Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников посредством знакомства с русской народной игрушкой – матрешкой»
консультация по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Магомедова Наталья Михайловна

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области патриотического воспитания дошкольников посредством знакомства с русской народной игрушкой – матрешкой.

 

Задачи:

- обогатить педагогические знания в области патриотического воспитания дошкольников;

- расширить знания о матрешке, как о национальном культурном наследии России.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №70 комбинированного вида

Кировского района Санкт-Петербург

Консультация для педагогов

Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников

посредством знакомства с русской народной игрушкой – матрешкой»

                                                                                                                   Проводит:                                

                                                                                                   воспитатель первой  

                                                                                  квалификационной категории                                                                                                                    

                                                                           Магомедова Наталья Михайловна

                                                                                            Группа № 5 «Капельки»

                   

                                                                 

                                                        Санкт-Петербург

2023

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области патриотического воспитания дошкольников посредством знакомства с русской народной игрушкой – матрешкой.

Задачи:

- обогатить педагогические знания в области патриотического воспитания дошкольников;

- расширить знания о матрешке, как о национальном культурном наследии России.

Дошкольный возраст яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья.

В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое.

Круг социальных, нравственных, духовных ценностей нельзя навязывать ребенку. Их смысл и значение определяется, вырабатывается собственными его усилиями, в процессе непосредственного знакомства и приобщения к той среде, в которой он живет.

Процесс ознакомления с родными народными игрушками, а в частности с матрёшкой, должен быть разнообразен и регулярен, интересен детям, так как через игрушки дети познают мир.

В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Патриотическое воспитание дошкольников является одной из основных задач образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического взаимодействия ребенка и педагога с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.

Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дети отвечает доверием взрослому, им присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Учитывая особенности матрешки надо целенаправленно использовать ее в детском саду, так как она является универсальной игрушкой.

В процессе знакомства детей с русской народной игрушкой, традициями, обычаями мы уделяем внимание духовному воспитанию, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению развития познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус, умение составлять композиции узоров для украшения сарафана матрешки, для создания игры, подарка, поделки.

Мы знакомим детей с новыми понятиями, названиями матрешек, элементами узора, тем самым способствуем формированию активного словаря детей, а значит, прививаем речевые умения и навыки, способствуя гармоничному развитию личности.

Рассмотрим историю создания матрешки. Вокруг истории создания Матрёшки ходит множество мифов и легенд. До сих пор нет однозначного мнения, когда именно возникла эта игрушка, и кто первым решил её смастерить. Тем не менее, о Матрёшке стало известно уже в 90-х годах XIX века. Согласно самому известному толкованию происхождения этой игрушки, придумал и выточил её токарь Звёздочкин в мастерской «Детское воспитание» Анатолия Ивановича Мамонтова. Считается также, что у нашей куклы был японский праотец, один из семи богов удачи – бог учёности и мудрости Фукурума. По другой версии, первым вырезал подобную игрушку некий русский православный монах-миссионер, побывавший на острове Хонсю и скопировавший составную игрушку с японской. Есть ещё и третье объяснение: удивительного деревянного старца, спрятавшего в себе всю семью, привезли в усадьбу Мамонтовых… опять-таки из Японии!

И тогда один из создателей русского стиля в искусстве художник Малютин решил сделать нечто подобное. Так появилась девушка с чёрным петухом в руке. Следом за ней вышло целое семейство, вплоть до младенца в пелёнках.

Итак, вероятнее всё же, что матрёшка увидела свет именно в мастерской Мамонтова. Первоначально в ней создавались куклы, демонстрировавшие праздничные костюмы жителей разных губерний и уездов России, и достаточно точно передававшие этнографические особенности женской народной одежды. Матрёшка не стала исключением. В её образ был вложен русский национальный дух.

Форма также отлично отвечала требованиям времени. В этот период в отечественном игрушечном производстве большое внимание уделялось развивающим интеллектуальным игрушкам. Токарная кукла-матрёшка в виде разъемных и вкладывающихся одна в другую фигурок, помогала ребёнку распознавать величину предметов, их цвета и формы.

Молчать о такой многофункциональной игрушке было невозможно. И уже в 1900 году она была отправлена в Париж на Всемирную выставку, где заслужила бронзовую медаль. Спустя 10 лет первая Матрёшка попала в Музей игрушек Сергиева Посада, там она и хранится до сих пор. Однако на этом её история не закончилась. Мастера из Сергиева Посада не только продолжили создавать новые игрушки, но и вдохновили умельцев из других городов.

В начале XX века начался массовый вывоз матрешек за границу. Расписывать этих кукол стали красочней, разнообразней. Рисовали матрёшек в сарафанах, в платках, с корзинами, узелками, букетами цветов. Интересно, что создавались мастерами не только девушки. Так, появлялись пастушки со свирелью, бородатые старцы с большой палкой, женихи с усами и невесты в подвенечном платье. Проблем с воображением у художников точно не возникало. Главный принцип, которому следовали все создатели этой игрушки, оставался неизменным. Внутри обязательно должен был находиться сюрприз. Так, матрёшка «Жених и невеста» помещали в себе всех родственников. Кроме семейной тематики были так называемые интеллектуальные матрёшки. Например, к 100-летию со дня рождения Н.В. Гоголя были изготовлены матрешки, изображавшие героев его произведений.

А в 1912 г., к юбилею Бородинской битвы, были выполнены матрёшки «Кутузов» и «Наполеон». Год спустя токарь Николай Булычев побил своеобразный рекорд, выточив 48-местную матрешку.

Откуда у этой куклы такое название? Ни для кого не секрет, что Матрёна – это женское имя, распространённое в среде крестьянства. С латинского языка оно переводится как мать. Вот и обладали им дородные, здоровые женщины, кормилицы многочисленного семейства. Игрушке с секретом, из которой можно сделать сразу несколько кукол, как нельзя лучше подошло это имя. В Матрёшке в яркой форме выразилось национальное представление о красоте и гармонии: широколицая, румяная, наряженная в праздничный костюм, с дорогим цветастым платком на голове женщина содержала в себе целую ораву детей. Она, действительно, стала своеобразным символом материнства для русских людей.

Матрёшка продолжает поражать людей художественным совершенством образа и выразительной силой русского национального характера. Ей удалось соединить в себе искусство мастеров и огромную любовь к русской народной культуре. И странствует она по всему свету как удивительный игрушечный символ России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Знакомство с русской народной игрушкой - Матрешкой» (средняя группа)

Конспект занятия «Знакомство с русской народной игрушкой - Матрешкой»  (средняя группа). ...

Интегрированное занятие "Знакомство с русской народной игрушкой матрешкой"

Материал представляет собой интегрированное занятие по образовательным областям:"Математика", "Познание", "Художественное творчество"."Музыка"...

Знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой для детей средней группы

Цель занятия:Знакомство детей с русской народной игрушкой – матрёшкой.Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства;Задачи:Познакоми...

Конспект занятия «Знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой»

Цель занятия:Знакомство детей с русской народной игрушкой – матрёшкой. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства;Задачи:Ра...

ООД по формированию целостной картины мира «Знакомство с русской народной игрушкой - Матрешкой» (средняя группа)

Цель: Знакомство детей с русской народной игрушкой – матрёшкой.Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства; Програ...

Беседа «Знакомство с русской народной игрушкой — матрешкой»

материал можно использовать в работе с детьми младшей группы....

Конспект " Знакомство с русской народной игрушкой- Матрешкой"

Конспект " Знакомство с русской народной игрушкой_ Матрешкой" Выполнила воспитатель Жалилова Гульфия Махмутовна...