Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ по ФГОС (Опыты и эксперименты для детей старшего возраста)
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

 В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментирование в ДОУ. 
Экспериментирование в детском саду – это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников. 
С какого возраста предполагается начинать экспериментирование в детском саду? 
  
• Со второй группы раннего возраста (2–3 года) дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму. • В младшей группе (3–4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов. • Экспериментирование в средней группе (4–5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств. • Используя экспериментирование в старшей группе (5–6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов. • В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления. 
У дошкольников в группе в свободном доступе должна быть специальная зона - уголок экспериментирования, в которой размещаются: 
  
• наборы для опытов с инструкциями-картинками; • игрушки для исследований – шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов; • различные природные материалы – песок, вода, глина, скорлупа, шерсть; • измерительные приборы – весы, мерные емкости, песочные часы, линейки; • инструменты – пипетки, шпатели, мерные ложки, зубочистки, прозрачные и цветные стекла; • другая насыщенная предметная среда – зеркало, увеличительное стекло, соль, магниты; • писчие принадлежности для фиксации результатов. • В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены • Старший дошкольный возраст • Компонент дидактический         • Компонент оборудования         • Компонент стимулирующий • -  схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; •  - серии картин с изображением природных сообществ; •  - книги познавательного характера, атласы; 
•  - тематические альбомы; •  - коллекции  •  - мини-музей (тематика различна, например •  "Часы бывают разные:",  "Изделия из камня".         • - материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет",  "Стекло", "Резина" ; •  - природный материал: камни, ракушки,  спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.; •  - утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.; •  - технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.; •  - разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.; •  - красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.); •  - медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл •  - прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др. •  - сито, воронки •  - половинки мыльниц, формы для льда •  -проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы •  - клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки          • - мини-стенд "О чем хочу узнать завтра"; •  - личные блокноты детей для фиксации результатов опытов; •  - карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя" •  -  персонажи, наделанные определенными чертами •  ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.    
 
В  старшем проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты и опыты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью. Несколько важных советов: 1. Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии;  2. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты.  3. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели; 4. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит; 5. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, Интернете; 6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности; 7. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям; 
8. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям. 
Предлагаю некоторые наиболее интересные опыты и эксперименты ,которые мои воспитанники очень любят! 
1. «Исчезающий мелок» 
Для зрелищного опыта нам пригодится небольшой кусочек мела. Опустите мел в стакан с уксусом и понаблюдайте, что получится. Мелок в стакане начнет шипеть, пузыриться, уменьшаться в размере и вскоре совсем исчезнет.  Мел это известняк, при соприкосновении с уксусной кислотой он превращается в другие вещества, одно из которых – углекислый газ, бурно выделяющийся в виде пузырьков. 
2.«Волшебный магнит» 1. Взять стакан с водой. 2. Положить в него деревянный кубик и канцелярские скрепки. 3. Подставить магнит к стенке стакана: магнит притягивает только металлические предметы, даже через стекло и воду. 
3. «Фокусы с магнитами» 
Задача: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. 
      Материалы: магниты, вырезанный из пенопласта гусь с вставленным в клюв металлическим стержнем; миска с водой, банка с вареньем, банка с горчицей; деревянная палочка, с одно го края которой прикреплен магнит и сверху покрыт ватой, а с другой — на конце только вата; фигурки животных на картонных подставках; коробка из-под обуви с отрезанной стенкой с одной стороны; канцелярские скрепки; магнит, прикрепленный с по мощью скотча к карандашу; стакан с водой, небольшие металли ческие стержни или иголка. 
Фокусник показывает детям картинки животных и спра шивает: «Могут ли мои звери сами двигаться?» (Нет.) Фо кусник заменяет этих животных на картинки с прикреп ленными к их нижнему краю скрепками. Ставит фигурки на коробку и водит магнитом внутри коробки. Почему стали двигаться животные? Дети рассматривают фигурки и видят, что к подставкам прикреплены скрепки. Дети пробуют управлять животными. Фокусник «нечаянно» ро няет иголку в стакан с водой. Как достать ее, не замочив руки? (Поднести магнит к стакану.) Дети с помощью магнита самостоятельно достают из воды различные предметы. 
Рисование магнитами 2 одноразовые тарелки Краски разных цветов Магнитные шарики Магниты Детям предлагается налить в тарелку чуть краски и водя магнитом под тарелкой,двигать шарики. 
 
4. Делаем мыльные пузыри. Задача: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку. 
Материалы: жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки, стаканчики, вода, ложки, подносы. 
5.  Таинственные картинки  Задача: показать детям, что окружающие предметы меня ют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла. 
Материалы: цветные стекла, рабочие листы, цветные карандаши. Дети зарисовывают «таинственные картинки» на рабочем листе (рис. 6). 
6. Волшебные стеклышки 
Задачи: познакомить детей с приборами для наблюдения — микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом,  биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку. 
Материалы: лупы, микроскопы, различные мелкие пред меты, мелкие семена фруктов, овощей, листья деревьев, растений, кора деревьев; бинокль, картинки с изображением под зорной трубы, телескопа. 
7.Опыты с водой и солью 
Заморозить воду -чуть подкрашенную краской, и внутри фигурки морских обитателей. Цель: разморозить и помочь обитателям освободиться  ото льда. 
Сыпем сол и лед тает. 
Загадки На доску мама крепит таблицу,  А этот «товарищ» не даст ей свалиться,  Крепко удержит и все закрепит.  Мы все с ним знакомы, это… (магнит) 
 
Бывает маленьким, большим.  Железо очень дружит с ним.  С ним и незрячий, непременно,  Найдет иголку в куче сена. (магнит) 
 
За окошком снег идёт Очень близок новый год А речушка не течёт Ведь сковал речушку … (лёд) 
 
 
Я Снежинкина сестрица, Затвердевшая водица. (Льдинка) 
 
Смотришь глазом – ничего, А посмотришь лишь в него- Много всякого - чего Разглядеть в него глаз смог. Глаз усилил                             (микроскоп) 
Они ходят, но стоят Всем о времени твердят, Когда спать, когда вставать, Когда можно погулять… (Часы) 
В воде родилась,  в огне крестилась, как на воду пала,  так и пропала.(соль) 
 
Мы их, лёгких и красивых, В очень ярких переливах, Через трубку надуваем И на волю отпускаем. (Мыльные пузыри) 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon opyty_i_experimenty_po_fgos.pdf312.76 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием современных образовательных технологий "Маленькие изобретатели" для детей старшего возраста.

Целью моей непосредственно образовательной деятельности является обогащение знаний  детей  о мире открытий и изобретений, познакомить с жизнедеятельностью  И.П Кулибина, развивать конст...

Картотека игр-экспериментов для детей старшего возраста.

Картотека игр-экспериментов - хорошая помощь в формировании познавательной активности детей ....

Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ по ФГОС (Опыты и эксперименты для детей старшего возраста)

В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия...

Картотека экспериментов для детей старшего возраста.

Вода и ее свойства Цель:Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья. Закреплять  познавательную активность ребёнка в процессе экспериментирования с...

Картотека опытов и экспериментов для детей старшего возраста

Здесь представлены опыты с водой, воздухом,песком и различными материалами...

Картотека игр-экспериментов для детей старшего возраста

Картотека дидактических игр по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека экологических опытов и экспериментов для детей старшего возраста.

Трудно переоценить значение экспериментальной деятельности в детском саду.Это интересно и поучительно. Здесь представлена картотека опытов и экспирементов. Этот материал будет полезен педагогам и роди...