Конспект НОД по ознакомлению с предметным окружением «В мире металла»
план-конспект занятия по окружающему миру

Матюхина Рена Тагировна

старшая группа (5-6лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_v_mire_metalla.docx25.19 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство просвещения Российской Федерации

Управление образования администрации города Орла

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад №95 города Орла

302014, Россия, Орловская область, город Орел, ул. Емлютина, 4


тел./факс (4862)30-70-95                                                                  эл. адрес ds95_orel@mail.ru

Конспект НОД по ознакомлению с предметным окружением

«В мире металла»

(старшая группа «Б» «Знайки»)

Подготовила: воспитатель 1кв.категории

Матюхина Рена Тагировна

Орел, 2022

Программное содержание:

- познакомить детей со свойствами и качествами металла;

- научить находить металлические предметы в ближайшем окружении.

Задачи:

-Уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах металла.

- Закрепить правила обращения с горячими предметами. Упражнять детей в отгадывании загадок.

- Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.

- Развивать умение изучать свойства материалов опытным путем.

- Способствовать обогащению словарного запаса воспитанников новыми словами.

- Воспитывать умение слушать взрослых и выслушивать ответы товарищей. Воспитывать любознательность и самостоятельность детей.

Оборудование:  картинки с изображением металлических предметов (кастрюля, иголка, утюг и т. д.,),  металлические предметы (ложка, ножницы, гвоздь, линейка, ключ, магниты и т. д.,),  изображения персонажей из м/ф «Фиксики» (Папус, Мася, Симка, Нолик, Шпуля, Файер, Верта).

Структура НОД

1).Мотивационно-побудительный этап.

Сюрпризный момент.

Перед занятием организуется выставка «Мир металла» (изображения предметов из металла прикрепляю на доску). Рядом располагается большой конверт с изображениями Фиксиков и их письменным обращением к детям.

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в очень интересный мир. А узнать, как этот мир называется,  нам поможет ответ на вот такой вопрос: Что это на столе?  Вам знакомы эти предметы?  А это что на доске за изображения? Ответы детей. 

- Правильно, молодцы! Все эти предметы сделаны из металла.  И в мир металла мы сегодня путешествуем.

-Здесь ещё и письмо. Вам интересно от кого оно? (Извлекаем из конверта изображения Фиксиков, прикрепляем их к магнитной доске)

Чтение  письма-обращения  к детям:

«Здравствуйте, ребятишки старшей группы «Знайки». Вы нас узнали? Мы - Фиксики: Папус, Мася, Симка, Нолик, Шпуля, Файер, Верта. Ребята, мы часто наблюдаем за вами в детском саду. Вы задаёте много интересных вопросов. Мы решили отправить вам письмо с заданиями, которые вам необходимо выполнить, чтобы узнать о свойствах материала, из которого мы сделаны. Вперёд, друзья!»

2). Организационно-поисковый.

- Ребята, Фиксики предлагают вам отгадать загадки.

Загадки:

Если я пуста бываю,

Про себя не забываю,

Но когда несу еду,

Мимо рта я не пройду.

(Ложка)

Бьют Ермилку

По затылку,

А он не плачет,

Только ножку прячет.

Бьют парнишку по фуражке,

Чтоб пожил он в деревяшке.

(Гвоздь)

Полежит он без внимания

Целый день в твоем кармане.

Без него домой придешь -

В дом не попадешь.

(Ключ от замка)

Идет пароход —

То взад, то вперед,

А за ним такая гладь —

Ни морщинки не видать. (Утюг)

Всех на свете обшивает

Что сошьет - не надевает.

(Игла)

Много делать мы умеем:

Стричь, кроить и вырезать.

Не играйте с нами, дети:

Можем больно наказать!

 (Ножницы)

У него большой живот,

А совсем не бегемот.

Хобот - нос приподнял он,

Но, однако же, не слон.

И пыхтит он через нос

На плите как паровоз.

(Чайник)

- Кто знает, из чего сделаны все эти предметы? (Из металла).

- Если эти предметы сделаны из металла, значит они какие? (Металлические).

- Рассмотрите внимательно все предметы, которые лежат перед вами на столике. (Дети рассматривают внимательно, исследуют предметы на ощупь).

2. Рассказ о металлах от Маси и Папуса:

- Дорогие друзья, когда-то давным-давно люди еще ничего не знали о металлах. И многие нужные вещи делали из других материалов. Например, иголки - из костей рыб, а топоры - из камня и дерева, но эти изделия были непрочные, часто ломались. Человеку нужен был новый материал. Однажды человек увидел таинственную гору, которая извергала огонь и раскаленные камни. Теперь все знают, что такие горы называются вулканами. Когда извержение заканчивалось, камни остывали. И самые смелые и пытливые люди стали изучать свойства таких камней. Оказалось, что они очень прочные и из них под воздействием высоких температур, путём плавки, ковки можно сделать топор надежнее, того, что из камня и дерева. Этот материал человек потом назвал …. металл. Вот так наблюдательность, пытливость людей помогла открыть новый материал. Много веков предметы из металла верно служат человеку. Богат и интересен мир металлов. Металл – это материал, созданный человеком, он обладает разными свойствами и качествами. Посуда из металла может быть чугунной, алюминиевой; посуда из чугуна (горшки, сковородки) отличается прочностью, стойкостью к высоким температурам; посуда из алюминия серебристого цвета, она прочная, легкая, хорошо моется. Свойства металлов необычайно разнообразны. Фиксики предлагают нам определить эти свойства.

3). Опытно-экспериментальная деятельность.

1. Дети кладут металлические предметы на батарею, трогают и отмечают, что через некоторое время она стала теплой. Значит, металл имеет свойство нагреваться и сохранять определённое время тепло. Металл проводит тепло и обладает теплопроводностью.

2. Проводим магнитом над мелкими предметами. Что произошло? Дети рассматривают магнит, делают выводы. С помощью магнита дети находят металлические предметы (скрепки, проволочки, ключи, гайки, болтики и др.) Дети делают выводы, металлические предметы притягиваются магнитом, обладают магнетизмом.

3. Определение веса: предлагаю детям взять в одну руку металлическую ложку, а в другую - деревянную. Затем ложки кладут в таз с водой: металлические сразу тонут, они тяжёлые.

4. Звук металла: предлагаю детям выбрать предметы из металла (из дерева, пластмассы) и слегка постучать ими. Металлические предметы звучат громче.

5. Ржавчина: предлагаю рассмотреть ещё раз внимательно все металлические предметы. Обращаю внимание детей сначала на гладкие и блестящие предметы, а затем на шершавые – ржавые. Что происходит с металлическими предметами, которые постоянно взаимодействуют с влагой?

Если металл некоторое время полежит в воде или будет находиться во влажной среде – он заржавеет.

(Дети дают ответы, которые дополняю, обобщаю: металл гладкий, блестящий, серебристый, острый, прочный, твердый, холодный, тяжёлый и т. д.).

4). Игра «Отгадай, чей звук».

- Симка и Нолик предлагают вам игру. (Дети встают на ковре полукругом, отвернувшись, слушают звук и угадывают, какой предмет звенит: металл, дерево, стаканчики из хрусталя, колокольчик, камни, ракушки).

 Игра «Определи на ощупь».

- Шпуля и Файер подготовили для вас следующую игру. Перед вами волшебная шкатулка с предметами из разных материалов: металла, дерева, пластмассы. Они просят вас, закрыть глаза и на ощупь определить, предмет, из какого материала вы достали. (Дети могут постучать предметом).

 Игра «Кто больше».

- Верта просит вас найти как можно больше предметов из металла, которые находятся в нашей группе (ножки столиков, отопительные радиаторы (батареии, чайник, половники, ложки, вёдра, кастрюли, дверные ручки, навесы и т. д.).

5). Рефлексия

- Какими свойствами и качествами может обладать металл? (металл твердый, прочный и т. д.).

- Что произойдет с предметами из металла, если их опустить в воду (они утонут), если оставить на солнце, нагреть на огне (нагреются, обладают теплопроводностью), с помощью чего металл притягивает другие металлические предметы (магнит, все металлы обладают магнетизмом), что происходит с металлами под воздействием влаги? (ржавеют).

Игра «Правда – неправда»

Называю свойства и качества металла в правильном и неправильном значении. Если, правда, то дети хлопают в ладоши 1 раз, а если неправда, т. е. неправильно, то дети сидят тихо.

- Не нагревается на солнце.

- В воде не тонет.

- Тонет в воде!

- Намагничивает деревянные предметы.

- Под воздействием влаги ржавеют.

- Металлы обладают магнетизмом. (Кроме алюминия).

- Блестящие!

- Металлы звонкие!

- Ребята, я думаю, что Фиксики вами очень довольны, вы справились со всеми заданиями. Молодцы! Мы сегодня  после тихого часа напишем и нарисуем им!


1.Загадки:

Если я пуста бываю,

Про себя не забываю,

Но когда несу еду,

Мимо рта я не пройду.

(Ложка)

Бьют Ермилку

По затылку,

А он не плачет,

Только ножку прячет.

Бьют парнишку по фуражке,

Чтоб пожил он в деревяшке.

(Гвоздь)

Полежит он без вниманья

Целый день в твоем кармане.

Без него домой придешь -

В дом не попадешь.

(Ключ от замка)

Идет пароход —

То взад, то вперед,

А за ним такая гладь —

Ни морщинки не видать. (Утюг)

Всех на свете обшивает

Что сошьет - не надевает.

(Игла)

Два кольца, два конца,

Посередине гвоздик.

(ножницы)

У него большой живот,

А совсем не бегемот.

Хобот—нос приподнял он,

Но, однако же, не слон.

И пыхтит он через нос

На плите как паровоз.

(Чайник).

"Здравствуйте, ребятишки старшей группы "Знайки". Вы нас узнали? Ну, конечно, мы – Фиксики: Папус, Мася, Симка, Нолик, Шпуля, Файер, Верта. Ребята, мы часто наблюдаем за вами в детском саду. Вы задаёте много интересных вопросов. Мы решили отправить вам письмо с заданиями, которые вам необходимо выполнить, чтобы узнать о свойствах материала, из которого мы сделаны. Вперёд, друзья!"


1

2

3

4

5

6

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к занятию по ознакомлению с предметным окружением, социальным миром, миром природы "Звезды"

Задачи: познакомить детей с профессией людей, занимающихся изучением космического пространства,  со звездами, связанными с ними народными приметами и загадками, сообщить ребятам названия некоторы...

Конспект занятия по ознакомлению с предметным окружением, с миром природы в старшей группе «Лето красное пришло!»

Данный учебный материал должен помочь детям старшего дошкольного возраста:- развивать представления детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе в летний период; - развивать память, мышл...

Конспект ОД по ознакомлению с предметным окружением, социальным миром. Тема: «Русская матрешка». (Открытое мероприятие. см. ВИДЕО)

Цель: Сформировать у детей представление о народной игрушке – матрешке, как символе нашей страны, традиционном русском сувенире....

Конспект НОД по ознакомлению с предметным окружением «В мире металла» (старшая группа)

Конспект НОД по ознакомлению с предметным окружением «В мире металла» (старшая группа)Программное содержание. Познакомить детей со свойствами и качествами металла; научить н...

Конспект НОД по ознакомлению с предметным окружением в старшей группе «В мире металла»

Программное содержание. Познакомить детей со свойствами и качествами металла; научить находить металлические предметы в ближайшем окружении.Задачи....

Познавательное развитие (предметное окружение) «В мире металла»

Задачи:Образовательные:Расширять знания детей о металле, ее качествах и свойствах посредством опытно-экспериментальной деятельности.Обогащать речь детей глаголами и прилагательными, характеризующими с...