Конспект занятия в средней группе: «Жизнь диких животных весной»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Семенова Ирина Викторовна

Обобщение знаний о жизни диких животных весной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zhizn_dikih_zhivotnyh_vesnoy_srednyaya_gruppa.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

                                Конспект занятия на тему: «Жизнь диких животных весной»

Подготовила: воспитатель Семенова И.В.

Возрастная группа: средняя

Форма совместной деятельности:

Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная)

 Образовательные области: Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Средства: Картины из серии С. Н. Николаевой, Н. Н. Мешковой «Картины из жизни диких животных»: «Заяц на лежке», «Белки строят гнезда», «Семья волков летом», «Медведи весной», «Семья ежей»; аудиозапись с пением птиц, звуки животных. Организация занятия. Просторное помещение оформляется «под лес»: в разных местах воспитатель расставляет елочки, пеньки, деревца со светло-зеленой листвой, на большом расстоянии одну от другой размещает картины с изображениями лесных животных.

Цель: Обобщение знаний о жизни диких животных весной.

Задачи: Уточнить и обобщить знания и представления детей о сезонных изменениях в жизни диких животных весной – линька, конец спячки, поиск корма, забота о потомстве.

Развивать умение устанавливать связи между изменениями в природе и жизнью диких животных.

Формировать реалистические представления о природе.

Развивать творческое воображение.

Учить поддерживать воображаемую ситуацию.

Воспитывать интерес к жизни зверей.

Воспитывать бережное отношение к природе и ее обитателям.

Ход занятия

1.Организационно-целевой этап:        Воспитатель: Ребята посмотрите, какой сегодня прекрасный день! У нас много гостей, давайте с ними поздороваемся. Я предлагаю вам отправиться в очень интересное путешествие в Лес?

Как весело, как весело

Отправиться с друзьями

В загадочное путешествие

Пойдемте вместе с нами!

- Что можно надеть, идя в лес? Давайте наденем пуховики, шапки - ушанки. - Что такое? (У нас нет пуховиков, тёплых шапок.).

- Почему? (Жарко).

- А что мы должны надеть? (Куртки, вязаные шапки).

- Какую одежду? (Весеннюю).

- Из обуви? (Резиновые сапоги, кроссовки).

- А валенки, для какого времени года? (Для зимы).

- Кроссовки? (Для весны).

- Ну, что оделись? (Да). (Куртку, кроссовки, легкую шапочку)

- Почему мы так легко оделись? (На улице тепло)

- Почему на улице тепло? (потому что весна)

Для путешествия нам необходимо много сил. Вы хотите быть бодрыми и веселыми? Тогда давайте все вместе сделаем зарядку.

Физкультминутка.

Рано утром на полянку друг за другом мы идем (Ходьба с высоко поднятыми ногами)

И все дружно по порядку упражнения начнем.

Раз – подняться, потянуться. (Встать на носочки, поднять руки вверх)

Два – согнуться, разогнуться. (Наклоны вниз, встать – руки в стороны)

Три – в ладоши три хлопка. (Хлопки в ладоши)

Головою три кивка. (Наклоны головы)

На четыре – руки шире. (Руки в стороны)

Пять – руками помахать. (Взмахи руками)

Шесть – на место тихо встать. (Встать в исходное положение)

Воспитатель: Ребята, давайте возьмем с собой бинокли и

 посмотрим далеко ли нам идти до леса?  

                                     Бинокли мы надели

                                    Дорогу в лес разглядели.

(Воспитатель вводит детей в воображаемую игровую ситуацию «прогулки в лес»: просит одеться, взять с собой бинокли, чтобы издали наблюдать за лесными зверями, напоминает главные правила поведения в лесу: идти осторожно и тихо, чтобы не спугнуть животных, слушать пение птиц, замечать интересные явления. На протяжении всей прогулки воспитатель постоянно поддерживает воображаемую ситуацию, вводит рассказы о животных, рассматривание картин).

2.Содержательный этап:        1. Воспитатель: Я предлагаю отправиться в путешествие пешком.

Звучит фонограмма «звуки леса».  Сейчас, мы пойдём по лесу тихонько, чтобы не спугнуть зверей и птиц, будем перешагивать через пни, ручейки. Вот один пень (поднимают ноги выше), вот второй, третий, мы перешагнули много пней. Идём, раздвигаем ветки руками осторожно, чтобы не поломать. А вот здесь ветки деревьев наклонились низко, и нам придётся наклониться. Ну вот, кажется, пришли.

Воспитатель: Ой, посмотрите, кто же тут нас поджидает?

Встреча с ежом начинается с прислушивания к шуршанию, шороху в кустах. Ребята посмотрите ежик уже проснулся. Да, он не один…. Весной у ежа появляются дети – ежата. Зимой ежата спят под пенечками, спрятавшись от всех.

 Воспитатель спрашивает: как фыркает еж дети имитируют), какой внешний вид, чем питается еж? Что вы знаете о ежике о его повадках? (воспитатель слушает, корректирует ответы детей).

2.Воспитатель: Пойдём дальше?

 Мы к лесной полянке вышли,

 Поднимайте ноги выше,

 Через кустики и кочки,

 Через ветки и пенёчки.

 -Ой! Посмотрите кто это спрятался под елочкой? Воспитатель обращает внимание на окраску шубки зайца, почему она изменилась? Где живут зайцы?

Поясняет: зайчат действительно можно встретить и лесу, на опушке – ведь зайчихи не делают никаких гнезд, не живут в норе. Зайчат они родят и оставляют прямо в траве под кустом. Накормят их и убегают. Зайчата сидят тихо, пока какая-нибудь зайчиха опять рядом не пробежит и не покормит их.

3. Воспитатель: Ребята посмотрите кого мы еще видим вдалеке? Воспитатель рассказывает о поводках лисы.

- Почему лисы не было в норе? Что лиса ест? Как нужно называть детёнышей лисы? (лисята.) а если один детёныш? (Лисёнок.)

4. Воспитатель: Пойдём дальше?

 Мы к лесной полянке вышли,

 Поднимайте ноги выше,

 Через кустики и кочки,

 Через ветки и пенёчки.

 Воспитатель: -Ой! Тропа обрывается… здесь завал. Чтоб пройти к полянке надо перелезть через бревна. Дети проходят полосу препятствий.

Воспитатель: вот мы и перебрались. Какая интересная загадочная полянка. (елка, а на ней висят клочки шерсти). Обращаем внимание на клочки шерсти. Кто же это оставляет клочки чьей-то шерсти на кустах в лесу?

Ответы детей. (Звери весной линяют, меняют свою теплую зимнюю шубку на более легкую).

 Воспитатель: чей это белый клочок? (Зайчик меняет свою красивую белую шубку- на серую), а вот этот и т.д. (Белочка – серую шубку меняет на рыжую).

   

Воспитатель: Как вы думаете, почему зайцу неудобно бегать в белой шубе среди деревьев, зеленой травы, по серой дорожке?

Дети: В белой шубке он издалека заметен для врагов

Воспитатель: А кто же оставил на веточках рыжие клочки шерсти?

Дети: Их оставила лиса. Она тоже поменяла свою теплую пушистую шубку на более легкую.

Воспитатель: А кто же оставил серые клочки шерсти?

Дети: Волк, он тоже весной линяет.

5.Воспитатель: Ребята давайте присядем на полянке, отдохнем.

Воспитатель: - давайте поиграем  Дидактическая игра «Звери и их детёныши»

назовите правильно всех зверей и их детёнышей.

(воспитатель показывает картинки)

Дети:

Белка с бельчатами, лиса с лисятами, волк (волчица) с волчатами, ёж (ежиха) с ежатами, медведь (медведица) с медвежатами, заяц (зайчиха) с зайчатами.

Воспитатель:

 -у каждого животного есть своё жилище, а как оно называется?

Дидактическая игра «У кого какой дом»

Воспитатель начинает, дети продолжают.

Медведь зимой спит – … в берлоге, а весной, летом, осенью – … под деревьями. Лиса – … в норе. Заяц – … под кустом, под деревом. Белка – … в дупле. У волка дом – … логово. Дом ежа – норка.

Дидактическая игра «о правилах поведения в лесу»

6.Воспитатель: Продолжим свое путешествие: я знаю, что в этом лесу живут белки, но не вижу их. Посмотрите вокруг себя в бинокли, поищите их на деревьях. Только тихо, не спугните! (Картина с изображением белок должна стоять где-то наверху, а внизу могут лежать 2—3 шишки или шелуха от них.) Ребята, я заметила шишки, вполне возможно, что их семенами питались белки. А вот и они сами: уже полиняли, рыженькие! Что же белки делают весной в лесу?»

Дети отвечают на вопрос, руководствуясь изображенным на картине, а воспитатель постоянно дополняет их ответы своим рассказом о том, как белки строят себе гнездо в дупле дерева или из веток, как выкармливают и оберегают родившихся бельчат, чем питаются и т. д.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь стоит 2 корзины (большая в ней лежат каштаны, шишки, и маленькая- пустая). Как вы думаете, что надо сделать (помочь белке перебрать все), в какие корзины, что кладем?

Дети: шишки- в большую корзину, т.к. они больше по размеру, каштаны- в маленькую.

 Игра «Наведи порядок».

Воспитатель: Вот какой порядок навели, белка будут нам благодарна.

7. Воспитатель: Дети, тихо, я, кажется, заметила медведей. Посмотрите в бинокли вон туда, правда ли, что там семья бурых медведей? Давайте притаимся – присядем на корточки и понаблюдаем за ними. Шепотом говорите мне, какие там медведи и что они делают. Правильно, там медведица с двумя медвежатами. Они недавно вылезли из берлоги! Зимой они спали под снегом. Медвежата там и родились зимой. Видите, какие они маленькие! Что же делает медведица-мать и что делают медвежата? Я вам скажу: медведица трется спиной о дерево. Она сейчас линяет – старая густая шерсть у нее выпадает. К лету у медведицы вырастет редкая шерсть, чтобы ей не было жарко. Спина у нее чешется, вот она и трется о дерево».

В весеннем лесу, пока еще не растаял снег, медведю очень трудно найти себе еду. Как жаль, что медведь не делает себе запасов на зиму как белка. Посмотрите, как белочка грызет орешек, и с каким аппетитом. Может и мишке попробовать, наверняка под снегом много орехов спрятано. Всего то нужно раскопать их и съесть. Эх, белка, белка, что же ты до сих пор не научила мишку, где и чем ему можно в лесу полакомиться это и орехи, хвоя, прошлогодняя брусника.

 8. Воспитатель загадывает загадку о волке. Далее идет рассматривание и беседа по картины.

3.Итоговый (рефлексия):        Итог занятия:

Воспитатель: Что же происходит в жизни диких животных с наступлением весны?

Ответы детей.

Молодцы вы все правильно ответили. (Звери просыпаются, выходят из своих норок, медведь из берлоги, меняют свою шубку на более легкую – линяют, также светлую шубку, меняют на более темную, у многих из них появляются детеныши, за которыми они ухаживают, учат их приспосабливаться к жизни в лесу). А сейчас мы послушаем звуки весеннего леса. Звучит аудиозапись: тявканье лисы, треск веток, рев медведя, журчание ручейка (2мин). Дети слушают, узнают звуки (пробуем подражать звукам диких животных) и объясняют, какие звуки весеннего леса они услышали.

Воспитатель: А наше путешествие заканчивается, пора возвращаться домой.

Закрывайте глаза, поворачивайтесь вокруг себя.

До свиданья, добрый лес,

Полный сказок и чудес!

Вот мы и дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия ОО «Познавательное развитие» в средней группе «Жизнь диких животных весной»

Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни животных весной – линька, конец спячки, забота о потомстве; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; узнавать звуки и объяснять как...

Конспект интегрироанного занятия по формированию целостной картины мира (экология) в старшей группе «Жизнь диких животных весной».

Прогулка по зимнему лесу. Рассказы детей по каритинам из серии "Дикие животные в зимнем лесу"....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»...

Комбинированное занятие в старшей группе «Жизнь диких животных весной»

Комбинированное занятие в старшей группе «Жизнь диких животных весной»                                ...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»Цель: Закреплять знание детей о лесных жителях.Задачи:Образовательные: ...

Конспект занятия в средней группе Осень. Дикие животные.

Расширение знаний детей о диких животных, как они приспасабливаются к изменениям погодных условий....

Конспект занятия в средней группе Тема: «Дикие животные»

Учить выделять отличительные признаки диких животных, составлять описательные рассказы про животных, правильно выражать свои мысли.Совершенствовать умение образовывать существительные с уменьшительно-...