конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме "В мире насекомых"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «В мире насекомых».
Цель: Закрепить и обобщить знания детей о многообразии разновидностей насекомых, их отличительных признаков.
Задачи:
Образовательные: углублять, расширять и обобщать преставления детей о насекомых, как живых организмах, об их среде обитания. Активизировать словарь по теме. Совершенствовать умение составлять предложение из слов. Закреплять умение правильно использовать в речи предлоги (на, в, под, за, между).
Развивающие: развивать навык связной речи. Развивать умение обосновывать свои суждения. Формировать самоконтроль и самооценку. Развивать психические процессы: зрительное и слуховое восприятие, внимание, логическое мышление, воображение, память. Закрепить умение рисовать по клеточкам. Развивать моторику рук и пальцев.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к насекомым и к природе. Совершенствовать коммуникативную готовность к обучению. Развивать умение внимательно слушать воспитателя и товарищей. Развивать умение подчинять свои действия инструкциям.
Оборудование: компьютер, флешкарта.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами пришли на луг. Посмотрите вокруг, кто же здесь живёт? (Бабочки, кузнечики, жуки.)
Слайд 2. Насекомые на лугу.
Воспитатель: А как можно назвать одним словом тех, кого мы перечислили? (Насекомые.)
Воспитатель: Молодцы! Вот о них мы сегодня и поговорим. Название «насекомые» произошло от слова насечки. Дело в том, что на теле насекомых есть поперечные полоски, похожие на насечки. Тело насекомого имеет свои особенности, оно состоит из трёх частей: головы, груди и брюшка.
Слайд 3. Строение насекомого.
Воспитатель: На голове располагаются глаза, рот, усы. На туловище - три пары конечностей, то есть всего шесть лапок, и крылья. У некоторых на брюшке есть жало. Назовите у кого. (Пчела, шмель, оса.)
Слайд 4. Пчела и слепень.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, чем питаются насекомые? (Пыльцой, травой, цветами.)
Воспитатель: Пища насекомых разнообразна. Одни - питаются нектаром. Например, шмели и бабочки.
Слайд 5. Шмель и бабочка.
Воспитатель: Другие - поедают листья и стебли растений. Например, жуки-листоеды, жук майский.
Слайд 6. Жук-листоед и жук майский.
Воспитатель: Есть хищные насекомые, которые поедают других насекомых. Назовите их. (Это стрекозы, кузнечики, муравьи.)
Слайд 7. Стрекоза и кузнечик.
Воспитатель: Остатками пищи человека питаются мухи и тараканы.
Слайд 8. Мухи и тараканы.
Разминка для пальчиков рук « Насекомые».
Дружно пальчики считаем
Насекомых называем: (сжимаем и разжимаем пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зелёным брюхом. (поочерёдно сжимают пальцы в кулак)
Кто же это тут звенит? (вращаем мизинцем)
Ой, сюда комар летит!
Прячьтесь! (прячем руки за спину)
Воспитатель: А теперь, ребята, загадки отгадаем, и кто обитает на лугу узнаем!
На цветок пахучий
Сел цветок летучий.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел, -
Он вспорхнул и улетел!
Что это за насекомое? (Бабочка.)
Слайд 9. Бабочка.
Воспитатель: С чем в загадке сравнили крылья бабочки? (Крылья бабочки сравнили с цветком.)
Воспитатель: Какие крылья у бабочки? (Яркие, воздушные, лёгкие, большие.)
Воспитатель: Сколько крыльев у бабочки? (Четыре.)
Воспитатель: А как вы думаете, чем питаются бабочки? (Нектаром цветов).
Воспитатель: Нектар бабочки собирают при помощи хоботка, порхая с цветка на цветок.
Воспитатель: А теперь следующая загадка:
Если ты увидишь на цветах и листочках
На красной спинке чёрные точки,
Летает и бегает ловко
Скажи-ка скорее кто это? (Божья коровка.)
Слайд 10. Божья коровка.
Воспитатель: Ребята, божья коровка –это очень известный и узнаваемый жук. Мы любим её за такую яркую, необычную окраску. Божья коровка хищное насекомое, она питается тлей.
Слайд 11. Тля.
Воспитатель: Тля – это вредное насекомое, которое питается соками растений. Божьи коровки съедают тлю, тем самым, спасая растения от гибели.
Воспитатель: На нашей планете очень много разнообразных жуков. Все они, очень интересны.
Слайд 12. Жук.
Воспитатель: А теперь ответьте мне на вопрос: сколько ножек у жука? (Шесть.)
Воспитатель: А есть ли крылышки? (Да.)
Физкультминутка «Божья коровка».
Воспитатель: А теперь давайте превратимся в божьих коровок!
Мы божьи коровки (прыжки)
Быстрые и ловкие, (бег на месте)
По травке сочной мы ползаем, (волнообразные движения руками)
А после в лес гулять пойдём (идём по кругу)
В лесу черника (тянемся вверх)
и грибы. (приседаем)
Устали ноги от ходьбы, (наклоны)
И кушать мы давно хотим, (гладят животик)
Домой скорее полетим. (летят на свои места)
Воспитатель: А теперь послушайте следующую загадку:
Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой
Похлопочет над цветком
Он поделится медком. (Пчела.)
Слайд 13. Пчела.
Воспитатель: Ребята, рассмотрите изображение пчелы. А есть ли у неё крылышки? (Да.)
Воспитатель: А ножки? Сколько их? (Шесть.)
Воспитатель: Правильно! Пчёлы – это большие труженицы. Целый день они летают с цветка на цветок, собирают пыльцу и нектар, которые перерабатывают в мёд. Живут пчёлы большой дружной семьёй в улье.
Слайд 14. Пчелиный улей.
Воспитатель: А теперь ребята, давайте с цветочной поляны перенесёмся на опушку леса. Что это там под сосной? (Муравейник.)
Слайд 15. Муравейник и муравей.
Воспитатель:
В лесу у пня беготня, суетня
Народ рабочий весь день хлопочет
Без работы хоть убей
Жить не может. (Муравей.)
Воспитатель: А как вы думаете, из чего строят дом муравьи? (Из хвои, листьев, крошек смолы, кусочков земли, дерева.)
Воспитатель: Муравьи очень дружны, делают всю работу сообща, помогают друг другу. Питаются муравьи разнообразно: они поедают вредных насекомых, не зря их называют санитарами леса, любят лакомиться сладкими ягодами, соками растений и делают запасы на зиму.
Воспитатель: А вот ещё одна загадка:
Среди травы живёт скрипач
Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик.)
Слайд 16. Кузнечик.
Воспитатель: Рассмотрите ножки у кузнечика, какие они? (Длинные, три пары.)
Воспитатель: Правильно. Благодаря длинным ногам кузнечики высоко прыгают. Питаются они мелкими насекомыми и листьями. «Поют» кузнечики, благодаря крыльям, потирая их друг о друга, получается знаменитое стрекотанье.
Воспитатель: А вот еще одно насекомое я вижу вдали, отгадайте загадку и вы узнаете какое:
Охотницей быстрой слывёт,
Стремителен, лёгок, полёт.
Солнечной летней порой
Летает она над водой
Большие имеет глаза
Кто это скажи… (Стрекоза.)
Слайд 17. Стрекоза.
Воспитатель: Сколько пар крыльев у стрекозы? (Две.)
Воспитатель: А ног? (Три.)
Воспитатель: Правильно. Чаще всего стрекозу можно увидеть над водой. Она охотится на комаров и других мелких насекомых, и очень быстро летает. А как вы думаете, почему стрекоза быстрее многих насекомых? (Потому что у неё две пары крыльев.)
Воспитатель: Наше путешествие по лугу подошло к концу. Давайте вспомним, что нового мы с вами сегодня узнали. О, ком мы сегодня разговаривали? (О насекомых.)
Воспитатель: Какие особенности строения тела насекомых вы запомнили?
Чем питаются насекомые? С какими насекомыми мы сегодня познакомились?
(Дети отвечают на вопросы воспитателя.)
Воспитатель: Молодцы, всё правильно запомнили! Наше занятие закончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему: " В здоровом теле-- здоровый дух" ЗОЖ. 2014 год.
Конспект по Здоровому Образу Жизни....
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему: " Професcий много разных есть"
Конспект по развитию речи....
Конспект заняти с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Экскурсия в мини-музей "Чудо-нить"
Закрепление знаний детей об экспонатах музея (государственной символике), о малой родине. Знакомство с творческими материалами музея вязанной игрушки ...
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Путешествие в увлекательный мир журналистики».
Цель: создание условий для совершенствования знаний о работе журналиста....
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Буква и звук Ю».
Цель: создание условий для знакомства с буквой и звуком Ю.Задачи: - познакомить с буквой и звуком Ю;- продолжать учить выполнять звуковой разбор слов; называть звуки, давать им характеристики;- закреп...
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Полюбуйся, весна наступает».
Цель: создание условий для развития речи детей посредством включения их в игровую деятельность....
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме " Птицы".
Конспект занятия с детьми в старшей группе дестского сада....