занятие в старшей разновозрастной группе "Как происходит извержение вулкана"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Дети на протяжении всего занятие знакомятся с вулканом, его строением. Попадают в лабораторию и проводят опыты, как настоящие вулканологи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vulkan.docx | 486.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное учреждение
«Каменно-Ключевской детский сад»
Открытый просмотр мероприятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей разновозрастной группе «Радуга»
Тема: «Как происходит извержение вулкана»
Подготовила и провела
Воспитатель:
Гречишкина Т.И.
Прокопьевский М.О
2022г.
Конспект открытого занятия в старшей разновозрастной группе на тему:
«КАК ПРОИСХОДИТ ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛКАНА»
Автор: Гречишкина Тамара Ивановна
Образовательное учреждение:МАДОУ«Каменно-Ключевской детский сад»
Возрастная группа:старшей разновозрастной группе
Образовательная область: Познаниеразвитие. Социально коммуникативное развитие.
Вид деятельности: Игровая. Познавательно исследовательская. Коммуникативная.
Форма проведения: совместная деятельность.
Место проведения: групповая комната.
Цель: Формирование знаний детей через совместную игровую экспериментальную деятельность.
Задачи:
Образовательные:
1. формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;
2. формировать умение правильного обращения с химическими веществами.
3. показать положительное и отрицательное значение вулканов для людей.
Развивающие:
- развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;
- развивать мыслительные процессы: мышление, воображение, внимание, наблюдательность.
- развивать умение работать в группах самостоятельно по схеме.
Воспитательные:
1. воспитывать желание участвовать в совместной деятельности;
2. воспитывать отзывчивость, взаимопомощь.
Интегрируемые образовательные области:
«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Методы и приёмы:
Словесные: вопросы, ответы, художественное слово.
Игровые: превращение в исследователей, физминутка «Вулкан».
Практические: игровая деятельность, выполнение экспериментов.
Словарная работа:
обогащать словарь новыми словами: лава, пемза, магма, жерло вулкана. Познакомить с новым словом- вулканологи. магнитн
Материалы и оборудование: Глобус, макет горы вулканического происхождения расположенный на глубоком подносе, компьютер,
Материалы и оборудование: глобус, плакат «Строение вулкана», макет горы вулканического происхождения расположенный на глубоком подносе, картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи», тропинка с препятствиями, музыкальное сопровождение.
Оборудование для экспериментирования:
- макет горы вулканического происхождения, вода, гуашь красного цвета, моющее средство для посуды, сода, пробирки, штативы, фартуки, нарукавники, шапочки,ложки, схема для проведения опытов.
- кусочки пемза.
Предварительная работа.
Изготовление макета горы вулканического происхождения.
Для изготовления и формирования макета горы понадобилось: поднос, пластиковая бутылка, картон, скотч, пластилин.
Ход занятия:
Входим в группу.
- Организационный момент
Воспитатель: Ребята, сегодня у меняотличное настроение, я хочу, чтобы оно и вам передалось. А для этого нам необходимо пожелать друг другу доброго утра и улыбнуться. Давайте сделаем это вместе. (дети встают вместе с воспитателем)
Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)
Доброе утро скажу всем друзьям! (повернуться к соседу справа и слева)
Доброе утро, родной детский сад!(руки перед собой)
Видеть гостей здесь сегодня я рад! (хлопают в ладоши)
Воспитатель: Ребята, сегодня утром я получила посылку (или лучше, чтобы кто-то принес вам посылку, вы при детях открываете) и вот что в ней нашла (в коробке камни пемза, письмо). «Здравствуйте дорогие ребята! Меня зовут Почемучкин. Помогите мне найти ответ на вопрос: откуда взялся этот камень (пемза) и как он появился на нашей планете?»
- Ребята, а мы поможем Почемучкину найти ответ на вопрос?
Дети: Да.
Воспитатель(Показывает пемзу): Ребята, а кто знает, как этот камень называется?(не знают). Может, у кого-нибудь дома есть такой камень? (рассуждения, предположения детей). Ребята, вам интересно узнать, как он называется и откуда взялся этот камень? Тогда, мы постараемся с вами выяснить это.
Воспитатель: О чем пойдет сегодня речь, вы узнаете, если отгадаете загадку?
«Я плююсь огнем и лавой,
Я - опасный великан,
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня? (Вулкан)
Правильно, мы с вами поговорим про вулканы, а также узнаем, как они связаны с камнем, который прислал нам Почемучкин.
.Как вы думаете, что такое вулкан?
Дети: Вулкан – это гора, с отверстием на вершине.
Воспитатель:Правильно.
Воспитатель: Ребята, а на какое геометрическое тело похож вулкан?
Дети: на конус.
Показать плакат строением вулкана.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам вспомнить, как устроен вулкан.
Как называется вершина горы, из которой извергается вулкан?
Дети: Вершина горы, из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Как вы думаете, на что похож кратер вулкана (похож на чашу, дыру, миску и т. д.)
Воспитатель: Ребята, а что находится внутри вулкана? (Камни, пепел).
А как это можно назвать одним словом?
Дети: это магма.
Воспитатель: Что за канал находится в самой толще горы?
Дети: Это жерло.
Воспитатель: Ребята, а как называется огненная жидкость, выходящая из вулкана?
Дети: Лава.
Воспитатель: Кто-нибудь знает, как просыпается вулкан? (Извержение вулкана начинается тогда, когда собирается много магмы. Вначале происходит взрыв, затем магма поднимается по жерлу вулкана и через кратер выходит наружу лава).
Воспитатель: Кто мне скажет, почему внутри вулкана находится магма, а выходит наружу-лава?
Дети: Потому что магма, это расплавленные камни и летучие газы, а когда она выходит наружу, то газы испаряются и остаются только расплавленные камни-лава.
Вывод: Правильно ребята, магма это расплавленные камни и летучие газы, а когда она выходит наружу, то газы испаряются и остаются только расплавленные камни- это лава.
Воспитатель: Как вы думаете опасно людям жить рядом с такой горой?
(Да, людям страшно жить рядом с горой, может произойти извержение вулкана)
Ничто не в силах удержать вулкан. Под его пеплом погибают города, острова и даже страны. Страшная трагедия случилась (произошла) в далеком прошлом. Был стерт с лица земли город Помпея, никому спастись не удалось в этом городе. Через много лет археологам, а кто такие археологи? Археологам удалось раскопать этот погибший город. Эта страшная трагедия произвела огромное впечатление на русского художника Карла Брюллова, который изобразил трагедию на своем полотне (показать). И назвал он ее «Последний день Помпеи».
Как вы считаете, приносят вулканы пользу или нет? (приносят: почва плодородная)
Воспитатель: пепел вулканов является дополнительным удобрением для почвы. А также из вулканической пыли изготавливают лекарства, драгоценные камни.
Скажите мне, пожалуйста, какие бывают виды вулканов? (Дети называют). Ребята, сейчас поделимся на три команды по три человека, у каждой команды своя корзиночка, в которой лежат пазлы. Вам нужно собрать их и назвать вид вулкана?
.Расскажите, какие картинки вы собрали.
-У вас какой вид вулкана? («Действующий»)
-Это что за вулкан у вас? (Он выбрасывает из своего жерла горячие газы и пар).
-А у вас какой вулкан? («Спящий»?)
- Как вы определили, что он спящий? («спящий» вулкан недавно извергался, видна застывшая лава).
- А у вас какой вид вулкана?(«Потухший»).
А как вы определили, что это потухший вулкан? («Потухший» вулкан покрылся мхом, зеленью)
Ребята, недавно я смотрела телевизор и услышала новость, что где-то у нас в стране произошло извержение вулкана. Может кто-нибудь из вас тоже смотрел эти новости? Правильно на Камчатке снова проснулся вулкан Шевелуч. Высота выброса составила 5000метров над уровнем моря.
Камчатка – это дальневостовный край. С высоты Камчатка похожа на гигантскую пустыню. Это край суровой Северной природы. А вы знаете, что на Камчатке находится самый большой вулкан, который называется «Ключевская сопка». На полуострове более 300 вулканов, одни спят, а другие показывают свой нрав.
Воспитатель:Ребята, вы, наверное, немного устали, я предлагаю вам отдохнуть. Физкультминутка «Вулкан».
Воспитатель: Отдохнули? Ребята, подскажите, как называют людей, которые занимаются изучением вулканов?
Дети: Нет.
Воспитатель: Их называют вулканологами.
Повторим вместе это трудное слово (а теперь повторяют 1,2ребенка). Вулканологи постоянно следят за жизнью вулканов (показать картинку).
Это опасная профессия. Для изучения вулканов они одеты в специальные защитные костюмы, на ногах ботинки на толстой подошве. А зачем вулканологам нужна эта специальная одежда?
Дети: Без таких защитных костюмов и обуви к вулкану не приблизиться – невыносимо жарко.
Воспитатель: У вулканологов есть специальные приборы, которые могут точно определить, когда проснется вулкан. И тогда ученые предупреждают людей об опасности, и люди покидают свои жилища и уходят как можно дальше от вулкана.
Скажите, а вы бы хотели статьучеными вулканологами?
Тогда, ребята, повторяйте вместе со мной: (кружимся) раз, два, три, четыре, пять, в ученых дружно превращаемся сейчас. Вот мы и превратились в ученых. Ученые проводят свои опыты где? (в лаборатории).
Воспитатель: Вы бы хотели побывать в лаборатории? (Да). У каждого из вас на запястье какой руки находится браслет. Добраться до лаборатории нам помогут волшебные стрелки. Какого цвета у вас браслет, на стрелку такого же цвета встаем и идем.
Вот мы с вами и попали в лабораторию. Смотрите, в нашей лаборатории есть халат, это халат для профессора, он как раз моего размера. Можно я буду профессором, а вы будете моими помощниками, для вас в нашей лаборатории есть фартуки и нарукавники! Давайте все это наденем. Теперь у нас настоящая лаборатория, в ней есть и профессор, и помощники, и все для опыта тоже есть.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, на столах стоят макеты каких вулканов? (Спящих) Вы хотите разбудить наш спящий вулкан? Мы с вами попробуем их разбудить, но прежде, чем провести опыт, вспомним правила поведения в лаборатории:
- Вести себя тихо, не трогать ничего без разрешения.
- Работать только на своем месте.
- Не пробовать на вкус.
- Почему? (Потому что мы не знаем, что это такое и можем отравиться.
- Соблюдать осторожность.
Чтобы не навредить себе и окружающим, будем работать по схеме, которую я для вас приготовила. Кто мне поможет ее прочитать?
1 - высыпаем вещество из пробирки № 1 (это пищевая сода).
2 - Затем высыпаем вещество из пробирки №2 (это лимонная кислота).
3 - Из пробирки №3 добавляем 10 капель красной краски (пипетка)
Воспитатель:Внимание, приступаем к работе, соблюдая правила безопасного поведения. А я профессор буду наблюдать за правильным выполнением задания.
-Ребята, что из ваших вулканов выходит? (выходит, пузырясь лава.) (Дети наблюдают извержение вулкана)
- Вам интересно, что происходит с лавой дальше?
Лава кипит, бурлит, так она и застывает, превратившись вот в такой камень с дырочками, который называется пемза.Ребята, вы поняли, откуда появилась пемза? (из вулканической лавы). Мы нашли ответ на вопрос Почемучкина? (Да.) Когда мы вернемся в группу, то напишем с вами ответ Почемучкину?
Вывод:Сегодня мы с вами оживили вулканы в нашей лаборатории.
Мы с вами были учеными-вулканологами.
А теперь снимаем фартуки, ведьнам пора возвращаться в группу (говорим 1, 2, 3, 4, 5 в детский сад возвращаемся опять).
Воспитатель: Дети, вам интересно было сегодня в лаборатории? Если вам понравилось наше путешествие, то нарисуйте на смайлике веселую улыбку. А, если у вас возникли трудности, то тогда рисуем грустную улыбку. Но рисовать будем одновременно двумя руками, всем понятно, приступайте. Забирают смайлики домой.
Воспитатель:
Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно, и все у вас получилось замечательно! Когда вы вырастите большими, наверное, обязательно станете учеными! Вы будете изучать, и беречь нашу Землю.Ребята, помните, что Земля без нас будет жить, а вот мы без земли жить не сможем. Это было, есть, и это будет всегда.
Ребята, я хочу вам подарить вам эту энциклопедию, чтобы вы изучали природные явления, любили и берегли нашу планету. Пройдемте в группу и рассмотрим ее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по эксперементально-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Как происходит извержение вулкана?»
Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения...
Конспект НОД для старшей группы "Как происходит извержение вулкана?"
Данный конспект знакомит детей с природным явлением "вулкан", а также дает детям возможность в процессе опытов познакомиться с извержением вулкана в минилаборатории....
Конспект открытого занятия познавательно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Как происходит извержение вулкана.
Конспект открытого занятия познавательноэкспериментальной деятельности в подготовительной группе «Как происходит извержение вулкана».Провела: Водопьянова Александра Сергеевна2015г Конспект позна...
Конспект занятия по экспериментально - исследовательской деятельности " Как происходит извержение вулкана" для детей старшего дошкольного возраста.
Конспект занятия по экспериментально - исследовательской деятельности " Как происходит извержение вулкана" для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «КАК ПРОИСХОДИТ ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛКАНА»
Конспект открытого занятия в подготовительной группе«КАК ПРОИСХОДИТ ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛКАНА»Цель:Познакомить детей с природным явлением — вулканами, их строением, причиной извержения.Зада...
Конспект занятия для подготовительной группы "Как происходит извержение вулкана"
Конспект занятия для подготовительной группы "Как происходит извержение вулкана"...
Конспект. Экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе «Как происходит извержение вулкана»
Конспект. Экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе«Как происходит извержение вулкана»Березовская Светлана Сергеевна. МАДОУ ЦРР д/с 30 «Дельфинёнок» г.Хи...