Конспект НОД для старшей группы "Как происходит извержение вулкана?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Борисова Татьяна Юрьевна

Данный конспект знакомит детей с природным явлением "вулкан", а также дает детям возможность в процессе опытов познакомиться с извержением вулкана в минилаборатории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_vulkan.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР -  детский сад № 3 «СОЛНЫШКО»

г. Дрезна

Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшей группы:

                                                               

                                                                     Воспитатель: Сахарова Т.Ю.

 

2015г.

НОД по экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Как происходит извержение вулкана?»

Цель:

Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения.

Задачи:

1. Познакомить с природным явлением – вулканом, наглядно показать связи между живым и неживым в природе, побудить детей к эмоционально-познавательной деятельности. Формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют.

2. Развивать мышление, логику, творчество ребенка. Поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные раннее знания.

3. Воспитывать бережное отношение к природе,  интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.

СЛОВАРЬ: Гора, вулкан, кратер, жерло, конус, лава.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Чтение детской энциклопедии "Все обо всем", Большая энциклопедия "Почемучек", рассматривание фотографий, иллюстраций с различными вулканами. Беседы о вулканах с фактами. Изготовление макета вулкана.

МТЕРИАЛ:

Макет вулкана, поддон; сода, уксус; свекольный сок, моющая жидкость; лист бумаги, цветные карандаши; чайная ложка, пипетка, 2 презентации про вулканы, коробка с предметами для работы геолога, рюкзак.

Ход занятия:

Ребята, посмотрите сколько много гостей сегодня в нашем детском саду (дети здороваются с гостями).

Ребята, сегодня мы снова пришли в нашу лабораторию «Интересных открытий». Скажите ребята, для чего мы с вами приходим в лабораторию? (Чтобы узнавать что-то новое и интересное).

Ребята, а вы знаете, кто такие геологи? (Геологи – это люди, которые изучают богатства Земли). Ребята, вы хотите сегодня стать геологами и узнать что-то новое о недрах нашей Земли? (Да, хотим!). Надеюсь, теперь мы готовы к путешествию. Закрыли глазки… раз, два, три… в геолога превратись. Вот мы теперь – геологи.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СОБЕРИ СУМКУ ГЕОЛОГА»

На столе лежат разнообразные предметы: ручка, тетрадь, компас, молоток, бутерброд, 2-3 вида разных игрушек, аптечка.

Дети должны выбрать нужные предметы для геолога и объяснить свой выбор.

Ну а теперь, когда у нас есть все необходимое, в путь! Построились друг за другом и собрались в путь. Путешествие долгое, нам надо подняться высоко-высоко в горы, где будем проводит наши исследования.

ФИЗМИНУТКА

Ветер веет над полями, 
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.) 
Облако плывет над нами, 
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.) 
Ветер пыль над полем носит. 
Наклоняются колосья — 
Вправо-влево, взад-вперёд, 
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.) 
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.) 
Там немного отдохнём. (Дети садятся.) 

- Вот мы и пришли на гору. На вершине горы, а в общем, вы сами все увидите.

Давайте все вместе вспомним, что мы уже с вами знаем о богатствах нашей Земли. (дети рассказывают о глине, нефти, песке, меле, воде).

Ученые геологи еще не могут до конца узнать, что находится в недрах земли. Сегодня ученые могут судить о строении недр земли по вулканическим выбросам.

Я плююсь огнем и лавой,

Я - опасный великан!

Славен я недоброй славой,

Как зовут меня?

(Вулкан)

- Правильно, речь пойдет о вулканах. Ребята, вспомните, что такое - вулкан?

ДЕТИ: Это гора, из которой сначала идет дым, потом летят камни, а затем извергается лава.

Вы хотите узнать, что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана?

Воспитатель рассказывает легенду о боге Вулкане. 
"Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди все огнедышащие горы стали называть вулканами".

Вулкан это большая гора с крутыми склонами. Какой формы вулкан? (конус).

На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер - это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне - красновато-оранжевая пасть, это жерло вулкана, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно». (просмотр презентации)

Посмотрите ребята, я приготовила для нас макет вулкана! (Дети вместе с воспитателем подходят к макету вулкана, организуется обсуждение).

Интересно?! Хотите самостоятельно, в лаборатории проделать опыт: извержение вулкана?

А сейчас давайте пройдем в лабораторию «интересных открытий». Пальчиковая игра "Паучок" (Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.) 
Паучок ходил по ветке, 
А за ним ходили детки. 
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.) 
Дождик с неба вдруг полил, 
(Хлопок ладонями по столу/коленям.) 
Паучков на землю смыл. 
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.) 
Солнце стало пригревать, 
(Делаем движения такие же, как и в самом начале.) 
Паучок ползёт опять, 
("Паучки" ползают по голове.) 
А за ним ползут все детки, 
Чтобы погулять на ветке.

В лаборатории у нас все готово для проведения опытов.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ

1. Работа под наблюдением воспитателя.

2. Надо работать аккуратно, четко соблюдая правила

3. ничего не брать в рот

4. осторожно насыпать вещества

5. осторожно наливать воду

6. лаву не трогать

7. использовать салфетку

Воспитатель объясняет последовательность проведения опыта

Давайте посмотрим:
Из чего сделаем основание вулкана? (из конуса который мы сделали заранее)
Из чего сделаем жерло вулкана? Можно вставить внутрь конуса пустую пластиковую баночку. Все это ставим на подносы.
Надеваем перчатки.

Насыпаем в макет несколько ложек соды.
Добавляем свекольного сока.
5 капель моющей жидкости (пипеткой)
А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? Х - самому пользоваться нельзя, это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у вас будет все готово.

Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается ваш вулкан. Он извергается спокойно.

Лиза, прочитай нам стихотворение про вулкан.

Вулканы начали "вулканить" -

Из жерла лаву извергать.

По склонам лава потекла

И землю сильно обожгла.

Спустя века закашлял злой

Вулкан и пеплом и золой.

Вулкан гремит, вулкан пыхтит!

Как грозен он сейчас на вид!

Но вот он начал уставать -

Огонь в нем начал угасать.

Последний раз огнем дыхнул

И на десятки лет уснул.

Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно и все у вас получилось замечательно! Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается?

А сейчас я предлагаю вам зарисовать ваши вулканы на листе бумаги.

Когда вы вырастите большими, некоторые из вас, может, станут учеными! Вы будете изучать и беречь нашу Землю.

Земля нас кормит, одевает, греет, дает нам все необходимое для жизни. Ребята, помните, что Земля без нас будет жить, а вот мы без земли жить не сможем. Это было, есть, и это будет всегда. 

Что вам понравилось больше всего, что нового вы узнали?

Благодарит детей за участие в опытно – экспериментальной деятельности.  Вручает  значки  «Юный исследователь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения организационной деятельности с детьми подготовительной группы Тема: «Как происходит извержение вулкана»

Конспектпроведения организационной деятельности с детьми подготовительной группыТема: «Как происходит извержение вулкана»...

Конспект открытого занятия познавательно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Как происходит извержение вулкана.

Конспект открытого занятия познавательно­экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Как происходит извержение вулкана».Провела: Водопьянова Александра Сергеевна2015г Конспект позна...

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Как происходит извержение вулкана?»

      Задачи:познакомить детей с природным явлением – вулкан, его извержением;развивать умение устанавливать причинно–следственные связи;расширять словарь детей, разв...

Конспект занятия по экспериментально - исследовательской деятельности " Как происходит извержение вулкана" для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект занятия по экспериментально - исследовательской деятельности " Как происходит извержение вулкана" для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект. Экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе «Как происходит извержение вулкана»

Конспект. Экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе«Как происходит извержение вулкана»Березовская Светлана Сергеевна. МАДОУ ЦРР д/с 30 «Дельфинёнок» г.Хи...

занятие в старшей разновозрастной группе "Как происходит извержение вулкана"

Дети на протяжении всего занятие знакомятся с вулканом, его строением. Попадают в лабораторию и проводят опыты, как настоящие вулканологи....