Опыт работы «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников в ДОУ»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Познавательная деятельность наряду с игровой, имеет огромное значение в развитии личности ребенка. Процесс познания – творческий процесс, и задача педагога – поддержать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям; создать необходимые для этого условия. Эксперимент в детском саду похож на игру, на маленькое чудо, которое может сделать каждый ребенок. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Через экспериментирование ребенок познает и осваивает окружающий мир. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит, делает сам.
Любое исследование построено на спонтанном желании изучать окружающее. Для поддержания познавательного интереса наиболее эффективное средство – максимальное снижение ограничений на детские исследования. Для того чтобы у детей развивался познавательный интерес, они должны иметь бесконечно много возможностей для свободной полной фантазии, конструктивной деятельности и общения. Исследовательская деятельность ребенка универсальна и реализуется во всех видах взаимодействия ребенка с миром, в любой предметной среде. Расширение сферы знаний служит основой для развития познавательных процессов: памяти, внимания, мышления.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.Цель: разработка проектов по ознакомлению с живой и неживой природой, и включение их в педагогический процесс.
Задачи:
1. Провести анализ психолога - педагогической литературы по проблеме
проектного метода проекта.
1
2. Разработать творческие и исследовательские проекты по ознакомлению
детей с живой и неживой природой.
3. Включить проекты в воспитательно-образовательный процесс
4. Провести диагностику результативности деятельности.
Направления работы:
- С кадрами
- С родителями
- С детьми
Формы работы с кадрами:
Цель: Изучить состояние организации детского экспериментирования в практике работы ДОУ; выявить роль педагога в развитии поисковой активности дошкольников.
- Консультация на тему: «Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников»
- Семинар – практикум «Детское экспериментирование и его влияние на развитие творческой познавательной активности»
Работа с детьми
Во всех возрастных группах работа строилась через проектную деятельность по разделу «Неизведанное рядом»
- I младшая группа – «Игры с песком»
- II младшая группа – «Солнечные зайчики»
- Средняя группа – «Каждому камешку свой домик»
- Старшие группы – «Воздух невидимка» «Как появляются горы»
- Подготовительная группа – «Как происходит извержение вулкана?»
2
В рамках проектной деятельности с детьми проводились следующие мероприятия:
- Диагностика уровня развития у дошкольников и построение воспитательно-образовательного процесса на основе данных диагностического обследования.
- Создание условий для детского экспериментирования (мини лаборатории).
- Проведение циклов познавательных бесед.
- Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни.
- Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.
- Чтение и заучивание художественного слова по теме проекта.
- Организация и проведение художественно-продуктивной и конструктивной деятельности в рамках проекта;
- Отработка различных приемов развития мысли ребенка: от анализа факта, рассуждений к обобщению, выводу, первым маленьким открытиям.
3
Работа с родителями
Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.
- Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе.
- Оформление наглядной информации в родительском уголке
- Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»
- Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
- Рекомендации: «Проведите с детьми дома»
- Оформление папки «Мои открытия»
Проектно-исследовательская деятельность в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.
«Извержение вулкана»
Воспитатель: Петракова О.А.
1-ой квалификационной категории
1 этап: Целепологание
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое - основа формирования этого качества.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатель.
Цель: Сформировать представления детей о вулканах и вулканических извержениях.
- развитие мыслительных способностей (анализ, классификация, сравнение, обобщение).
Задачи:
Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
Развитие у детей умственных способностей:
- формирование способов познания путем сенсорного анализа.
Создание проблемной ситуации.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
- Понимание детьми, что такое вулкан.
- Умение давать определения некоторым понятиям.
- Уверенность в своих мыслительных интеллектуальных способностях и возможностях.
- Знание детьми информации о пройденном материале.
- развитие детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
1
2 этап: Разработка проекта
- Довести до участников проекта важность данной проблемы.
- Подобрать методическую научно-популярную и художественную
литературу, иллюстрированный материал по данной теме.
- Подобрать материалы для изобразительной и продуктивной
Деятельности детей.
- Составить перспективный план мероприятий.
3 этап: Выполнение проекта
- Подбор журналов с материалами по данной теме.
- Познавательное развитие: чтение и обсуждение детской энциклопедии, Что такое вулканы? Их польза, вред, строение. Просмотр видеофильмов «Вулканы». Беседа с детьми «Кто такие вулканологи?»
- Ознакомление с художественной литературой: Чтение сказки
А. Бормашева «Сказки о речки и вулкане»
Чтение стихотворений С. Белокурова Захотел вулкан чихнуть.
Море раскаленное.
Ю. Дружинина Потухшие вулканы.
- Рассматривание иллюстраций.
- Практические занятия:
Лепка - «Домашние вулканы»
Рисование – «Огнедышащие горы»
- Игровая деятельность: дидактическая игра «Строение вулкана»
- Экспериментальная деятельность: проведение опыта с вулканической горной породой «пемзой»
проведение опыта «Извержение вулкана»
- Продуктивная деятельность: изготовление макетов вулкана, заполнить папку исследователя по теме «Вулкан».
- Работа с родителями: беседы с родителями о важности данной проблемы, консультации. Создание альбома с иллюстрациями и рассказами детей и родителей «Что такое вулкан?»
2
4 этап: Презентация проекта
- Тематическая выставка рисунков «Вулканы»
- Создание альбома с иллюстрациями и рассказами детей и родителей «Что такое вулкан?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_dou-4.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Тюкалинский детский сад № 4» Опыт работы «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников в ДОУ» Тюкалинск 2011г. |
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Познавательная деятельность наряду с игровой, имеет огромное значение в развитии личности ребенка. Процесс познания – творческий процесс, и задача педагога – поддержать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям; создать необходимые для этого условия. Эксперимент в детском саду похож на игру, на маленькое чудо, которое может сделать каждый ребенок. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Через экспериментирование ребенок познает и осваивает окружающий мир. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит, делает сам.
Любое исследование построено на спонтанном желании изучать окружающее. Для поддержания познавательного интереса наиболее эффективное средство – максимальное снижение ограничений на детские исследования. Для того чтобы у детей развивался познавательный интерес, они должны иметь бесконечно много возможностей для свободной полной фантазии, конструктивной деятельности и общения. Исследовательская деятельность ребенка универсальна и реализуется во всех видах взаимодействия ребенка с миром, в любой предметной среде. Расширение сферы знаний служит основой для развития познавательных процессов: памяти, внимания, мышления.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Цель: разработка проектов по ознакомлению с живой и неживой природой, и включение их в педагогический процесс.
Задачи:
1. Провести анализ психолога - педагогической литературы по проблеме
проектного метода проекта.
1
2. Разработать творческие и исследовательские проекты по ознакомлению
детей с живой и неживой природой.
3. Включить проекты в воспитательно-образовательный процесс
4. Провести диагностику результативности деятельности.
Направления работы:
- С кадрами
- С родителями
- С детьми
Формы работы с кадрами:
Цель: Изучить состояние организации детского экспериментирования в практике работы ДОУ; выявить роль педагога в развитии поисковой активности дошкольников.
- Консультация на тему: «Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников»
- Семинар – практикум «Детское экспериментирование и его влияние на развитие творческой познавательной активности»
Работа с детьми
Во всех возрастных группах работа строилась через проектную деятельность по разделу «Неизведанное рядом»
- I младшая группа – «Игры с песком»
- II младшая группа – «Солнечные зайчики»
- Средняя группа – «Каждому камешку свой домик»
- Старшие группы – «Воздух невидимка» «Как появляются горы»
- Подготовительная группа – «Как происходит извержение вулкана?»
2
В рамках проектной деятельности с детьми проводились следующие мероприятия:
- Диагностика уровня развития у дошкольников и построение воспитательно-образовательного процесса на основе данных диагностического обследования.
- Создание условий для детского экспериментирования (мини лаборатории).
- Проведение циклов познавательных бесед.
- Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни.
- Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.
- Чтение и заучивание художественного слова по теме проекта.
- Организация и проведение художественно-продуктивной и конструктивной деятельности в рамках проекта;
- Отработка различных приемов развития мысли ребенка: от анализа факта, рассуждений к обобщению, выводу, первым маленьким открытиям.
3
Работа с родителями
Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.
- Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе.
- Оформление наглядной информации в родительском уголке
- Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»
- Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
- Рекомендации: «Проведите с детьми дома»
- Оформление папки «Мои открытия»
4
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Тюкалинский детский сад № 4»
Проектно-исследовательская деятельность в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.
«Извержение вулкана»
Воспитатель: Петракова О.А.
1-ой квалификационной категории
1 этап: Целепологание
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое - основа формирования этого качества.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатель.
Цель: Сформировать представления детей о вулканах и вулканических извержениях.
- развитие мыслительных способностей (анализ, классификация, сравнение, обобщение).
Задачи:
Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
Развитие у детей умственных способностей:
- формирование способов познания путем сенсорного анализа.
Создание проблемной ситуации.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
- Понимание детьми, что такое вулкан.
- Умение давать определения некоторым понятиям.
- Уверенность в своих мыслительных интеллектуальных способностях и возможностях.
- Знание детьми информации о пройденном материале.
- развитие детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
1
2 этап: Разработка проекта
- Довести до участников проекта важность данной проблемы.
- Подобрать методическую научно-популярную и художественную
литературу, иллюстрированный материал по данной теме.
- Подобрать материалы для изобразительной и продуктивной
Деятельности детей.
- Составить перспективный план мероприятий.
3 этап: Выполнение проекта
- Подбор журналов с материалами по данной теме.
- Познавательное развитие: чтение и обсуждение детской энциклопедии, Что такое вулканы? Их польза, вред, строение. Просмотр видеофильмов «Вулканы». Беседа с детьми «Кто такие вулканологи?»
- Ознакомление с художественной литературой: Чтение сказки
А. Бормашева «Сказки о речки и вулкане»
Чтение стихотворений С. Белокурова Захотел вулкан чихнуть.
Море раскаленное.
Ю. Дружинина Потухшие вулканы.
- Рассматривание иллюстраций.
- Практические занятия:
Лепка - «Домашние вулканы»
Рисование – «Огнедышащие горы»
- Игровая деятельность: дидактическая игра «Строение вулкана»
- Экспериментальная деятельность: проведение опыта с вулканической горной породой «пемзой»
проведение опыта «Извержение вулкана»
- Продуктивная деятельность: изготовление макетов вулкана, заполнить папку исследователя по теме «Вулкан».
- Работа с родителями: беседы с родителями о важности данной проблемы, консультации. Создание альбома с иллюстрациями и рассказами детей и родителей «Что такое вулкан?»
2
4 этап: Презентация проекта
- Тематическая выставка рисунков «Вулканы»
- Создание альбома с иллюстрациями и рассказами детей и родителей «Что такое вулкан?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
опыт работы «Организация проектной деятельности с дошкольниками как ресурс взаимодействия с семьёй»
опыт работы...
Опыт работы «Организация сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников, реализующей программу Н.М. Крыловой «Детский сад-дом радости».
Данный материал содержит описание методики организации и развития сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников....
«Нетрадиционные формы методической работы организации исследовательской и экспериментальной деятельности дошкольников»
laquo;Нетрадиционные формы методической работы организации исследовательской и экспериментальной деятельности дошкольников»...
Опыт работы «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников в ДОУ»
АКТУАЛЬНОСТЬ:Познавательная деятельность наряду с игровой, имеет огромное значение в развитии личности ребенка. Процесс познания – творческий процесс, и задача педагога – поддержать в ребе...
ОПЫТ РАБОТЫ «РАЗВИТИЕ ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»
опыт работы по экспериментированию...
Опыт работы. «Развитие поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование»
Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста по развитию поисково-исследовательской деятельности через экспериментирование....
Опыт работы "Развитие поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через экспериментирование"
Экспериментирование - деятельность, которая позваляет ребенку моделировать в своем сознании картину мира....