Познавательно-исследовательский проект "Кому нужна вода?" в старшей группе
проект по окружающему миру (старшая группа)
Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста и направлен на получение и углубление знаний и представлений детей о значении воды в жизни живых существ и здоровья людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
komu_nuzhna_voda.docx | 33.14 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
Тема: «Кому нужна вода?
Авторы: дети старшей группы №9
Руководители проекта: воспитатели
Рощина Л.Н., Орлова О.В.
Москва,2023г
Описание проектной деятельности:
Тема проекта: «Кому нужна вода?»
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Продолжительность проекта: краткосрочный
Сроки реализации:13.11.2023 – 24.11.2023
Участники проекта: дети старшей группы №9, воспитатели, родители
Руководители проекта: воспитатели Рощина Л.Н., Орлова О.В.
Введение.
Формирование экологической культуры предполагает воспитание правильного отношения ребенка к окружающей природе, к себе и людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, способности понимать и любить окружающий мир и бережно к нему относиться.
Актуальность:
Ребенок – это самый любознательный человек на свете. В дошкольном возрасте он активно познает окружающий мир и свойства предметов, стремится экспериментировать, самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста и направлен на получение и углубление знаний и представлений детей о значении воды в жизни живых существ и здоровья людей.
Поставлен вопрос:
Какую роль играет вода в жизни растений, животных и человека?
Проблема:
Дети имеют недостаточное представление о значении воды в жизни живых существ.
Объект исследования: вода
Предмет исследования: значение воды для жизни человека, животных, растений.
Цель:
Формирование элементарных естественно-научных представлений детей об объектах неживой природы.
Формирование знаний о значении воды для всего живого.
Задачи:
Создавать условия для реализации детьми исследовательских проектов.
Развивать познавательно-исследовательский интерес, умение понимать познавательную задачу (что нужно делать), способы ее достижения (как делать).
Создавать условия для детского экспериментирования.
Учить наблюдать, развивать любознательность.
Закреплять умение получать информацию о новом объекте в процессе его
исследования.
Гипотеза:
Действительно ли всем живым существам на Земле нужна вода?
Методы исследования: наблюдение, сбор информации, исследование, экспериментирование
Предполагаемые результаты:
Формирование интереса к познавательно-исследовательской деятельности путем экспериментирования.
Выводы:
Реализация проекта «Кому нужна вода?» осуществлялась в процессе организации совместной деятельности родителей, педагогов и детей. Опытно - экспериментальная деятельность проходила в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствовало развитию у детей познавательной активности, самостоятельности, уверенности в собственных силах, умения доводить начатое дело до конца и делать правильные выводы.
Во время работы над проектом дети с помощью родителей и педагогов смогли ответить на вопрос:
Какую роль играет вода в жизни растений, животных и человека?
В ходе проекта дети овладели несложными способами экспериментирования с водой. Так же значительно обогатился словарь, сформировались некоторые опытно-исследовательские навыки.
Проект научил приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения, делать выводы.
В ходе работы над проектом выяснилось, что ребенок может ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.
Подтвердилась гипотеза о том, что всем живым существам на Земле нужна вода.
Детьми сделаны следующие выводы:
Пресная вода пригодна для питья и приготовления пищи, для полива и выращивания растений, мытья посуды, уборки, ухода за животными, умывания. Вода необходима всему живому на Земле.
Работа над проектом помогла детям понять, что вода необходима всем живым существам – людям, животным, птицам, насекомым, растениям.
Этапы реализации проекта
Этапы реализации проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
I.Подготовительный. 1.Выявление проблемы. 2. Определение целей, задач, содержания проекта | 1.Чтение экологической сказки «Все живое нуждается в воде» (Приложение 1) 2. Беседа с детьми на тему «Кому и для чего нужна вода?» 3. Дети имеют недостаточное представление о свойствах воды, о ее значении в жизни живых существ. | Обсуждение. Необходимость проверить опытным путем, нужна ли вода для жизни растений. Дети предлагают провести опыт с букетами цветов, чтобы убедиться действительно ли без воды букет завянет. 1. Что вы знаете о воде? Какую роль играет вода в жизни растений, животных и человека? 2. Что бы вы хотели узнать о воде? |
II.Организация работы над проектом. | 1.Беседа с детьми о том, где можно найти информацию. Подбор стихов, сказок, игр Подбор материалов для экспериментальной деятельности с детьми 2.Задание детям совместно с родителями сделать фото «Как мы используем воду дома?» Рекомендации детям и родителям по работе над проектом. | Предлагают пути поиска решения проблемы: -спросить у родителей, бабушек, дедушек; -найти информацию в книгах, энциклопедиях; - в интернете Рассматривание и обсуждение фотографий. |
III. Практическая деятельность по решению проблемы. | 1.Работа над проектом: Рассматривание иллюстраций в книгах и энциклопедиях, просмотр слайдов. Чтение художественной литературы, загадки, пословицы и поговорки о воде. Опыты и эксперименты с водой. | Эксперименты с водой. Наблюдение за растениями в емкостях с водой и без воды. Выводы. Подготовка к презентации проекта. |
IV. Презентация проекта | 1. Деятельность детей по подготовке к презентации. Формулировка вывода о решении проблемы. | 1.Презентация проекта 2. Что нового узнали? Какая работа проведена, чтобы мы могли ответить на поставленные вопросы? 3.Выводы. |
Методическая литература:
1. А.И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском салу». Пособие для работников дошкольных учреждений – МТЦ Сфера, 2003 г.
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.-М.: Мозаика-Синтез, 2010-112с.
3. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников- М.: ТЦ Сфера, 2005.
4. Николаева С.Н. «Юный эколог»: программа воспитания экологической культуры детей. – Новая школа, 1999г.
5. Масленникова О.М., Филлипенко А.А. «Экологические проекты в детском саду». 2001г. – Волгоград, Учитель,2010г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
«Все живое нуждается в воде».
Экологическая сказка
Жил-был Заяц. Как-то раз решил он прогуляться по лесу. День был очень пасмурный, шел дождь. Но Зайцу это ничуть не мешало совершить утреннюю прогулку по родному лесу. Идет Заяц и вдруг, ему навстречу Ёжик-ни головы-ни ножек.
- Здравствуй, Ёжик! Ты что такой грустный?
- Здравствуй, Зайчик! А чему радоваться? Посмотри, какая погода, все утро дождь идет, настроение отвратительное.
- Ёжик, представь, что было бы. Если бы вообще не было дождя, а всегда светило солнце?
- Было бы здорово гулять, петь песни, веселиться!
- Ага, Ёжик, как бы не так! Если не будет дождика, все деревья, трава, цветы, все живое погибнет!
- Да ну, Заяц! Я тебе нем верю!
- А давай проверим?
- И как это мы будем проверять?
- Очень просто. Вот держи, Ёжик, букет цветов. Это тебе подарок от меня.
- Ой, спасибо, Зайчик! Ты настоящий друг!
- Ёжик и ты мне цветы подари.
- Да запросто. Вот держи!
- А теперь, Ёжик, пришло время проверять. Сейчас мы пойдем каждый к себе домой. Я поставлю свои цветы в вазу и налью туда воду. А ты, Ёжик, тоже поставь цветы в вазу, но воду не наливай.
- Хорошо, Заяц. До свидания.
Прошло три дня. Заяц как обычно, вышел прогуляться по лесу. В этот день светило яркое солнце и согревало своими теплыми лучиками. Гуляет Зайчик и вдруг на встречу ему Ёжик-ни головы-ни ножек.
- Ёжик, ты опять грустишь? Дождь уже давно закончился, солнышко светит, птички поют, бабочки порхают. Ты должен радоваться.
- Да чему, Зайчик, радоваться? Цветы, которые ты мне подарил, засохли. Мне так жалко, это же был твой подарок!
- Ёжик, а ты понял, почему они засохли?
- Конечно, понял. Я теперь все понимаю. Они засохли, потому что находились в вазе без воды.
- Да, Ёжик, все живое нуждается в воде. Если не будет воды, все живое засохнет и погибнет. А дождь – это капельки воды, которые падают на землю и питают все цветы, растения, деревья. Поэтому нужно радоваться всему: и солнышку и дождику.
- Зайчик, я все понял! Спасибо тебе! Пошли вместе гулять по лесу и радоваться всему вокруг!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Презентация проекта (сценарий).
СЛАЙД 1, 2: Старшая группа №9 представляет познавательно-исследовательский проект «Кому нужна вода?»
СЛАЙД 3: Наши воспитатели прочитали нам сказку «Все живое нуждается в воде». В сказке Заяц и Ёжик подарили друг другу букеты цветов и договорились, что Заяц поставит свой букет в воду, а Ёжик оставит букет без воды. И что же тогда будет?
Нам тоже захотелось провести такой эксперимент.
Мы поставили один букет в воду, а другой в пустой стакан. И наблюдали. Через 3 дня букет без воды завял.
СЛАЙД 4: Так же без воды завяли отростки хлорофитума.
СЛАЙД 5: С луковицей в стакане без воды ничего не происходит.
А луковица в воде ожила: сначала появились корни, а потом ростки.
СЛАЙД 6: Дома мы тоже поливаем цветы, чтобы они не погибли.
Растениям вода нужна для жизни и роста.
СЛАЙД 7: Дома мы все пользуемся водой: пьем воду, умываемся, купаемся. Мама готовит пищу, моет посуду, стирает белье.
Значит, человеку тоже нужна вода.
СЛАЙД 8: Вода нужна для ухода за домашними животными.
СЛАЙД 9: Животные не только пьют воду и плавают в ней, некоторые из них живут в воде постоянно.
СЛАЙД 10:
Мы сделали вывод: Вода нужна всем живым существам — людям, животным, птицам, насекомым, растениям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная познавательно-исследовательская деятельность с детьми ЗПР (старшая группа)
.Развивать познавательный интерес, желание включаться в исследовательскую деятельность, направленную на выявление причинно-следственных связей предметов и явлений....
Презентация к непосредственно образовательной деятельности "Познавательно исследовательская деятельность" на тему: «Профессии» (старшая группа).
Презентация на тему: «Профессии» (старшая группа)....
Авторская разработка педагогического мероприятия в образовательной области "Познавательное развитие" (познавательно-исследовательская деятельность в природе) в старшей группе на тему "Сарлык малым онзагай сен"
«Сарлык малым - онзагай сен»Ооредиглиг сорулгазы: Уругларнын торээн черинин ховар, онзагай малы- сарлык дугайында билиин калбартыры. Оон кижиге ажык –дузазын билиндирип, суттен кылган чемнерни, кежинд...
Конспект НОД познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в старшей группе
Продолжать учить детей конструировать разнообразные постройки...
Непосредственная образовательная деятельность Познавательно исследовательская деятельность "Экологический брейн-ринг" Старшая группа
Цели НОД: систематизировать знания детей о животных.Задачи:Развивающие:Развивать речевое логическое мышление.Развивать связную монологическую и диалогическую речь.Образовательные:уточнить назван...
Конспект ОД в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в старшей группе Тема: «Снег и лед». Воспитатель: Колчева Н.В. МАДОУ ЦРР Д/С №4; г. Кропоткин
Конспект ОД в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в старшей группе и презентация по ознакомлению с окружающим миром по теме: «Снег и...
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФЭМП В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «В ГОСТЯХ У МОРОЗА ИВАНОВИЧА"
Да хороши забавы зимние! А вечерами, когда крепчают морозы и зимние вечера становятся длиннее, чтобы скоротать время, народ придумывал и рассказывал сказки. Какие русские народные сказки про зиму вы з...