Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «Крещение Господне»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
для детей старшего дошкольного возраста
«Крещение Господне»
Цель: формирование у детей представления об одном из главных христианских праздников – «Крещение Господне».
Образовательные задачи:
познакомить с историей возникновения православного праздника «Крещение Господне», традициях и обычаях этого праздника.
Воспитательные задачи:
воспитывать уважительное отношение к православным традициям, отечественной культуре, к духовно-нравственным ценностям своего народа.
Развивающие задачи:
развивать интерес детей к изучению истории православной культуры.
Методы и приемы:
Беседы с детьми о празднике, рассказ воспитателя, художественное слово, индивидуальная работа, просмотр фильма, игры.
Оборудование: проектор, фильм «Мульткалендарь Крещение Господне», маленькая елочка, угощение для детей.
Ход занятия
Вводная часть:
Дети под звон колоколов заходят в зал.
Воспитатель:
- Ребята, что вы себе представляете при звучании колоколов? (Храм, праздник)
Воспитатель:
- Правильно. А зачем люди ходили и ходят в храм?
(обратиться при помощи молитвы к Богу, чтобы его попросить о чем-то, поблагодарить его за что-то, поучаствовать в богослужениях во время праздников)
Основная часть
Воспитатель:
- Ребята, январь богат на праздники, только отпраздновали одни, а на пороге уже новый, послушайте стихотворение:
Идущий по земле январь
Будил крещенские морозы.
Погасший на столбе фонарь
Держал стеклом сосульки-слезы.
Могучим эхом снежный хруст
Пугает голубей на крыше.
Устало сбросив снега груз,
Мороз на окнах что-то пишет.
А суетящийся народ
Готовит дома угощенье.
Уходит - старый Новый год,
Приходит - Господа Крещенье.
Христа, креститель Иоанн,
Крестил в священном Иордане.
С тех пор, к священным тем местам
Священник едет и мирянин.
И с ранних лет своих детей
Ведем мы к Таинству Крещенья:
Чтобы Господь зажег им Свет
И дал от скверны очищенье.
Воспитатель:
-Ребята, вы догадались, о каком празднике в стихотворении идет речь? (Ответы детей)
Воспитатель:
-19 января каждый из вас встречает светлый, красивый и любимый праздник Крещение Господне. Об этом мы с вами посмотрим фильм.
Просмотр фильма (Беседа по фильму)
Воспитатель:
- Кто крестил Иисуса Христа?
-В каком возрасте крестился Иисус Христос и почему?
-Какое чудо произошло во время крещения?
- Как ещё называют праздник Крещения?
Воспитатель:
- Ребята, а знаете ли вы, что у этого праздника есть свои обычаи, которые сохраняются веками.
Главный обычай праздника Крещение – торжественное освящение воды.
Эта традиция дошла и до наших дней. Во многих местах выходят из храмов крестные ходы и идут к ближайшему водоему: реке, пруду, озеру, чтобы освятить его воды. А там уже во льду водоема вырублена крестообразная прорубь. Называется эта прорубь иордань, в знак того, что вспоминается при водоосвящении в этот день Крещение. Самого Спасителя в Иордане Самые смелые христиане в этот день окунаются в освященной ледяной воде. А все люди после молебна в храме или на реке берут с собой освященную воду, наливая ее в принесенные бутылки и банки. Весь год, до следующего праздника Богоявления, хранится в домах крещенская вода: ею кропят жилище, с благоговением пьют по утрам. В этот день даже вода из-под крана считается святой, и ей приписывают целебные свойства. Священники утверждают, что одной капли крещенской воды достаточно, чтобы освятить любое количество обычной воды.
Воспитатель: (Воспитатель приглашает детей встать в круг.)
-До самой Масленицы продолжались гуляния на Руси. С размахом играли свадьбы. Мороз, много снега, с песнями под гармонь мчались на тройках с колокольчиками по зимним дорогам весёлые компании. Радовался жизни русский народ.
В давние времена сложились народные приметы, которые и поныне не утратили своего значения.
-А теперь ребята, вспомните эти приметы. (Дети называют приметы.)
Приметы дня:
• Много снега – много хлеба.
• Утром снег – хороший урожай гречихи.
• Метель – пчелы роиться хорошо будут.
• Яркие звезды – будет хороший приплод скота, много гороха, ягод.
• Утром пасмурно, тепло, снег или иней – год хлебородный.
• Ясно, холодно – неурожай. Лето засушливое.
• Много собаки лают – много зверя, дичи будет.
Воспитатель:
- А как вы понимаете эти приметы? (Ответы детей)
Еще одной традицией является гадание. Способов гаданий великое множество. Гадали на жениха, на свадьбу, на богатство. Гадали, в основном, молодые девушки. Мужчины такими развлечениями пренебрегали.
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдные.
Воспитатель:
-Сейчас мы с вами тоже немного погадаем.
Игра «Башмачок»
(Мальчики сидят на стульчиках в ряд, девочки отходят на 7 шагов, поворачиваются спиной и бросают башмачок не глядя, на кого носом башмачок покажет, тот и суженый с тем девочка и танцует.)
Раз в крещенский вечерок девушки гадали.
За ворота башмачок, сняв с ноги, кидали
Игра «Найди себе пару»
(Дети становятся в 2 круга, один круг - мальчики, другой - девочки, в каждом кругу, передают маленькую елочку под музыку)
Ты ко мне повернись,
Ты со мной подружись,
Елку я передаю,
И с тобой плясать пойду.
(у кого окажется елочка, танцуют парой)
Игра «Прялица»
В середине круга станет «жених», а мы с вами будем ходить по кругу, приговаривая:
Прялица, кокорица моя.
С горя выброшу на улицу тебя;
Стану прясть да попрядывать,
На беседушку поглядывать.
После этих слов «жених» выбирает себе «невесту».
(Игра продолжается, другой «жених» выбирает себе «невесту»)
Заключительная часть:
Воспитатель:
-С каким праздником мы сегодня познакомились? (Крещение Господне)
- А зачем люди набирают и хранят «крещенскую воду»?
-Что интересного вы узнали?
-В какие игры мы с вами играли?
Воспитатель читает стихотворение:
День Господнего крещенья — это праздник посвящения,
Это – таинство большое, очень доброе святое!
У крещеных есть хранитель, -
Ангел – божий заместитель
Помогает людям он,
Бережет наш чуткий сон.
Воспитатель:
-Вечерок крещенский – вечерок особый. Крещение – последний день зимних Святок. Сегодня я была в церкви, взяла воды освященной. Окроплю я святой водой и помещение, и гостей наших, и всех ребятишек. Окроплю на счастье, на добрую долю.
-По старинному русскому обычаю я хочу вас угостить. Угощение мое
не простое, а с предсказанием будущего. Хотите – верьте, хотите – нет, но ваша судьба в ваших руках! Пусть душа ваша, ваши мысли и чувства будут чисты, как крещенская вода. Давайте будем помнить и чтить обычаи и традиции своего народа. Мы верим, что наше пожелание сбудется, потому что мы дети одной страны – России!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста
Решение образовательных задач по формированию первоначальных знаний об истории города Красноярска, способствуя расширению представлений детей о городе и его достопримечательностях; развивитию речи дет...
«Обитатели тайги». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия "обитатели тайги" предназначен для детей старшего дошкольного возрастаЦель занятия: обоготить знания о тайге, о растительном и животном мире тайги, расширять знания де...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «Дары осени»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «Дары осени»...
Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста "ЗИМНИЙ ЛЕС". Автор: Щеникова Ольга Юрьевна, старший воспитатель
Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста "ЗИМНИЙ ЛЕС". Автор: Щеникова Ольга Юрьевна, старший воспитатель...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «Сравнение лисицы и собаки»
Задачи:1. Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида собаки и лисы.2. Выявить представления детей об особенностях жизни этих животных (где живут, чем...
Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста.Тема:«Царство лекарственных растений».
Цели:1. Закрепить знания детей о лекарственных растениях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе.2. Рассказать детям о Красной книге, о лекарственных растениях которые занесены в Красную к...