ОПЫТЫ С РАСТЕНИЯМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
Выявить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений ( вода, свет, тепло).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyty_s_rasteniyamidlya_detey_starshego_vozrasta.docx | 252.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт (наблюдение) №1
«С ВОДОЙ И БЕЗ ВОДЫ»
ЦЕЛЬ: Выявить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития
растений (вода, свет, тепло)
МАТЕРИАЛ: Два одинаковых растения (бальзамин, вода)
ХОД: Педагог предлагает выяснить, почему растения не могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода); что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость). Наблюдать за состоянием растений в течении пяти дней.
На начало опыта (наблюдения)
Через 5 дней, у цветка, который поливали листья и стебли упругие, а у растения без воды: листья и стебель потеряли упругость, пожелтел.
Вывод: растение без воды жить не может.
Опыт (наблюдение) №2
«НА СВЕТУ И В ТЕМНОТЕ»
ЦЕЛЬ: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
МАТЕРИАЛ: черенок комнатного растения в горшочке, колпак из картона.
ХОД: Педагог предлагает выяснить, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают горшочек с черенком растения колпаком из картона. Через семь дней убрать колпак.
Через семь дней, листья у растения побелели.
Вывод: растение без света жить не может.
Опыт (наблюдение) №3
«МОЖЕТ ЛИ РАСТЕНИЕ ДЫШАТЬ?»
ЦЕЛЬ: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растения.
МАТЕРИАЛ: Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин.
ХОД: Педагог спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями.
Через семь дней листок пожелтел.
Вывод: растения нуждаются в воздухе, дыхании.
Опыт (наблюдение) №4
РАСТЕНИЮ НУЖЕН СВЕТ
ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Подвести детей к выводу о необходимости света для растений. Выяснить, почему зелёные растения, растущие в океане, не живут глубже ста метров.
МАТЕРИАЛЫ: Два маленьких одинаковых зелёных растения в горшках, темный шкаф.
ПРОЦЕСС: Поместить одно растение на солнце, а другое спрятать в шкаф.
Оставить растения на неделю.
Сравнить затем их цвет.
Поменять растения местами.
Оставить растения также на неделю.
Сравнить опять растения.
ИТОГИ: Растение находящееся в шкафу, стало бледнее по цвету и увяло, а растение на солнце стоит зеленым как и прежде. Когда растения поменяли местами, то пожелтевшее растение начало зеленеть, а растение первое стало бледным и увяло.
ПОЧЕМУ? Для того, чтобы растение зеленело ей нужен зелёное вещество- хлорофилл который необходим для фотосинтеза. Чтобы в растении произошёл фотосинтез, им нужен свет. Когда нет солнца, запас молекул хлорофилла истощается и не пополняется. Из-за этого растение бледнеет и рано или поздно умирает. Зеленые водоросли живут на глубине до ста метров. Чем ближе к поверхности, где больше всего солнечного света, тем они обильнее. На глубине ниже ста метров свет не проходит, поэтому там зелёные водоросли не растут.
Опыт (наблюдение) №5
РАСТЕНИЕ ХОЧЕТ ПИТЬ
ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. Подвести детей к выводу о том, что для растений нужна вода.
МАТЕРИАЛЫ: Два цветка бальзамина, лейка с водой.
ПРОЦЕСС:
Выяснить у детей, нужна ли вода растениям.
Два бальзамина поставить на солнышко
Одно растение полить, а другое нет.
Понаблюдать за растениями и сделать вывод.
Полить это растение и понаблюдать еще неделю.
ИТОГИ: Цветок,которое поливали, стоит с листочками, зелёное и упругое. Растение, которое не поливали, завяло, листочки пожелтели, потеряли упругость, опустились в низ.
ПОЧЕМУ? Растение не может жить без воды и может погибнуть.
Опыт (наблюдение) №6
«Что потом?».
Цель. Систематизировать знания о циклах развития всех растений.
Материалы. Семена уличных цветов (бархатцы, предметы ухода за растениями.
Процесс. Педагог предлагает письмо-загадку с семенами, выясняет, во что превращаются семена. В течение месяца выращивают растение, фиксируя все изменения по мере их развития. Сравнивают свои зарисовки, составляют общую схему для всех растений с использованием символов, отражая основные этапы развития растения.
Итог: Семена – росток – взрослое растение – цветок.
Опыт (наблюдение) №7
ЧТО ВЫДЕЛЯЕТ РАСТЕНИЕ
ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.
МАТЕРИАЛЫ: Большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок в воде или маленький горшок с растением, лучинка, спичка.
ПРОЦЕСС:
Выяснить почему в лесу так легко дышать(предположение, что растения выделяют кислород для дыхания человека).
Поместить в емкость горшочек с растением (или черенок).
Ставят его в теплое место (если растение даёт кислород в банке его станет больше).
Через 1-2 суток уточнить у детей накопился ли в банке кислород
Проверить зажженной лучиной.
ИТОГИ: Наблюдают за яркой вспышкой лучины в ёмкости сразу после снятия крышки.
ПОЧЕМУ? Растения выделяют кислород, который хорошо горит. Можно сказать – что растения нужны человеку и животным для дыхания.
Опыт (наблюдение) №8
ВВЕРХ ИЛИ ВНИЗ
ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Выявить, как сила тяжести влияет на рост растений.
МАТЕРИАЛЫ: Комнатное растение, подставка.
ПРОЦЕСС:
Поставить цветок с горшком набок на подставку
В течении недели наблюдать за положением стебля и листьев
ИТОГИ: Стебли и листья поворачиваются к верху.
ПОЧЕМУ? В растении содержится ростовое вещество- ауксин-, которое стимулирует рост растений. Благодаря силе тяжести ауксин концентрируется в нижней части стебля. Эта часть растет быстрее, стебель тянется вверх.
Опыт (наблюдение) №9
ГДЕ ЛУЧШЕ РАСТИ?
ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу.
МАТЕРИАЛЫ:
. Черенки традесканции, чернозём, глина, песок.
ПРОЦЕСС:
Вместе с детьми выбрать почву для посадки растений.
Дети сажают черенки традесканции в разную почву.
Наблюдают за ростом черенков при одинаковом уходе за ними в течение двух недель.
Делают вывод.
Пересаживают черенки из глины в чернозем и наблюдают за ними в течение двух недель
ИТОГИ: В глине растение не растет, а в чернозёме - растению хорошо. При пересадке в чернозем у растения отмечается хороший рост. В песке растение растет вначале хорошо, затем отстаёт в росте.
ПОЧЕМУ? В черноземе растение растет хорошо, потому что много питательных веществ. Почва хорошо проводит влагу и воздух, она рыхлая. В песке растение вначале растет потому, что в нем много влаги для образования корней. Но в песке мало питательных веществ так необходимых для роста растений. Глина очень твердая по качеству в неё очень плохо проходит вода, в ней нет воздуха и питательных веществ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ по ФГОС (Опыты и эксперименты для детей старшего возраста)
В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия...
Презентация опыта "Развитие познавательной мотвации детей старшего возраста через проектно-исследовательскую деятельность". Проект "Почему говорят вода - это жизнь?"
Приоритетными направлениями моей работы являются:• создание условий для реализации креативных возможностей детей, применение в практике деятельности исследовательских и опытно-экспериментал...
Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ по ФГОС (Опыты и эксперименты для детей старшего возраста)
В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого возде...
Опыты с растениями для детей старшего возраста
Опыты с растениями для детей старшего возраста...
Картотека опытов и экспериментов для детей старшего возраста
Здесь представлены опыты с водой, воздухом,песком и различными материалами...
Картотека экологических опытов и экспериментов для детей старшего возраста.
Трудно переоценить значение экспериментальной деятельности в детском саду.Это интересно и поучительно. Здесь представлена картотека опытов и экспирементов. Этот материал будет полезен педагогам и роди...
картотека опытов и экспериментов для детей старшего возраста
картотека опытов и экспериментов...