Конспект по окружающему миру в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Донцова Наталья Петровна

Электричество

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_okruzhayushchemu_miru.docx31.57 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                           

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ашкаульский детский сад»

Конспект по окружающему миру

в старшей группе.

Тема: «Электричество окружает нас повсюду.»

                                                                                                 

                                                                                  Составила:

                                                                                                             воспитатель Донцова Н.П.

Интеграция образовательных областей: познание.

Цель: формирование у детей познавательной активности, любознательности через опыты со статическим электричеством.

Задачи:

- образовательные:

1) расширить знания детей об окружающем мире;

2) уточнить и расширить представления детей о том, где «живёт» опасное электричество и как оно помогает человеку;

3) закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту;

4) познакомить детей с причинами возникновения и проявления статического электричества и возможностью снятия его с предметов;

- развивающие:

1) развивать стремление к познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

2) способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами;

3) вызвать интерес к опытам, открытиям;

- воспитательные:

1) воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность;

2) воспитывать умение работать в коллективе.

Объекты исследования: бытовые приборы и предметы.

Предмет исследования: статическое электричество.

Предварительная работа: беседа о пользе электричества в быту, разгадывание загадок об электроприборах, просмотр серии мультфильмов «Фиксики».

Материалы и оборудование: электронные часы, голосовое сообщение профессора Электрикуса, видеофильм «Фиксисоветы. Осторожно! Электричество»,  воздушные шары,  пластмассовые расчёски, бумага, алюминиевая банка, тазик с водой,  бумажный кораблик, овсяные хлопья.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

В.: - Здравствуйте, ребята!

Д.: - Здравствуйте!

В.: - Мы каждый день произносим слово «здравствуйте». От какого другого слова оно происходит? Что оно означает?

Д.: - Слово «здравствуйте» происходит от слова «здоровье». Оно означает «будьте здоровы».

В.: - Правильно, ребята. Не забывайте здороваться при встрече и желать друг другу здоровья.

2. Сюрпризный момент.

В.: - Ребята, отгадайте загадку. Если отгадаете, узнаете, о чём будем говорить на занятии.

                                                          По тропинкам я бегу,

Без тропинки не могу.

Где меня, ребята, нет,

      Не зажжётся в доме свет.

                                                                       (Электричество).

В.: - Правильно, сегодня мы будем говорить про электричество.

II. Основная часть.

1. Проблемная ситуация.

В.: - Работы у нас много, поэтому нужно следить за временем. Но что такое? Часы, кажется, стоят. Почему?

(Дети могут высказать предположения: «Села батарейка», «Нет батарейки»).

В.: - Сейчас я заменю батарейку. Но делать это нужно правильно: на одном конце батарейки нарисован плюс, на другом - минус. Поэтому нужно поставить плюс к плюсу, а минус к минусу.  Послушайте, начали ли работать часы?

Д.: - Да, начали. Они тикают.

В.: - Когда мы вставили батарейку,  через часы пошел электрический ток и часы заработали. Значит, часы работают с помощью электричества?

Д.: -Да!

2. Актуализация знаний детей.

В.: - Ребята, скажите, где ещё в быту используется электрический ток?

Д.: - С помощью электрического тока работает телевизор, холодильник, телефон, компьютер…

В.: - Да, ребята. Все бытовые приборы работают с помощью электричества. Значит, электричество помогает нам, как добрый волшебник, без него было бы трудно. А у нас в группе есть электричество?

Д.: - Да!

В.: - Почему вы так думаете?

Д.: - Мы включаем компьютер, телевизор, сушильный шкаф.

В.: - Правильно, ребята.

3. Повторение правил безопасного поведения при взаимодействии с электричеством, электрическими приборами.

На телефоне воспитателя раздаётся сигнал о поступившем голосовом сообщении.

В.: - Ребята, мне пришло сообщение, сейчас я его прослушаю: вдруг это важная информация.

Прослушивает сообщение.

В.: - Ребята, оказывается, это сообщение не только для меня, но и для вас. Давайте прослушаем его вместе.

Текст сообщения: - Здравствуйте, Ольга Николаевна и ребята! Меня зовут  профессор Электрикус. Мне очень приятно, что вас интересует электричество.

Я про электричество знаю всё – всё! Очень хотелось приехать к вам и рассказать о нём, но не могу, потому что у меня много работы. Поэтому я и мои помощники Фиксики подготовили для вас видеописьмо. Думаю, что вам будет интересно и полезно его просмотреть и узнать, как правильно обращаться с электричеством. До свидания, ребята! Надеюсь, вы запомните то, о чём говорится в моём видеописьме.

В.: - Ребята, вам интересно посмотреть видеописьмо профессора Электрикуса?

Д.: - Да!

Воспитатель «копирует» видеописьмо («Фиксисоветы. Осторожно! Электричество»)  с телефона на компьютер и включает просмотр.

В.: - Действительно, ребята, в видеописьме содержится очень полезная информация. Спасибо профессору Электрикусу и Фиксикам. Расскажите, как нужно правильно обращаться с электричеством.

Ответы детей.

В.: - Да, с электричеством нужно обращаться правильно, осторожно, когда мы пользуемся бытовыми приборами.

4. Выполнение экспериментов с электричеством.

В.: - Ребята, есть электричество неопасное, тихое и незаметное. Оно повсюду окружает нас, а мы об этом даже не догадываемся. И если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Хотите поиграть с электричеством?

Д.: - Да!

В.: - Тогда я приглашаю вас в страну  Электрию, в которой электричество живёт повсюду. Закройте глаза. Три раза повернёмся и в  Электрию перенесёмся.

Пока у детей закрыты глаза, воспитатель открывает разложенные на столах предметы для проведения экспериментов, на стену вешает шарик, разбрасывает шарики по полу, два шарика вешает на стойку.

- Откройте глаза, ребята.  Посмотрите, как интересно: на стене висит шарик, и на полу шарики. А давайте-ка их тоже повесим на стену.

Дети открывают глаза, осматриваются, берут шарики,

пытаются повесить их на стену.

В.: -Почему этот шарик висит, а остальные падают?

Ответы детей.

В.: -Давайте наши шарики сделаем волшебными. Это просто: надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали.

Дети трут шарики о волосы, прикладывают к стене – шарики висят.

Д.: - Ребята, как вы думаете, почему шарики повисли на стене?

Ответы детей.

В.: -Произошло это потому, что в наших волосах живет электричество. Мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы, шарик стал электрическим и поэтому притянулся к стене. Попробуем приложить шарики к шкафу, к себе, друг к другу. Что происходит?

Д.: - Шарики прилипают ко всему.

В.: - Теперь мы знаем, где живет электричество?

Д.: - Да, оно живёт в волосах.

На стойке висят наэлектризованные шарики на длинных нитках.

В.: - Давайте потрём о волосы вот эти два шарика. Что произошло?

Д.: - Они стали отталкиваться друг от друга.

В.: - Да, они отталкиваются, как будто поссорились. Давайте их помирим. Для этого нужно снять с одного шарика электричество - намочить его.

Один из детей брызгает воду на шарик.

В.: - Что произошло теперь?

Д.: -Шарики притянулись, как будто помирились.

В.: - Когда ещё можно увидеть электричество в волосах?

Д.: - Его можно увидеть, когда расчёсываемся.

В.: -Что тогда происходит с волосами?

Д.: - Они торчат в разные стороны, и даже раздаётся треск.

В.: - Это ещё раз доказывает, что в волосах живет электричество. Убедимся в этом. Подойдите к столу. Порвите полоску бумаги на мелкие кусочки.  Возьмите расчёску и поднесите её к бумаге. С бумагой что-то происходит?

Д.: - Нет.

В.: -Как заставить бумагу притянуться к расчёске?

Предположения детей.

В.: -Что мы сделали, чтобы шарики притянулись к стене?

Д.: - Потёрли шарики о волосы.

В.: - Значит, что нужно сделать с расчёской?

Д.: - Нужно потереть её о волосы.

Дети расчесываются или натирают расчёску о волосы.

В.: - Поднесите расчёску к бумаге. Что происходит?

Д.: - Бумага прилипла, притянулась, зашевелилась.

В.: - Почему?

Д.: - Мы поймали расчёской электричество, и она стала притягивать бумагу.

В.: - Давайте проведём ещё один опыт – «Весёлая регата».

Дети наблюдают за опытом, делают вывод, отвечают.

В.: - Для этого опыта нам понадобится тазик с водой, бумажный кораблик и воздушный шарик. Быстрыми движениями потрём шарик о волосы  и поднесём его к кораблику. Что происходит?

Д.: - Кораблик притягивается к шарику.

В.: - Попробуем вести шарик по кругу. Что происходит?

Д.: - Кораблик плывёт за шариком.

В.: - Почему?

Д.: - Мы поймали шариком электричество, поэтому кораблик к нему притягивается.

Дети наблюдают за опытом, делают вывод, отвечают.

В.: - Но электричество притягивает не только бумагу. Попробуем в этом убедиться. В плоскую тарелку насыпаем столовую ложку овсяных хлопьев. Быстрыми движениями потрём шарик о волосы  и поднесём его к овсяным хлопьям. Что происходит?

Д.: - Хлопья подпрыгивают и прилипают к шарику, потому что шарик наэлектризован.

В.: - А сможет ли электричество воздействовать на более тяжёлые предметы? Быстрыми движениями потрём шарик о волосы и поднесём его к алюминиевой банке из-под газированного напитка. Что происходит с банкой?

Д.: - Банка притягивается к шарику, начинает двигаться за ним.

В.: - Ребята, наши часы показывают, что пора возвращаться в детский сад.

В.: - На память о нашем путешествии предлагаю взять воздушные шарики, которые висят на стене. Для этого надо превратить их в обыкновенные.

Дети брызгают на шарики водой, снимают их со стены.

В.: -Закройте глаза.

Дети закрывают глаза.

В.: -Три раза повернёмся и в детский сад перенесёмся.

Дети три раза поворачиваются, открывают глаза, вместе с воспитателем

проходят на ковёр и садятся.

III. Итог занятия.

В.: - Интересно ли было вам играть с электричеством?

Д.: - Да!

В.: - Мы будем и дальше продолжать знакомиться с электричеством, проводить опыты, играть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по окружающему миру в старшей группе "История возникновения Москвы".

Закрепить знания детей об истории возникновения родного города. Познакомить с основателем родного города....

Конспект по окружающему миру для старшей группы "Откуда хлеб пришёл".

Конспект занятияТема: "Откуда хлеб пришел"  /старшая группа/Составила:Воспитатель: Лобжанидзе Р.Р.Цель: Уточнить и расширить знания детей о выращивании хлеба, об уборке урожая.Ознакомить , к...

План -конспект по окружающему миру в старшей группе на тему " Моя семья"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему "Моя семья"...

План -конспект по окружающему миру в старшей группе на тему "Мой дом (мебель)

Конспект по окружающему мирув старшей группе на тему "Мой дом.Мебель "...

конспект по окружающему миру в старшей группе на тему: "Мои друзья"

конспект по окружающему миру в старшей группе...

План -конспект по окружающему миру в старшей группе на тему " Зимушка -зима!"

конспект занятия по окружающему миру в ст.гр. "Зимушка -зима!"...

План -конспект по окружающему миру в старшей группе на тему "Что такое Новый год ?"

Конспект по окр.миру в ст.группе на тему"Что такое Новый год ?"...