Опыты с предметами неживой природы
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Чибисова Татьяна Олеговна

Расширение представлений детей о воде и ее свойствах, отработка умений детей проводить опыты с водой, развивая при этом диалогическую речь, мыслительную активность, и воспитывая, бережное отношение к воде.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty.docx21.76 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия по экологическому развитию

Тема: «Опыты с предметами неживой природы»

В подготовительной группе

2023 г.

Образовательная область: экологическое развитие.

Тема занятия: Опыты с предметами неживой природы

Возрастная группа: подготовительная группа  

Цель занятия: расширение представлений детей о воде и ее свойствах, отработка умений детей проводить опыты с водой, развивая при этом диалогическую речь, мыслительную активность, и воспитывая, бережное отношение к воде.

Задачи занятия:

Обучающая: Формирование у детей представление о воде и ее свойствах;

Развивающая: закреплять грамматически правильную диалогическую речь, посредством ведения диалога с воспитателем;

Воспитательная: формировать бережное отношение к воде;

Дополнительные задачи: провести опыты с водой в соответствии с требованиями воспитателя;

Словарная работа: обогащение словаря детей словами, обозначающими свойства воды;

Планируемые результаты занятия: у детей продолжает развиваться грамматически правильная диалогическая речь, расширяются представления о воде и ее свойствах, дети провели простые опыты с водой.

Подготовительная работа: рассматривание сюжетных картинок о море; беседы о воде, ее родии свойствах.

Материалы и оборудование: голосовое сообщение от мальчика Коли, карта мира, вода, стаканы, блюдце, сахар, кофе, соль, ниточка с узелком

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приёмы.

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1

Организационно-мотивационный этап

Организация направленного внимания и формирования интереса у детей к теме

- Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем друг друга.

- Какие вы все нарядные! Ребята, садитесь, пожалуйста, на стульчики, начинаем занятие.

Давайте сядем ровно и красиво, так чтобы спинка касалась спинки стула. Ребята, если во время занятия вы захотите что-то спросить, или ответить, что надо сделать?

- Правильно, поднять руку.

Итак, наше занятие начинается.

- Ребята, пока я шла к вам, мне на телефон пришло сообщение голосовое.

- Хотите узнать, о чем в нем говориться?

- Но, прежде чем прослушать сообщение, вам нужно отгадать загадку.

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли -

Жить нельзя нам без ...

(Воды)

Словесный

Сюрпризный момент

Наглядный (показ письма)

Дети слушают воспитателя, приветствуют друг друга, улыбаются. Положительно настроены на взаимодействие.

Подготовка детей к совместной деятельности. Отвечают на вопросы. Дети включаются в образовательную деятельность.

2.

2.1

Основной этап

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей теме

- Ребята, это сообщение нам прислал мальчик Коля. (Он пишет, что вчера случайно запачкался краской, когда рисовал и заметил, что вода тоже окрасилась и стала цветной. И тогда ему стало интересно узнать больше об этом. И он просит вас помочь ему узнать, какие же еще есть свойства у воды.)

- Ну что, ребята, поможем Коле?

- Хорошо, но для начала немного разомнемся

Физкультминутка «Морской мир»

В море бурном, море синем
Быстро плавают дельфины. (кистью руки плавные движения)
Не пугает их волна
Рядом плещется она. (потирание ладошек)
Проплывает мимо кит и дельфинам говорит: (ходьба гуськом)
Вы дельфины не шумите,
Рыбку быструю ловите:
Раз, два, три, четыре, пять — (ходьба с хлопками в ладоши)
Нужно рыбкам уплывать. (кисти рук в замок внутрь и наружу)
Рыбки плавали, плескались (движения руками)
В прохладной морской воде.
То погружаются, то сплывают, (приседания)
То зароются в песке. (дети ложатся на коврик)

Беседа

Вопросно-ответная форма

Дети внимательно слушают воспитателя. Заинтересованы содержанием письма.

Дети выполняют движения физкультминутки в соответствии с указаниями

Дети отвечают на вопросы воспитателя. Активно включены в деятельность.

2.2

Этап ознакомления с материалом

Усвоение определённого объема знаний

- Ребята, сегодня мы будем с вами говорить о воде, ее свойствах и проведем небольшие опыты с водой. Но для начала давайте посмотрим на карту.

(показывает карту)

- Ребята, какого цвета на карте больше всего?

- Что обозначается этим цветом?

- Правильно, ребята. Голубой и синий цвет – это цвет воды. Посмотрите, как много воды на нашей Земле. А для чего нужна вода?

- Правильно, без воды нет жизни на земле. А для чего нужна вода человеку?

- Верно. Человек при помощи воды готовит, стирает, поливает растения, пьет, умывается.

- Ребята, давайте вспомним, в каком состоянии бывает вода?

- Правильно, ребята. Жидкое состояние – это жидкость, дождь, роса. Газообразное состояние – пар, облако, туман. Твердое состояние – лед, снег

Демонстрация способов действий

Объяснения

Вопросно-ответная форма

Наглядный

Художественное слово

Дети внимательно слушают воспитателя. Настроены на дальнейшее взаимодействие, готовы повторить материал, изучаемый на занятии.

Ответили на вопросы воспитателя. Дети готовы к совместной с педагогом деятельности

2.3

Этап практического решения проблемы

Овладение действиями, способами решения проблемы

-Вот, ребята, мы с вами вспомнили о воде, ее роли в нашей жизни и о том, в каких состояниях она бывает. А сейчас мы с вами проведем опыты с водой.

Опыт 1. Вода – жидкость.

- Давайте вспомним, что вода – жидкость. На ваших столах стоят два стакана, один с водой. Перелейте воду из одного стакана в другой.

- Получилось? Это доказывает, что вода – жидкость.

Опыт 2. Вода не имеет формы.

- Ребята, смотрите, у меня в руках кубик. Если я его буду ставить в разные места, он форму не изменит. А если я перелью воду из стаканчика в блюдце, она примет форму блюдца.

- Вывод: вода не имеет формы.

Опыт 3. Вода не имеет вкуса, и принимает вкус того вещества, которое в нем растворили.

- Ребята, попробуйте воду на вкус. - Какая она?

- Правильно безвкусная.

- А теперь положите в воду кусочек сахара, перемешайте и попробуйте воду снова.

- Какая она стала?

- Правильно, сладкая.

- Вывод: вода приобрела вкус сахара, который в ней растворили.

Опыт 4. Вода не имеет запаха, но приобретает запах, растворенного в ней вещества.

- Ребята, понюхайте, пожалуйста, воду.

- Чем она пахнет?

- Правильно, ничем. А теперь растворите в ней щепотку кофе, размешайте и понюхайте снова.

- Чем пахнет вода?

- Правильно, пахнет кофе.

- Вывод: вода приобрела запах растворенного в ней кофе.

Опыт 5. В водно-соляном растворе можно вырастит кристалл соли.

 - А сейчас ребята, мы с вами начнем делать очень долгий эксперимент. Мы будем выращивать с вами кристалл. В баночке у меня налит насыщенный раствор соли. Видите, соль в воде уже не растворяется. Я беру ниточку с узелком на конце и опускаю ее в раствор. А теперь надо запастись терпением. Это очень долгий процесс и мы с вами будем наблюдать, как будет расти кристалл.

- Давайте, мы поставим баночку в наш уголок экспериментирования и будем наблюдать.

- Ну вот, ребята, это был последний опыт с водой, который мы с вами провели. Теперь, когда мы провели эти опыты, Коля узнал о свойствах воды больше и передаёт вам огромное спасибо (голосовое сообщение)

Беседа

Объяснение

Вопросно-ответная форма

Практический

Дети внимательно слушают воспитателя. Актуализируют свои знания о только что повторенном материале, настроены на взаимодействие, готовы провести опыты с водой

Дети внимательно слушают воспитателя. Понимают, как проводить опыт.

Дети внимательно слушают педагога. Выполняют все его требования. Активно включены в деятельность. Выполнили все предложенные задания

3.

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности, а в общении полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки

- Ребята, чем мы занимались сегодня на занятии?

- Правильно, а что хотел узнать Коля?

- Да, и что мы с вами еще делали?

- Правильно, ребята, вам понравилось?

- Это хорошо, значит, мы с вами как-нибудь проведем еще больше экспериментов, а на этом наше занятие подошло к концу.

Вопросы, обсуждение

- Мы помогали мальчику Коле

- Он хотел узнать о свойствах воды

- Проводили опыты с водой

- Да

Дети внимательно слушают воспитателя

Дети слушают педагога, отвечают на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Опытническая работа с предметами неживой природы"

Опыты,основные виды деятельности на занятиях по экологическому воспитанию, поисковая деятельность....

Картотека опытов и экспериментов. Неживая природа.

Картотека опытов и экспериментов. Опыты с водой, воздухом, песком, светом....

Картотека опытов по разделу "Неживая природа"

Метод экспериментирования является  один из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира, дающий возможность формировать познавательную активность дошкольников, ра...

Картотека опытов и экспериментов " Неживая природа"

Картотека опытов и экпериментов " Неживая природа" для младшего дошкольного возраста...

Перспективный план по организации элементарных опытов с объектами неживой природы для детей старшего дошкольного возраста

Перспективный план по организации элементарных опытов с объектами неживой природы для детей старшего дошкольного возраста...

Опытно – экспериментальная деятельность с предметами неживой природы в старшей группе на тему: «Друзья воздушного шарика».

Данное занятие формирует  познавательную самостоятельность детей старшего дошкольного возраста,   реалистическое представление о предметах природы и ее явлениях....