Проект лён
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №5 «ЗВЁЗДЧКА» Г.БОЛОГОЕ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОЕКТ «РУССКИЙ ЛЁН»
Подготовили:
Ткач С.А.
Силантьева О.С.
-2023-
Проект «Русский лён»
Тип проекта: познавательно - исследовательский.
Вид проекта: среднесрочный (с 20.10. 2023 г. по 29.11.2023 г.)
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы и их родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Актуальность
Льняное дело в России переживало взлёты и падения, но спрос на экологически чистую льняную продукцию на внутреннем и внешнем рынке стремительно возрастает. Кроме того, сегодня мы уже говорим об инновационном производстве из льна так называемых угленов - углеродных волокон, которые являются важнейшим сырьём для различных композитных материалов, из которых можно делать суперсовременные ткани и обивки, обувь, стройматериалы, чехлы, корпуса, мебель, самолёты, суда. Поэтому считаю актуальной задачу познакомить детей, наших будущих технологов, химиков, агрономов, биологов, с таким перспективным, но незаслуженно забытым растением, развивать у них интерес к исследованиям в этой области, формировать навыки целенаправленного, творческого экспериментирования.
Гипотеза исследований:
Лён имеет уникальные свойства и используется во множестве сфер жизни и деятельности человека.
Цель: в увлекательной форме, используя, по большей мере, практические приёмы, познакомить детей с традиционной на нашей земле и перспективной сельскохозяйственной культурой - льном.
Задачи по образовательным областям:
ОО "Социально - коммуникативное развитие»:
- формировать положительное эмоциональное отношение к труду, адекватную мотивацию (своим трудом приносить пользу обществу, способствовать развитию родной страны),
воспитывать уважение к людям труда;
- формировать экологическую культуру, представление о значимости растений и бережном отношении к природе;
- развивать навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе познавательно - исследовательской деятельности;
- воспитывать любовь к истории своей Родины, к народной культуре.
ОО "Познавательное развитие»:
- познакомить со строением льна, его разновидностями ( кудряш, долгунец ) особенностями возделывания и переработки в старину и в наше время;
- исследовать свойства семян льна и его волокон, а также способы их практического применения;
- познакомить детей с историей льноводства и его перспективами;
- формировать представление детей о льне как символе трудовой России, познакомить с народными приметами, обрядами и традициями;
- формировать представление об огромном значении льна в самых разных сферах жизнедеятельности человека;
- развивать исследовательские навыки ( умение поставить задачу, добыть информацию, проанализировать данные, умение обосновать свою точку зрения, сделать вывод ),
- воспитывать интерес к изучению объектов природы и их свойств.
ОО "Речевое развитие":
- обогащать лексический состав речи введением новых слов и фразеологизмов ( кудель, сноп, коклюшки, костра, "Посеешь лён - пожнёшь золото", "Лён любит поклон и др.);
- развивать умение составлять рассказ - описание растения
- познакомить с произведениями устного народного творчества и детской художественной литературы о льне, учить наизусть тексты народных песен и стихи современных авторов.
- воспитывать любовь и интерес к устному народному творчеству.
ОО " Художественно - эстетическое развитие":
- учить изготавливать своими руками народных куколок - мотанок и куколок крупяниц;
- познакомить с образцами русских народных ремесел с использованием льняной нити ( предметы одежды из льняной ткани с народной символической вышивкой, вологодские кружева и др.);
- познакомить с новым нетрадиционным способом изображения - аппликацией с использованием различных семян;
- воспитывать умение видеть красоту в обьектах природы на примерах произведений русских художников и фотографов, посвящённых льну;
- развивать умение создавать образ растения, используя различные изобразительные материалы и приёмы.
ОО " Физическое развитие":
- развивать двигательную активность, используя русские народные игры;
- развивать мелкую моторику в процессе работы детей на планшетах - тренажёрах "Куделины секреты" и др.;
- дать представление о пользе для здоровья экологических тканей из льна и льняного масла
- воспитывать заботливое отношение к своему здоровью, стремление к использованию экологически чистых и полезных продуктов питания и тканей для одежды.
Проблема проекта: Дети ничего не знают о растении, ценность и значение которого в жизни людей уникальны.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
Дети свободно выделяют лён из других растений, могут составить небольшой рассказ - описание.
- Детям знакомы основы технологии выращивания и обработки льна в прошлом и на сегодняшний день.
- У детей сформированы представления об исключительных свойствах льна, об использовании льна в различных отраслях промышленности и сферах жизнедеятельности людей, об историческом значении культивирования льна в России.
- У воспитанников обогатился опыт исследовательской деятельности, в том числе совместной с родителями, сверстниками и педагогами.
- У многих воспитанников сформирован интерес к изучению необыкновенных свойств различных растений.
Практическая значимость проекта:
Организация мини - музея "Русский лён" позволит создать условия для глубокого ознакомления с этой темой не только ребят нашей группы, но и детей средней и старшей группы, посетивших его.
А исследовательские навыки и знания, полученные детьми в процессе работы по проекту, послужат фундаментом для создания устойчивого познавательного, деятельного интереса к окружающему миру.
Стратегия реализации проекта
Проект предполагает этапы работы:
Краткое содержание проекта:
1 этап. Подготовительный (с 16.10.2023 г. по 22.10.2023 г.)
1) Проведение опроса родителей на тему " Что мы знаем о льне?"
2) Введение детей и родителей в проблему проекта.
3) Формулировка цели и задач, ознакомление с ними участников проекта.
4) Объединение детей в рабочие группы с опорой на инициативу самих детей и с постановкой индивидуальных и групповых задач (распределение между детьми тем докладов).
5) Составление плана мероприятий по проекту.
6) Подборка литературы, методического и демонстрационного материала и оборудования для проведения мероприятий и организации мини - музея "Русский лён".
7) Изготовление альбома иллюстраций "Лён в художественном творчестве", дидактического пособия "Использование растения в жизни человека" и комплекта сенсорных планшетов - тренажёров "Куделины секреты".
Участники:
педагоги группы, воспитанники, родители.
2 этап. Организационный (с 23.10.2023 г. по 29.10.2023 г.)
1) Определение сроков реализации проекта.
2) Проведение консультаций с родителями по темам индивидуальных и групповых докладов.
3) Оформление чек -листа для родителей с использованием QR - кодов.
4) Разработка конспектов занятий и итогового мероприятия.
Участники:
педагоги группы, музыкальный руководитель.
3 этап. Практический (с 30.10.2023 г. по 20.11.2023 г.)
План - график мероприятий
29 октября - родительское собрание
Цель: привлечь родителей к организации и участию в мероприятиях проекта.
30 октября - работа в центре природы: рассказ воспитателя "Растение лён", рассматривание иллюстраций и семян льна, замачивание семян, посев семян.
Цель: дать основные знания о ботанических особенностях льна и его разновидностях.
1 ноября - аппликация с использованием семян льна "Ваза на столе"
Цель: познакомить детей с нетрадиционным способом использования льняных семян, в художественном творчестве.
2 ноября - рассказ воспитателя о пользе льняного масла, экспериментирование "Добывание масла из льняных семян холодным способом вручную"
Цель: дать представление о пользе льняного масла и о том, насколько трудоемкой была работа по отжиманию масла льна для наших предков.
3 ноября - просмотр онлайн - трансляции по отжиманию масла льна при помощи бытового маслопресса (проводит трансляцию папа одного из воспитанников группы)
Цель: показать, как современные технологии освободили человека от тяжёлого физического труда на бытовом уровне.
6 ноября - беседа "Мой кулинарный опыт"
Цель: предоставить детям возможность поделиться со своими сверстниками рассказом о совместном с родителями опыте приготовления блюда с использованием льняного масла, своими впечатлениями, вкусовыми ошущениями.
6 ноября - НОД по рисованию "Льняное поле"
Цель: развивать способность разглядеть красоту в объектах природы на примерах пейзажной живописи и фотографии.
9 ноября - НОД по познавательно - исследовательской деятельности "Как рубашка в поле выросла"
Цель: дать представление о выращивании льна и изготовлении льняного полотна как о трудном, кропотливом, многоступенчатом процессе, в который наши предки были погружены в течении всего года.
9 ноября - поход в Свято - Троицкий храм для освящения снопика льна к празднику Параскевы Льняницы
Цель: дать представление о традиционном православном празднике и народном обычае освящать урожай.
10 ноября - НОД по развитию речи " Лён в русском устном народном творчестве"
Цель: научить детей расшифровывать смысловую нагрузку фразеологизмов, посвященных льняному делу.
10 ноября - мастер - класс по изготовлению куколок-мотанок Параскева Льняница
Цель: дать представление о том, как в русской национальной культуре тесно переплелись языческие славянские верования и обряды, и церковные православные символы, и традиции.
13 ноября - угощение птиц в "птичьей столовой" семенами льна в честь прошедшего накануне Синичкина дня.
Цель: дать представление о рациональном использовании ценного природного материала, оставшегося после экспериментальной и изобразительной деятельности.
13 ноября - НОД по музыке "Лён в песнях и играх русского народа"
Цель: дать детям представление об особенном отношении ко льну, выразившимся в русском народном песенном творчестве.
14 ноября - НОД по рисованию "Натюрморт со льном"
Цель: познакомить детей с творчеством художницы Е.А.Петровой, автором множества натюрмортов со льном, развивать способность к эстетическому восприятию окружающего.
15 ноября - сюжетно - ролевая игра "Крестьянская семья"
Цель: в игровой форме закрепить полученные знания.
16 ноября - просмотр видеоролика "Льняная промышленность. Технологии будущего."
Цель: дать детям представление о современных и перспективных технологиях льноперерабатывающей промышленности.
17 ноября - экпериментирование "Свойства тканей"
Цель: выявить качественные свойства льняных тканей в сравнении с другими.
20 ноября - НОД по рисованию " Сказ льняного рушника"
Цель:
познакомить детей со значением некоторых символов, используемых в традиционных славянских орнаментах.
21 ноября - учим наизусть стихотворение Валентины Ментуз "Лён"
Цель: с помощью художественного слова закрепить в сознании детей образ растения.
22 ноября - оформление детьми с помощью воспитателей экспозиции мини - музея "Русский лён"
Цель: закрепление знаний в процессе трудовой деятельности.
23 ноября - организация художественной выставки "До чего ж красивый синий лён России!"
Цель: создать для детей условия, способствующие творческому самовыражению.
24 ноября - Итоговое мероприятие: проведение воспитанниками - участниками проекта экскурсии в мини - музее "Русский лён" для детей старшей группы.
Цель: создать условия для практического применения детьми знаний, полученных в ходе проекта, в том числе с помощью родителей дома (подготовка докладов)
25 ноября - повторный опрос ролителей совместно с детьми "Лён в нашем доме"
Цель: сделать вывод о практическом результате работы проекта
27 ноября - оформление стенда "Наш проект "Русский лён" в приёмной.
Цель: фотоотчёт для родителей о работе по проекту.
29 ноября - презентация проекта для коллег в соцсетях.
Цель: поделиться опытом работы
4 этап Заключительный (с 21.11.2023 г. по 29.11.2023 г.)
Продукты проекта:
Мини - музей "Русский лён", художественная выставка "До чего ж красивый синий лён России!";
дидактическое пособие "Использование растения";
Комплект сенсорных и дидактических планшетов - тренажеров "Куделины секреты".
Трудности проекта:
По объективным причинам не удалось организовать экскурсию в краеведческий музей.
Вследствие длительного перерыва в поливе во время выходных погибли всходы льна.
Общий вывод
В результате работы по проекту дети выяснили, что лён - действительно очень ценная сельскозозяйственная культура, обладающая уникальными свойствами, что делает его востребованным сегодня, как и тысячи лет назад.
Литература и интернет - ресурсы
1) Статья "Лён" ( россельхоз. рф/: ).
2) Рассказ "Про лён и не только". Вячеслав Кисляков 2 ( u.turbopages.org )
3) Игорь Апрельский "Легенда о льне" ( u. turbopages.ru/)
4) "История льна: от древности до наших дней" ( fabmall.ru/
5) " 11 фактов о льне, которые вы не знали" ( linoplanet.ru )
6) "Лён в натюрмортах" ( rosflaxhemp.ru/ f )
7) " Голубые цветы. Сказка про лён " ( madamelavie.ru/ )
8) " Символика льна в народных песнях - Краеведение и этнография " (kazEdu.com )
9) " Чудо иконы из льна художника Владимира Денщикова " (ruhki.mirtesen.ru )
Приложение 4
Методы м приёмы, способствующие решению задач по образовательным областям:
Социально – коммуникативное развитие | Словесные: рассказ воспитателя о художнике - иконописце Владимире Денщикове, авторе уникальной техники макраме - коллаж из льняных нитей ( об ответственном отношении к труду, ко взятым на себя обязательствам ); рассказ священнослужителя о празднике Параскева Пятница Льняница; беседы "Какие свойства льна ты считаешь наиболее ценными для человека и почему?", "Что мы можем сделать, чтобы больше людей узнали о том, какое ценное и полезное растение лён?", " У кого мы можем раздобыть информацию для своего доклада?", "Почему мы так говорим: "Лён любит поклон"? ". Наглядные: рассматривание иллюстраций, изображающих тяжелый крестьянский труд по производству и обработке льна, иллюстраций об использовании льна в разных сферах жизнедеятельности человека (воспитание ценностного отношения к объекту природы ); просмотр мультфильма "Как крот штанишки раздобыл" ( воспитание чувств взаимопомощи, целеустремленности ) Практические: дидактическая игра "Зелёная карусель"( о пользе растений), "Собери последовательность работ со льном от семечка до рубашки"; сюжетно - ролевая игра " Крестьянская семья", проведение детьми экскурсии́ в нашем мини - музее для детей старшей и средней групп. |
Познавательное развитие | Словесные: рассказы воспитателя "История льна в России", "Как возделывали лён в старину ", " О пользе льняного масла", "Почему льняное полотно так ценится во всём мире", "Будущее льняной промышленности"; рассказ музыкального руководителя "Лён в песнях и в русских народных играх"; рассказы - доклады воспитанников на выбранную тему. Наглядные: просмотр видеоролика "Современные технологии льняного производства", просмотр онлайн - трансляции " Добывание масла из льняных семян в домашних условиях с помощью бытового маслопресса ", рассматривание иллюстраций и альбомов " Прялка в русском быту", " Национальные костюмы народов России", "Сельское хозяйство России", рассматривание сухого растения с коробочками и семенами, наблюдение за ростом растений Практические: экспериментирование " Посев семян льна", "Добывание масла из семян вручную", "Свойства тканей ( в том числе, льняной )"; кулинарный опыт "Использование льняного масла в холодных блюдах" (дома с родителями) |
Речевое развитие | Словесные: чтение сказки Е. Пермяка " Пропавшие нитки", сказки "Голубые цветы" (автор неизвестен), славянской сказки "Лён и василёк", русских народных сказок "Василиса Прекрасная" и "Крошечка Хаврошечка"; чтение стихотворений "Лён России" Ларисы Безбородовой - Аршиновой, " В поле, за деревней зацветает лён " Е. Залуженцева ; разучивание наизусть стихотворения Валентины Ментуз "Лён "; обсуждение с детьми русских народных пословиц и поговорок про лён; загадывание загадок ( с обсуждением ) Наглядные: рассматривание иллюстраций к книгам: К Ушинский "Как рубашка в поле выросла, М.В.Евсеева "Куделины секреты. Во что одевались на Руси?", "Русские народные сказки"; просмотр онлайн - сказки "Как рубашка в поле выросла" Практические: дидактическая игра "Старая сказка на новый лад"(изменяем сюжет сказки "Крошечка Хаврошечка"); народные игры в сопровождении произведений устного народного творчества: шуточные народные песни "Посеяли лён за рекою" и "Дуня - тонкопряха", хороводная "Уж мы сеяли, сеяли ленок..." |
Художественно – эстетическое развитие | Словесные: беседа " А может ли лён быть чьим-то самым любимым цветком? ", рассказ воспитателя "Как на Руси льном наряжали себя и свой дом." Наглядные: рассматривание иллюстраций картин художников, фотографий с изображением льна, образцов вышивки льняной нитью, предметов одежды, связанных из льняной пряжи, предметов быта или одежды, сшитых из льняного полотна с красивой традиционной вышивкой, предметов быта и украшений, выполненных в технике макраме из льняной нити. Практические: рисование " Пейзаж " Льняное поле" " (акварель, кисть); рисование " Натюрморт со льном" (нетрадиционная техника рисования отпечатками резиновых шариков); рисование "Украшаем русским орнаментом рушник для гостей", аппликация с использованием различных семян (в том числе и семян льна "Ваза на столе"); изготовление куклы - моталки "Параскева Пятница Льняница"; изготовление куклы - зерновушки, наполненной льном. |
Физическое развитие | Словесные: беседа " Почему люди так говорят: " Кто в лён одет - доживёт до ста лет"? "; рассказ воспитателя о пользе льняного масла; рассказы детей о своём домашнем кулинарном опыте "Использование льняного масла в холодных блюдах". Наглядные: рассматривание фотографий блюд, приготовленных в процессе кулинарного опыта; рассматривание предметов домашнего быта и одежды из льна. Практические: выявление в ходе экспериментирования полезных для здоровья свойств льняной ткани; домашнее экспериментирование" Кулинарный опыт "Приготовление холодных блюд с использованием льняного масла"; пальчиковая гимнастика «Били лён» |
Приложение 1
Опрос для родителей
"Лён в нашем доме"
1) Есть ли у вас дома предметы обихода или одежды, в производстве которых использовался лён?
2) Знаете ли вы о свойствах льняной ткани?
3) Могли бы вы поставить льняное масло на первое место по критерию "польза для здоровья" ?
4) Употребляете ли вы льняное масло в домашней кухне?
5) Хотели бы вы иметь в гардеробе и в качестве домашнего текстиля больше предметов из льняной ткани?
6) Считаете ли вы лён современной и перспективной культурой ?
Опрос родителей был проведён на собрании в начале проекта.
Положительно ответили на 1 вопрос - 14%
на 2 - 35%
на 3 - 49%
на 4 - 7 %
на 5 - 35%
на 6 - 42%
Родителям было предложено сохранить опросные листы и по окончании проекта вновь ответить на те же вопросы вместе с детьми. В результате,
на 1 - 100%
на 2 - 86 %
на 3 - 100%
на 4 - 54%
на 5 - 93%
на 6 - 100%
Вывод: новые знания, полученные детьми и их родителями позволили им убедиться, что во многих предметах домашнего обихода в той или иной степени присутсвует лён, о чём раньше многие даже не подозревали. Новые знания о пользе льняной продукции сформировали в семьях стремление к более активному её употреблению. Для многих
кардинально изменилось отношение к перспективности льняной промышленности. Родителям предоставлена убедительная иллюстрация эффективности работы по проекту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/26/picture-275904-1374788850.jpg)
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/12/picture-280995-1518460074.jpg)
пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация
педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/09/picture-827937-1476017629.jpg)
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/28/picture-285408-1411898823.jpg)
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/22/picture-1300826-1645547332.jpg)
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/24/picture-940809-1506237285.jpg)
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/06/picture-1392238-1728207347.jpg)
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...