Конспект занятия в средней группе: «Жизнь диких животных весной»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Обобщение знаний о жизни диких животных весной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zhizn_dikih_zhivotnyh_vesnoy_srednyaya_gruppa.docx | 21.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия на тему: «Жизнь диких животных весной»
Подготовила: воспитатель Семенова И.В.
Возрастная группа: средняя
Форма совместной деятельности:
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная)
Образовательные области: Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Средства: Картины из серии С. Н. Николаевой, Н. Н. Мешковой «Картины из жизни диких животных»: «Заяц на лежке», «Белки строят гнезда», «Семья волков летом», «Медведи весной», «Семья ежей»; аудиозапись с пением птиц, звуки животных. Организация занятия. Просторное помещение оформляется «под лес»: в разных местах воспитатель расставляет елочки, пеньки, деревца со светло-зеленой листвой, на большом расстоянии одну от другой размещает картины с изображениями лесных животных.
Цель: Обобщение знаний о жизни диких животных весной.
Задачи: Уточнить и обобщить знания и представления детей о сезонных изменениях в жизни диких животных весной – линька, конец спячки, поиск корма, забота о потомстве.
Развивать умение устанавливать связи между изменениями в природе и жизнью диких животных.
Формировать реалистические представления о природе.
Развивать творческое воображение.
Учить поддерживать воображаемую ситуацию.
Воспитывать интерес к жизни зверей.
Воспитывать бережное отношение к природе и ее обитателям.
Ход занятия
1.Организационно-целевой этап: Воспитатель: Ребята посмотрите, какой сегодня прекрасный день! У нас много гостей, давайте с ними поздороваемся. Я предлагаю вам отправиться в очень интересное путешествие в Лес?
Как весело, как весело
Отправиться с друзьями
В загадочное путешествие
Пойдемте вместе с нами!
- Что можно надеть, идя в лес? Давайте наденем пуховики, шапки - ушанки. - Что такое? (У нас нет пуховиков, тёплых шапок.).
- Почему? (Жарко).
- А что мы должны надеть? (Куртки, вязаные шапки).
- Какую одежду? (Весеннюю).
- Из обуви? (Резиновые сапоги, кроссовки).
- А валенки, для какого времени года? (Для зимы).
- Кроссовки? (Для весны).
- Ну, что оделись? (Да). (Куртку, кроссовки, легкую шапочку)
- Почему мы так легко оделись? (На улице тепло)
- Почему на улице тепло? (потому что весна)
Для путешествия нам необходимо много сил. Вы хотите быть бодрыми и веселыми? Тогда давайте все вместе сделаем зарядку.
Физкультминутка.
Рано утром на полянку друг за другом мы идем (Ходьба с высоко поднятыми ногами)
И все дружно по порядку упражнения начнем.
Раз – подняться, потянуться. (Встать на носочки, поднять руки вверх)
Два – согнуться, разогнуться. (Наклоны вниз, встать – руки в стороны)
Три – в ладоши три хлопка. (Хлопки в ладоши)
Головою три кивка. (Наклоны головы)
На четыре – руки шире. (Руки в стороны)
Пять – руками помахать. (Взмахи руками)
Шесть – на место тихо встать. (Встать в исходное положение)
Воспитатель: Ребята, давайте возьмем с собой бинокли и
посмотрим далеко ли нам идти до леса?
Бинокли мы надели
Дорогу в лес разглядели.
(Воспитатель вводит детей в воображаемую игровую ситуацию «прогулки в лес»: просит одеться, взять с собой бинокли, чтобы издали наблюдать за лесными зверями, напоминает главные правила поведения в лесу: идти осторожно и тихо, чтобы не спугнуть животных, слушать пение птиц, замечать интересные явления. На протяжении всей прогулки воспитатель постоянно поддерживает воображаемую ситуацию, вводит рассказы о животных, рассматривание картин).
2.Содержательный этап: 1. Воспитатель: Я предлагаю отправиться в путешествие пешком.
Звучит фонограмма «звуки леса». Сейчас, мы пойдём по лесу тихонько, чтобы не спугнуть зверей и птиц, будем перешагивать через пни, ручейки. Вот один пень (поднимают ноги выше), вот второй, третий, мы перешагнули много пней. Идём, раздвигаем ветки руками осторожно, чтобы не поломать. А вот здесь ветки деревьев наклонились низко, и нам придётся наклониться. Ну вот, кажется, пришли.
Воспитатель: Ой, посмотрите, кто же тут нас поджидает?
Встреча с ежом начинается с прислушивания к шуршанию, шороху в кустах. Ребята посмотрите ежик уже проснулся. Да, он не один…. Весной у ежа появляются дети – ежата. Зимой ежата спят под пенечками, спрятавшись от всех.
Воспитатель спрашивает: как фыркает еж дети имитируют), какой внешний вид, чем питается еж? Что вы знаете о ежике о его повадках? (воспитатель слушает, корректирует ответы детей).
2.Воспитатель: Пойдём дальше?
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимайте ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
-Ой! Посмотрите кто это спрятался под елочкой? Воспитатель обращает внимание на окраску шубки зайца, почему она изменилась? Где живут зайцы?
Поясняет: зайчат действительно можно встретить и лесу, на опушке – ведь зайчихи не делают никаких гнезд, не живут в норе. Зайчат они родят и оставляют прямо в траве под кустом. Накормят их и убегают. Зайчата сидят тихо, пока какая-нибудь зайчиха опять рядом не пробежит и не покормит их.
3. Воспитатель: Ребята посмотрите кого мы еще видим вдалеке? Воспитатель рассказывает о поводках лисы.
- Почему лисы не было в норе? Что лиса ест? Как нужно называть детёнышей лисы? (лисята.) а если один детёныш? (Лисёнок.)
4. Воспитатель: Пойдём дальше?
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимайте ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
Воспитатель: -Ой! Тропа обрывается… здесь завал. Чтоб пройти к полянке надо перелезть через бревна. Дети проходят полосу препятствий.
Воспитатель: вот мы и перебрались. Какая интересная загадочная полянка. (елка, а на ней висят клочки шерсти). Обращаем внимание на клочки шерсти. Кто же это оставляет клочки чьей-то шерсти на кустах в лесу?
Ответы детей. (Звери весной линяют, меняют свою теплую зимнюю шубку на более легкую).
Воспитатель: чей это белый клочок? (Зайчик меняет свою красивую белую шубку- на серую), а вот этот и т.д. (Белочка – серую шубку меняет на рыжую).
Воспитатель: Как вы думаете, почему зайцу неудобно бегать в белой шубе среди деревьев, зеленой травы, по серой дорожке?
Дети: В белой шубке он издалека заметен для врагов
Воспитатель: А кто же оставил на веточках рыжие клочки шерсти?
Дети: Их оставила лиса. Она тоже поменяла свою теплую пушистую шубку на более легкую.
Воспитатель: А кто же оставил серые клочки шерсти?
Дети: Волк, он тоже весной линяет.
5.Воспитатель: Ребята давайте присядем на полянке, отдохнем.
Воспитатель: - давайте поиграем Дидактическая игра «Звери и их детёныши»
назовите правильно всех зверей и их детёнышей.
(воспитатель показывает картинки)
Дети:
Белка с бельчатами, лиса с лисятами, волк (волчица) с волчатами, ёж (ежиха) с ежатами, медведь (медведица) с медвежатами, заяц (зайчиха) с зайчатами.
Воспитатель:
-у каждого животного есть своё жилище, а как оно называется?
Дидактическая игра «У кого какой дом»
Воспитатель начинает, дети продолжают.
Медведь зимой спит – … в берлоге, а весной, летом, осенью – … под деревьями. Лиса – … в норе. Заяц – … под кустом, под деревом. Белка – … в дупле. У волка дом – … логово. Дом ежа – норка.
Дидактическая игра «о правилах поведения в лесу»
6.Воспитатель: Продолжим свое путешествие: я знаю, что в этом лесу живут белки, но не вижу их. Посмотрите вокруг себя в бинокли, поищите их на деревьях. Только тихо, не спугните! (Картина с изображением белок должна стоять где-то наверху, а внизу могут лежать 2—3 шишки или шелуха от них.) Ребята, я заметила шишки, вполне возможно, что их семенами питались белки. А вот и они сами: уже полиняли, рыженькие! Что же белки делают весной в лесу?»
Дети отвечают на вопрос, руководствуясь изображенным на картине, а воспитатель постоянно дополняет их ответы своим рассказом о том, как белки строят себе гнездо в дупле дерева или из веток, как выкармливают и оберегают родившихся бельчат, чем питаются и т. д.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь стоит 2 корзины (большая в ней лежат каштаны, шишки, и маленькая- пустая). Как вы думаете, что надо сделать (помочь белке перебрать все), в какие корзины, что кладем?
Дети: шишки- в большую корзину, т.к. они больше по размеру, каштаны- в маленькую.
Игра «Наведи порядок».
Воспитатель: Вот какой порядок навели, белка будут нам благодарна.
7. Воспитатель: Дети, тихо, я, кажется, заметила медведей. Посмотрите в бинокли вон туда, правда ли, что там семья бурых медведей? Давайте притаимся – присядем на корточки и понаблюдаем за ними. Шепотом говорите мне, какие там медведи и что они делают. Правильно, там медведица с двумя медвежатами. Они недавно вылезли из берлоги! Зимой они спали под снегом. Медвежата там и родились зимой. Видите, какие они маленькие! Что же делает медведица-мать и что делают медвежата? Я вам скажу: медведица трется спиной о дерево. Она сейчас линяет – старая густая шерсть у нее выпадает. К лету у медведицы вырастет редкая шерсть, чтобы ей не было жарко. Спина у нее чешется, вот она и трется о дерево».
В весеннем лесу, пока еще не растаял снег, медведю очень трудно найти себе еду. Как жаль, что медведь не делает себе запасов на зиму как белка. Посмотрите, как белочка грызет орешек, и с каким аппетитом. Может и мишке попробовать, наверняка под снегом много орехов спрятано. Всего то нужно раскопать их и съесть. Эх, белка, белка, что же ты до сих пор не научила мишку, где и чем ему можно в лесу полакомиться это и орехи, хвоя, прошлогодняя брусника.
8. Воспитатель загадывает загадку о волке. Далее идет рассматривание и беседа по картины.
3.Итоговый (рефлексия): Итог занятия:
Воспитатель: Что же происходит в жизни диких животных с наступлением весны?
Ответы детей.
Молодцы вы все правильно ответили. (Звери просыпаются, выходят из своих норок, медведь из берлоги, меняют свою шубку на более легкую – линяют, также светлую шубку, меняют на более темную, у многих из них появляются детеныши, за которыми они ухаживают, учат их приспосабливаться к жизни в лесу). А сейчас мы послушаем звуки весеннего леса. Звучит аудиозапись: тявканье лисы, треск веток, рев медведя, журчание ручейка (2мин). Дети слушают, узнают звуки (пробуем подражать звукам диких животных) и объясняют, какие звуки весеннего леса они услышали.
Воспитатель: А наше путешествие заканчивается, пора возвращаться домой.
Закрывайте глаза, поворачивайтесь вокруг себя.
До свиданья, добрый лес,
Полный сказок и чудес!
Вот мы и дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия ОО «Познавательное развитие» в средней группе «Жизнь диких животных весной»
Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни животных весной – линька, конец спячки, забота о потомстве; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; узнавать звуки и объяснять как...
Конспект интегрироанного занятия по формированию целостной картины мира (экология) в старшей группе «Жизнь диких животных весной».
Прогулка по зимнему лесу. Рассказы детей по каритинам из серии "Дикие животные в зимнем лесу"....
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»...
Комбинированное занятие в старшей группе «Жизнь диких животных весной»
Комбинированное занятие в старшей группе «Жизнь диких животных весной» ...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»Цель: Закреплять знание детей о лесных жителях.Задачи:Образовательные: ...
Конспект занятия в средней группе Осень. Дикие животные.
Расширение знаний детей о диких животных, как они приспасабливаются к изменениям погодных условий....
Конспект занятия в средней группе Тема: «Дикие животные»
Учить выделять отличительные признаки диких животных, составлять описательные рассказы про животных, правильно выражать свои мысли.Совершенствовать умение образовывать существительные с уменьшительно-...