Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности
консультация по окружающему миру
Экологическое воспитание - формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Представлено
на круглый стол
«11» октября 2022г.
Выступление на тему:
«Экологическое воспитание дошкольников
в различных видах деятельности»
Подготовила и провела:
Воспитатель МДОУ «ДС № 28»
Квасова М.А.
Экологическое воспитание - формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов.
Актуальность данной темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Цель экологического воспитания детей дошкольного возраста – формирование у них основ экологического сознания и экологической культуры.
Задачи экологического воспитания:
1. Формирование элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка.
2. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.
3. Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, и окружающему миру в целом, развитию чувства к объектам природы.
Основные направления работы ДОУ по экологическому воспитанию:
познавательно-развлекательное; практическое; исследовательское; природоохранное.
Проблема экологического образования сегодня волнует ученых, педагогов, общественность. Необходимо воспитывать у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологических знаний, но и как эффективная деятельность с их участием. Активная позиция детей - показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения.
Я считаю, что экологическому воспитанию должно отводиться важное место. Уверена, что любовь к природе, бережное отношение к ней должны воспитываться и в семье, и в ДОУ. Процесс воспитания экологической культуры может быть успешным, если он осуществляется непрерывно, начиная с дошкольного возраста.
Дошкольное детство – ценный этап в формировании личности ребенка, развитии экологической культуры человека. В этом возрасте у ребенка развивается эмоционально - ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой.
Экологическое воспитание в группе, должно быть так организованно, что бы оно органично вписывалась в повседневную жизнь детей: взаимодействие с природой проходит не только на занятиях, но и через другие виды деятельности в разные режимные моменты.
Применять разнообразные методы, которые выбирать в зависимости от воспитательно-образовательных задач, программного материала и возраста детей. Это способствует наибольшему успеху в усвоении детьми учебного материала и устойчивому интересу к своей деятельности.
Использовать методы:
наглядные (наблюдение, демонстрация);
практические (игра, труд);
словесные (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений, беседы);
экспериментальные (опыт).
В процессе экологического воспитания использовать следующие виды деятельности:
Игровая деятельность. В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра способствует воспитанию положительного отношения к природному окружению, дети проявляют сочувствие, помогают всем нуждающимся в помощи, заботятся о растительном и животном мире, воспринимают красоту природы, учатся сохранять и беречь то, что их окружает. В формировании у детей эмоционального заинтересованного отношения к природе использовать разные виды игр:
Дидактические игры, настольно-печатные игры (парные картинки, лото,
домино).
Словесные игры развивают связную речь, внимание, сообразительность,
быстроту реакции.
Подвижные игры помогают закрепить знания о животных, их повадках,
отражают явление живой и не живой природы.
Сюжетно-ролевые игры с природным содержанием. При помощи сюжетно-ролевых игр на экологическую тему у детей стараться вызывать эмоциональный отклик, оказывать влияние на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира.
Строительно-конструктивные игры - в них дети отражают свои знания и
впечатления об окружающем предметном мире.
Двигательная деятельность. Выполняя физические упражнения, дети наблюдают за природными явлениями и сезонными изменениями. Использовать: упражнения дыхательной гимнастики, обще развивающие упражнения, подвижные игры, эстафеты, сезонные упражнения спортивного характера.
Коммуникативная деятельность и чтение художественной литературы. Детская художественная литература о природе учит ребенка выражать своё мнение, озвучивать чувство. В работе широко использовать чтение рассказов, стихов, произведения русского фольклора (сказки, пословицы, поговорки, загадки).
Изобразительная деятельность. Изобразительное искусство раскрывает красоту внутреннего мира человека для того, чтобы он увидел красоту окружающей действительности и захотел «творить» её сам.
Труд. В процессе труда в природе дети учатся устанавливать зависимость между средой обитания, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы.
Наиболее значимым методом экологического воспитания детей является наблюдение. С его помощью дети знакомятся с внешними признаками объектов природы и познают их связи со средой. Наблюдения лежат в основе разных видов деятельности детей и как компонент их используют в ходе бесед, прогулок, экскурсий, мини огород.
Также в группе проводить разные конкурсы, беседы, консультации с родителями по экологическому воспитанию. Ежегодно проводить акцию «Покорми птиц зимой».
Таким образом, взаимодействуя с естественной окружающей средой ребенок является активным субъектом. Через природоохранные и другие виды деятельности ребенок приобретает полезный личный опыт, ощущает собственную возможность познавать мир и взаимодействовать с ним, ребенок будет любить, ценить и беречь окружающую природу всю жизнь, передавая свои знания и умения следующим поколениям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
В статье раскрываются проблемы экологического образования и воспитание детей дошкольного возраста. Формирование начальных основ экологической культуры в разных видах деятельности...
Индивидуальный план самообразования по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности» воспитателя 1 квалификационной категории Тимиряевой Людмилы Борисовны МБДОУ «Верхнеуслонский детский сад «Березка
Индивидуальный план самообразования по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности» воспитателя 1 квалификационной категории Тимиряевой Людмилы Борисо...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/10/picture-684509-1444501600.jpg)
План самообразования педагога по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»
План самообразования педагога по теме:«Экологическое воспитание дошкольниковв различных видах деятельности»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/10/picture-684509-1444501600.jpg)
Отчет по самообразованию педагога по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»
Отчет по самообразованию педагога по теме:«Экологическое воспитание дошкольниковв различных видах деятельности»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/10/picture-684509-1444501600.jpg)
Отчет по самообразованию педагога по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»
Отчет по самообразованию педагога по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/18/picture-762290-1458314902.jpg)
Экологическое воспитание через различные виды игр
laquo;Дети не любят игрушек неподвижных, законченных, хорошо сделанных, которые они не могут изменить по своему желанию... лучшая игрушка для ребенка та, которую он может заставить измениться самым р...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/10/picture-684509-1444501600.jpg)
Отчет по самообразованию педагога по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»
Отчет по самообразованию педагога по теме:«Экологическое воспитание дошкольниковв различных видах деятельности»...