Детское экспериментирование в проектной деятельности.
статья по окружающему миру (старшая группа)
Внедрение в активную практику системы работы по экспериментированию дошкольников через проектную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentirovanie_v_proektnoy_deyatelnosti.docx | 17.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Детское экспериментирование в проектной деятельности.
Удивителен мир детства! Это время знакомства ребенка с окружающим миром, время первых исследований и открытий. Именно в экспериментальной деятельности дети получают возможность напрямую удовлетворить свою любознательность, упорядочить свои представления о мире путем его самостоятельного исследования. Для этого как нельзя лучше подходит метод проектов. Проектная деятельность — это партнёрская деятельность взрослого и ребёнка, которая развёртывается как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, потому что они получают возможность проявить собственную исследовательскую активность, а не выступать в роли пассивного слушателя.
Цель моей работы: внедрение в активную практику системы работы по экспериментированию дошкольников через проектную деятельность.
Метод экспериментирования использовала в проектах разного вида и типа, что позволило поддерживать и развивать интерес детей к теме проекта.
На основном этапе проекта в совместной деятельности воспитателя и детей добываются интересующие их информацию из различных источников, вовлекаются в различные виды деятельности, важнейшей из которых на этом этапе становится экспериментирование.
Мною были реализованы следующие проекты:
«Наши друзья деревья». В данном проекте я знакомила детей с назначением древесины для человека, нам пригодились знания о свойствах дерева. С помощью опытов и экспериментов мы это выяснили. Дети легко могли сделать выводы.
«Песочные фантазии». При проведении опытов с песком воспитанники познакомились со свойствами песка, что позволило понять почему в пустыне барханы, и почему из сухого песка нельзя построить «замок».
В проекте «Кладовая Урала», изучая полезные ископаемые, чтобы дети лучше могли понять, почему тот или иной камень используют в разном назначении, надо знать их свойства. И в этом нам помогли опыты с камнями. Экспериментируя, дошкольники узнали, что камни разные по прочности, по весу, форме, цвету и т.д.
В проекте «Жила-была конфетка» с помощью экспериментов мы выяснили о вреде сахара для нашего организма (зубов и желудка).
В ходе исследования дети фиксировали результаты в папках исследователя. Так как исследование часто длится не один день, опора на фиксированный результат помогает детям быть в теме, запоминать то, что они делали на предыдущем этапе исследования. В рамках проекта «Огород на подоконнике» дети исследовали разную почву, выясняли, чем она отличается, в какой почве растут растения и при каких условиях.
По результатам проведения опыта маленькие исследователи делали выводы в виде записей (пиктограмм), а не умеющие пока писать дети, свои умозаключения представили в виде рисунка. Совместно с детьми придумали систему условных обозначений алгоритмов опытов и экспериментов.
Отредактировав их, мной была разработана картотека карточек – схем для самостоятельного проведения опытов и экспериментов детьми старшего дошкольного возраста. Каждый рисунок представлен в виде ассоциативного изображения, при виде которого обучающиеся четко понимает, какое действие необходимо выполнить следующим шагом. К каждому алгоритму разработана карточка фиксации результатов, где ребенок отмечает результаты собственных исследований. Фиксация нужна для того, чтобы ребенок смог наглядно увидеть те или иные закономерности. Пользуясь карточками, детям предоставляется больше самостоятельности: дети сами берут карту – схему, подбирают нужный материал, и могут провести опыт.
В заключении проектной деятельности результаты детских опытов изучаемого предмета или объекта оформляются в альбом «Мои первые эксперименты» как один из продуктов проекта.
Главное достоинство метода экспериментирования в проектной деятельности заключается в том, что оно дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
Использование элементарных опытов и исследований, помогли сделать участие детей в проектах более интересной и разнообразной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детское экспериментирование в проектной деятельности. Проект "Чудеса "Кока-колы" (старшая группа)
В настоящее время в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.Детское экспериментиров...
Детское экспериментирование в проектной деятельности. Проект "Чудеса "Кока-колы" (старшая группа)
В настоящее время в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.Детское экспериментиров...
Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"
В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...
«Экспериментирование в проектной деятельности, как метод развития самостоятельности и познавательной активности» / консультация для воспитателей/
«Экспериментирование в проектной деятельности, как метод развития самостоятельности и познавательной активности»/ консультация для воспитателей/...
Детское экспериментирование в проектной деятельности
Материал предназначен для воспитателей детских садов. В статье представлен опыт работы по экспериментированию с дошкольниками в проектной деятельности....
Мастер – класс для педагогов "Особенности организации деятельности - детское экспериментирование через театрализованную деятельность"
Цель: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников....
Консультация для родителей «Формирование знаний у детей дошкольного возраста через экспериментирование и проектную деятельность»
Дошкольники- прирожденные исследователи, это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возр...