Конспект познавательно-исследовательской деятельности педагога и детей по теме "Эксперименты с разными материалами"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Хромова Ирина Николаевна
Познавательно-исследовательская деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Предлагаю вашему вниманию конспект занятия, где дети через познавательно-исследовательскую деятельность знакомятся с некоторыми качествами и свойствами тканей и бумаги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost_opyty_s_tkanyami.docx26.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа № 26 имени Героя Советского Союза В.И. Жилина»

КОНСПЕКТ

Познавательно-исследовательской деятельности педагога и детей

по теме «Эксперименты с разными материалами»

Разработала:

Хромова Ирина Николаевна, воспитатель МБУ «Школа № 26»

Возрастная группа: старшая группа

Виды деятельности детей:

  • Познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование;
  • Общение со взрослым и сверстником (ситуативно-деловое);
  • Речевая деятельность (слушание речи взрослого и сверстников, активная диалогическая и монологическая речь)

Интегрированная форма: практико-ориентируемый проект

Образовательные задачи

  • Расширять представления детей о некоторых видах тканях (хлопковая, шерстяная, льняная).
  • Формировать у детей представления о качестве и свойстве тканях и бумаги через исследовательскую деятельность: ветропродуваемость, водопроницаемость, теплосохраняемость, морозоустойчивость.

Воспитательные задачи

  • Воспитывать бережное отношение к головным уборам, ценить и уважать труд людей, которые производят головные уборы.
  • Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, умение сотрудничать.

Развивающие задачи

  • Развивать интерес детей к экспериментированию, развивать желание быть активным субъектом исследовательской деятельности
  • Развивать умение детей размышлять, объяснять результат исследовательской деятельности, схематично его зарисовывать и делать выводы.
  • Путем исследовательской деятельности подвести детей к пониманию того, почему именно шерстяная и вязанная ткани подходят для зимних головных уборов .

Материалы и оборудование:

Стимульный материал:

– посылка с головными уборами (из разных видов тканей и бумаги: панама, кепка, шапка вязаная, шапка шерстяная, бандана, шляпа из бумаги);

– загадки о головных уборах.

Материалы для деятельности детей:

1) материалы для представления результатов деятельности

– схемы для внесения итоговых результатов исследовательской деятельности.

- магнитная доска с образцами материалов на ней, для фиксации результатов каждого эксперимента, магнитики-снежинки.

2) материальные средства для деятельности детей

– образцы материалов: хлопковая, льняная, шерстяная, вязанная из шерстяных ниток ткани, листы бумаги – по количеству детей.

– бумажные салфетки, пластмассовые тарелочки и стаканчики – все по количеству детей.

– 5 бутылочек с горячей водой, одна бутылка с замороженной водой.

– по два мешочка из разных материалов (бумажный, хлопковый, льняной, шерстяной, из вязанных ниток).

Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:

– вентилятор

Конструктор совместной деятельности педагога и детей (ОД)

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационно-целевой

   Педагог случайно спотыкается о посылку, лежащую на полу. Привлекает внимание детей. Предлагает узнать, что в этой посылке. Читает загадки, написанные на посылке.

Дети обращают внимание на педагога, подходят к посылке, слушают загадки, отгадывают.

Содержательно-деятельностный

   Педагог открывает посылку, показывает содержимое, просит детей назвать головной убор.

   Педагог спрашивает, для чего нам нужны головные уборы? Из чего шьют головные уборы? Подходит ли один головной убор на все времена года? Почему?

 

   Педагог предлагает детям вспомнить какие виды тканей они знают.

Воспитатель предлагает детям определить, какие материалы подходят для зимних головных уборов и почему.

Воспитатель предлагает пройти детям в лабораторию (первый стол: бутылочки с горячей водой, мешочки из разного материала; бутылка с замороженной водой, бутылочки с горячей водой, разложены листы со схемами, цветные карандаши).

1.Педагог кладет бутылочки с горячей водой в мешочки из разного материала (бумажный, хлопковый, льняной, шерстяной, вязанный из шерстяных ниток), ставит их под включенный вентилятор, чтобы в конце опытов определить в каком мешочке вода не остынет, а значит будет тепло зимой в шапке из данного материала. (определяют на морозоустойчивость)

2.Воспитатель предлагает детям узнать, через какой материал мы будем чувствовать холод  ледяной бутылку, а через какой нет. На магнитной доске педагог фиксирует результат: крепит магниты-снежинки на против шерстяной ткани и вязанной.

(Проходят ко второму столу, где на каждого ребенка: тарелочки с салфеткой, стаканчики с водой, тарелочки с маленькими кусочками материалов и подносы с большими образцами материалов (бумага, хлопковая ткань, льняная, шерстяная, вязанная),

3.Предлагает детям подуть через материалы на кусочек скомканной салфетки: если салфетка сдувается, значит этот материал пропускает ветер-ветропродуваемая, для зимы не подходит. Если салфетка не сдувается – ветронепродуваемая. Педагог рассуждает с детьми все ли ветронепродуваемые материалы подходят для зимней шапки.

Воспитатель фиксирует результаты на магнитной доске.

4. Далее педагог предлагает детям намочить материалы для проверки их на водопроницаемость. (Кусочки материалов быстро промокли – головной убор из данного материала так же быстро промокнет, значит для зимы не подходит. Кусочки материалов не промокли, значит для зимы подойдет. Результаты фиксирует на магнитной доске.

5.Далее педагог возвращается к бутылкам под вентилятором. Предлагает детям на ощупь определить какая бутылка теплее, значит данный материал лучше всех сохраняет тепло а значит подходит для зимы. Результаты фиксирует на магнитной доске.

   Дети смотрят, называют головной убор, доставаемый педагогом.

   

Дети отвечают на вопросы воспитателя. Высказывают свое мнение. Слушают ответы друг друга.

Дети вспоминают: хлопковая, льняная, шерстяная).

   Дети слушают обращение взрослого. Соглашаются.

   

Дети проходят к столу, рассматривают материалы.

   

1.Дети наблюдают за действиями педагога, высказывают свои предположения.

2.Дети по очереди ощупывают ледяную бутылку через разные мешочки, делятся своими ощущениями.

Дети проходят к следующему столу, рассматривают материалы.

3.Дети по очереди берут кусочки материалов и дуют через них на скомканный кусочек салфетки. Отвечают на вопросы воспитателя, рассуждают делятся своими впечатлениями, делают вывод, что льняная ткань, не смотря на свою не продуваемость для зимы не подходит и бумага тоже. Подводят итоги, что магнит-снежинку получает шерстяная и вязанная ткань.

4. Дети кладут на пластмассовую тарелочку бумажную салфетку, наливают туда немного воды. Затем раскладывают по тарелочки кусочки материалов (бумага, хлопковая ткань, льняная, шерстяная, вязаная) и наблюдают какой материал промок, какой нет. Отвечают на вопросы воспитателя. Делают вывод, шерстяная и вязанная ткани не промокаемые материалы, значит они получают снежинку.

5.Дети определяют на ощупь какая бутылка теплее. Отвечают на вопросы воспитателя.

 Оценочно-рефлексивный

  Педагог предлагает детям посмотреть на магнитную доску и сказать, какие материалы подходят для изготовления зимних головных уборов.

Педагог предлагает в схемах зафиксировать итог исследовательской деятельности: какой материал подходит для зимы.

Предлагает подумать в какое время года можно носить головные уборы из оставшихся материалов.

   Дети совместно с педагогом рассматривают результаты исследовательской деятельности на магнитной доске, отвечают на вопрос воспитателя.

Каждый ребенок  зарисовывает итог, сам-но придумывая значок зимы: для зимы подходят шерстяная и вязанная ткань из шерстяных ниток.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной организованной деятельности педагога и детей на тему "Знакомство детей с производством цемента"

Интеграция с образовательными областями "Познание", "Коммуникация", "Труд" по освоению образовательной области "Социализация" в старшей группе...

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"

КОНСПЕКТ  познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...

Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей в области познание "Первый полет" для детей старшего дошкольного возраста.

Программное содержание: расширять и уточнять представления детей о космосе - планеты Солнечной системы; обогащать представления детей о личности космонавтов (смелые, сильные, физически подготовленные,...

Конспект познавательно-исследовательской проектной деятельности с детьми 6-7 лет "Собаки-спасатели"

Конспект познавательно-исследовательской проектной деятельности с детьми 6-7 лет Собаки-спасатели...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в старшей группе. ТЕМА: «МАГНИТ И РАЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ».

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в старшей группе. ТЕМА: «МАГНИТ И РАЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ»....

Конспект познавательно - исследовательской образовательной деятельности "Умные капельки".

Исследовательская активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет всё знать, исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное....