НОД по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада по теме: «Волшебница-соль»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Познакомить детей со свойствами соли, изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_sol.docx | 30.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №53 Колпинского района Санкт-Петербурга
НОД
по познавательному развитию
в подготовительной группе детского сада
по теме: «Волшебница-соль»
Подготовила : воспитатель,
Иванова С.С.
СПБ
2023
Цель: создать условия для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.
Задачи:
Обучающие:
1.Познакомить детей со свойствами соли, изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение;
2. Активизировать словарный запас по теме «Опыты и эксперименты», «Соль»
Развивающие:
1. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования;
2. Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом;
3. Развивать творческие способности, воображение, любознательность;
4.Развивать монологическую и диалогическую речь;
Воспитательные:
1. Воспитывать доброжелательность, взаимопомощь, ответственность, умение работать в коллективе;
2.Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность;
3.Воспитывать у детей правильное, осознанное отношение к природе;
4.Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Оборудование: энциклопедия от А до Я, мультимедиа (презентация «Где и как добывают соль», сундучок, кристаллы соли, соль, стаканчики пластиковые, подносы, стаканы с кипяченой водой и чайные ложки (по количеству детей), стакан с насыщенным раствором соли, 2 сырых яйца салфетки, лупы.
Предварительная работа:
Просматривание слайдов о добычи соли, рассматривание иллюстраций. Беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок. Выращивание «кристаллов» из солевого раствора.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Воспитатель:
-Здравствуйте, ребята!
В круг широкий вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Раз, два, три - волшебство скорей приди! »
2.Вводная часть. (Мотивационно-побудительный этап)
Воспитатель:
Дети, ой, что утром было,
Я же вам сказать забыла —
Только в группу я вошла,
Здесь шкатулочку нашла (показывает шкатулочку).
На ней надпись: «Открыть любознательным детям подготовительной группы. Лунтик.».
Дети открывают шкатулку, достают мешочек, щупают его, мнут в руках.
Воспитатель: Как вы думаете, что в нем может находиться? (Дети высказывают свои предположения).
Воспитатель: Посмотрите, в шкатулке есть еще конверт, а в нём письмо. Может быть прочитаем письмо и тогда узнаем что в посылке?
Воспитатель читает письмо: «Отгадайте загадку, и вы узнаете, что находится в этом мешочке».
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это …(соль).
Воспитатель продолжает читать письмо от Лунтика:
«Когда у меня заболело горло, баба Капа давала мне соленую воду, что бы я полоскал его. Я удивился, зачем полоскать солью горло? Ведь соль добавляют в пищу. Ребята помогите мне разобраться, что такое соль, для чего нужна и откуда она берется?»
Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь Лунтику? Как вы можете ему помочь?
(Ответы детей.)
3. Основная часть. (Организационно-поисковый этап).
Воспитатель:
А вы ребята хотите стать исследователями и узнать все о соли?
(Ответы детей.)
Воспитатель предлагает детям надеть шапочки исследователей.
Воспитатель:
- Итак, исследователи, где и как мы можем получить необходимые, новые знания о соли?
Дети: - Спросить у другого человека, подумать самостоятельно, прочитать в книге, спросить у взрослого, посмотреть в телевизоре и в компьютере, и т.д.
Воспитатель:
- Верно, существует много способов получения новых знаний. Но с чего мы начнем?
Дети: -Прочитать в книге.
Воспитатель:
- В какой книге мы можем узнать о соли?
Дети: – В словаре, энциклопедии.
Воспитатель:
- Посмотрите, ребята, как в словаре располагаются слова. На какую букву мы будем искать слово «соль»?
Зачитывают из энциклопедии «Что такое «соль?». Соль – природное вещество белого цвета, представляет собой кристаллы с острым характерным вкусом.
Воспитатель:
- Вам интересно узнать, откуда берётся соль? Что вы хотите узнать? Тогда садитесь на ковер, слушайте внимательно и смотрите (дети садятся на ковер перед экраном).
Просмотр отрывка из телепередачи «Галелео», о том, где и как добывают соль?
Воспитатель:
- Соль встречается не только в воде озёр, но и в земле. Добывают её в специальных шахтах при помощи комбайнов. В соляных шахтах туннели и коридоры сверкают, как будто они сделаны изо льда. (Показывает картинку).
Воспитатель:- А сейчас я предлагаю вашим глазам немного отдохнуть.
Гимнастика для глаз:
«Мостик»
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса
(Закрывают оба глаза)
Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют
(Продолжают стоять с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
(Открывают глаза, взглядом рисуют мост)
Нарисуем букву «О», получается легко
(Глазами рисуют букву «О»)
Вверх поднимем, глянем вниз
(Глаза поднимают вверх, опускают вниз)
Вправо, влево повернем
(Глазами двигают вправо-влево)
Заниматься вновь начнем.
(Глазами смотрят вверх-вниз)
Воспитатель:
- Продолжим наше исследование.
-Ребята, посмотрите вокруг. Вы догадались, где мы сейчас оказались?
Дети: Да, мы попали в нашу волшебную лабораторию.
Воспитатель: Садитесь на свои места поудобней.
Сейчас мы с вами превратимся в настоящих ученых и будем в нашей детской лаборатории исследовать соль.
В лаборатории надо соблюдать определенные правила: при работе с солью надо соблюдать правила безопасности: не трогать руками глаза; если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них, соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
Воспитатель:
- Сегодня я предлагаю провести эксперимент с мелкой солью. Проходите, пожалуйста, к столам.
ОПЫТЫ
1 опыт: «Имеет ли соль запах?».
Перед вами тарелочки с солью. Давайте ее рассмотрим. Какого цвета соль? Давайте определим, есть ли у соли запах? Наберите на ложечку немного соли. Понюхайте её. (Без запаха).
2 опыт: « Какое это вещество: жидкое, твердое, сыпучее?»
Пододвинет к себе тарелки, наберите полную ложку соли и переверните ложку. Что произошло? Значит соль какая? (Сыпучая, рассыпчатая).
Мы с вами определили еще одно качество соли, соль сыпучее вещество.
3 опыт: «Из чего состоит соль?».
Рассмотрите соль через увеличительное стекло. Что вы видите? Из чего состоит соль?(Зернышки, кристаллы, крупинки).
4 опыт: «Растворяется ли соль в воде?».
Предлагаю вам пододвинуть баночку с водой и насыпать в неё ложечку соли. Размешайте, что произошло с солью? А Соль исчезла? (Нет,соль растворилась). Поэтому и в пословице говорится, что СОЛЬ-воды боится. А как вы думаете, какой стал вкус у воды? Попробуйте. (Солёная).
5 опыт: «Плавающее яйцо».
Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода солёная? (Нет, в речке вода пресная).
Воспитатель:
-Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать?. Хотите это проверить? (Да).
Опускаю яйцо стакан с пресной водой, яйцо утонуло. Опускаю яйцо в стакан с соленой водой, яйцо не тонет. Что мы определили? (Соленая вода выталкивает предметы). Соль повышает плотность воды, поэтому в соленой воде многие предметы не тонут. В море вода соленая, поэтому там легко плавать.
Вывод: соленая вода выталкивает предметы.
Воспитатель: Уважаемые исследователи, мы так много провели несколько опытов с солью, предлагаю повторить, что мы узнали о соли. (Она белая, сыпучая, состоит из кристаллов, без запаха, солёная, растворяется в воде и меняет вкус воды). (Воспитатель выставляет на мольберте карточки -схемы «Свойства соли»).
Воспитатель: У всех ученных есть время, когда они отдыхают, набираются сил для дальнейших исследований. И мы с вами давайте отдохнем, чтобы затем продолжить наши эксперименты.
Физминутка
Мы топаем ногами, (топают)
Мы хлопаем руками, (хлопают)
Качаем головой, (качают головой)
Обратите внимание!
Мы руки поднимаем, (руки вверх)
Потом их опускаем, (руки вниз)
Мы руки подаем (руки в «замок»)
И бегаем кругом, (покружиться на месте)
Раз, два, три, (три хлопка)
Любая фигура замри! (изобразить любую фигуру)
Предлагаю вам поиграть на ковре.
Игра с мячом: «Соленый - несоленый»
Дети ловят мяч, услышав продукт, который можно солить (банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо.)
Воспитатель: Отдохнули? Продолжаем наши исследования.
Ребята, как вы думаете, соль людям нужна? Где ее используют?
Дети: В приготовлении пищи; добавляют при заготовке на зиму овощей; чистят посуду; в медицине, для полоскания горла, чтобы не болеть; зимой, чтобы не было скользко, посыпают лед).
Предлагаю вам посмотреть презентацию «Где используют соль?»
Воспитатель: Соль просто необходима человеку, в любом органе человека, так же как и в крови, слезах содержится соль. Соль одна из самых распространенных специй, которая усиливает вкус блюда. Без нее вся наша еда была бы безвкусной и пресной. Соль также нужна и для консервирования блюд, для того чтобы овощи хранились очень долго. Соль просто необходима для жизни человека ее не только употребляют в пищу, но с ее помощью люди лечат различные заболевания. Существуют огромные соляные пещеры, куда ходят люди и дышат соленым воздухом, чтобы вылечить органы дыхания.
Воспитатель: Ребята, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает, мы сейчас и узнаем.
Перед вами на блюдце лежат кусочки льда, посыпим их солью, послушайте, что происходит (соль начинает трещать). Так соль начинает растапливать лед.
Вывод: свойство соли растворять. И поэтому в городах пешеходные дорожки посыпают солью и лед растапливается.
Дети: ответы детей
4. Заключительная часть. (Рефлексия)
Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались?
Ребята, вы сегодня все старались, сделали много новых открытий. Что же мы напишем Лунтику? (Дети пытаются сформулировать итоговые выводы, делятся впечатлениями, эмоциями).
- Узнали ли вы что-нибудь о соли, чего не знали раньше?
- Вам понравилось быть исследователями? Что было особенно интересным?
- А трудно было проводить самостоятельно опыты?
-Кому и что вы расскажете о нашей лаборатории?
-Вы хотели бы ещё раз стать исследователями и вернуться в лабораторию, чтобы сделать новые открытия?
Ребята, за то, что вы были замечательными исследователями, за вашу любознательность я дарю вот такие медали. Молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада тема: «Береза как символ России»
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада тема: «Береза как символ России»...
Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»
Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготов...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада Тема: «Путешествие по реке Кубань»
Программное содержание: Образовательные: Углублять и уточнять представления о родном крае, реке Кубань. Знакомить с растениями, животными, птицами нашего края. Развивающие: Развитие внимания, памяти, ...
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада с применением ИКТ технологий Тема « Ветер проказник»
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитиюв подготовительной группе детского сада с применением ИКТ технологийТема « Ветер проказник»...
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада с применением ИКТ технологий Тема « Ветер проказник»
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитиюв подготовительной группе детского сада с применением ИКТ технологийТема « Ветер проказник»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада Тема: «Что такое донорство»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе детского садаТема: «Что такое донорство»...