Исследовательский проект старшей группы №15 «Радуга» На тему: «Радуга национальностей»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Сецко Альбина Нуршатовна

Цель проекта: Изучение национального состава нашей группы и создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к представителям разных национальностей, окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_raduga.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект

старшей группы №15 «Радуга»

На тему: «Радуга национальностей»

Актуальность:

            «Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей

не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать

                         вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств,             тем большую устойчивость они приобретут».                                                                                                                                      

Эмма Константиновна Cуслова.

(Кандидат педагогических наук г. Москва)

         В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространении среди российского общества получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, детский сад, школу. Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. На территории нашего округа проживают представители более 50 народов.

     В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в директивах государственных документах: «В законе об образовании», «Концепции государственной национальной политики». Детский сад, являясь первой ступенью становления межличностных отношений, может и должен уделять особое внимание проблеме толерантности, так как именно в детском возрасте закладываются основы поведения человека в обществе.

Цель проекта: Изучение национального состава нашей группы и создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к представителям разных национальностей, окружающему миру.

Задачи:

  • Изучить персональные данные детей и составить национальную карту группы;
  • Оформить мини-музей «Наш дом - Россия», коллаж «Мы – едины»;
  • Подготовить детей к участию в конкурсах и акциях, приуроченных ко «Дню народного единства»;
  • Познакомить детей с национальной одеждой, жилищем, блюдами, устным народным творчеством, национальными праздниками и музыкальными инструментами народов ХМАО-Югры;
  • Собрать видеотеку «Народные сказки»;
  • Собрать лэпбук «Радуга национальностей;
  • Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру.

Вид проекта: нравственно-патриотический, творческий.

Продолжительность проекта: длительный.

Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели,

родители воспитанников.

Возраст детей: 5-6 лет.

Ожидаемые результаты

Для детей

      Дети узнают к какой национальности принадлежат их одногруппники, познакомиться с традициями и обычаями этих народов; научатся доброжелательному отношению друг к другу и отзывчивости.

Для родителей

      Совместная работа над проектом повысит знания родителей по толерантному воспитанию своих детей, поможет передать детям культурно-национальные традиции своего народа.

Для педагогов

Реализация проекта повысит профессиональную компетенцию педагогов, позволит пополнить группу новым методическим и практическим материалом.

I этап. Организационно-подготовительный

      На данном этапе мы изучили документацию детей и выяснили, что из 26 человек, посещающих нашу группу, только у 5 в свидетельстве о рождении записана национальная принадлежность родителей.

      С целью определения национальной принадлежности остальных детей мы провели опрос родителей.

      После этого, по результатам опроса мы с детьми проанализировали информацию и составили «Национальную карту группы».

     Мы узнали, что нашу группу посещают дети семи национальностей:

Русские – 10 человек;

Татары – 3 человека;

Башкиры – 3 человека;

Азербайджанцы – 5 человек;

Лезгины – 2 человека;

Киргизы – 2 человека;

Ханты – 1 человек.

II этап. Основной

      Основной этап проекта мы начали со знакомства с Россией, ее культурой, народными промыслами, традициями и с помощью родителей оформили в группе мини-музей «Наш дом - Россия», коллаж «Мы едины!»

       Наши дети стали победителями во Всероссийских конкурсах детско-юношеского творчества, посвященных Дню народного единства «С любовью к родному краю», «И только в единстве сила России» в номинации Художественное слово.

        Из бесед с родителями, с помощью интернет-ресурсов и литературы мы собрали информацию об особенностях национальной одежды каждого народа и организовали выставку рисунков в группе, после чего собрали альбом «Национальные костюмы народов ХМАО-Югы».

         Мы изготовили настольно-печатную игру с бумажными куклами «Костюмы народов России» и альбом с наглядным материалом.

             Каждый народ имеет свои традиционные национальные блюда, праздники, обряды, которые чтут, уважают и соблюдают многие поколения. С помощью родителей мы собрали необходимую информацию по каждому народу, оформили картотеки и кулинарную книгу с рецептами.

          Ни один национальный праздник не обходится без национальных музыкальных инструментов. С помощью интернет-ресурсов мы нашли информацию о некоторых из них, посмотрели их внешний вид и прослушали их звучание.

        Для каждого человека самым важным в жизни является жилище, в котором проживает его семья. В процессе сбора и анализа информации по данной теме, мы выяснили, что разные народы живут в разных видах жилища и каждый из них создает уют и тепло, используя национальный колорит своего народа. С помощью интернет-ресурсов мы смогли рассмотреть национальные особенности жилищ снаружи и изнутри.

         Все народы украшают свою одежду, жилище и предметы быта национальным орнаментом. Каждый из которых отличается своей цветовой гаммой, техникой исполнения и сложностью. Чтобы дети ближе познакомились со своим видом орнамента, мы сделали дидактическую игру «Мозаика национальных узоров»

       Мы знаем, что у каждого народа есть свои сказки. Для ознакомления детей с ними мы скачали из интернета мультипликационный сериал по мотивам сказок народов России «Гора самоцветов».

III этап. Заключительный

       Для наглядности и удобства в использовании, всю собранную информацию мы оформили в виде лэпбука «Радуга национальностей», который может быть интересен и полезен другим группам детского сада. Данный лэпбук мы планируем пополнять и расширять еще более интересной информацией, например, пословицами и поговорками, колыбельными, словарями простых слов на каждом языке, народными играми и т.д.

        По окончанию проекта, ребята узнали много интересного друг о друге, о жизни разных народов, научились работать сообща, дружно, проявляя уважение и взаимопомощь друг к другу. А также дети нашей группе поняли, что все люди на земле должны жить в мире и согласии поэтому мы приняли участие в акции «Терроризм - угроза обществу».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по изодеятельности для старшей группы с использованием ИКТ. Тема " Радуга-дуга”

Конспект   непосредственно образовательной деятельности   по   изодеятельности  для старшей группы с использованием ИКТ.  Тема " Радуга-дуга”...

Конспект НОД в средней группе по лепке на тему: "Радуга-дуга"

Занятие было проведено с целью научить детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней....

Проект во 2-ой младшей группе №8 «Радуга» на тему: «Здравствуй, Зимушка – Зима»

Цель проекта:1. Расширять представления о зиме, помочь детям почувствовать красоту зимнего пейзажа.2. Знакомить детей с характерными признаками зимы. Формировать навыки исследования предмета.3. Учить ...

Конспект занятия с применением интерактивной доски в средней группе № 1 «Радуга» На тему «Дружба чудесное слово!», Интерактивная игра «Дружба чудесное слово!»

Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной, привлекат...

Конспект НОД в подготовительной группе с элементами ТРИЗ Тема: «Радуга знаний»

Описание материала: предлагаю вам конспект итогового занятия в подготовительной группе с элементами ТРИЗ «Радуга знаний».Материал будет полезен воспитателям детских садов.Интеграция о...

Проект во 2-ой младшей группе №8 «Радуга» на тему: «Здравствуй, Зимушка – Зима»

Проект во 2-ой младшей группе №8 «Радуга» на тему:«Здравствуй, Зимушка – Зима»...

Беседа с воспитанниками группы № 2 «Радуга» на тему « Профилактика детского травматизма на объектах железнодорожного транспорта»

Маслов Алексей Николаевич – ревизор по ремонту и безопасности  движения поездов рассказал ребятам о правилах поведения на железной дороге....