В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментирование в ДОУ.
Экспериментирование в детском саду – это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.
С какого возраста предполагается начинать экспериментирование в детском саду?
• Со второй группы раннего возраста (2–3 года) дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму. • В младшей группе (3–4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов. • Экспериментирование в средней группе (4–5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств. • Используя экспериментирование в старшей группе (5–6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов. • В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления.
У дошкольников в группе в свободном доступе должна быть специальная зона - уголок экспериментирования, в которой размещаются:
• наборы для опытов с инструкциями-картинками; • игрушки для исследований – шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов; • различные природные материалы – песок, вода, глина, скорлупа, шерсть; • измерительные приборы – весы, мерные емкости, песочные часы, линейки; • инструменты – пипетки, шпатели, мерные ложки, зубочистки, прозрачные и цветные стекла; • другая насыщенная предметная среда – зеркало, увеличительное стекло, соль, магниты; • писчие принадлежности для фиксации результатов. • В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены • Старший дошкольный возраст • Компонент дидактический • Компонент оборудования • Компонент стимулирующий • - схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; • - серии картин с изображением природных сообществ; • - книги познавательного характера, атласы;
• - тематические альбомы; • - коллекции • - мини-музей (тематика различна, например • "Часы бывают разные:", "Изделия из камня". • - материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина" ; • - природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.; • - утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.; • - технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.; • - разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.; • - красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.); • - медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл • - прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др. • - сито, воронки • - половинки мыльниц, формы для льда • -проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы • - клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки • - мини-стенд "О чем хочу узнать завтра"; • - личные блокноты детей для фиксации результатов опытов; • - карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя" • - персонажи, наделанные определенными чертами • ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
В старшем проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты и опыты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью. Несколько важных советов: 1. Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии; 2. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты. 3. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели; 4. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит; 5. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, Интернете; 6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности; 7. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям;
8. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.
Предлагаю некоторые наиболее интересные опыты и эксперименты ,которые мои воспитанники очень любят!
1. «Исчезающий мелок»
Для зрелищного опыта нам пригодится небольшой кусочек мела. Опустите мел в стакан с уксусом и понаблюдайте, что получится. Мелок в стакане начнет шипеть, пузыриться, уменьшаться в размере и вскоре совсем исчезнет. Мел это известняк, при соприкосновении с уксусной кислотой он превращается в другие вещества, одно из которых – углекислый газ, бурно выделяющийся в виде пузырьков.
2.«Волшебный магнит» 1. Взять стакан с водой. 2. Положить в него деревянный кубик и канцелярские скрепки. 3. Подставить магнит к стенке стакана: магнит притягивает только металлические предметы, даже через стекло и воду.
3. «Фокусы с магнитами»
Задача: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.
Материалы: магниты, вырезанный из пенопласта гусь с вставленным в клюв металлическим стержнем; миска с водой, банка с вареньем, банка с горчицей; деревянная палочка, с одно го края которой прикреплен магнит и сверху покрыт ватой, а с другой — на конце только вата; фигурки животных на картонных подставках; коробка из-под обуви с отрезанной стенкой с одной стороны; канцелярские скрепки; магнит, прикрепленный с по мощью скотча к карандашу; стакан с водой, небольшие металли ческие стержни или иголка.
Фокусник показывает детям картинки животных и спра шивает: «Могут ли мои звери сами двигаться?» (Нет.) Фо кусник заменяет этих животных на картинки с прикреп ленными к их нижнему краю скрепками. Ставит фигурки на коробку и водит магнитом внутри коробки. Почему стали двигаться животные? Дети рассматривают фигурки и видят, что к подставкам прикреплены скрепки. Дети пробуют управлять животными. Фокусник «нечаянно» ро няет иголку в стакан с водой. Как достать ее, не замочив руки? (Поднести магнит к стакану.) Дети с помощью магнита самостоятельно достают из воды различные предметы.
Рисование магнитами 2 одноразовые тарелки Краски разных цветов Магнитные шарики Магниты Детям предлагается налить в тарелку чуть краски и водя магнитом под тарелкой,двигать шарики.
4. Делаем мыльные пузыри. Задача: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку.
Материалы: жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки, стаканчики, вода, ложки, подносы.
5. Таинственные картинки Задача: показать детям, что окружающие предметы меня ют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.
Материалы: цветные стекла, рабочие листы, цветные карандаши. Дети зарисовывают «таинственные картинки» на рабочем листе (рис. 6).
6. Волшебные стеклышки
Задачи: познакомить детей с приборами для наблюдения — микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.
Материалы: лупы, микроскопы, различные мелкие пред меты, мелкие семена фруктов, овощей, листья деревьев, растений, кора деревьев; бинокль, картинки с изображением под зорной трубы, телескопа.
7.Опыты с водой и солью
Заморозить воду -чуть подкрашенную краской, и внутри фигурки морских обитателей. Цель: разморозить и помочь обитателям освободиться ото льда.
Сыпем сол и лед тает.
Загадки На доску мама крепит таблицу, А этот «товарищ» не даст ей свалиться, Крепко удержит и все закрепит. Мы все с ним знакомы, это… (магнит)
Бывает маленьким, большим. Железо очень дружит с ним. С ним и незрячий, непременно, Найдет иголку в куче сена. (магнит)
За окошком снег идёт Очень близок новый год А речушка не течёт Ведь сковал речушку … (лёд)
Я Снежинкина сестрица, Затвердевшая водица. (Льдинка)
Смотришь глазом – ничего, А посмотришь лишь в него- Много всякого - чего Разглядеть в него глаз смог. Глаз усилил (микроскоп)
Они ходят, но стоят Всем о времени твердят, Когда спать, когда вставать, Когда можно погулять… (Часы)
В воде родилась, в огне крестилась, как на воду пала, так и пропала.(соль)
Мы их, лёгких и красивых, В очень ярких переливах, Через трубку надуваем И на волю отпускаем. (Мыльные пузыри)