Исследовательский проект старшей группы №15 «Радуга» На тему: «Радуга национальностей»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Цель проекта: Изучение национального состава нашей группы и создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к представителям разных национальностей, окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_raduga.docx | 21.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательский проект
старшей группы №15 «Радуга»
На тему: «Радуга национальностей»
Актуальность:
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей
не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать
вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут».
Эмма Константиновна Cуслова.
(Кандидат педагогических наук г. Москва)
В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространении среди российского общества получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, детский сад, школу. Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. На территории нашего округа проживают представители более 50 народов.
В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в директивах государственных документах: «В законе об образовании», «Концепции государственной национальной политики». Детский сад, являясь первой ступенью становления межличностных отношений, может и должен уделять особое внимание проблеме толерантности, так как именно в детском возрасте закладываются основы поведения человека в обществе.
Цель проекта: Изучение национального состава нашей группы и создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к представителям разных национальностей, окружающему миру.
Задачи:
- Изучить персональные данные детей и составить национальную карту группы;
- Оформить мини-музей «Наш дом - Россия», коллаж «Мы – едины»;
- Подготовить детей к участию в конкурсах и акциях, приуроченных ко «Дню народного единства»;
- Познакомить детей с национальной одеждой, жилищем, блюдами, устным народным творчеством, национальными праздниками и музыкальными инструментами народов ХМАО-Югры;
- Собрать видеотеку «Народные сказки»;
- Собрать лэпбук «Радуга национальностей;
- Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру.
Вид проекта: нравственно-патриотический, творческий.
Продолжительность проекта: длительный.
Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели,
родители воспитанников.
Возраст детей: 5-6 лет.
Ожидаемые результаты
Для детей
Дети узнают к какой национальности принадлежат их одногруппники, познакомиться с традициями и обычаями этих народов; научатся доброжелательному отношению друг к другу и отзывчивости.
Для родителей
Совместная работа над проектом повысит знания родителей по толерантному воспитанию своих детей, поможет передать детям культурно-национальные традиции своего народа.
Для педагогов
Реализация проекта повысит профессиональную компетенцию педагогов, позволит пополнить группу новым методическим и практическим материалом.
I этап. Организационно-подготовительный
На данном этапе мы изучили документацию детей и выяснили, что из 26 человек, посещающих нашу группу, только у 5 в свидетельстве о рождении записана национальная принадлежность родителей.
С целью определения национальной принадлежности остальных детей мы провели опрос родителей.
После этого, по результатам опроса мы с детьми проанализировали информацию и составили «Национальную карту группы».
Мы узнали, что нашу группу посещают дети семи национальностей:
Русские – 10 человек;
Татары – 3 человека;
Башкиры – 3 человека;
Азербайджанцы – 5 человек;
Лезгины – 2 человека;
Киргизы – 2 человека;
Ханты – 1 человек.
II этап. Основной
Основной этап проекта мы начали со знакомства с Россией, ее культурой, народными промыслами, традициями и с помощью родителей оформили в группе мини-музей «Наш дом - Россия», коллаж «Мы едины!»
Наши дети стали победителями во Всероссийских конкурсах детско-юношеского творчества, посвященных Дню народного единства «С любовью к родному краю», «И только в единстве сила России» в номинации Художественное слово.
Из бесед с родителями, с помощью интернет-ресурсов и литературы мы собрали информацию об особенностях национальной одежды каждого народа и организовали выставку рисунков в группе, после чего собрали альбом «Национальные костюмы народов ХМАО-Югы».
Мы изготовили настольно-печатную игру с бумажными куклами «Костюмы народов России» и альбом с наглядным материалом.
Каждый народ имеет свои традиционные национальные блюда, праздники, обряды, которые чтут, уважают и соблюдают многие поколения. С помощью родителей мы собрали необходимую информацию по каждому народу, оформили картотеки и кулинарную книгу с рецептами.
Ни один национальный праздник не обходится без национальных музыкальных инструментов. С помощью интернет-ресурсов мы нашли информацию о некоторых из них, посмотрели их внешний вид и прослушали их звучание.
Для каждого человека самым важным в жизни является жилище, в котором проживает его семья. В процессе сбора и анализа информации по данной теме, мы выяснили, что разные народы живут в разных видах жилища и каждый из них создает уют и тепло, используя национальный колорит своего народа. С помощью интернет-ресурсов мы смогли рассмотреть национальные особенности жилищ снаружи и изнутри.
Все народы украшают свою одежду, жилище и предметы быта национальным орнаментом. Каждый из которых отличается своей цветовой гаммой, техникой исполнения и сложностью. Чтобы дети ближе познакомились со своим видом орнамента, мы сделали дидактическую игру «Мозаика национальных узоров»
Мы знаем, что у каждого народа есть свои сказки. Для ознакомления детей с ними мы скачали из интернета мультипликационный сериал по мотивам сказок народов России «Гора самоцветов».
III этап. Заключительный
Для наглядности и удобства в использовании, всю собранную информацию мы оформили в виде лэпбука «Радуга национальностей», который может быть интересен и полезен другим группам детского сада. Данный лэпбук мы планируем пополнять и расширять еще более интересной информацией, например, пословицами и поговорками, колыбельными, словарями простых слов на каждом языке, народными играми и т.д.
По окончанию проекта, ребята узнали много интересного друг о друге, о жизни разных народов, научились работать сообща, дружно, проявляя уважение и взаимопомощь друг к другу. А также дети нашей группе поняли, что все люди на земле должны жить в мире и согласии поэтому мы приняли участие в акции «Терроризм - угроза обществу».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по изодеятельности для старшей группы с использованием ИКТ. Тема " Радуга-дуга”
Конспект непосредственно образовательной деятельности по изодеятельности для старшей группы с использованием ИКТ. Тема " Радуга-дуга”...
Конспект НОД в средней группе по лепке на тему: "Радуга-дуга"
Занятие было проведено с целью научить детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней....
Проект во 2-ой младшей группе №8 «Радуга» на тему: «Здравствуй, Зимушка – Зима»
Цель проекта:1. Расширять представления о зиме, помочь детям почувствовать красоту зимнего пейзажа.2. Знакомить детей с характерными признаками зимы. Формировать навыки исследования предмета.3. Учить ...
Конспект занятия с применением интерактивной доски в средней группе № 1 «Радуга» На тему «Дружба чудесное слово!», Интерактивная игра «Дружба чудесное слово!»
Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной, привлекат...
Конспект НОД в подготовительной группе с элементами ТРИЗ Тема: «Радуга знаний»
Описание материала: предлагаю вам конспект итогового занятия в подготовительной группе с элементами ТРИЗ «Радуга знаний».Материал будет полезен воспитателям детских садов.Интеграция о...
Проект во 2-ой младшей группе №8 «Радуга» на тему: «Здравствуй, Зимушка – Зима»
Проект во 2-ой младшей группе №8 «Радуга» на тему:«Здравствуй, Зимушка – Зима»...
Беседа с воспитанниками группы № 2 «Радуга» на тему « Профилактика детского травматизма на объектах железнодорожного транспорта»
Маслов Алексей Николаевич – ревизор по ремонту и безопасности движения поездов рассказал ребятам о правилах поведения на железной дороге....