«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
статья на тему
В статье раскрываются проблемы экологического образования и воспитание детей дошкольного возраста. Формирование начальных основ экологической культуры в разных видах деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_statya.docx | 27.54 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 373.24
Т.А.Бурделева
МБДОУ «ДСКВ №116», г.Братск
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Ключевые слова: экологическая проблема, экологическое воспитание, экологическая культура деятельность детей , активные методы обучения
Аннотация: В статье раскрываются проблемы экологического образования и воспитание детей дошкольного возраста. Формирование начальных основ экологической культуры в разных видах деятельности
T .A. Burdeleva
Municipal Budgetary Educational Institution "DSKV No. 116" Bratsk
"ECOLOGICAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN
IN VARIOUS ACTIVITIES"
Key words: environmental problem, environmental education, ecological culture activities for the children , active learning methods
Abstract: the article reveals the problems of ecological education and upbringing of children of preschool age. The formation of the initial foundations of ecological culture in different types of activities
Экология - одна из глобальных проблем человечества. Загрязняются водоемы, катастрофически поднимается уровень загрязнения воздуха, уменьшается запас питьевой воды, теряют плодородие почвы, выпадают кислотные дожди, радиация - это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру.
Проблема экологического образования сегодня волнует — ученых, педагогов, общественность. Необходимо воспитывать у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологических знаний, но и эффективная деятельность с их участием. Активная позиция детей — показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения. В связи с этим тема экологического воспитания в настоящий момент актуальна как никогда.
Президент России подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии. Цель данного решения – привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.
Я считаю, что экологическому воспитанию должно отводиться важное место. Уверена, что любовь к природе, бережное отношение к ней должны воспитываться и в семье и в ДОУ. Процесс воспитания экологической культуры может быть успешным, если он осуществляется непрерывно, начиная с дошкольного возраста.
Дошкольное детство – ценный этап формирование личности ребенка, развитии экологической культуры человека. В этом возрасте у ребенка развивается эмоционально - ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.
Целью экологического образования дошкольников является:
- Формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания
Задачи экологического воспитания
- воспитание экологической культуры, т.е. выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами (нравственное воспитание);
- понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека с ней (интеллектуальное развитие);
- формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой;
- развитие эстетических чувств: любви, уважения, бережного отношения по отношению к миру природы;
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы
Формирование экологической культуры личности – сложный и длительный процесс. Экологическое воспитание в моей группе организованно так, что оно органично вписывается в повседневную жизнь детей: взаимодействие с природой проходит не только на занятиях, но и через другие виды деятельности в разные режимные моменты.
Применяю разнообразные методы, которые выбираю в зависимости от воспитательно -образовательных задач, программного материала и возраста детей. Это способствует наибольшему успеху в усвоении детьми учебного материала и устойчивому интересу к своей деятельности.
Методы:
- наглядные (наблюдение, демонстрация);
- практические (игра, труд);
- словесные (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений, беседы)
- экспериментальные (опыт).
В процессе экологического воспитания использую следующие виды деятельности:
- Игровая деятельность
В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Именно в ней формируются у детей моральные нормы и правила поведения в природе, через игровую деятельность детям лучше всего получать и осваивать различные знания. Игра способствует воспитанию положительного отношения к природному окружению, дети проявляют сочувствие, помогают всем нуждающимся в помощи, заботятся о растительном и животном мире, воспринимают красоту природы, учатся сохранять и беречь то, что их окружает.
В формировании у детей эмоционального заинтересованного отношения к природе использую разные виды игр.
Развивающее значение имеют игры с правилами. Характерная особенность таких игр - правила, они являются главным фактором развивающего воздействия на детей. Правила стимулируют ребенка быть более активным: сосредоточивать свое внимание на игровой задаче, быстро реагировать на игровую ситуацию, подчиняться обстоятельствам.
- Дидактические игры - цель этих игр - умственное развитие детей.
- Настольно-печатные игры (парные картинки, лото, домино)
- Словесные игры развивают связную речь, внимание, сообразительность, быстроту реакции.
- Подвижные игры помогают закрепить знания о животных их повадках, отражают явление живой и не живой природы.
- Сюжетно-ролевые с природным содержанием – «Зоопарк», «У бабушки в деревне» При помощи сюжетно-ролевых игр на экологическую тему у детей появляется эмоциональный отклик, оказывать влияние на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира.
- Игры-драматизации организуем с детьми на основе литературного произведения:
- Строительно-конструктивные игры - В них дети отражают свои знания и впечатления об окружающем предметном мире.
Сейчас, в экологическом воспитании, целесообразно использовать игры нового типа, которые с одной стороны моделируют само творчество ребенка, а со второй – обеспечивают условия для совершенствования его интеллекта. (КВН, экологическая викторина, «Поле чудес» игры-ребусы.)
- Двигательная деятельность
Сочетание двигательной активности детей с формированием у них первоначальных знаний и представлений о природе и воспитанием основ экологической культур. Выполняя физические упражнения, дети наблюдают за природными явлениями и сезонными изменениями. Использую: упражнения дыхательной гимнастики общеразвивающие упражнения подвижные игры эстафеты сезонные упражнения спортивного характера
- Музыкальная деятельность
Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживанием, вести к преобразованию окружающего мира. Формы и методы работы с детьми по формированию у детей экологического сознания разнообразны: выполнение музыкально-ритмических движений, слушание музыки, игра на музыкальных инструментах.
- Коммуникативная деятельность и Чтение художественной
литературы
Детская художественная литература о природе учит ребенка выражать своё мнение, озвучивать чувство. Яркий, образный язык произведений создаёт у детей определённое настроение, повышает познавательный интерес к природе. В работе широко использую художественную литературу. Чтение рассказов, стихов, произведения русского фольклора: сказки, пословицы, поговорки, загадки.
- Изобразительная деятельность
Изобразительное искусство раскрывает красоту внутреннего мира человека для того, чтобы он увидел красоту окружающей действительности и захотел «творить» её сам. Использую следующие направления работы по экологическому воспитанию посредством изобразительной деятельности: рисование пейзажа, изготовления поделок из природного материал, лепка, аппликация, знакомство с произведениями художников, знакомство со старинный русский народный промыслом.
- Познавательно-исследовательская деятельность
В процессе практико-познавательной деятельности дошкольник исследует окружающую среду. Важный результат данной деятельности – знания, в ней добытые. Познавательно-исследовательская деятельность проникает во все сферы детской жизни В своей работе использую различные формы: эксперименты, наблюдения, коллекционирование, проекты, различные тематические развлечения.
- Труд
В процессе труда в природе дети учатся устанавливать зависимость между средой обитания, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы.
Таким образом, взаимодействуя с естественной окружающей средой ребенок является активный субъектом. Через природоохранную и другие виды деятельности ребенок приобретает полезный личный опыт, ощущает собственную возможность познавать мир и взаимодействовать с ним.
Литература
1..Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. М.: Просвещение, 2009. с.306.
2.Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей. Учебно-методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. – 288с.
3.Лихачев Б.Т. Экология личности//Педагогика.-1993.-№2.
4.Масленникова О.М. Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. - М.: Учитель, 2011. - 232 с.
5.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 184 с.
6.От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
7.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000
8.Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. М.: Академия, 2008. - 208 с.
9.Трубайчук Л.В. Интеграция как средство организации образовательного процесса // Начальная школа: до и после. - № 10, 2011. - с. 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план самообразования по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности» воспитателя 1 квалификационной категории Тимиряевой Людмилы Борисовны МБДОУ «Верхнеуслонский детский сад «Березка
Индивидуальный план самообразования по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности» воспитателя 1 квалификационной категории Тимиряевой Людмилы Борисо...
План самообразования педагога по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»
План самообразования педагога по теме:«Экологическое воспитание дошкольниковв различных видах деятельности»...
Отчет по самообразованию педагога по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»
Отчет по самообразованию педагога по теме:«Экологическое воспитание дошкольниковв различных видах деятельности»...
Отчет по самообразованию педагога по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»
Отчет по самообразованию педагога по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»...
Отчет по самообразованию педагога по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»
Отчет по самообразованию педагога по теме:«Экологическое воспитание дошкольниковв различных видах деятельности»...
План работы по самообразованию на 2021-2025 учебные года. «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»
План работы по самообразованию "Экологическое воспитание"...
Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности.
Краткий самоанализ воспитателя...