Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности
консультация по окружающему миру

Квасова Марина Александровна

Экологическое воспитание - формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx17.24 КБ

Предварительный просмотр:

Представлено

на круглый стол

«11» октября 2022г.

Выступление на тему:

«Экологическое воспитание дошкольников

в различных видах деятельности»

Подготовила и провела:

Воспитатель МДОУ «ДС № 28»

Квасова М.А.

Экологическое воспитание - формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов.

Актуальность данной темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Цель экологического воспитания детей дошкольного возраста – формирование у них основ экологического сознания и экологической культуры.

Задачи экологического воспитания:

1. Формирование элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка.

2. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.

3. Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, и окружающему миру в целом, развитию чувства к объектам природы.

Основные направления работы ДОУ по экологическому воспитанию:

познавательно-развлекательное; практическое; исследовательское; природоохранное.

Проблема экологического образования сегодня волнует ученых, педагогов, общественность. Необходимо воспитывать у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологических знаний, но и как эффективная деятельность с их участием. Активная позиция детей - показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения.

Я считаю, что экологическому воспитанию должно отводиться важное место. Уверена, что любовь к природе, бережное отношение к ней должны воспитываться и в семье, и в ДОУ. Процесс воспитания экологической культуры может быть успешным, если он осуществляется непрерывно, начиная с дошкольного возраста.

Дошкольное детство – ценный этап в формировании личности ребенка, развитии экологической культуры человека. В этом возрасте у ребенка развивается эмоционально - ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой.

Экологическое воспитание в группе, должно быть так организованно, что бы оно органично вписывалась в повседневную жизнь детей: взаимодействие с природой проходит не только на занятиях, но и через другие виды деятельности в разные режимные моменты.

Применять разнообразные методы, которые выбирать в зависимости от воспитательно-образовательных задач, программного материала и возраста детей. Это способствует наибольшему успеху в усвоении детьми учебного материала и устойчивому интересу к своей деятельности.

Использовать методы:

наглядные (наблюдение, демонстрация);

практические (игра, труд);

словесные (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений, беседы);

экспериментальные (опыт).

В процессе экологического воспитания использовать следующие виды деятельности:

Игровая деятельность. В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра способствует воспитанию положительного отношения к природному окружению, дети проявляют сочувствие, помогают всем нуждающимся в помощи, заботятся о растительном и животном мире, воспринимают красоту природы, учатся сохранять и беречь то, что их окружает. В формировании у детей эмоционального заинтересованного отношения к природе использовать разные виды игр:

Дидактические игры, настольно-печатные игры (парные картинки, лото,

домино).

Словесные игры развивают связную речь, внимание, сообразительность,

быстроту реакции.

Подвижные игры помогают закрепить знания о животных, их повадках,

отражают явление живой и не живой природы.

Сюжетно-ролевые игры с природным содержанием. При помощи сюжетно-ролевых игр на экологическую тему у детей стараться вызывать эмоциональный отклик, оказывать влияние на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира.

Строительно-конструктивные игры - в них дети отражают свои знания и

впечатления об окружающем предметном мире.

Двигательная деятельность. Выполняя физические упражнения, дети наблюдают за природными явлениями и сезонными изменениями. Использовать: упражнения дыхательной гимнастики, обще развивающие упражнения, подвижные игры, эстафеты, сезонные упражнения спортивного характера.

Коммуникативная деятельность и чтение художественной литературы. Детская художественная литература о природе учит ребенка выражать своё мнение, озвучивать чувство. В работе широко использовать чтение рассказов, стихов, произведения русского фольклора (сказки, пословицы, поговорки, загадки).

Изобразительная деятельность. Изобразительное искусство раскрывает красоту внутреннего мира человека для того, чтобы он увидел красоту окружающей действительности и захотел «творить» её сам.

Труд. В процессе труда в природе дети учатся устанавливать зависимость между средой обитания, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы.

Наиболее значимым методом экологического воспитания детей является наблюдение. С его помощью дети знакомятся с внешними признаками объектов природы и познают их связи со средой. Наблюдения лежат в основе разных видов деятельности детей и как компонент их используют в ходе бесед, прогулок, экскурсий, мини огород.

Также в группе проводить разные конкурсы, беседы, консультации с родителями по экологическому воспитанию. Ежегодно проводить акцию «Покорми птиц зимой».

Таким образом, взаимодействуя с естественной окружающей средой ребенок является активным субъектом. Через природоохранные и другие виды деятельности ребенок приобретает полезный личный опыт, ощущает собственную возможность познавать мир и взаимодействовать с ним, ребенок будет любить, ценить и беречь окружающую природу всю жизнь, передавая свои знания и умения следующим поколениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

В статье раскрываются проблемы экологического образования и воспитание детей дошкольного возраста. Формирование начальных основ экологической культуры в разных видах деятельности...

Индивидуальный план самообразования по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности» воспитателя 1 квалификационной категории Тимиряевой Людмилы Борисовны МБДОУ «Верхнеуслонский детский сад «Березка

Индивидуальный план самообразования по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности» воспитателя 1 квалификационной категории Тимиряевой  Людмилы Борисо...

План самообразования педагога по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»

План самообразования педагога по теме:«Экологическое воспитание  дошкольниковв различных видах деятельности»...

Отчет по самообразованию педагога по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»

Отчет по  самообразованию педагога по теме:«Экологическое воспитание  дошкольниковв различных видах деятельности»...

Отчет по самообразованию педагога по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»

Отчет по  самообразованию педагога по теме: «Экологическое воспитание  дошкольников  в различных видах деятельности»...

Экологическое воспитание через различные виды игр

laquo;Дети не любят игрушек неподвижных, законченных, хорошо сделанных, которые они не могут изменить по своему желанию... лучшая игрушка для ребенка та, которую он может заставить измениться самым р...

Отчет по самообразованию педагога по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»

Отчет по  самообразованию педагога по теме:«Экологическое воспитание  дошкольниковв различных видах деятельности»...