Перспективное планирование работы с родителями по экологическому воспитанию и природоохранной культуры дошкольников в ДОУ
календарно-тематическое планирование (средняя группа)
Выявление позиций родителей, поиск наиболее важных и эффективных форм работы. Заинтересованность их данной проблемой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2022-2023.docx | 30.22 КБ |
Предварительный просмотр:
год | Проблема | Этап | Содержание работы | Результат Форма отчетности | ||
2022 - 2023 | Выявление позиций родителей, поиск наиболее важных и эффективных форм работы. Заинтересованность их данной проблемой. | Основной | Составление перспективного плана работы с дошкольниками, родителями. | Перспективный план работы с родителями (приложение 1) Перспективный план работы с дошкольниками (приложение 2) |
Анкеты для родителей
Цель проведения анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.
«Насколько вы компетентны в вопросах экологии?»
- Считаете ли вы, что в нашем городе существуют экологические проблемы? Какие?________________________________________________________________________________________________________________________________________
- На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего города, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?______________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как часто вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу?______________
- Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе? А вы?___________________________________________________________________
Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе или для города?__________________________________________________
Как вы считаете, в нашем городе существуют проблемы, связанные с бытовыми отходами? Какие?_______________________________________________________
«Экологическое образование в семье».
- Есть ли у вас дома животные? Кошка, рыбки, собака, хомячок и др.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Есть ли комнатные растения? Какие?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Кто ухаживает за животными или растениями?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Что делает при этом ребенок: кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает? Подчеркнуть или дописать.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то где?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
- С какой целью?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Где ребенок обычно проводит лето?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду?
_________________________________________________________________
- Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Перспективное планирование работы с родителями по экологическому воспитанию и природоохранной культуры дошкольников в ДОУ
Месяц | Мероприятия и форма проведения | Задачи |
Сентябрь | Анкетирование родителей | Выявить уровень родителей по вопросам экологии. |
Сентябрь | Выставка поделок из овощей и фруктов «Фантазии осени» | Показать значимость экологического воспитания в дошкольном возрасте. |
Октябрь | Выставка рисунков в Центр культуры, спорта и молодёжной политики «Идёт доброта по Земле» | Активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования. |
Ноябрь | Праздник «День Матери», изготовление подарков из экологически чистого материала – бумаги» | Применение иновационных технологий в творческой деятельности. |
Декабрь | Семейный клуб «Содружество» Тема: «Мелкая моторика рук как средство развития познавательной сферы. Игра-путешествие «В гостях у тётушки Совы» | Ознакомление родителей с правилами поведения в природе. |
Декабрь | Выставка детско-родительского творчества «Символ 2023 года». | Привлечь родителей к совместной с детьми деятельности |
Декабрь | Муниципальный этап областного конкурса «Семья за детство безопасности» в номинации - книжка малышка «Я и мои родители на дороге» | Повышение активности родителей, заинтересованности в выполнении задания. |
Февраль | День здоровья- «Фитотерапия». | Расширение представлений родителей о системе оздоровления детей и формирования ЗОЖ. |
Март | Конкурс детско - родительского творчества «Живут на свете чудеса». | Способствовать коммуникации родителей и детей через продуктивный вид деятельности. |
Апрель | Выставка поделок «Эколята – защитники природы!» | Сплочение детско – родительского коллектива. |
Апрель | Огород на окне | Приобретение посадочного материала, высадка растений на участке. |
Май | Конкурс для родителей на лучшую листовку на тему «Сделаем наш город чище». | Дать возможность родителям поделиться с другими своей любовью к природе родного города. |
Перспективное планирование работы с детьми по экологическому воспитанию и природоохранной культуры дошкольников в ДОУ
№ | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | ||
1. | Природа вокруг нас. Экспериментирование с солнечным светом (солнечные лучи, солнечные зайчики) | Создание в группе благоприятной атмосферы и установление доброжелательного отношения с детьми. Выявление уровня экологической воспитанности у дошкольников. Закрепить знания детей о деревьях, и растениях, об овощах и фруктах, животных, о неживой природе. Познакомить детей с влиянием солнечных лучей, с происхождением солнечных зайчиков. |
2. | Наблюдение «Цветы на нашем участке» Исследовательская деятельность «Как развивается растение» | Уточнить представление детей о том, что, кроме деревьев и кустарников, на территории детского сада растут цветы, разные по окраске, названиям, но все красивые. Уточнить названия цветов, их строение, особенности размера, окраски, формы лепестков, листьев, стебля. Побуждать к сравнительным высказываниям, употреблению эпитетов, оценок. Обратить внимание на то, что некоторые цветы приятно пахнут. Воспитывать умение радоваться, воспринимая красоту цветущих растений, желание сохранить ее. Уточнить представление о том, что растения живые – они растут и изменяются. Выделить циклы развития растения: семя -> росток —» растение —> цветок —> плод -> семя. |
3 | Ознакомление с сезонными явлениями природы Эксперимент «Поиск воздуха» (чистый воздух богатство нашего края) | Обратить внимание детей на небо: что на нем видите? (солнце, облака или тучи). Определить ветер – посмотреть на деревья: качаются ли ветки, в какую сторону наклоняются. Значение ветра для жизни растений и животных. Летающие семена. Развивать речь, провоцировать детей употреблять прилагательные, делать выводы. Продолжать учить отбирать нужные картинки в календаре природы, одевать по погоде куклу. Обнаружить и выявить свойства воздуха. |
4. | Что растет в лесу Фотовыставка «Мы в лесу», рисование, лепка грибов | Закреплять первоначальные знания о лесе: в лесу растет много разных деревьев, кустарников, растут ягоды и грибы. В лесу всегда тень и прохладно, осенью листва на деревьях желтеет и краснеет, поэтому лес становится красивым, в нем пахнет грибами. Познакомить с произведениями искусства – картинами и репродукциями на тему осеннего леса. Формировать умения рисовать и лепить грибы. |
Октябрь | ||
1. | Красная книга НСО | Рассмотреть с детьми экологические проблемы родного края, Новосибирской области, знакомство детей с Красной книгой НСО. |
2. | Соль Игра-эксперимент «Соль и ее свойства» | Расширять представление детей о свойствах соли и воды, их использование. |
3. | Наблюдение «Кто живет в аквариуме?» | Наблюдение за рыбками в аквариуме (видеофильм, презентация). Уточнить представление о том, что в аквариуме живут рыбки, черепахи, улитки, растения. Формировать представление о том, что рыбки живут в хороших условиях: в аквариуме много воды, света, на дне лежат песок, камни, рыбки не голодают, потому, что их каждый день кормят. В этих условиях они хорошо себя чувствуют, не болеют. Уточнить представления об особенностях внешнего облика рыб, строении их тела, о функции глаз – они нужны, чтобы видеть окружающие предметы. |
4. | К ребятам приходит Айболит Эксперимент «Здоровая пища» | Воспитывать у детей интерес к своему здоровью, желание его поддерживать полезной, содержащей витамины пищей. Уточнять и расширять представления об отличительных особенностях овощей, фруктов о том, что их можно есть в сыром и/или вареном виде, из них можно готовить суп, салат; в сыром виде они полезнее – в них много витаминов, которые нужны для здоровья, в ходе эксперимента показать взаимосвязь органов вкуса и запаха. |
Ноябрь | ||
1. | Экосистема «Лиственный лес» Эксперимент «Чьи следы» | Расширять представления детей о лесе – в лесу живут разные животные (заяц, еж, белка, лиса, волк, медведь); насекомые, птицы, все они могут жить в лесу, потому, что находят там пищу; учить детей различать этих животных по особенностям внешнего вида. Развивать познавательный интерес у детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности. |
2. | Реализация проекта «Природа родного края» | Знакомить детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны. Сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять. Сформировать у детей представления о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности. |
3. | Домашние животные Экологическая игра «Домашние животные» | Наблюдение за животными (видео, презентация). Закрепить у детей представления об известных им домашних животных – корове, козе, свинье, познакомить с новыми – овцой, лошадью; познакомить со стихотворениями о них, вызвать положительный эмоциональный отклик, интерес и сочувствие к животным. |
4. | Экологический квест «Мы защитники природы» | Дать детям знания об окружающей его природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины. Развивать познавательную и исследовательскую активность, любознательность, умение согласовывать свои действия с действиями товарищей. Помочь детям осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека. |
Декабрь | ||
1. | Зима на участке детского сада. Опыты и эксперименты с водой и снегом, цветные льдинки | Закреплять знания о первых признаках зимы, умение наблюдать явления природы, устанавливать простейшие связи между ними, формировать умение восхищаться красотой русской природы. Развивать поисково-познавательную активность детей при проведении опытов и исследований с водой и снегом. |
2. | Красная книга НСО | Продолжать рассмотреть с детьми экологические проблемы родного края, Новосибирской области, знакомство детей с Красной книгой НСО. |
3. | Экспериментирование с предметами (бумага, ткани, пластмасс, металл) Игра-эксперимент «Свойства бумаги» | Сформировать умения различать по свойствам бумагу, ткань, металл, пластмасс. Уточнять представление детей о бумаге и изделиях из нее (бумагу делают из дерева, бумага очень нужна людям, из нее изготавливают разные предметы, она бывает разного цвета, тонкая и толстая, мягкая и жесткая, на ней можно рисовать, из нее можно делать игрушки, бумагу надо беречь); упражнять детей в аппликации – умение составлять и склеивать предмет из частей. |
4. | Исследовательская деятельность «Сравним живую и игрушечную ели» | Показать детям главные особенности живого дерева, игрушечная ель искусственная, ее сделали на заводе из пластмассы, у нее есть ствол, ветки, но нет корней – она не живая, не пахнет, ее можно поставить в любое место, с ней можно играть. Воспитывать у детей эмоционально положительное отношение, сочувствие к живой ели, желание облегчить ее зимнее существование, дать представление о том, что в сильные морозы деревья могут замерзнуть, поэтому их следует прикапывать снегом, который согревает корни и ствол, что большое количество снега на лапах ели вредно для нее, так как оттягивает их вниз и может сломать, ели можно помогать, легонько отряхивая снег с веток. |
Январь | ||
1. | Исследовательская деятельность «Почему песок хорошо сыплется?» | Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. |
2. | В гостях у курочки Рябы (знакомство с птичьим двором) | Уточнить представления детей о домашней птице: курах, утках, гусях (как выглядят, какие звуки издают. Как передвигаются, чем питаются, какую приносят пользу, чем отличаются взрослые особи от детенышей). |
3. | Знакомство с птицами Барабинского района | Продолжать знакомить детей с лесными птицами, обогащать и углублять представления детей о птицах (особенности строения, потребности и способы их удовлетворения), способствовать возникновению желания ухаживать за птицами. |
Февраль | ||
1. | Резина. Игра-эксперимент «Свойства резины» | Знакомство со свойствами резины и её применением в жизни человека. |
2. | Экологическая акция: «Умный взгляд на мусор»
«Много идей из ненужных вещей» Выставка поделок | Расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной. Формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов. Рассмотреть возможность использовать бросовый материал для создания поделок, вещей (предметов), полезных человеку; содействие и укрепление связи ДОУ и семьи. |
3. | Наблюдение за комнатными растениями (в группе) | Выявить знания детей о комнатных растениях, закрепит знания об их названиях и пользе, приносимой людям; комнатные растения тоже живые, весной они начинают расти, поэтому их надо больше поливать, подкармливать удобрениями или пересаживать в новую землю; воспитывать заботливое и внимательно отношение к комнатным растениям, развивать желание помогать взрослым в уходе за ними. |
4. | Наблюдения за природой. Игра-эксперимент «Свойства камня» | Формировать представление о свойствах и особенностях камня, формировать навыки сравнения реальные предметы (камень, пластилин). |
Март | ||
1. | Красная книга НСО | Продолжать рассмотреть с детьми экологические проблемы родного края, Новосибирской области, знакомство детей с Красной книгой НСО. |
2. | Экосистема - водоем | Освоение действия построения модели, отражающей взаимосвязь растений, животных и условий жизни в водоеме. Познакомить детей с водоемами Барабинского района. |
3. | «Удивительный магнит». Игра-экспериментирование «Свойства магнита» | Знакомство со свойствами магнита и применением их в жизни человека. |
4. | Наблюдения за природой. Весна на участке детского сада. Опыты и эксперименты с водой и снегом | Систематизировать знания детей об изменениях в природе весной, закрепить признаки ранней весны, название перелетных птиц, обогащать и активизировать словарь по теме «Весна», помочь детям самостоятельно реализовать представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, окрашивание). Развивать инициативность, познавательную активность. |
Апрель | ||
1. | Исследовательская деятельность «Веселый огород» | Знакомство с посадкой и уходом за растением, обучение длительному наблюдению; формировать у детей интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях. |
2. | Айболит в гостях у детей. Исследовательская деятельность «Лук от семи недуг» Реализация проекта «Огород на окошке» | Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми, вести здоровый образ жизни, воспитывать сочувствие к болеющим детям; объяснить, что зимой организму требуется пища с витаминами, которых много во фруктах, шиповнике, зеленом луке; уточнить представление о различных фруктам; показать как садить сажать лук. |
3. | Досуг, посвященный Дню Земли | Формировать бережное отношение ко всему живому на земле, закрепить полученные знания о животных и растениях; формировать эмоциональный отклик на природу, желание ее охранять. |
4. | Починка деревянных предметов. Игра-эксперимент «Деревянный мир» | Уточнить представления детей о деревьях, растущих на участке; дать представление о том, что деревья служат материалом для появления различных деревянных предметов, о необработанной древесине; из древесины делают мебель, оконные рамы, двери, пол; все предметы из дерева надо беречь, вовремя их чинить. |
Май | ||
1. | Наблюдение за природой «Такие разные облака» Эксперимент «Чистый и грязный воздух» | Формировать у дошкольников элементарные экологические представления о неживой природе, мыслительные операции через поисково – познавательную деятельность. Продолжать закреплять знания детей о том, как появляются облака, какие бывают (виды облаков). Дать детям представление, о том, какую роль играют растения в нашей жизни, как они влияют на чистоту воздуха и состояние здоровья человека. |
2. | Зеленая аптека- лекарственные растения Барабинского района Исследовательская деятельность «Наблюдение за одуванчиками» | Познакомить детей с лекарственными растениями Барабинского района, показать их значение для здоровья человека. Формировать знания детей о первых весенних цветах, одуванчиках. Познакомить со строением цветка и его особенностями. Научить подбирать образные слова и выражения. Воспитывать умение радоваться, воспринимая красоту цветущих растений. |
3. | Красная книга НСО | Продолжать рассмотреть с детьми экологические проблемы родного края, Новосибирской области, знакомство детей с Красной книгой НСО. |
4. | Квест «Экологическая тропа на территории ДОУ» | Обратить внимание детей на изменения в природе. Как вся природа ожила, солнце ярко светит. Формировать представление о том, как чувствуют себя растения на улице (плохо: им холодно, нужно тепло и полив). Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе. |
В летний период дети помогают воспитателям ухаживать за огородом и цветниками ДОУ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию старших дошкольников
план работы, приёмы и методы...
Перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников (старшая группа).
Перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников....
Перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников
Представлен перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников по трем возрастам: средний возраст, старший возраст, подготовительный возраст...
Перспективное планирование работы с родителями по экологическому воспитанию на группе раннего возраста.
В данной теме разработан материал работы с родителями по экологическому воспитанию на учебный год....
Перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию старших дошкольников на 2018 – 2019 гг.
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главн...
План самообразования по экологическому воспитанию и природоохранной культуры дошкольников в ДОУ на 2023-2024 учебный год.
Проблемы сегодняшнего времени: сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, засоренность среды обитания, чаще загрязняются и становятся безжизненными водоёмы...
Аналитический отчёт педагога за 2023-2024 уч.год по теме самообразования «Экологическое воспитание и природоохранная культура дошкольников в ДОУ"
В отчете предоставлена информация о деятельности педагога, использование им методической литературы, взаимодействие с другими педагогами, об участие в работе проблемной площадки начальное инжене...