Конспект НОД с использованием ИКТ в средней группе «Путешествие в зимний лес»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Кудымова Ольга Владимировна

Цель: расширение и обогащение знаний детей о жизни леса зимой.

Программные задачи:

Познавательное развитие

- способствовать систематизации знаний и представлений детей об особенностях внешнего вида, поведении и жизни зимой диких животных.

-содействовать закреплению знаний детей о сезонных изменениях в природе; расширению представлений детей об изменениях в жизни диких животных зимой;

-инициировать закрепление обобщающих понятий «дикие животные», «зимняя одежда и обувь»;

-поддерживать развитие любознательности и творческих способностей детей.

- содействовать воспитанию у детей интереса к окружающему миру природы

Речевое развитие:

-поддерживать развитие диалогической формы речи.

- содействовать формированию словаря (название диких животных)

- мотивировать расширение и активизацию словарного запаса детей (берлога, дупло, нора).

- мотивировать развитие связной речи (развитие диалогической и монологической форм речи)

Социально-коммуникативное:

- способствовать формированию доброжелательных отношений между детьми, желанию помочь в трудной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_k_zanyatiyu_s_ikt.docx28.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД с использованием ИКТ в средней группе «Путешествие в зимний лес»

Цель: расширение и обогащение знаний детей о жизни леса зимой.

Программные задачи:

Познавательное развитие

- способствовать систематизации знаний и представлений детей об особенностях внешнего вида, поведении и жизни зимой диких животных.

-содействовать закреплению знаний детей о сезонных изменениях в природе; расширению представлений детей об изменениях в жизни диких животных зимой;

-инициировать закрепление обобщающих понятий «дикие животные», «зимняя одежда и обувь»;

-поддерживать развитие любознательности и творческих способностей детей.

- содействовать воспитанию у детей интереса к окружающему миру природы

Речевое развитие:

-поддерживать развитие диалогической формы речи.

- содействовать формированию словаря (название диких животных)

- мотивировать расширение и активизацию словарного запаса детей (берлога, дупло, нора).

- мотивировать развитие связной речи (развитие диалогической и монологической форм речи)

Социально-коммуникативное:

- способствовать формированию доброжелательных отношений между детьми, желанию помочь в трудной ситуации.

Предварительная работа:

Беседы о диких животных; Дидактические игры: лото «Дикие животные?», «Кто где живет?», «Мамы и детёныши». «Собери животное». Чтение русских народных сказок о животных: «Лиса и волк», «Зимовье зверей», «Лиса и дрозд», «У страха глаза велики». Рисование животных. Рассматривание картин из серии «Дикие животные». Просмотр познавательных мультфильмов про диких животных.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и подарим им наши улыбки.

2. Основная часть.

Я приглашаю вас на прогулку в зимний лес. Вы хотите отправиться в путешествие по зимнему лесу и узнать, какие животные там обитают, где они живут и чем занимаются? (Да).

Чтобы отправится в наше путешествие нам сначала надо одеться по погоде.

-Вы знаете какое сейчас время года?

-Как нужно одеваться зимой?

Игра «Что надеть?»

На доске расположены изображения с одеждой и обувью по всем временам года. Детям необходимо выбрать то что одеваем зимой (вещи и обувь).

Воспитатель: Молодцы, мы выбрали себе одежду! Теперь нам нужно одеться! (Координация речи с движением).

Дети имитируют движения: одеваются, обуваются.

На дворе мороз и стужа,

Одеваться тепло нужно!

В путь нелегкий собираемся,

В шубы, куртки одеваемся,

Шарфик, шапки, рукавички…

Обуем теплые сапожки, –

Чтоб не мерзли наши ножки!

Воспитатель: Молодцы ребята, мы с вами оделись по зимнему и можем смело отправляться в наше путешествие. Дети с воспитателем идут на «лесную полянку», со словами:

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимаем ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали,

Наконец-то в лес попали.

Дети выполняют движения согласно тексту.

Воспитатель: Вот мы и в лесу.

- Как вы думаете, в какой лес мы попали: весенний, в осенний, зимний или может быть в летний?

- А как вы догадались, что в зимний? (На ёлочках снег, снежинки, сугроб).

- Умнички!

Как красиво в зимнем лесу. Зимушка-зима укутала снежным белым одеялом деревья и кусты. Как хорошо здесь, как чудно пахнет хвоей. Ребята, давайте подышим свежим лесным воздухом (выполнение дыхательных упражнений). Воздух носиком вдыхаем, через ротик выдыхаем (2 раза).

Ребята мы стоим на лесной полянке давайте закроим глазки и послушаем звуки зимнего леса. А теперь садитесь тихонечко каждый на свой пенек, чтобы не нарушить тишину леса и понаблюдаем за ним!

Игры и опорой на презентацию

Слайд 1

Игра «Опиши, какой лес?» (Красивый, заснеженный, белый, холодный)

Воспитатель: Но, ребята, посмотрите, в лесу не видно ни одного животного, ни одной птицы не пролетит. Куда же все подевались? Ой, а что это? (письмо).

Интересно, от кого оно. (Воспитатель достает письмо, читает):

Письмо: «Я, Волшебница, Зимняя стужа, заколдовала все вокруг. И расколдую только тогда, когда вы выполните мои задания. Первое задание — отгадайте мои загадки. О ком они?»

-Кто это барабанит в лесу так громко! Что это за барабанщик такой? До вот же он – пестрый и шапка красная. (Дятел)

Слайд 2

Молодцы конечно дятел, нашел он местечко, где под корой червяк, снова застучал клювом – т-ррр, т-ррр. Съел червяка, улетел подальше, опять кору подолбил.

-Как люди еще называют дятла? (Лесной доктор).

-А сейчас давайте вернемся на нашу зимнюю лесную полянку и посмотрим на деревья.

- Мне кажется, что за вон той веткой кто-то прячется!

-Попробуем угадать кто это? :

Кто это скачет с ветки на ветку?

На ветке не птичка –

Зверёк-невеличка,

Мех тёплый, как грелка.

Кто же это? (Белка)

- По каким словам вы догадались, что это белка? (Скачет с ветки на ветку, мех тёплый, как грелка).

- Правильно, это белка.

Слайд 3

Воспитатель: Белки – крохотные существа с огромными пушистыми хвостами, которые помогают им перелетать с дерева на дерево. У них очень острые зубы, поэтому белка легко разгрызает шишки, орехи

- В домике у белки много запасов на зиму. Что она заготовила? (грибы, ягоды, орехи)

Слайд 4

Воспитатель: Белка делает запасы на зиму? Где она их хранит?

- Как называется домик белки?

Слайд 5

Дидактическая игра «Сравни по описанию»

Воспитатель: Посмотрите, у нас изображены две белочки, но между ними есть различия. Давайте их опишем.

- Зимой и летом у белочки разный окрас? Какой?

- Итак, осенью белочка линяет. Шерстка рыжая выпадает и сменяется серой. Такие изменения происходят для того чтобы белочке было легче прятаться от хищников. Сливаясь по цвету с окружающей природой, она остается незамеченной. Серая шерстка более теплая, она бережет белочку от сильных морозов.

- Ребятки, давайте представим на минутку себя шустрыми белочками и разомнёмся, как следует!

Физминутка «Белочка»

Белка прыгала, скакала, (Дети прыгают на месте)

К зиме кладовки заполняла: (наклоны – как будто что собирают)

Здесь – орешек, (поворот вправо)

Тут – грибочек, (поворот влево)

Для сыночков и для дочек. (шагают на месте)

Воспитатель: Нам пора возвращаться. До свиданья белочка.

- Какие же вы все молодцы! Садитесь все на свои места.

- Молодцы, продолжаем наше путешествие. Кого же ещё мы встретим в зимнем лесу?

Слушайте загадку.

Хитрая плутовка

Рыжая головка.

Пушистый хвост краса.

Кто же это? (Лиса)

- По каким словам из загадки вы догадались, что это лиса? (Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост).

- Правильно!

Слайд 6

Воспитатель: К зиме у лисы тоже вырастает теплая шерстка. Как вы думаете, она меняет свой цвет? Лиса зимой рыжая, потому что ей не от кого прятаться, она – хищник. - А где дом у лисы? (Ответы детей)

Лиса живет в норе. Там спит, отдыхает, а затем охотиться начинает.

-Вы знаете, ребята, мне кажется, не зря хитрая лисичка прибежала к нам на полянку, на верное добычу почуяла?

-Кто это спрятался в сугробе, его совсем не видно?

Комочек пуха, длинное ухо.

Прыгает ловко, любит морковку? (Заяц)

- По каким словам из загадки вы догадались, что это заяц?

(Комочек пуха, длинное ухо).

- Правильно.

Слайд 7

Воспитатель: Как заяц приготовился к зиме?

(Он сменил серую шубку на белую).

- А зачем зайцу менять шубку?

(Чтобы быть незаметным, прятаться).

- Правильно, чтобы прятаться от хищников: спрячется в сугробе, прижмет ушки, закроет глазки и сидит тихонечко, словно белый снежок.

- У зайца есть домик?

(Нет, он прячется и спит в снегу, под деревьями).-

- Чем питается заяц зимой в лесу?

(Грызет кору деревьев и веточки).

- Зайцы не делают запасы на зиму. Зимой они грызут веточки, кору деревьев, из-под снега достают корешки. Спит заяц под кустом. А если стоят сильные холода, роет себе в снегу глубокую норку. Ест корешки растений, молодые побеги кустарников, зимой грызет кору деревьев. Заяц травоядный.

- А сейчас ребята, давайте чтобы наши глазки отдохнули проведем гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз «Зимний лес» (с применением ИКТ)

- А кто же зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк)

Слайд 8

Воспитатель: Наверное, тоже зайчатины захотели.

Этот зверь похож на крупную собаку. Он крупный и сильный, имеет острые, крепкие зубы. Волки живут в лесной глуши. Охотятся они в основном стаями, нападают не только на зайчиков, но и на более крупных животных (лосей, оленей). Живёт волк в норе, ещё её называют «волчье логово».

-Слушайте следующую загадку от Волшебницы Зимней стужи

Косолапый и большой,

Летом ходит без дороги возле сосен и берез.

Любит шишки, любит мёд,

А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. (Медведь)

- Как Вы догадались, что это медведь?

(Косолапый, большой, спит в берлоге зимой, любит шишки, мёд).

- И, правда, это медведь!

Слайд 9

Воспитатель: Медведь большой, бурый, пушистый. Он животное всеядное. Съест любое животное, которое сумеет поймать. Ест и растения: сладкие ягоды, дикорастущие плоды, сочные корешки, любит медведь и пчелиный мед. Когда мало еды – ест и траву, и мох, и кору деревьев. Медведь – искусный рыболов.

- А кто знает как же называется его дом? (Берлога)

-Правильно.

Берлога – это глубокая яма в земле. В берлоге тепло.

- Он в берлоге крепко спит, и его нельзя будить.

- Ребята а медведь делает запасы на зиму? (Ответы детей)

- А почему он не делает никаких запасов? (Ответы детей)

- Правильно. Он летом и осенью жир копил, много ел и много пил.

У него одна работа – крепко спать и весны ждать

-Ой, ребята, послушайте, кто это фырчит? (упражнение «Узнай по голосу»)

Отгадайте загадку.

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (Еж)

Слайд 10

Воспитатель: Почему ежик сердится? Мы, наверное, его разбудили!

В конце осени еж сворачивается в клубок и спит в теплой норке, устланной травой, листьями. Всю зиму он спит и запасов на зиму ему делать не надо, как белке. Но перед тем как залечь в спячку, еж осенью наедается, и у него под кожей накапливается жир. Поэтому он не голодает. Просыпается еж весной, когда станет тепло. Между прочим, ёжик - хищник, он питается червяками, слизнями и другими мелкими животными.

- Давайте мы ежа развеселим, чтобы он на нас не сердился.

Пальчиковая гимнастика «Ёжик».

Ходит-бродит вдоль дорожек (пальчиками «ходим» по столу)

Весь в иголках серый ежик (ладошки вместе, пальчики выпрямили – показываем ежика).

Чтобы волк не уволок,

Превратился еж в клубок (делаем закрытый «замок»).

- Убежал ежик в свою теплую норку спать.

Воспитатель: Ребята животные которые мы встретили они какие?

(Это дикие животные)

— Почему этих животных называют дикими?

(Они живут в лесу. Сами себе добывают пищу. Сами устраивают себе жилище. Сами себя лечат).

- Правильно, ребята.

Дикие животные

С человеком не живут,

Постоянной помощи

От него не ждут.

Сами пищу добывают

Сами деток охраняют,

Строят прочное жильё

И природное житьё.

Ребята, какие вы молодцы, справились с этим заданием!

-Ой смотрите на столе лежит для Вас еще одно задание (показываю детям и читаю) :

«Я, Зимняя стужа, выгнала всех животных из своих жилищ и замела все дороги. Но если животные найдут дорогу и правильно назовут свои жилища, то они останутся в них жить».

Посмотрите внимательно и найдите жилища животных.

На доске зимний лесной пейзаж с жилищами зверей, и магнитные животные. Игра «Найди домик» (нужно каждое животное поселить в свой дом) Дети выполняют задание:

Медведь спит в берлоге. Волк живет в логове. Лиса живет в норе. Белка живет в дупле. Заяц живет под кустиком. Ежик спит в норке.

Воспитатель: - Молодцы, правильно!

- ну что, продолжим наше путешествие по зимнему лесу. А вот и новое задание.

Игра «Собери животное» (на столах на каждого ребенка разрезные картинки - диких животных)

Воспитатель: Молодцы, ребята. И это было последнее задание зимней стужи. (Звучит мелодия леса.)

Ребята, посмотрите, зимняя стужа расколдовала лес. А нам с вами пора возвращаться в детский сад. Скорее идем на лесную полянку.

(дети выходят на лесную полянку)

Мы с лесной полянки вышли,

(дети выполняют движения согласно текста)

Поднимаем ноги выше

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

Дружно весело шагали

Снова в детский сад попали.

- Вот мы и в группе.

3. Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, кого мы встретили в лесу?

-Как мы помогли животным?

Какие вы молодцы! Животные очень рады и довольны, что вы много о них знаете!

В память о нашем путешествии я хочу подарить Вам картинку медведя на которой мы с Вами после сна сделаем аппликацию.

-Давайте скажем спасибо нашим гостям, что пришли к нам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы «Путешествие в зимний лес»

Продолжать знакомить детей с понятием "Дикие животные", с их внешним видом, повадками и чем питаются зимой....

Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Путешествие в зимний лес"

Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Путешествие в зимний лес"...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Путешествие в зимний лес»

Программные задачи:1. Уточнить представления детей об образе жизни диких животных: медведя, зайца, ежа, лисы, белки. Внешний вид, особенности поведения, повадки, условия жизни.2. Учить устанавливать п...

Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе. «Путешествие в зимний лес».

Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе....

Конспект НОД с использованием ИКТ в младшей группе "Путешествие в зимний лес".

Вводная часть: (Слайд №1- конверт)Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я нашла! Что же это такое?(воспитатель показывает детям письмо, открывает конверт, достает письмо)Дети: Письмо.Воспитатель: Интер...