Волкова Н.А. Декабрь, 2 неделя. Зимующие птицы. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
картотека по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Тема недели «Зимующие птицы»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».
Волкова Н.А. Познавательные прогулки с детьми 5 – 7 лет.
Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Зима. Декабрь, 2 неделя.
Тема недели «Зимующие птицы».
Природоведческая тема «Зимующие птицы».
“Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе”.
Лев Николаевич Толстой
Направление «Познавательное развитие».
Образовательная область «Познание».
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
Задачи.
- Расширять знания детей о зимующих птицах, о поведение птиц зимой.
- Формировать представления детей о приспособлении птиц к среде обитания.
- Закреплять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь птиц.
- Развивать познавательный интерес детей.
- Поощрять желание детей заботится о птицах в зимний период.
Декабрь, 2 неделя.
Тема «Зимующие птицы».
День недели | Дневная прогулка |
Понедельник | Наблюдение «Птицы зимой». Расширять знания детей о зимующих птицах. |
Вторник | Исследование «Чем заняты птицы зимой?» Формировать представления детей о приспособлении птиц к среде обитания. |
Среда | Разговор-размышление «Что делают птицы вечером?» Закреплять представления детей о том, как сокращение продолжительности дня изменяет жизнь птиц. |
Четверг | Исследование «Мороз и птицы». Закреплять представления детей о том, как похолодание изменяет жизнь птиц. |
Пятница | Наблюдение «Зимующие птицы». Обобщить знания детей о зимующих птицах. |
Наблюдение «Птицы зимой».
Задачи. Расширять знания детей о зимующих птицах. Формировать представления детей о том, как похолодание изменяет жизнь птиц. Поощрять желание детей заботится о птицах в зимний период. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите? (ответы детей).
…Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
Другие, те народ иной:
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи…
К. Мухаммади
— Дети, какие птицы не боятся мороза и вьюг? (ответы детей)
— Воробьи и голуби, вороны и сороки – это зимующие птицы. Они не улетают на зиму в тёплые края, а остаются зимовать с нами, поэтому их и называют зимующие птицы. В город из леса прилетают лесные гости: синицы, дятлы, снегири, свиристели. Птицам зимой трудно найти корм под снегом, наступает лютый голод. Лютый – значит очень сильный. Многие птицы не доживают до весны, умирают от голода. Дети, как мы помогаем птицам выжить в морозные зимние дни? (ответы детей)
Весёлые упражнения «Зимующие птицы».
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте.
Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Воробьи и голуби В гости прилетели, | Бег по кругу, руки в сторону, взмахи руками (крыльями) вверх – вниз. |
Грустные, нахохлившись, На берёзу сели. | Стоим на месте, повернутся лицом в круг. Приседаем, руки на пояс. |
Лапки поднимали, Пёрышками согревали. | Встаём прямо, руки в сторону, поднимаем одну ногу. Встаём на две ноги. |
Зёрнышки искали, От голода страдали. | Наклон вперёд, руки на пояс. Встаём прямо. Ладони положим на живот. |
Мы кормушки смастерили, Птичек в гости пригласили. | Ударяем кулачок о кулачок. |
Зимующим птицам рады всегда, Ждёт их вкусная еда. | Имитация, рассыпаем корм. |
Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.
В группе попросить детей рассказать о своих наблюдениях.
Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.
Исследование «Чем заняты птицы зимой?»
Задачи. Формировать представления детей о приспособлении птиц к среде обитания. Расширять знания детей о зимующих птицах, о поведение птиц зимой. Развивать познавательный интерес детей. Поощрять желание детей заботится о птицах в зимний период.
Исследование.
Почему птицы прыгают, летают,
А в игры не играют?
Почему так много едят,
Наверно потолстеть они хотят?
Тайны птиц мы разгадаем,
Что-то новое узнаем.
— Юные орнитологи, исследования продолжаем, жизнь птиц изучаем. Задание: понаблюдать за птицами. Выяснить: почему птицы зимой постоянно в движении, чем они заняты. Задание понятно? (ответы детей).
— Дети, вспомним правила наблюдения за птицами. (Ответы детей).
Педагог обобщает ответы детей.
Правила наблюдения за птицами.
- Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.
- Не нужно подбегать к птицам, мы мешаем им отдыхать или кушать.
- Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.
— Орнитологи приступайте, пожалуйста, к исследованиям.
В группе после прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.
— Дети, зима – очень тяжёлое время года для птиц. Холодно и голодно птицам. Из-за холода птицы теряют много тепла. Дети, как птицам согреться? (предположение детей).
— Для того чтобы согреться птицам необходимо много есть. «Сытому морозы не страшны» – говорят в народе. Поэтому с раннего утра до позднего вечера зимующие птицы заняты одним важным делом – поиском еды. День зимой короткий, быстро темнеет, в темноте корма не найти. Вот и встают птицы с восходом солнца, и целый день ищут себе корм. Если птица голодной встретит ночь, то ночью пропадёт, замёрзнет! Корм легче найти там, где живут люди. Вот и жмутся птички в холода поближе к людям, к теплу и еде. Люди делают кормушки, подкармливают птиц, чтобы помочь птицам выжить зимой. Дети, как вы думаете, почему птицы зимой постоянно в движении? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что птицы зимой постоянно двигаются, чтобы найти корм и не замёрзнуть. Птицы много едят, потому что сытая птица не замёрзнет.
Разговор-размышление «Что делают птицы вечером?»
Задачи. Закреплять представления детей о том, как сокращение продолжительности дня изменяет жизнь птиц. Расширять знания детей о поведение птиц зимой. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между временем суток и жизнью птиц. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать любознательность детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.
Беседа.
Вечером птицы пропали!
Наверно их совы украли?
Тайны птиц мы разгадаем,
Что-то новое узнаем.
— Дети, к разговору приглашаю, подумать предлагаю: как птицы ведут себя вечером, когда на улице темно. (Предположения детей).
Педагог подбадривает детей.
— А ты, … (имя ребёнка), что думаешь! Согласен или не согласен с мнением товарищей.
Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.
— Уважай суждения товарища! Каждый человек имеет право на своё мнение.
Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряя попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Подводит итог сказанному.
Вывод. Вечером птицы спят, потому что на улице темно.
— Дети, в тёмное время суток, птицы спят. Они собираются в стайки, прячутся в дуплах, в густых ёлках, под крыши домов, тесно прижимаются друг к другу и спят до восхода солнышка. Ночь особенно опасна для птиц, зимой ночи длинные, морозные. Если птица легла спать голодная, она может, не проснутся утром.
Весёлые упражнения «Зимующие птицы».
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте.
Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Воробьи и голуби В гости прилетели, | Бег по кругу, руки в сторону, взмахи руками (крыльями) вверх – вниз. |
Грустные, нахохлившись, На берёзу сели. | Стоим на месте, повернутся лицом в круг. Приседаем, руки на пояс. |
Лапки поднимали, Пёрышками согревали. | Встаём прямо, руки в сторону, поднимаем одну ногу. Встаём на две ноги. |
Зёрнышки искали, От голода страдали. | Наклон вперёд, руки на пояс. Встаём прямо. Ладони положим на живот. |
Мы кормушки смастерили, Птичек в гости пригласили. | Ударяем кулачок о кулачок. |
Зимующим птицам рады всегда, Ждёт их вкусная еда. | Имитация, рассыпаем корм. |
По желанию детей упражнения повторяются.
Исследование «Мороз и птицы».
Задачи. Закреплять представления детей о том, как похолодание изменяет жизнь птиц. Расширять знания детей о зимующих птицах, о поведение птиц зимой. Развивать познавательный интерес детей. Поощрять желание детей заботится о птицах в зимний период.
Исследование.
Почему зимующие птицы не замерзают?
Как себя от морозов оберегают?
Тайны птиц мы разгадаем,
Что-то новое узнаем.
— Юные орнитологи, исследования продолжаем, жизнь птиц изучаем. Задание: понаблюдать за птицами. Выяснить: как птицы ведут себя в морозный день. Задание понятно? (ответы детей).
— Дети, вспомним правила наблюдения за птицами. (Ответы детей).
Педагог обобщает ответы детей.
Правила наблюдения за птицами.
- Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.
- Не нужно подбегать к птицам, мы мешаем им отдыхать или кушать.
- Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.
— Орнитологи приступайте, пожалуйста, к исследованиям.
В группе после прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях.
Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.
— Дети, птицы к зиме изменяются, тёплым пухом и оперением утепляются. В мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись. Когда птица сидит, между перьями у неё находится неподвижный воздух. Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло. В полёте к телу птицы со всех сторон устремляется морозный воздух, и птица мёрзнет на лету. А ещё в зимние морозы можно увидеть, как птицы стоят то на одной, то на другой ноге. Это они обогревает свои ножки в пёрышках, поднимая их с холодной земли. Зимующие птицы ночуют в дуплах, в густых ёлках, они тесно прижимаются друг к другу и прячут клювики под крылышки для тепла. Дети, что нового мы узнали о птицах? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что в морозные дни птицы сидят, нахохлившись, чтобы сохранить тепло.
Наблюдение «Зимующие птицы».
Задачи. Обобщить знания детей о зимующих птицах. Закреплять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь птиц. Развивать любознательность. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поощрять желание детей заботится о птицах в зимний период.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите? (ответы детей).
… Поёт зима — аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далёкую Седые облака. А по двору метелица Ковром шёлковым стелется, Но больно холодна. | Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с рёвом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится всё сильней. Сергей Есенин |
— Дети, какие птицы не боятся мороза и вьюг, остаются с нами зимовать?
— Зимующие птицы – это птицы, которые не улетают осенью на юг, остаются зимовать. Дети, что мы с вами узнали о зимующих птицах? (ответы детей).
Педагог обобщает ответы детей.
- Для того чтобы выжить птицам надо много корма;
- птицы постоянно в движении, в поисках корма;
- вечером птицы спят, потому что на улице темно;
- в морозные дни птицы сидят, нахохлившись, чтобы сохранить тепло.
— Дети, как мы помогаем птицам выжить в морозные зимние дни? (ответы детей).
Вывод. Зимующим птицам нужна наша помощь, чтобы выжить.
Весёлые упражнения «Зимующие птицы».
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте. Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Воробьи и голуби В гости прилетели, | Бег по кругу, руки в сторону, взмахи руками (крыльями) вверх – вниз. |
Грустные, нахохлившись, На берёзу сели. | Стоим на месте, повернутся лицом в круг. Приседаем, руки на пояс. |
Лапки поднимали, Пёрышками согревали. | Встаём прямо, руки в сторону, поднимаем одну ногу. Встаём на две ноги. |
Зёрнышки искали, От голода страдали. | Наклон вперёд, руки на пояс. Встаём прямо. Ладони положим на живот. |
Мы кормушки смастерили, Птичек в гости пригласили. | Ударяем кулачок о кулачок. |
Зимующим птицам рады всегда, Ждёт их вкусная еда. | Имитация, рассыпаем корм. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Волкова Н.А. Сентябрь, 2 неделя. Начало осени. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Мой дом». Картотека познавательных прогулок с детьми 5-7 лет в сентябре....
Волкова Н.А. Сентябрь, 3 неделя. Золотая осень. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Краски осени». Картотека познавательных прогулок с детьми 5-7 лет в сентябре....
Волкова Н.А. Сентябрь, 4 неделя. Птицы. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Детский сад»....
Волкова Н.А. Октябрь, 1 неделя. Животный мир. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Животный мир»....
Волкова Н.А. Декабрь, 3 неделя. Зимний сон. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Новогодний калейдоскоп»...
Волкова Н.А. Март 3 неделя. Весна и птицы. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
17 марта, день Герасима Грачевника. 22 марта – Жаворонки....
Волкова Н.А. Апрель 3 неделя. Встречаем птиц. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Встречаем птиц». Лексическая тема «Перелётные птицы»....