023г.)
Актуальность: Человек, который не изучает творчество своего народа, не интересуется им, не может считать себя гражданином своего Отечества. Любовь к Родине зарождается в раннем детстве, когда ребёнок особенно восприимчив ко всему новому, яркому. Народно-прикладное творчество несёт в себе много национальных традиций, оно тесно связано с тем, чем живёт народ в настоящее время и чем он жил в прошлом. Народно-прикладное искусство благотворно влияет на развитие фантазии, образного мышления детей, на активизацию процесса их творчества.
Детское творчество, как и народное искусство, является проявлением эмоциональной сферы человека. Чем богаче и сильнее эмоции, тем плодотворнее они себя выявляют в практической деятельности. И чувства, которые испытывает ребенок, преображают натуру, представляя ее в условно-перевоплощённом виде, сообщают ее в особое очарование, сказочное, поэтические и романтические черты. При взгляде на такие произведения ощущаешь отношение маленького художника, настроения и чувства, которые им владели, – радость, изумление, восхищение, озорство, нежность.
Цель: создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства, с прекрасными творениями народных умельцев дымковской игрушки, хохломских и городецких изделий, гжельской посуды, видами русской матрёшки.
2. Формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к Родине на основе изучения народных промыслов России.
3. Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности: рисование, лепка, аппликация.
4. Приобщить к культуре и традициям русского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие.
5. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к культуре, русским традициям и промыслам, мастерам народного творчества.
6. Приобщать к многообразию и особенностям декоративно-прикладного искусства.
7. Донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров.
Гипотеза: объяснить актуальность, важность проблемы, необходимость формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о культуре и видах творчества русского народа. Создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.
Предполагаемый результат:
1. Закрепление знаний и представлений детей о народных промыслах России;
2. создание благоприятных условий для развития ребенка и проявления творческих способностей в продуктивной деятельности; умение создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, использовать цветовой строй и элементы композиции, уметь использовать для украшения оживки.
План реализации проекта
Этапы реализации | Содержание работы | Сроки исполнения |
подготовительный | Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);
приготовление материалов для художественного творчества (цветная бумага, картон, клей, карандаши, акварель, пластилин); | 08.12-11.12.2023 |
основной | Познавательное развитие: Знакомство с разными профессиями в старину. Рассматривание тематических альбомов:«Хохлома», «Городецкая роспись», «Гжель», «Народные умельцы», «Дымковские узоры». Беседы - «Филимоновские игрушки - свистульки» Просмотр презентаций: «Сине-голубое чудо. Гжель», «Золотая хохлома», «Дымковские мастера», «Чудо филимоновских свистулек». Речевое развитие: Чтение сказок «Гуси-лебеди», «Хаврошечка», «Царевна-лягушка», «Теремок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Загадки о народных промыслах, Чтение небылиц. Социально-коммуникативное развитие: Дидактические игры: -«Узнай из какой сказки это выражение»; — «Одень куклу в русский народный костюм»; -«Подбери узор к игрушке»; -«Определи и назови промысел»; сюжетно-ролевые игры «Магазин игрушек», «Угостим матрешек чаем», «Ждем гостей». Художественно-эстетическое развитие: Аппликация «Золотая хохлома» Рисование "Филимоновские свистульки" Лепка - " Дымковская барыня» Работа с раскрасками «Узоры гжель», «Дымковский конь». Физическое развитие: Подвижные игры: -«Уголки»; -«Ключи»; -«Два Мороза»; -«Гуси-лебеди». Физкультминутки: -«Шепоток»; -«Молчание»; Взаимодействие с семьей Консультация «Воспитание детей через приобщение к народной культуре». | 11.12-15.12.2023 |
заключительный | Оформление выставки поделок детей | 15.12.2023 |
Результаты:
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у детей появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно-прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к своей стране.
Вывод
После окончания проекта стало очевидным, что у детей нашей группы появилось желание как можно больше знать о народной культуре, её традициях. Ребята пересказывают прочитанное в саду своим родным, с удовольствием играют в народные игры, задают вопросы по русской культуре. У детей развились такие качества, как: эстетический вкус, умение определять виды промыслов, умение создавать рисунок, используя цветовое сочетание. Самостоятельно выбирать элементы орнамента при создании композиции. Проект позволил расширить и углубить знания и использовать приобретенные навыки и умения в повседневной жизни и выполнении продуктивной деятельности.
Список литературы
1. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.
2. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре
3. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.
4. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
5. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М. : Мозаика- Синтез, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект открытого занятия "Город мастеров.В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа, элементов орнамента, пословиц и поговорок о труде казахских народных мастеров на двух языках.
(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1. Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....
Конспект ООД в подготовительной группе. «Путешествие по городам «Золотого кольца России» Город Ярославль».
Конспект занятия в подготовительной группе на тему:«Путешествие по городам «Золотого кольца России» Город Ярославль». (Познавательное, развитие речи, конструирование из бумаги)Цель: Расширить зна...
Вечер развлечений по народному декоративно-прикладному искусству России "Путешествие в город Мастеров".
Народное декоративно- прикладное искусство- одно из средств художественного воспитания дошкольников. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические и духовные идеалы наро...
Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...
Сценарий на районный смотр-конкурс "Город мастеров " - "Я гражданин России" 1 корпус
Сегодня в детском саду прошёл районный смотр-конкурс "Город мастеров" -тема "Край родной навек любимый" Наш сценарий мы назвали "Я гражданин Росси"...
Сценарий районного смотра "Город мастеров" 2021- "Люблю тебя, моя Россия", 3 корпус
Дети подготовительной группы тоже очень старались, чтоб выступить хорошо на районном конкурсе. А так как из-за карантина соединять группы нельзя, мы постарались соединить в концерте все жанры, песня, ...
«Мы живём в России»– цикл анимационных роликов о городах и регионах России.
Ссылка на детский сайт Мульти-Россия @multirussia...