Комплекс упражнений, направленных на развитие познавательно-исследовательских умений.
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Проскурина Надежда Георгиевна

Комплекс упражнений на развитие познавтельно - исследовательских умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_uprazhneniy.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений, направленных на развитие познавательно-исследовательских умений

I. «Учимся видеть проблемы»

1.На картинке нарисована коробка, установленная на столе в странном положении. Педагог предлагает детям посмотреть на картинку и сказать, есть ли в ней что-то, что удивляет.

Дети должны «увидеть проблему»: коробка в таком положении не может удержаться на столе.

Тем не менее она стоит так, как стоит. За счет чего? Дети должны высказать предположения, а потом провести подтверждающие их эксперименты.

2.«Смотреть на мир чужими глазами». Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем — способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон.
Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.

Выполним несложное упражнение. Читаем детям неоконченный рассказ: «Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги...»

Задание: продолжи рассказ. Но сделать это необходимо несколькими способами. Например — представь, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесешься к появлению первого снега? Затем представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, или летчик, отправляющийся в полет; ворона, сидящая на дереве; зайчик или лисичка в лесу. Аналогичных рассказов можно придумать множество. Используя их сюжеты, можно учить детей смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения.

В ходе выполнения этого задания очень важно стремиться к тому, чтобы дети были раскованны и отвечали смело. На первых порах следует воздерживаться от критики и, не скупясь на похвалы, отмечать наиболее яркие, интересные, оригинальные ответы. Естественно, что у части детей они будут неизбежно однотипны. В дальнейшем упражнения подобного рода позволят развить у детей эти способности.

3. «Сколько значений у предмета». Детям предлагается какой-либо хорошо знакомый предмет со свойствами, также хорошо известными. Это может быть кирпич, газета, кусочек мела, карандаш и многое другое.

Задание: найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

Поощряются самые оригинальные, самые неожиданные ответы, и, конечно же, чем их больше, тем лучше. В ходе выполнения этого задания активизируются и развиваются все основные параметры креативности: продуктивность, оригинальность, гибкость мышления и др.
Это задание позволит ребенку научиться концентрировать свои мыслительные возможности на одном предмете. Помещая его в разные ситуации и создавая, таким образом, самые неожиданные системы ассоциативных связей с другими предметами, ребенок учится открывать в обыденном новые, неожиданные возможности.

II. «Учимся выдвигать гипотезы»

1. Назови самые правдоподобные (логичные) причины событий:

На улице стало холодно.

Птицы улетели на юг.

Миша и Сережа поссорились.

Автомобиль стоит на обочине.

Человек сердится.

Назови 2—3 самые фантастические, самые неправдоподобные причины этих событий.

2. Усложним задание. Назови пять самых правдоподобных причин того, почему дует ветер (…почему течет ручей? …почему весной тает снег? и т.п.). Каждый ответ начни со слов:

Может быть…

Предположим…

Допустим…

Возможно…

Что, если...

3.При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов:

  • кусок поролона;
  • картонная коробка;
  • игрушечный автомобиль;
  • яблоко;
  • тарелка;
  • телевизор;
  • стол;
  • скрипка.

Очень полезно в плане тренировки умения выдвигать гипотезы упражнение, предполагающее обратное действие.

Назови также пять самых фантастических (неправдоподобных) причин этих событий.

4.Как вы думаете, почему детеныши животных (медвежата, тигрята, волчата, лисята и др.) любят играть?

Почему одни хищные животные охотятся ночью, а другие днем?

Почему цветы имеют такую яркую окраску?

Почему зимой идет снег, а летом только дождь?

Почему Луна не падает на Землю?

Почему в космос летают ракеты?

Почему самолет оставляет след в небе?

Почему многие дети любят компьютерные игры?

Надо предложить несколько разных гипотез по этим поводам, придумать также и несколько провокационных идей.

III. «Учимся задавать вопросы»

1.Для тренировки могут быть использованы задания, предполагающие исправление чьих-то ошибок, логических, стилистических, фактических. Приведем смешной детский словарик, содержащий массу ошибок, которые можно поправить в ходе проведения специального коллективного занятия с детьми. Список этот взят из книги К.И. Чуковского «От двух до пяти».

«Строганок — то, чем строгают.
Копатка — то, чем копают.
Колоток — то, чем колотят.
Цепля — то, чем цепляют. 
Вертуция — то, что вертится.
Лизык — то, что лижет.
Мазелин — то, чем мажут.
Кусарики — то, что кусает»

2. Игра «Угадай, о чем спросили»

Ребенку тихо, на ушко называется вопрос. Он, не произнося его вслух, громко на него отвечает. Например, задан вопрос: «Какие ты любишь мультфильмы?» Ребенок отвечает: «Я люблю все мультфильмы, но больше всех те, что про Дядю Федора, Матроскина и Шарика». Остальным детям надо догадаться, какой вопрос был задан.

Прежде чем выполнять задание, надо договориться с детьми, чтобы они не повторяли вопрос при ответе.

IV. «Учимся давать определения понятиям»

1.Упражнение «Различение». Прием, позволяющий установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов. Яблоко и помидор очень похожи, но яблоко — фрукт, а помидор — овощ, яблоко имеет один вкус, а помидор — другой и др. Множество примеров простых и сложных задач на различение можно найти в специальной и популярной литературе. Обратимся к примерам.

Множество примеров простых и более сложных различений можно найти в детских книжках. Например, в книге Бориса Зубкова «Из чего все машины сделаны?» описывается сходство и различие колес и их функций в технике:

«Автомобиль, трактор, электровоз, троллейбус — у всех есть колеса. Четыре, шесть, восемь колес. Есть автомобильные прицепы для больших и тяжелых грузов, у которых двадцать четыре колеса. Пусть груз очень тяжелый — не беда! Колес много, и на каждое приходится тяжесть небольшая. Значит, каждому колесу легко свою ношу нести…

Все колеса — ноги машины. А есть в машинах и другие колеса, самого различного назначения. Например, рулевое колесо. Оно над другими колесами командир».

После прочтения этого текста можно побеседовать с детьми о том, какие они знают еще колеса, чем они похожи и чем отличаются друг от друга. Аналогичных отрывков, способных стать хорошим исходным материалом для занятий, можно найти множество.

2.Загадки как определения понятий. Важным средством развития умений давать определения понятиям у детей являются обычные загадки. Таковыми они становятся тогда, когда мы смотрим на них не просто как на забаву, а как на веселое, но все же вполне серьезное задание. Отгадка загадки — это ее определяемая часть, а формулировка — это вторая половина определения, его определяющая часть.

Приведем несколько примеров загадок-определений:

1) Чернокрылый,
Красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды —
С первым снегом
Тут как тут! (Г.Абрамов)

Отгадка: Снегирь.

2) Бываю я черным,
Бываю я белым,
Румяным бываю
И чуть подгорелым — иногда,
Да ведь то не беда! (Я.Аким)

Отгадка: Хлеб.

3) Стоит он задумчивый,
В желтом венце,
Темнеют веснушки
На круглом лице. (Т.Белозеров)

Отгадка: Подсолнух.

4) Пучеглазая особа
Из болота смотрит в оба.
«Квакваква» да «квакваква» —
Вот и все ее слова. (Е.Брегер)

Отгадка: Лягушка

3.Игра «Трудные слова» (способ определения понятий)

Поделим детей на две-три подгруппы. Затем каждой подгруппе дается задание придумать по три «трудных слова». Слова должны быть такими, значение которых, по мнению придумывающих, никому из детей, кроме них, неизвестно. Потом одна подгруппа предлагает другим ответить, что означают задуманные ими слова. На обдумывание можно дать 30 секунд. За каждый правильный ответ подгруппа получает один балл. В роли арбитра выступает педагог.

V. «Учимся наблюдать»

1.Поставим перед детьми какую-нибудь из любимых ими вещей. Это может быть яркая, интересная игрушка (например, кукла или игрушечный автомобиль), предмет мебели, книга и др. Лучше, если этот предмет ярко окрашен и имеет много деталей, такой предмет и его детали воспринимаются и запоминаются легче.

Рассматриваем вместе этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагаем детям закрыть глаза. Уберем предмет и попросим детей вспомнить и назвать все его детали.

Затем вновь предъявим детям этот же предмет и коллективно побеседуем о том, что мы назвали, а что не заметили и не назвали, что осталось за пределами создавшегося у детей мысленного образа этого предмета.

2.Следующий этап упражнения — нарисуем изученную вещь (этот предмет) по памяти. Желательно воспроизвести и общие внешние характеристики предмета, и все его детали. Естественно, что для таких упражнений надо подбирать игрушки и предметы, которые содержали бы много деталей, но при этом не были бы слишком сложными для детского рисования.

Это упражнение надо повторять периодически, постоянно меняя предметы для наблюдения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс упражнений, направленный на развитие мышления у дошкольников с ОНР.

Упражнения, направленные на развитие мыслительных процессов у дошкольников с ОНР. Рекомендовано  педагогам дошкольного образования, родителям....

Открытое занятие по физкультуре на семинаре "Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников"

Темы занятия "Сила тяготения" (Школа мяча).Задачи: – дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле–  формировать...

Проект «Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интер...

Комплекс упражнений, направленный на развитие навыков продуцирования описательных рассказов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Комплекс упражнений, направленный на развитие навыков продуцирования описательных рассказов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР...

Игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных умений, эмпатии у детей, оптимизацию взаимоотношений в группе.

В своей работе использую игры и упражнения для создания благоприятного психологического климата в группе, развития у детей  способности понимать эмоциональное  состояние других, проявлять за...

Комплекс упражнений, направленных на развитие основных мыслительных операций

Комплекс упражнений, направленных на развитие основных мыслительных операций...