Конспект НОД по ознакомлению с предметным окружением «В мире металла»
план-конспект занятия по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Министерство просвещения Российской Федерации
Управление образования администрации города Орла
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад №95 города Орла
302014, Россия, Орловская область, город Орел, ул. Емлютина, 4
тел./факс (4862)30-70-95 эл. адрес ds95_orel@mail.ru
Конспект НОД по ознакомлению с предметным окружением
«В мире металла»
(старшая группа «Б» «Знайки»)
Подготовила: воспитатель 1кв.категории
Матюхина Рена Тагировна
Орел, 2022
Программное содержание:
- познакомить детей со свойствами и качествами металла;
- научить находить металлические предметы в ближайшем окружении.
Задачи:
-Уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах металла.
- Закрепить правила обращения с горячими предметами. Упражнять детей в отгадывании загадок.
- Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.
- Развивать умение изучать свойства материалов опытным путем.
- Способствовать обогащению словарного запаса воспитанников новыми словами.
- Воспитывать умение слушать взрослых и выслушивать ответы товарищей. Воспитывать любознательность и самостоятельность детей.
Оборудование: картинки с изображением металлических предметов (кастрюля, иголка, утюг и т. д.,), металлические предметы (ложка, ножницы, гвоздь, линейка, ключ, магниты и т. д.,), изображения персонажей из м/ф «Фиксики» (Папус, Мася, Симка, Нолик, Шпуля, Файер, Верта).
Структура НОД
1).Мотивационно-побудительный этап.
Сюрпризный момент.
Перед занятием организуется выставка «Мир металла» (изображения предметов из металла прикрепляю на доску). Рядом располагается большой конверт с изображениями Фиксиков и их письменным обращением к детям.
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в очень интересный мир. А узнать, как этот мир называется, нам поможет ответ на вот такой вопрос: Что это на столе? Вам знакомы эти предметы? А это что на доске за изображения? Ответы детей.
- Правильно, молодцы! Все эти предметы сделаны из металла. И в мир металла мы сегодня путешествуем.
-Здесь ещё и письмо. Вам интересно от кого оно? (Извлекаем из конверта изображения Фиксиков, прикрепляем их к магнитной доске)
Чтение письма-обращения к детям:
«Здравствуйте, ребятишки старшей группы «Знайки». Вы нас узнали? Мы - Фиксики: Папус, Мася, Симка, Нолик, Шпуля, Файер, Верта. Ребята, мы часто наблюдаем за вами в детском саду. Вы задаёте много интересных вопросов. Мы решили отправить вам письмо с заданиями, которые вам необходимо выполнить, чтобы узнать о свойствах материала, из которого мы сделаны. Вперёд, друзья!»
2). Организационно-поисковый.
- Ребята, Фиксики предлагают вам отгадать загадки.
Загадки:
Если я пуста бываю,
Про себя не забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду.
(Ложка)
Бьют Ермилку
По затылку,
А он не плачет,
Только ножку прячет.
Бьют парнишку по фуражке,
Чтоб пожил он в деревяшке.
(Гвоздь)
Полежит он без внимания
Целый день в твоем кармане.
Без него домой придешь -
В дом не попадешь.
(Ключ от замка)
Идет пароход —
То взад, то вперед,
А за ним такая гладь —
Ни морщинки не видать. (Утюг)
Всех на свете обшивает
Что сошьет - не надевает.
(Игла)
Много делать мы умеем:
Стричь, кроить и вырезать.
Не играйте с нами, дети:
Можем больно наказать!
(Ножницы)
У него большой живот,
А совсем не бегемот.
Хобот - нос приподнял он,
Но, однако же, не слон.
И пыхтит он через нос
На плите как паровоз.
(Чайник)
- Кто знает, из чего сделаны все эти предметы? (Из металла).
- Если эти предметы сделаны из металла, значит они какие? (Металлические).
- Рассмотрите внимательно все предметы, которые лежат перед вами на столике. (Дети рассматривают внимательно, исследуют предметы на ощупь).
2. Рассказ о металлах от Маси и Папуса:
- Дорогие друзья, когда-то давным-давно люди еще ничего не знали о металлах. И многие нужные вещи делали из других материалов. Например, иголки - из костей рыб, а топоры - из камня и дерева, но эти изделия были непрочные, часто ломались. Человеку нужен был новый материал. Однажды человек увидел таинственную гору, которая извергала огонь и раскаленные камни. Теперь все знают, что такие горы называются вулканами. Когда извержение заканчивалось, камни остывали. И самые смелые и пытливые люди стали изучать свойства таких камней. Оказалось, что они очень прочные и из них под воздействием высоких температур, путём плавки, ковки можно сделать топор надежнее, того, что из камня и дерева. Этот материал человек потом назвал …. металл. Вот так наблюдательность, пытливость людей помогла открыть новый материал. Много веков предметы из металла верно служат человеку. Богат и интересен мир металлов. Металл – это материал, созданный человеком, он обладает разными свойствами и качествами. Посуда из металла может быть чугунной, алюминиевой; посуда из чугуна (горшки, сковородки) отличается прочностью, стойкостью к высоким температурам; посуда из алюминия серебристого цвета, она прочная, легкая, хорошо моется. Свойства металлов необычайно разнообразны. Фиксики предлагают нам определить эти свойства.
3). Опытно-экспериментальная деятельность.
1. Дети кладут металлические предметы на батарею, трогают и отмечают, что через некоторое время она стала теплой. Значит, металл имеет свойство нагреваться и сохранять определённое время тепло. Металл проводит тепло и обладает теплопроводностью.
2. Проводим магнитом над мелкими предметами. Что произошло? Дети рассматривают магнит, делают выводы. С помощью магнита дети находят металлические предметы (скрепки, проволочки, ключи, гайки, болтики и др.) Дети делают выводы, металлические предметы притягиваются магнитом, обладают магнетизмом.
3. Определение веса: предлагаю детям взять в одну руку металлическую ложку, а в другую - деревянную. Затем ложки кладут в таз с водой: металлические сразу тонут, они тяжёлые.
4. Звук металла: предлагаю детям выбрать предметы из металла (из дерева, пластмассы) и слегка постучать ими. Металлические предметы звучат громче.
5. Ржавчина: предлагаю рассмотреть ещё раз внимательно все металлические предметы. Обращаю внимание детей сначала на гладкие и блестящие предметы, а затем на шершавые – ржавые. Что происходит с металлическими предметами, которые постоянно взаимодействуют с влагой?
Если металл некоторое время полежит в воде или будет находиться во влажной среде – он заржавеет.
(Дети дают ответы, которые дополняю, обобщаю: металл гладкий, блестящий, серебристый, острый, прочный, твердый, холодный, тяжёлый и т. д.).
4). Игра «Отгадай, чей звук».
- Симка и Нолик предлагают вам игру. (Дети встают на ковре полукругом, отвернувшись, слушают звук и угадывают, какой предмет звенит: металл, дерево, стаканчики из хрусталя, колокольчик, камни, ракушки).
Игра «Определи на ощупь».
- Шпуля и Файер подготовили для вас следующую игру. Перед вами волшебная шкатулка с предметами из разных материалов: металла, дерева, пластмассы. Они просят вас, закрыть глаза и на ощупь определить, предмет, из какого материала вы достали. (Дети могут постучать предметом).
Игра «Кто больше».
- Верта просит вас найти как можно больше предметов из металла, которые находятся в нашей группе (ножки столиков, отопительные радиаторы (батареии, чайник, половники, ложки, вёдра, кастрюли, дверные ручки, навесы и т. д.).
5). Рефлексия
- Какими свойствами и качествами может обладать металл? (металл твердый, прочный и т. д.).
- Что произойдет с предметами из металла, если их опустить в воду (они утонут), если оставить на солнце, нагреть на огне (нагреются, обладают теплопроводностью), с помощью чего металл притягивает другие металлические предметы (магнит, все металлы обладают магнетизмом), что происходит с металлами под воздействием влаги? (ржавеют).
Игра «Правда – неправда»
Называю свойства и качества металла в правильном и неправильном значении. Если, правда, то дети хлопают в ладоши 1 раз, а если неправда, т. е. неправильно, то дети сидят тихо.
- Не нагревается на солнце.
- В воде не тонет.
- Тонет в воде!
- Намагничивает деревянные предметы.
- Под воздействием влаги ржавеют.
- Металлы обладают магнетизмом. (Кроме алюминия).
- Блестящие!
- Металлы звонкие!
- Ребята, я думаю, что Фиксики вами очень довольны, вы справились со всеми заданиями. Молодцы! Мы сегодня после тихого часа напишем и нарисуем им!
1.Загадки:
Если я пуста бываю,
Про себя не забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду.
(Ложка)
Бьют Ермилку
По затылку,
А он не плачет,
Только ножку прячет.
Бьют парнишку по фуражке,
Чтоб пожил он в деревяшке.
(Гвоздь)
Полежит он без вниманья
Целый день в твоем кармане.
Без него домой придешь -
В дом не попадешь.
(Ключ от замка)
Идет пароход —
То взад, то вперед,
А за ним такая гладь —
Ни морщинки не видать. (Утюг)
Всех на свете обшивает
Что сошьет - не надевает.
(Игла)
Два кольца, два конца,
Посередине гвоздик.
(ножницы)
У него большой живот,
А совсем не бегемот.
Хобот—нос приподнял он,
Но, однако же, не слон.
И пыхтит он через нос
На плите как паровоз.
(Чайник).
"Здравствуйте, ребятишки старшей группы "Знайки". Вы нас узнали? Ну, конечно, мы – Фиксики: Папус, Мася, Симка, Нолик, Шпуля, Файер, Верта. Ребята, мы часто наблюдаем за вами в детском саду. Вы задаёте много интересных вопросов. Мы решили отправить вам письмо с заданиями, которые вам необходимо выполнить, чтобы узнать о свойствах материала, из которого мы сделаны. Вперёд, друзья!"
1
2
3
4
5
6
7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к занятию по ознакомлению с предметным окружением, социальным миром, миром природы "Звезды"
Задачи: познакомить детей с профессией людей, занимающихся изучением космического пространства, со звездами, связанными с ними народными приметами и загадками, сообщить ребятам названия некоторы...
Конспект занятия НОД Познавательное развитие. Ознакомление с предметным окружением/социальным миром в группе дошкольного возраста с 4-х до 5-ти лет. «23 февраля-день рождения Российской армии»
Дать детям представления об армии, о родах войск, о том, что 23 февраля - день рождения Российской армии....
Конспект занятия по ознакомлению с предметным окружением, с миром природы в старшей группе «Лето красное пришло!»
Данный учебный материал должен помочь детям старшего дошкольного возраста:- развивать представления детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе в летний период; - развивать память, мышл...
Конспект ОД по ознакомлению с предметным окружением, социальным миром. Тема: «Русская матрешка». (Открытое мероприятие. см. ВИДЕО)
Цель: Сформировать у детей представление о народной игрушке – матрешке, как символе нашей страны, традиционном русском сувенире....
Конспект НОД по ознакомлению с предметным окружением «В мире металла» (старшая группа)
Конспект НОД по ознакомлению с предметным окружением «В мире металла» (старшая группа)Программное содержание. Познакомить детей со свойствами и качествами металла; научить н...
Конспект НОД по ознакомлению с предметным окружением в старшей группе «В мире металла»
Программное содержание. Познакомить детей со свойствами и качествами металла; научить находить металлические предметы в ближайшем окружении.Задачи....
Познавательное развитие (предметное окружение) «В мире металла»
Задачи:Образовательные:Расширять знания детей о металле, ее качествах и свойствах посредством опытно-экспериментальной деятельности.Обогащать речь детей глаголами и прилагательными, характеризующими с...