Программа по дополнительному образованию «Юный эколог».
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)

Цитович Екатерина Васильевна
Программа по дополнительному образованию «Юный эколог».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx97.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение  

«Детский сад «Сказка»

Программа по дополнительному образованию

в подготовительной группе:

«Юный эколог».

http://umka.dounn.ru/sites/default/files/pamiatkadliaroditielieiekologichieskoievospitaniiedoshkolnikov_4.jpg                                                       

                                                                          Разработала:

                                                                    воспитатель первой

                                                   квалификационной категории

                                                 Цитович Екатерина Васильевна

2021- 2022 г.

Кружок работает в течение учебного года (сентябрь – май включительно), один раз в неделю –План кружка рассчитан на год. Возраст детей: от 6 до 7 лет.

Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» В.Сухомлинский.

Кружок «Юный эколог» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

В основу содержания кружка легла парциальная программа С.Н. Николаевой «Юный эколог» и программа дополнительного экологического образования детей старшего дошкольного возраста Е.Ю.Борзовой «Экологическое лукошко», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве и формирование у дошкольников экологической культуры посредством их приобщения к ценностным основам отношения к природе.

Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Работа кружка «Юный эколог» призвана решать следующие задачи:

1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.

2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.

3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды, развитие чувства первооткрывателя.

Методы, используемые для реализации работы кружка:

  • Наглядные методы:

- экскурсии, целевые прогулки;

- наблюдения;

- показа сказок (педагогом, детьми);

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических игр;

  • Словесные методы:

- чтение литературных произведений;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

  • Игровые методы:

- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

- загадывание загадок;

- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

  • Практические методы

- организация продуктивной деятельности детей;

- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;

- постановка сказок, отрывков литературных произведений;

- изготовление с детьми наглядных пособий.

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:

  1. Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
  2. Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
  3. Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.

Перспективный план работы кружка «Юный эколог»

Тема

Задачи

Содержание

«Цветы на осеннем участке»

Закрепить знания детей об осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду, стадии созревания семян. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых цветов.

Загадывание загадок, д/игра «Угадай по описанию», наблюдение.

«Осенний урожай»

Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия.

Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, наблюдение, беседа «Что растет на грядке?»

«Осень в белые туманы»

Уточнить знания детей о таком природном явлении, как туман. Развить познавательную активность. Активизировать словарь детей: туман, сыро, влажно, густой покров.

Беседа «Что это – туман?», чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение.

«То березка, то рябинка»

Продолжить знакомство детей с характерными особенностями деревьев, сезонными изменениями. Воспитывать любовь к природе.

Чтение стихов: «Березонька», «Рябинка», д/игра «Опиши дерево», загадывание загадок, наблюдение

«Шестиногие и восьминогие»

Продолжать формировать представления детей о насекомых и пауках, об особенностях их жизни осенью, развивать способности детей к моделированию признаков и понятий

Рассматривание схемы «Насекомые»; работа с карточками - заданиями; придумывание; Чтение К. Чуковс-кого «Муха-Цокотуха»; рассказ

«Особенности передвижения насекомых»

Расширять представления детей о способах передвижения насекомых, развивать познавательный интерес к жизни живых маленьких существ, воспитывать любознательность

Беседа; работа с карточками, просмотр видеоматериала «Микрокосмос»

«Обманчивая окраска. Защита»

Дать представление детям об окраске как способе защиты от врагов, продемонстрировать зависимость окраски от места обитания насекомого, развивать познавательный интерес к природе

Загадки, рассматривание плаката «Кто где спрятался?»; Беседа «Зачем насекомым такая окраска?», Д/игра «Помоги насекомому спрятаться»

«Где и как зимуют насекомые?»

Познакомить детей с метаморфозой насекомых. Показать на примере насекомых, что к зиме природа только замирает, чтобы весной возродиться вновь. Формировать интерес и доброе отношение к этим живым существам

Прослушивание «Звуки насекомых»; Беседа; изготовление коллажа «Где зимуют насекомые?»

«Летающий цветок»

Заинтересовать детей познанием секретов жизни бабочек, помочь детям насладиться внешней красотой этих насекомых

Беседа «Кто такие бабочки?»; рассматривание иллюстраций о бабочках, рассказ, игра «Бабочки на лугу», аппликация «Бабочка»

«Кто живёт четыре жизни?»

Расширять представления детей о жизни бабочек, познакомить со стадиями развития бабочек.

Загадка; Демонстрация иллюстраций этапов развития бабочки; чтение рассказа «А бабочка крылышками»; д/игра «Путаница»

«Удивительные факты из жизни насекомых»

Расширять и углублять представления детей о жизни насекомых, познакомить с насекомыми - рекордсменами; воспитывать симпатию к этим животным.

Беседа; рассматривание энциклопедии; Рассказ; Д/игра «Продолжи фразу»

Викторина «Шестиногие малыши»

Обобщить знания детей о насекомых, пауках и других мелких животных; развивать речь, внимание, быстроту реакции; воспитывать экологическую культуру детей

Конспект

«Предки современных животных - динозавры»

Познакомить детей с историей появления и исчезновением динозавров; расширять кругозор; развивать мышление, речь, любознательность

Беседа «Древняя планета», д/пауза «Динозаврики», рассказ; н/п. игра «Доисторическая земля»

«Жизнь под микроскопом»

Расширять представления детей о формах жизни, формировать потребность в здоровом образе жизни, воспитывать бережное отношение к себе и окружающим

Рассказ; рассматривание предметов и кожи под лупой; беседа, опыт, д/игра «Хорошо-плохо»

«Откуда берётся плесень?»

Расширять представления детей о мельчайших живых организмах – плесневых грибах, развивать познавательный интерес детей к живым организмам

Рассматривание продуктов питания с плесенью, опыт «Заплесневелый хлеб», рассматривание плесени через лупу, Рассказ воспитателя.

«Кто такие млекопитающие?»

Обобщить и расширить представление детей о млекопитающих как живых существах; учить различать понятия «млекопитающие», «звери», «животные», развивать способность детей к моделированию

Беседа «Признаки млекопитающих», д/игра «Помоги зверям найти свой дом», д/игра «Переселение», игра «Загадочный гость»

«Экзотические животные»

Уточнить и углубить у детей знания об экзотических животных, развивать интерес к ним, воспитывать доброе и чуткое отношение к животным

Игра «Путешествие в Африку», беседа, этюд «Зверинец», рассказ о заповедниках

«Морские млекопитающие»

Формировать представление о морских млекопитающих, особенностях передвижения, питания, дыхания, расширять детский кругозор

Исследовательская деятельность, Чтение рассказа «Дельфины», просмотр видеосюжета, Беседа «Кто такие моржи и тюлени?», рассказ

«Обитатели живого уголка»

Расширять представления детей о жизни обитателей живого уголка, особенностях ухода за ними, развивать познавательный интерес, воспитывать любознательность.

Беседа, наблюдение, рассматривание иллюстраций.

«Про кошек и собак»

Познакомить детей с разнообразием пород кошек и собак. Раскрыть их значение для человека; воспитывать любознательность.

Беседа, рассматривание иллюстраций, рассказ ребят о своих питомцах, рисование любимого домашнего животного

«Бездомные животные»

Показать, какой урон причиняют бродячие кошки и собаки; воспитывать в детях бережное отношение к домашним животным.

Загадки, рассматривание иллюстраций, беседа «Воробей – наш частый гость», рассказ воспитателя, чтение «Большая синица»

«Зубы, носы, уши»

Конкретизировать представления детей о способах приспособления жизни животных на Земле, развивать способности детей, мышление, воображение, речь, познавательный интерес к природе

Беседа «Для чего животным нос, зубы, уши?», рассматривание иллюстраций, игра «Лиса и мыши», игра «Кто спрятался?»

«Какие бывают лапы? Следы животных»

Расширять представления детей о строении лап и способах передвижения зверей, закрепить представления о строении тел животных, учить детей «читать» следы животных

Беседа, сравнение лап зверей, игра «Что за зверь?», «Кто пошёл по снегу?»

«Мастера спасаться от врагов»

Конкретизировать представления детей о способах защиты зверей от врагов; воспитывать экологическую грамотность.

Беседа «Чем похожи?», д/игра «Кто кого боится?», игра «Кто как спасается от врагов?»

«Что где растёт? Кто где живёт?»

Обобщать и систематизировать представления детей о растениях и животных различных мест обитания, показать приспособленность организмов к условиям жизни

Д/игры «Рассади растения», «Звери заблудились», слов./игра «Загадай, а мы отгадаем»

«Чёрное золото»

Познакомить детей с полезным ископаемым – нефтью, воспитывать бережное отношение к природе и её богатствам

Рассказ воспитателя, исследовательская деятельность, Беседа о вреде, наносимом природе.

«Тундра и человек»

Обобщить знания детей о тундре, её растительном и животном мире, коренных народностях, воспитывать бережное отношение к природе родного края

Игра «Цепочка», «Что лишнее?», беседа рассматривание иллюстраций

«Планета заболела»

Уточнить и расширить представления детей о воздухе, его составе, о ветре, рассказать об основных причинах загрязнения воздуха, развивать логическое мышление.

Рассказ о воздухе, опыт «Свойства воздуха», беседа.

«Откуда в кране вода?»

Обобщить представления детей о воде как источнике жизни, расширять представления о значении водопровода, воспитывать бережное отношение к природе родного края

Беседа «Откуда в кране вода?», рассказ, опыт по очищению воды

«Что такое экология?»

Вызвать интерес детей к решению экологических вопросов. Ввести понятия «окружающая среда», «экология»

Рассматривание фотографий «Экологическая тревога», беседа, чтение рассказа, рисование «Подарок планете Земля»

«Планета Земля – наш космический дом»

Познакомить детей с глобусом – моделью земного шара – и картой, дать элементарные представления о доме человека и доме – природе, воспитывать бережное отношение к Земле – своему дому.

рассказ воспитателя, Беседа, игра – моделирование «Живая планета»

«Сбережём удивительный мир растений и животных»

Закрепить знания детей о мире растений и животных, воспитывать у детей бережное отношение к растительному и животному миру, эмоциональную отзывчивость.

Беседа, д/игра «Какие деревья растут в лесу?», игра «Что? Для чего?», чтение стихотворения К.Бальмонта «За грибами»

«Солнышко на травке»

Уточнить знания детьми цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия, формировать у детей интерес к работе с краской. Продолжать вызывать у детей интерес к живым цветам.

Чтение стихов, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность

«Кому нужна вода?»

Уточнить и расширить знания детей о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, дать представления об основных причинах загрязнения воды, его последствиях.

Беседа по вопросам, рассматривание иллюстраций «Вода нужна всем», опыт, составление рассказа. Рисование природоохранных знаков

«Цветущие деревья»

Способствовать ознакомлению детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев, формировать умения устанавливать простейшие связи: изменение условий в окружающей среде воспитывать интерес к растениям, бережное отношение и заботу.

беседа о яблони, вишни, сирени.

д/игра «От какого дерева цветок, игра - имитация «Собери нектар»

«Что такое облака, дождь, гроза?»

Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.

Наблюдение,

рассматривание иллюстраций,

чтение.

Викторина «Будь природе другом»

Обобщить и систематизировать знания детей о природе и месте человека в ней, развивать внимание, мышление, речь, воспитывать любознательность, бережное отношение к природе.

Конспект

Список литературы:

  1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
  2. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998. - 320 с.
  3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999. - 207 с.
  4. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес: - М; Мозаика-Синтез, 2009. - 79с.
  5. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 330 с.
  6. Борзова Е.Ю. Экологическое лукошко. Программа дополнительного экологического образования детей дошкольного возраста: - Салехард: ГОУ ДПО «ЯНОИПКРО», 2010. – 136с.
  7. http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac409.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования «Юный эколог»

Дошкольное детство - ответственный период жизни человека; закладываются основы правильного отношения к окружающему миру /природе/ ценностной ориентации в нем. Работа по экологическому воспитанию детей...

Рабочая программа дополнительного образования "Юный эколог" (средняя группа)

В данной программе вы ознакомитель с тематикой занятий, с диагностикой....

Рабочая программа по дополнительному образованию " Юный эколог"

Основной задачей кружка является обогащение детей новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, пр...

Программа дополнительного образования "Юный эколог"

На современном этапе, когда люди, в силу сложившейся социально – критической экономической  ситуации, вынуждены заниматься поисками путей по преодолению своих проблем и, зачастую, принимать...

Авторская программа по дополнительному образованию "Юные экологи"

Особенностью программы является знакомство старших дошкольников со спосаби проведения эксперимента, физические явления через познавательно-исследовательскую деятельность, раскрывающие свойства предмет...

Программа кружка дополнительного образования «Юный эколог» для детей 3-5 лет МБДОУ Ремонтненский д.сад «Родничок» средней разновозрастной группы №4 « Семицветик

Цель и задачи программыЦель дополнительного образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окруж...

Рабочая программа по дополнительному образованию "Юный Эколог"

Рабочая программа по дополнительному образованию "Юный Эколог"вторая младшая группа...