Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «Крещение Господне»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Оксана Валерьевна Андреева

Окружающий мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kreshchenie_gospodne.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

                               Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

                                          для детей старшего дошкольного возраста

                                                              «Крещение Господне»

Цель: формирование у детей представления об одном из главных христианских праздников – «Крещение Господне».

Образовательные задачи:

познакомить с историей возникновения православного праздника «Крещение Господне», традициях и обычаях этого праздника.

Воспитательные задачи:

воспитывать уважительное отношение к православным традициям, отечественной культуре, к духовно-нравственным ценностям своего народа.

Развивающие задачи:

развивать интерес детей к изучению истории православной культуры.

Методы и приемы:

Беседы с детьми о празднике, рассказ воспитателя, художественное слово, индивидуальная работа, просмотр фильма, игры.

Оборудование: проектор, фильм «Мульткалендарь Крещение Господне», маленькая елочка, угощение для детей.

Ход занятия

Вводная часть:

Дети под звон колоколов заходят в зал.

Воспитатель:

- Ребята, что вы себе представляете при звучании колоколов? (Храм, праздник)

Воспитатель:

- Правильно. А зачем люди ходили и ходят в храм?

(обратиться при помощи молитвы к Богу, чтобы его попросить о чем-то, поблагодарить его за что-то, поучаствовать в богослужениях во время праздников)

Основная часть

Воспитатель:

- Ребята, январь богат на праздники, только отпраздновали одни, а на пороге уже новый, послушайте стихотворение:

Идущий по земле январь

Будил крещенские морозы.

Погасший на столбе фонарь

Держал стеклом сосульки-слезы.

Могучим эхом снежный хруст

Пугает голубей на крыше.

Устало сбросив снега груз,

Мороз на окнах что-то пишет.

А суетящийся народ

Готовит дома угощенье.

Уходит - старый Новый год,

Приходит - Господа Крещенье.

Христа, креститель Иоанн,

Крестил в священном Иордане.

С тех пор, к священным тем местам

Священник едет и мирянин.

И с ранних лет своих детей

Ведем мы к Таинству Крещенья:

Чтобы Господь зажег им Свет

И дал от скверны очищенье.

Воспитатель:

-Ребята, вы догадались, о каком празднике в стихотворении идет речь? (Ответы детей)

Воспитатель:

-19 января каждый из вас встречает светлый, красивый и любимый праздник Крещение Господне. Об этом мы с вами посмотрим фильм.

Просмотр фильма (Беседа по фильму)

Воспитатель:

- Кто крестил Иисуса Христа?

-В каком возрасте крестился Иисус Христос и почему?

-Какое чудо произошло во время крещения?

- Как ещё называют праздник Крещения?

Воспитатель:

- Ребята, а знаете ли вы, что у этого праздника есть свои обычаи, которые сохраняются веками.

Главный обычай праздника Крещение – торжественное освящение воды.

Эта традиция дошла и до наших дней. Во многих местах выходят из храмов крестные ходы и идут к ближайшему водоему: реке, пруду, озеру, чтобы освятить его воды. А там уже во льду водоема вырублена крестообразная прорубь. Называется эта прорубь иордань, в знак того, что вспоминается при водоосвящении в этот день Крещение. Самого Спасителя в Иордане Самые смелые христиане в этот день окунаются в освященной ледяной воде. А все люди после молебна в храме или на реке берут с собой освященную воду, наливая ее в принесенные бутылки и банки. Весь год, до следующего праздника Богоявления, хранится в домах крещенская вода: ею кропят жилище, с благоговением пьют по утрам. В этот день даже вода из-под крана считается святой, и ей приписывают целебные свойства. Священники утверждают, что одной капли крещенской воды достаточно, чтобы освятить любое количество обычной воды.

Воспитатель: (Воспитатель приглашает детей встать в круг.)

-До самой Масленицы продолжались гуляния на Руси. С размахом играли свадьбы. Мороз, много снега, с песнями под гармонь мчались на тройках с колокольчиками по зимним дорогам весёлые компании. Радовался жизни русский народ.

В давние времена сложились народные приметы, которые и поныне не утратили своего значения.

-А теперь ребята, вспомните эти приметы. (Дети называют приметы.)

Приметы дня:

• Много снега – много хлеба.

• Утром снег – хороший урожай гречихи.

• Метель – пчелы роиться хорошо будут.

• Яркие звезды – будет хороший приплод скота, много гороха, ягод.

• Утром пасмурно, тепло, снег или иней – год хлебородный.

• Ясно, холодно – неурожай. Лето засушливое.

• Много собаки лают – много зверя, дичи будет.

Воспитатель:

- А как вы понимаете эти приметы? (Ответы детей)

Еще одной традицией является гадание. Способов гаданий великое множество. Гадали на жениха, на свадьбу, на богатство. Гадали, в основном, молодые девушки. Мужчины такими развлечениями пренебрегали.

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдные.

Воспитатель:

-Сейчас мы с вами тоже немного погадаем.

Игра «Башмачок»

(Мальчики сидят на стульчиках в ряд, девочки отходят на 7 шагов, поворачиваются спиной и бросают башмачок не глядя, на кого носом башмачок покажет, тот и суженый с тем девочка и танцует.)

Раз в крещенский вечерок девушки гадали.

За ворота башмачок, сняв с ноги, кидали

Игра «Найди себе пару»

(Дети становятся в 2 круга, один круг - мальчики, другой - девочки, в каждом кругу, передают маленькую елочку под музыку)

Ты ко мне повернись,

Ты со мной подружись,

Елку я передаю,

И с тобой плясать пойду.

(у кого окажется елочка, танцуют парой)

Игра «Прялица»

В середине круга станет «жених», а мы с вами будем ходить по кругу, приговаривая:

Прялица, кокорица моя.

С горя выброшу на улицу тебя;

Стану прясть да попрядывать,

На беседушку поглядывать.

После этих слов «жених» выбирает себе «невесту».

(Игра продолжается, другой «жених» выбирает себе «невесту»)

Заключительная часть:

Воспитатель:

-С каким праздником мы сегодня познакомились? (Крещение Господне)

- А зачем люди набирают и хранят «крещенскую воду»?

-Что интересного вы узнали?

-В какие игры мы с вами играли?

Воспитатель читает стихотворение:

День Господнего крещенья — это праздник посвящения,

Это – таинство большое, очень доброе святое!

У крещеных есть хранитель, -

Ангел – божий заместитель

Помогает людям он,

Бережет наш чуткий сон.

Воспитатель:

-Вечерок крещенский – вечерок особый. Крещение – последний день зимних Святок. Сегодня я была в церкви, взяла воды освященной. Окроплю я святой водой и помещение, и гостей наших, и всех ребятишек. Окроплю на счастье, на добрую долю.

-По старинному русскому обычаю я хочу вас угостить. Угощение мое

не простое, а с предсказанием будущего. Хотите – верьте, хотите – нет, но ваша судьба в ваших руках! Пусть душа ваша, ваши мысли и чувства будут чисты, как крещенская вода. Давайте будем помнить и чтить обычаи и традиции своего народа. Мы верим, что наше пожелание сбудется, потому что мы дети одной страны – России!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста

Решение образовательных задач по формированию первоначальных знаний об истории города Красноярска, способствуя расширению представлений детей о городе и его достопримечательностях; развивитию речи дет...

«Обитатели тайги». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия "обитатели тайги" предназначен для детей старшего дошкольного возрастаЦель занятия: обоготить знания  о тайге, о растительном и животном мире тайги, расширять знания де...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «Дары осени»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «Дары осени»...

Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста "ЗИМНИЙ ЛЕС". Автор: Щеникова Ольга Юрьевна, старший воспитатель

Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста "ЗИМНИЙ ЛЕС". Автор: Щеникова Ольга Юрьевна, старший воспитатель...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «Сравнение лисицы и собаки»

Задачи:1. Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида собаки и лисы.2. Выявить представления детей об особенностях жизни этих животных (где живут, чем...

Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста.Тема:«Царство лекарственных растений».

Цели:1. Закрепить знания детей о лекарственных растениях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе.2. Рассказать детям о Красной книге, о лекарственных растениях которые занесены в Красную к...